V. ФИЗИЧЕСКИЙ МИР И ЕГО СВЯЗЬ СО СТРАНОЙ ДУШ И ДУХОВ



Образования мира душ и страны духов не могут быть объектами внешнего, чувственного восприятия. Объекты этого чувственного восприятия должны быть поставлены рядом с вышеописанными двумя мирами как третий мир. И в течение своего телесного сущест­вования человек одновременно живет в трех мирах. Он воспринимает вещи чувственного мира и воздей­ствует на них. Образования мира душ действуют на него своими силами симпатии и антипатии; а его собственная душа своими склонностями и отвращением, своими желаниями и вожделениями вызывает волны в душевном мире. Духовная же сущность вещей отража­ется в его мире мыслей; и сам он, как мыслящее духов­ное существо, является гражданином страны духов и собратом всего, что живет в этой области мира. — Из этого следует, что чувственный мир есть лишь часть того, что окружает человека. Из всего мира, окружающего человека, эта часть является в извест­ной степени самостоятельной, потому что она может быть воспринята чувствами, которые оставляют в сто­роне душевное и духовное, принадлежащее также к этому миру. Так же, как кусок льда, плавающий на поверхности воды, есть то же самое вещество окружа­ющей его воды, но отличается от нее некоторыми свой­ствами, так и чувственные предметы суть вещество окру­жающего их мира душ и духов; но они отличаются некоторыми свойствами, которые делают их чув­ственно воспринимаемыми. Они — выражаясь до не­которой степени образно — уплотненные духовные и душевные образования; и уплотнение воздействует так, что чувства могут познавать их. И так же, как лед есть лишь форма, в которой существует вода, так и чувственные вещи лишь форма, в которой суще­ствуют душевные и духовные существа. Если понять это, станет понятно и то, что подобно тому как во­да переходит в лед, так же и мир духа может перехо­дить в мир души, а этот последний — в чувственный мир.

С этой точки зрения становится также понятно, почему человек может создавать себе мысли о чувст­венных вещах. Ибо существует вопрос, который дол­жен бы ставить себе каждый мыслящий чело­век, а именно: в каком отношении находится мысль, которую человек создает себе о камне, к самому этому камню? У людей, которые особенно глубоко всматри­ваются во внешнюю природу, перед их духовными очами со всей ясностью возникает этот вопрос. Они ощущают согласие человеческого мира мыслей со строем и порядком природы. Прекрасным образом, например, говорит об этой гармонии великий астроном Кеплер: «Воистину, в мире начертан божественный призыв, властно влекущий человека к изучению астрономии; начертан, конечно, не в словах и слогах, но по существу, в силу соразмерности человеческих понятий и чувств со сцеплением небесных тел и состояний». — Лишь оттого, что вещи чувственного мира суть не что иное, как уплотненные духо-существа, человек, поднимаясь своими мыслями к этим духо-существам, может постигать в своем мышлении предметы. Чувствен­ные вещи происходят из мира духов, они лишь иная форма духо-существ; и когда человек образует себе мысль о вещах, то лишь потому, что его внутреннее отвращено от чувственной формы и направлено к ду­ховным праобразам этих вещей. Понять мыслью вещь есть процесс, который можно сравнить с тем, в кото­ром твердое тело предварительно расплавляется в ог­не, для того, чтобы химик мог затем исследовать его жидкое состояние.

