Исключение, восхваление, осуждение и псевдообъективность



 

Неожиданная целомудренность

Во время Второй мировой войны на территории Германии распространялись слухи о страшном разврате, который царит в СССР. Звучали утверждения, мол, институт семьи у русских крайне слаб, мол, славяне омерзительно неразборчивы в половых связях. Распускали слухи, дескать, русские женщины сплошь развратные и беспорядочно меняют половых партнеров. Каково же было неподдельное удивление у немецких фермеров, когда те покупали себе рабов-славянок, угнанных с оккупированных земель СССР, и оказывалось, что русские и украинские женщины очень стыдливы, а большинство девушек совершенно целомудренны. Тем не менее фермеры, одураченные пропагандой, пытались склонять девушек к сожительству, но те отказывались, вводя немцев в ступор, а иногда и в ярость. Многие немцы просто не хотели верить в чистоту женщин, считая, что те ломаются, набивая себе цену.

Пропаганда всегда крутится вокруг некоего факта. Что с ним может сделать пропагандист? Только две вещи – или специальным образом изменить рассказ о факте или исказить сам факт, фальсифицировать его. Именно фальсификацией занимались нацисты, когда внушали гражданам Германии мысли о половой распущенности славянских женщин. Фальсификация факта – очень мощное оружие, но намного превосходит его по эффективности другое – измененное пропагандистское сообщение.

 

Писать можно обо всем

Студентов факультета журналистики учат тому, что писать можно о чем угодно – о смерти беременной женщины под колесами автобуса, о кризисном обвале валюты, о надвигающемся шторме – сам факт в сообщении может быть любой, – единственное, что важно, – выбрать правильный угол, под которым вы будете освещать эту тему. Колебания национальной валюты можно подать так, что люди запаникуют или, наоборот успокоятся. Смерть беременной женщины можно подать так, что читатели будут сочувствовать ее семье или ощутят ярость к водителю маршрутки.

 

В Красноперекопске, что расположен на севере Крыма, в городской больнице давно не делался ремонт, мебель старая и частично поломанная, медицинский инструментарий не менялся, наверное, лет десять. Люди лежат на койках с продавленными панцирными сетками. «Ужасные условия в больнице. Будем лечить или пусть живет?» – кто-то из журналистов может написать статью в местную газету с таким заголовком, а в самой статье «пройдется» по «ужасным» условиям содержания больных в палатах. А другой журналист напишет о том, что «несмотря на отсутствие ремонта и трудные условия работы, медсестры и санитарки хирургического отделения выхаживают пожилых людей после операций и заботятся как о родных». Две разные заметки способны кардинально поменять отношение жителей города к больнице. Журналисты формируют наше отношение к происходящему в мире точно так же, как учитель младших классов формирует у детей отношение к учебе.

 

Какие инструменты в руках у пропагандиста, который хочет создать рассказ о некоем событие под определенным углом? Все пропагандистские техники можно условно разбить на исключение некоего факта из информационного сообщения, восхваление этого факта или же его осуждение . В каждой из категорий окажется несколько различных техник.

 

Исключение

С помощью исключения журналист не допускает в эфир мнения, которые ему не нравятся. Существует четыре вида типичных опусканий: уклонение, перспектива, эвфемизмы, последнее слово.

 

1. Уклонение

Это наиболее объемная и наиболее широко используемая форма исключения. Утверждая, что он дает слово двум сторонам, журналист уклоняется от существенного материала, который есть, так что его сообщение реально представляет лишь одну из сторон в полемике.

 

2. Перспектива

Журналист дает материал о дискуссии по какой-либо проблеме, при этом даже не пытается осветить отношение различных сторон. Он просто сообщает об одной из них, высказывая при этом свое мнение, тем самым определяя направление развития дискуссии.

 

3. Эвфемизмыъ

Эта техника состоит из использования уклончивой терминологии при обсуждении незаконной, насильственной и криминальной деятельности, причем всегда в пользу практиков политического насилия. Так, насильственное возмущение называется «беспокойством»; насильственное прерывание права людей на свободу слова – «протестом»; насильственные провокации против полиции – «конфронтацией» или «демонстрацией». Опуская корректные юридические или моральные обозначения, журналист опускает критическое мнение общественности об этих акциях и выражает свою симпатию к ним.

 

4. Последнее слово

Эта техника относится к заключительному комментарию журналиста. После сообщения о конфликтующих мнениях по полемическому вопросу журналист завершает сообщение цитатой или перефразировкой одной из сторон. При этом точка зрения другой стороны полностью игнорируется.

 

Рекламная кампания 1988 года, когда Майкл Дукакис проиграл Джорджу Бушу, считается одной из самых грязных в истории американских президентских выборов. Приемы, которые использовали представители штаба Буша, были направлены исключительно на устранение соперника.

