I. ТЕЛЕСНОЕ СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА



При помощи телесных чувств мы познаем тело че­ловека. И способ рассмотрения при этом не может быть иным, чем тот, при помощи которого познаются другие чувственно-воспринимаемые вещи. Как мы рассматри­ваем минералы, растения, животных, так же можно рассматривать и человека. Он сродни этим трем фор­мам бытия. Подобно минералам, человек строит свое тело из веществ природы; подобно растениям, он рас­тет и размножается; подобно животным, он восприни­мает окружащие его предметы и, на основании впечат­лений от них, слагает свои внутренние переживания. И поэтому человеку можно приписать бытие минераль­ное, растительное и животное.

Различие в строении минералов, растений и живот­ных соответствует трем формам их бытия. Это строе­ние — облик (Gestalt) — и есть то, что мы воспринимаем чувствами, и лишь это одно можно назвать телом (Leib). Но человеческое тело отлично от тела живот­ного. Это отличие должен принять каждый, как бы в остальном не думал он о сродстве человека с животным. Даже крайний материалист, отрицающий все душевное, не может не подписаться под следующим положением, которое высказывает Карус в своем «Organon der Erkenntnis der Natur und des Geistes»: «Хотя для фи­зиолога и анатома все еще остается неразрешенной за­гадкой тончайшее внутреннее строение нервной системы и особенно мозга, но что эта концентрация образова­ний все более и более возрастает в животном мире, и в человеке достигает такой степени, как ни в каком дру­гом существе, это есть твердо установленный факт; это имеет величайшее значение для духовного развития человека, и мы даже можем сказать прямо, является, в сущности, уже достаточным его объяснени­ем. И поэтому,там, где строение мозга недостаточно развито, где обнаруживается малый размер его и скуд­ность, как у микроцефалов и идиотов, там, разу­меется, не может быть и речи о возникновении ори­гинальных идей и о познавании вообще — так же, как для человека с совершенно выродившимися и искале­ченными органами воспроизведения не может быть речи о продолжении рода. Хотя одно лишь сильное и пре­красно развитое строение всего человека, и в особенно­сти мозга, еще не заменяют гения, однако составляют, во всяком случае, первое необходимое условие для выс­шего познания»*.

Так же, как нужно было приписать человеческому телу три формы бытия, минеральную, растительную и животную, так нужно приписать ему и четвертую, осо­бенную, человеческую. Через свою минеральную форму бытия человек сродни всему видимому; через расти­тельную — всем существам, которые растут и размно­жаются; через животную — всем, которые восприни­мают окружающий мир и на основании внешних впечатлений имеют внутренние переживания; через че­ловеческую форму бытия — он уже и в телесном отно­шении образует свое особое царство.

 

II. ДУШЕВНОЕ СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА

Как самостоятельный внутренний мир, душевное су­щество человека отличается от его телесности. Это са­мостоятельное обнаруживается сразу же, как только мы обратим внимание на простейшее чувственное ощу­щение. Никто не может сразу узнать, переживает ли другой человек то же самое простое ощущение совер­шенно так же, как он сам. Известно, что есть люди, страдающие цветовой слепотой. Они видят предметы лишь в различных оттенках серого цвета. У других бы­вает лишь частичная слепота к краскам, и потому они не могут воспринимать известных оттенков красок. Картина мира, которую им дают их глаза, иная, чем у так называемых нормальных людей. То же самое мож­но более или менее сказать и о других чувствах. Из этого непосредственно следует, что уже простое чувст­венное ощущение принадлежит внутреннему миру. Моими телесными чувствами я могу воспринимать красный стол, который воспринимается и другим чело­веком; но я не могу воспринимать того ощущения крас­ного цвета, которое есть у другого. Сообразно с этим чувственные ощущения надо обозначить как нечто ду­шевное. Если только мы вполне уясним себе этот факт, то мы скоро перестанем смотреть на внутренние пере­живания, как на исключительно мозговые процессы или нечто подобное. — К чувственному ощущению, прежде всего, примыкает чувство (Gefuhl). Одно ощущение доставляет человеку удовольствие, другое — неудоволь­ствие. Это — движения его внутренней, его душевной жизни. В своих чувствах человек присоединяет себе еще второй мир к тому, который воздействует на него извне. И еще нечто третье присоединяется к ним: воля. Посредством воли человек действует обратно на внеш­ний мир. И этим он налагает на внешний мир отпеча­ток своего внутреннего существа. Душа человека в его волевых актах как бы изливается наружу. Поступки че­ловека именно тем отличаются от событий внешней природы, что носят на себе отпечаток его внутренней жизни. Так душа противопоставляет себя внешнему ми­ру, как нечто собственное (Eigene) человека. Из внеш­него мира он получает побуждения. Но в соответствии с этими побуждениями он строит свой собственный мир. Телесность становится основой душевного.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 272; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!