В различных областях страны духов проявляются духовные праобразы чувственного мира. В пятой, шестой и седьмой областях эти праобразы встре­чаются еще как живые зародышевые зерна; в четырех нижних областях они преобразуются в духовные обра­зования. Когда человеческий дух хочет посредством мышления приобрести, понимание чувственных ве­щей, он воспринимает эти духовные образования в те­невом отблеске. Каким образом эти образования уплот­нились до чувственного мира, вот вопрос для того, кто стремится к духовному пониманию окружающего ми­ра. — Прежде всего, для чувственного человеческого взора этот окружающий мир расчленяется на четыре явственно различающиеся друг от друга ступени: ми­неральную, растительную, животную и человеческую. Минеральное царство воспринимается чувствами и по­стигается мышлением. Создавая мысль о каком-нибудь минеральном теле, имеют дело с двояким: с чувствен­ной вещью и с мыслью. Сообразно этому нужно себе представить, что эта чувственная вещь есть уплотнен­ное мысле-существо. Но одно минеральное существо действует внешним образом на другое. Оно сталкивает­ся с ним и приводит его в движение; оно согревает его, освещает его, растворяет и т. д. Этот внешний спо­соб воздействия можно выразить в мыслях. Человек создает себе мысли о том, как минеральные вещи внешне закономерно воздействуют друг на друга. Бла­годаря этому его отдельные мысли расширяются до мыслеобраза всего минерального мира. И этот мысле-образ есть отблеск праобраза всего минерального чув­ственного мира. Его можно найти в духовном мире как целое. — В царстве растений к внешнему воздей­ствию одной вещи на другую присоединяются еще яв­ления роста и размножения. Растение растет и воспроизводит существа, себе подобные. К тому, что человек встречает в минеральном царстве, здесь еще присоединяется жизнь. Простое размышление над этим фактом приводит к заключению, проливающему на него свет. Растение обладает силой давать самому себе жи­вой облик и воспроизводить этот облик в существе, себе подобном. И посередине между бесформенным ви­дом минеральных веществ, какими они встречаются нам в газах, в жидкостях и т. д., и живым обликом рас­тительного мира, находятся формы кристаллов. В кристаллах мы можем искать переход от бесформенно­го минерального мира к живой способности творения форм в растительном царстве. — В этом внешне-чув­ственном процессе образования — в обоих царствах, в минеральном и растительном — надо видеть чувственное уплотнение чисто духовного процесса, кото­рый происходит, когда духовные зародыши трех верх­них областей страны духов преобразуются в духо-облики нижних областей. Процессу кристаллизации, как его праобраз в духовном мире, соответствует переход от бесформенного духо-зародыша к принявшему об­лик образованию. Если этот переход уплотнится на­столько, что в результате его могут воспринять чувст­ва, тогда он является в чувственном мире как мине­ральный процесс кристаллизации. — Но так же и в растительной жизни есть принявший облик духо-зародыш. Но здесь в принявшем облик существе еще осталась живая способность образования формы. В кристалле духо-зародыш, при своем образовании, по­терял способность формообразования. Он изжил себя в сформировавшемся облике. У растения есть облик и, кроме того, еще способность образования формы. Свойство духо-зародышей в верхних областях стра­ны духов сохранилось в растительной жизни. Итак, растение есть облик, так же как и кристалл и, сверх того, еще формообразующая сила. Кроме формы, ко­торую прасущества приняли в растительном облике, над ним работает еще одна форма, несущая отпеча­ток духо-существ из верхних областей. Но чувствен­но в растении воспринимаемо лишь то, что изживает себя в законченном облике; созидающие существа, ко­торые дают жизненность этому облику в растительном царстве, чувственно невоспринимаемы. Чувственный глаз видит сегодня маленькую лилию и через некото­рое время ее же, ставшую больше. Силы формообразо­вания, которые произвели ее из первоначальной фор­мы, этот глаз не видит. Это образующее сило-суще­ство есть чувственно-невидимая деятельность (webende) часть в растительном мире. Духо-зародыши спус­тились на одну ступень ниже, чтобы действовать в цар­стве обликов, духовная наука может говорить об эле­ментарных царствах. Если не имеющие никакого обли­ка праформы (Urformen) обозначить как первое эле­ментарное царство, то чувственно-невидимые сило-существа, работающие над ростом растений, принад­лежат ко второму элементарному царству. — В жи­вотном мире к способностям роста и размноже­ния присоединяются еще ощущение и влечение. Это проявления душевного мира. Существо, одарен­ное ими, принадлежит к этому миру, получает от него впечатления и производит на него воздействие. Каж­дое же ощущение, каждое вожделение, возникающие в животном существе, исходят из подоснов души жи­вотного. Облик устойчивее, чем ощущение или влече­ние. Можно сказать, что так же, как изменяющийся облик растения относится к неподвижной форме кри­сталла, относится и жизнь ощущений к более устойчи­вому живому облику. Растение в известной степени прорастает посредством силы, формирующей облик; в течение своей жизни оно постоянно присоединяет новые облики. Сначала оно пускает корень, затем листья, потом цветы и т. д. Животное является в за­вершенном облике и внутри него развивает изменчи­вую жизнь ощущений и влечений. И эта жизнь имеет свое бытие в душевном мире. Подобно тому, как рас­тение есть то, что растет и размножается, так живот­ное есть то, что ощущает и развивает свои влечения. Они являются для животного тем бесформенным, что постоянно развивается в новых формах. В конечном итоге их исходные процессы формирования находятся в высших областях страны духов. Но действуют они в мире душевном. Так, в животном мире к сило-су­ществам, которые, как чувственно-невидимые, управля­ют ростом и размножением, присоединяются еще иные, которые спустились еще одной ступенью ниже в душев­ный мир. В животном царстве работниками, приводя­щими в действие ощущения и влечения, являются ли­шенные формы существа, которые облекаются в ду­шевные оболочки. Они и есть истинные строители жи­вотных форм. Ту область, к которой они принадлежат, в Духовной науке можно обозначить как третье эле­ментарное царство. — Человек, кроме этих, присущих растениям и животным, способностей снабжен еще и другими, дабы перерабатывать ощущения в представ­ления и мысли и, мысля, управлять своими стремлени­ями. Мысль, которая в растении является как облик, в животном — как душевная сила, выступает в нем как сама мысль в своей собственной форме. Живот­ное есть душа; человек есть дух. Духо-существо спустилось еще на одну ступень глубже. У животного оно душеобразующе. У человека оно вошло в сам чувственно-вещественный мир. Дух присутствует внутри человеческого чувственного тела. И потому, что он является в чувственной одежде, он может проявляться лишь как тот призрачный отблеск, каким является мысль по отношению к духо-существу. В человеке дух проявляется благодаря физическому организму мозга. — Но зато дух сделался также внутренней сущ­ностью человека. Мысль есть форма, принимаемая в человеке бесформенным духо-существом, подобно тому, как в растении оно принимает облик, а в живот­ном становится душой. Поэтому для человека, посколь­ку он есть мыслящее существо, нет особого, лежащего вовне, создающего его элементарного царства. Его элементарное царство работает в его чувственном те­ле. Лишь поскольку человек является существом, об­ладающим обликом и ощущением, над ним работают элементарные существа того же рода, как те, которые работают над растениями и животными. Но организм мысли вырабатывается в человеке из самой внутрен­ней глубины его физического тела. В духовном орга­низме человека, в его выработанной до степени совер­шенного мозга нервной системе, мы чувственно-нагляд­но имеем перед собой то, что работает в растениях и животных как внечувственное сило-существо. Это причина того, что в животном проявляется самочувст­вие, а в человеке — самосознание. В животном дух чувствует себя душой; он еще не постигает себя как дух. В человеке же дух познает себя как дух, хотя — познавая через физические условия — только как те­невой отблеск духа, как мысль. В этом смысле трой­ственный мир расчленяется следующим образом: 1. Царство первообразных, лишенных формы существ (первое элементарное царство); 2. Царство существ, творящих облики (второе элементарное царство); 3. Царство душевных существ (третье элементарное царство); 4. Царство созданных обликов (облики кри­сталлов); 5. Царство, которое становится чувственно воспринимаемым в обликах, но над которым работа­ют существа, творящие облики (царство растений); 6. Царство, которое становится чувственно восприни­маемым в обликах, но в котором кроме того действу­ют еще существа творящие облики и изживающие себя душевно (животное царство) и 7. Царство, в котором облики чувственно-воспринимаемы, в котором дей­ствуют и существа, творящие облики, и изживающие себя душевно, и в котором сам дух образуется в форме мысли внутри чувственного мира (царство челове­ческое).