Реклама, подготовленная для избирательной кампании Буша, излагала историю Вилли Хортона – негра, некогда отправленного за убийство в тюрьму штата Массачусетс. В то время, когда губернатором штата был Майкл Дукакис, Хортона выпустили из тюрьмы в кратковременный отпуск. Оказавшись на свободе, Хортон сбежал в Мэриленд, где изнасиловал белую женщину, заколов ножом ее спутника-мужчину. Реклама вкладывала в сознание людей следующее: «Дукакис выпустил Хортона из тюрьмы, дав тому возможность насиловать и убивать. Дукакис слишком слаб, чтобы бороться с преступлениями, особенно совершенными этими плохими черными парнями». Реклама следовала классической формуле пропаганды: простой образ (Вилли Хортон), который играет на предубеждениях (стереотипные представления белых американцев о черных американцах) и эмоциях (боязнь преступлений). Майкл Дукакис изображался слабым лидером, потакающим преступникам. По сравнению с ним Джордж Буш выглядел сильным и жестким, способным защитить людей от насильников и убийц.

 

О чем умалчивала реклама? Почему преступников выпускали из тюрьмы в отпуска? Происходило ли подобное в других штатах? Случалось ли это и при других губернаторах? Действительно ли Дукакис является лично ответственным за решение освободить Хортона? И самое важное – сколько заключенных получили отпуск в штате Массачусетс без инцидентов?

Через несколько лет после победы Джорджа Буша на президентских выборах 1988 года были обнародованы некоторые факты о Дукакисе и программе тюремных отпусков.

 

1. После побега Хортона (еще до выборов в 1988 году) Дукакис ужесточил требования программы отпусков. Реклама об этом молчала.

2. Кроме Хортона, в тот год сбежали еще четверо преступников, выпущенных в отпуск, – все они были белые. Выбор одного негра для рекламы подчеркивал расовые мотивы. О белых беглецах не было сказано ни слова.

3. Программа отпусков была начата в штате Массачусетс предшественником Дукакиса. За десять лет губернаторства Дукакиса из отпусков сбежали 275 заключенных. А у его предшественника только за три последних года сбежало 269 человек. Но и об этом рекламная кампания умалчивала.

 

Восхваление

Восхваляя что-либо, пропагандист идеализирует предмет восхваления. Различают шесть видов этой техники: явная похвала, скрывание негатива, игнорирование негатива, восхваление негатива, увеличение значимости, атака на оппонентов как аморальных.

 

В США примерно в одни и те же дни проводилось два независимых опроса общественного мнения на тему, верят ли американцы тому, что в 1978 году Билл Клинтон изнасиловал Джуаниту Броддрик. Опрос, проведенный телепрограммой новостей Fox News, показал, что 54 % американцев верят. Опрос, проведенный компанией CNN, институтом Гэллапа и журналом USA Today, показал, что только 34 % американцев верят этим обвинениям. Откуда такое огромное расхождение? Похоже, что в опросе Fox News этому вопросу был предпослан другой, некорректный острый вопрос, поставленный с целью получения определенного ответа. Можно быть уверенным в том, что в опросе Fox News звучала скрытая атака на Билла Клинтона.

 

Осуждение

Эта группа техник применяется, когда нужно осудить моральные характеристики индивида, группы или процесса. Есть шесть различных видов выражения журналистского осуждения – все они достаточно часты во всех трех телесетях: прямая и непрямая атаки, двойные стандарты, высмеивание, дебаты, негативные ассоциации.

 

1. Прямая атака

Прямая атака, исходящая от репортеров, редка, но существует. Пропагандист резко критикует объект, при этом, как правило, выражает не свое личное мнение, а мнение того лица или организации, которые за ним стоит.

 

2. Непрямая атака

Репортер атакует не индивида, а его окружение, а в случае кандидата – его сторонников. Противники ЛДПР изображают В. В. Жириновского как человека, который поддерживается мелкими и ограниченными людьми.

 

3. Двойные стандарты

Журналисты или политики атакуют человека или идею, исходя из стандартов, которые более ни к кому не применяются.

 

13 апреля в Сирии прошли выборы в парламент страны. В выборах приняли участие 3,5 тысячи кандидатов, претендующие на 250 депутатских мандатов. Явка на выборах была такой высокой, что работу избирательных участков пришлось продлить до полуночи. Однако представитель Государственного департамента США Джон Кирби выступил с заявлением, что США отказываются признать прошедшие в Сирии парламентские выборы честными и свободными, когда «народ подвергается атакам собственного правительства и так много граждан не участвуют в выборах, потому что были вынуждены бежать из своей страны, из своих домов, из своих общин».

Заявление Кирби прокомментировал представитель МИД России М. В. Захарова: «Все верно. Осталось лишь фразу “парламентские выборы в Сирии в 2016 году” заменить на “президентские и парламентские выборы на Украине 2014 года”. Этим российский дипломат указал на двойные стандарты, которые применяют США, когда оценивают идентичные процессы в разных странах. На Украине в 2014 году проводились парламентские и президентские выборы, в которых не участвовали два огромных региона страны – Луганская и Донецкая области. Однако тогда в США признали законность, честность и «свободность» выборов.

 

4. Высмеивание

Юмор, сарказм, сатира, ирония – репортеры телесетей используют все эти формы, чтобы уничтожить мнение, идею, доктрину, группу, процесс, представить их несущественными, глупыми, смешными, нелепыми. Репортер преуменьшает волнения граждан и высмеивает тех, кто относится к подобным «любительским» преступлениям серьезно.

 

5. Дебаты

Эта техника неодобрения используется с определенной частотой. Журналист, сообщая о полемическом вопросе, выступает голосом одной стороны – «дебатируя» с другой. Техника дебатов варьируется – иные более открыты, чем другие. В некоторых случаях репортер структурирует сообщение как дебаты, давая возможность говорить одной стороне, а затем разбирает высказывания, характер, ценности говорящего. Пр этом вопросы формулируются так, чтобы получить исключительно нужные ответы.

 

В одном из дел, который вел судебный адвокат Джерри Спенс, он предъявлял журналу «Пентхаус» иск за клевету. Во время суда Спенс задал издателю «Пентхауса» Бобу Гуччионе ряд вопросов о характере содержания его журналов – вопросы были составлены таким образом, чтобы показать, что «Пентхаус» – чуть ли не порнография, замаскированная под литературу. Адвокат со стороны «Пентхауса» на каждый такой вопрос подавал протест, а судья почти все эти протесты удовлетворил как не имеющие отношения к делу. Однако Джерри Спенс не расстраивался, потому что, – и это крайне важно, – как он выразился, «информация, которую я хотел передать суду присяжных, в моих вопросах была подчас представлена лучше, чем в любых ответах, которые я мог бы надеяться получить от Гуччионе». Присяжные слышали всю манипулятивную информацию, и она влияла на их решение, невзирая на решения судьи.

 

6. Негативные ассоциации

Эта техника неодобрения является одновременно древней и любимой сегодня во многих телесетях. Она состоит в постоянной связи политической группы с антиморальными, отталкивающими привычками. Ярким тому примером являлось упоминание при любом удобном случае о тяге Б. Н. Ельцина к сильным алкогольным напиткам.

 

Фальшивая объективность

На основе исключения, осуждения и восхваления возникает следующий набор техник, которые призваны создавать видимость того, что пропагандист совершенно не занимается пропагандой. Этот набор называют фальшивым нейтралитетом или, точнее фальшивой объективностью. Можно назвать пять вариантов подобной техники – фальшивый комплимент, фальшивое осуждение, фальшивые серии, фальшивый голос народа и так называемые полудебаты.

 

1. Фальшивый комплимент

Журналист делает едва заметный комплимент публичному деятелю, затем дополняет его следующим сообщением, которое либо отрицает сделанный комплимент, тем самым полностью уничтожая его, либо дает более серьезную положительную оценку его оппоненту. Этот способ используется пропагандистом, чтобы предстать «объективным» в глазах общественности, умеющим увидеть и «плюсы» и «минусы», и доблести и изъяны.

Комплимент можно сделать характеру или уму политического деятеля, а затем привести в пример ситуацию, из которой явно следует, что комплимент был незаслуженным. Или привести в пример такую ситуацию, в которой оппонент смотрелся бы лучше, после чего самое эффективное действие – перейти к явному восхвалению оппонента. В этой технике первоначальный комплимент «притворен»: он прячет за собой атаку. Этот комплимент используется, чтобы предстать перед публикой «объективным» журналистом – таким, который видит и плюсы и минусы, и доблести и изъяны. Комплимент служит в качестве гвоздя, на котором собираются повесить противоположное – атаку на человека или восхваление оппонента.

 

2. Фальшивая критика

Данный вариант представляет собой перевернутую технику фальшивого комплимента. Журналист делает небольшое замечание по поводу политической фигуры – затем продолжает его существенным восхвалением, чтобы уничтожить критику. А потом еще обрушивается суровым осуждением оппонента.

 

3. Фальшивые серии

Эта техника развивает две предыдущие. Считается, что она возникла на телевизионном канале CBS и является изобретением конкретного журналиста. Журналист создает мнимые логические серии критики, например трех кандидатов в президенты по отдельным вопросам их программ. Затем он цитирует пример ошибки в этом вопросе первого кандидата, продолжает перечень примеров ошибок по этому вопросу у второго кандидата. Но когда по логике вещей приходит время сказать об ошибках третьего кандидата в этом вопросе, журналист меняет тему.