Отсюда можно видеть, как связаны с духовным ми­ром основные составные части живущего во плоти че­ловека. Физическое тело, эфирное тело, ощущающее душевное тело и душу рассудочную надо рассматри­вать, как уплотнившиеся в чувственном мире праобразы страны духов. Физическое тело возникает оттого, что праобраз человека уплотняется настолько, что мо­жет проявляться чувственно. Согласно этому, физиче­ское тело можно также назвать существом первого элементарного царства, которое уплотнилось настолько, что стало доступным чувственному восприятию. Эфир­ное тело возникает благодаря тому, что этот возник­ший вышеописанным образом облик сохраняется под­вижным благодаря существу, которое простирает свою деятельность в чувственное царство, но само не может быть воспринято чувственно. Если бы мы захотели вполне определить это существо, то должны были бы сказать, что, прежде всего, оно берет свое начало из высших областей страны духов и затем во второй об­ласти преобразуется в праобраз жизни. Как праобраз жизни, оно действует в чувственном мире. Подобным же образом существо, которое строит ощущающее ду­шевное тело, берет свое начало в высших областях страны духов, в третьей его области преобразуется в праобраз душевного мира и, как таковой, действует в чувственном мире. Душа же рассудочная образуется оттого, что праобраз мыслящего человека в четвертой области страны духов преобразуется в мысль и, в ка­честве таковой, непосредственно, как мыслящее суще­ство действует в чувственном мире. — Таково место, занимаемое человеком в чувственном мире; так рабо­тает дух над его физическим телом, над его эфирным телом и над его ощущающим душевным телом. Так проявляется этот дух в душе рассудочной. — Итак, над тремя низшими членами человека работают и праобразы в форме существ, которые, в известном смыс­ле, являются по отношению к нему внешними; в своей душе рассудочной он сам становится (сознательным) работником над самим собой. — И существа, которые работают над физическим телом, те же, что образуют и минеральную природу. Над его эфирным телом ра­ботают существа того же рода, как и в царстве расте­ний; над его ощущающим душевным телом — подоб­ные тем, которые чувственно невоспринимаемыми жи­вут в животном царстве, но деятельность которых простирается на эти царства.

Так действуют сообща различные миры. Мир, в ко­тором живет человек, есть выражение этой совместной работы.

***

При таком понимании чувственного мира таким об­разом открывается также и понимание существ иного рода, чем те, которые имеют свое бытие в описанных вы­ше четырех царствах природы. Как пример таких существ, возьмем то, что называется духом народа (националь­ным духом). Он не проявляется непосредственно, чув­ственным образом. Он изживается в ощущениях, чув­ствах, склонностях и т. д., которые можно наблюдать как общие в пределах одного народа. Он есть сущест­во, которое не воплощается чувственно, но подобно то­му, как человек образует свое тело чувственно-воспринимаемым, так это существо образует свое тело из ве­щества душевного мира. Это душевное тело духа наро­да подобно облаку, в котором обитают члены народа, влияния которого проявляются в душах данных лю­дей, но которое происходит не из самих этих душ. Тот, кто представляет себе дух народа не таким образом, для того он остается абстрактным мыслеобразом, без жизни и содержания, пустой абстракцией. — Подоб­ное же можно было бы сказать и относительно того, что мы называем духом времени. Так наш духовный взор распространяется на многообразие иных, низших и высших существ, которые живут в окружающем че­ловека мире, но не могут быть восприняты им чувст­венно. Обладающие же способностью духовного зре­ния могут воспринимать таких существ и могут их описывать. К низшим видам таких существ принадле­жат все те, которых воспринимающие духовный мир на­зывают саламандрами, сильфами, ундинами, гномами. Казалось бы нет надобности говорить, что такие опи­сания не могут приниматься за отображение лежащей в их основании действительности. Будь они таковыми, то подразумеваемый под ними мир был бы вовсе не духовный, но грубо-чувственный. Они есть наглядное пояснение духовной действительности, изобразить ко­торую возможно именно лишь таким образом через подобия. Когда тот, кто доверяет лишь одному чувст­венному зрению, относится к этим существам как к порождению дикой фантазии и суеверия, то это впол­не понятно. Для чувственного глаза, конечно, они ни­когда не могут стать видимыми, ибо у них нет чувст­венного тела. Суеверие заключается вовсе не в том, что таких существ считают действительностью, а в том, что думают, что они проявляются чувственным обра­зом. Существа подобного рода участвуют в строении мира, и с ними встречаешься тотчас же, как только вступаешь в высшие мировые области, закрытые для телесных чувств. — Суеверен не тот, кто видит в та­ких описаниях образы духовных реальностей, но тот, кто верит в чувственное бытие образов, а также тот, кто отвергает дух потому, что считает себя вынужден­ным отвергнуть чувственный образ. Надо упомянуть также и о тех существах, которые не нисходят до мира душ, но оболочка которых соткана лишь из образова­ний страны духов. Человек воспринимает их, становит­ся им сопричастен, когда он раскрывает для них ду­ховное зрение и духовный слух. Благодаря такому раскрытию для человека становится понятным многое из того, что без этого он мог лишь созерцать, не по­нимая. Вокруг него становится светло; он видит при­чины того, что в чувственном мире отражается, как следствия. Он понимает то, что без этого духовного зрения он или совсем бы отрицал, или же по отноше­нию к этому он принужден был бы удовольствоваться изречением: «На небе и земле есть многое, о чем не снилось вашей школьной мудрости». Люди, восприни­мающие тоньше — в духовном смысле — начинают становиться беспокойными, когда предчувствуют во­круг себя иной, чем чувственный, мир, смутно воспри­нимают его и принуждены двигаться в нем ощупью, словно слепой среди видимых предметов. Лишь ясное познание этих высших областей бытия, полное понимания проникновение в то, что в них происходит, мо­жет действительно укрепить человека и привести его к его истинному назначению. Благодаря пониманию того, что скрыто для чувств, человек расширяет свое существо так, что свою жизнь до этого расширения он ощущает как «сновидения о виде».

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!