 

4. Фальшивый голос народа

Журналист при этом представляет мнение одного человека, утверждая, однако, что он выступает от имени большой политической группы. Репортер разрешает «фальшивому голосу народа» говорить, действуя как воплощение нейтральности. Фактически давая индивиду право говорить от имени миллионов, журналист возводит его в ранг общественного деятеля. Наиболее драматическое использование этого метода было на NBC, которое предоставило двум черным демонстрантам статус представителей негроидной расы и разрешило обоим людям самые длинные высказывания за весь период кампании.

 

5. Полудебаты

Журналист утверждает, что представляет аргументы двух сторон в полемике, но фактически не делает этого. Вместо этого он представляет рассуждения одной стороны очень подробно, но опускает рассуждения другой.

 

10 августа 2008 года в Интернете появились снимки Глеба Гаранича, фотокорреспондента «Рейтерс», на которых запечатлены последствия бомбардировок грузинского города Гори в ходе южноосетино-грузинского конфликта. На фотографиях мы видим кричащего от горя мужчину, который держит на коленях тело убитого родственника. На другой фотографии – женщину, оплакивающую убитую соседку. Сразу же после публикации фотографий в Интернете появляется стенограмма интервью, которое якобы взял у автора этих фотографий журналист «Эха Москвы» А. Венедиктов, в котором Глеб Гаранич признается, что фотографии сфальсифицировал, на снимках изображены актеры, а трупы – не трупы вовсе. Однако 13 августа Венедиктов в интервью РИА «Новости» сообщает, что никакого интервью не брал, после чего 18 августа «Рейтерс» выступает с заявлением, в котором сообщает, что фоторепортажи из Грузии подлинные, и для доказательства представляет публике исходный материал фотографов в виде серии снимков.

 

В течение всего лишь одной недели на читателей, следивших за судьбой этих снимков из Гори, обрушивались противоречивые сведения, разобраться в истинности которых было не так-то просто. Кому верить – непонятно. Сначала работы фоторепортера представили как правдивые, потом объявили ложью. Потом эту ложь объявили фальсификацией, а репортаж – подлинным. У обыкновенного читателя идет голова кругом – верить-то кому? Как читатель может быть уверен в том, что снимки подлинные, если вокруг них навертели столько лжи и шума? Отличить подлинные данные от фальсифицированных порой совершенно невозможно.

 

Полная фальсификация

 

2 августа 1990 года Вооруженные силы Ирака вошли на территорию сопредельного с ним государства Кувейт и в течение двух дней полностью захватили контроль над территорий страны. Иракские источники утверждали, что Кувейт в течение 10 лет незаконно выкачивал нефть из приграничного месторождения и вообще Кувейт является исконной территорией Ирака. Мировые же источники утверждали, что вторжение Ирака в Кувейт – аннексия территории, таким образом Ирак становится угрозой всему миру, в первую очередь сопредельной Саудовской Аравии, где укрылся правитель Кувейта. Что случилось дальше, многие помнят – «Война в Персидском заливе».

 

Огромную роль в формировании общественного мнения в США, поддержавшего первую войну против Ирака, сыграли телекадры, где 15-летняя девочка, которую представляли как кувейтскую беженку, рассказывала, что она видела своими глазами, как иракские солдаты вытащили 312 младенцев-кувейтцев из роддома и положили их на бетонный пол умирать. Девочка плакала, телезрители плакали вместе с ней. Интервью с этой девочкой крутили по американскому ТВ перед войной сотни раз. Имя девочки скрывали, потому что у нее якобы осталась семья в Кувейте и она может пострадать от солдат Хусейна. Президент США Джордж Буш-старший использовал рассказ о мертвых младенцах раз десять за сорок дней предвоенной пропагандистской кампании.

 

Слезы «беженки»

Впоследствии было доказано, что показанная по ТВ девочка – вовсе не беженка, а дочь посла Кувейта в США, которая проживала на территории Соединенных Штатов и потому никак не могла быть очевидцем оккупации Кувейта, более того, она – член королевской фамилии, управляющей Кувейтом, все ее родственники имеют огромные состояния, поместья за границей и проживают преимущественно в США и странах Запада, так что не могли пострадать, даже если бы она выступала под своим именем.

Перед нами фальсификация, которая сознательно была выполнена телевизионщиками по заказу сторонников войны из администрации президента. Они сознательно манипулировали мнением миллионов простых американцев ради достижения своих политических целей. Обман выплыл из-за того, что некоторые журналисты не поленились поехать в тот самый роддом и попытались поговорить с работниками и начальством. Оказалось, что ни о каком убийстве младенцев там и не слышали, а иракцы хотя и заглянули во время войны в это здание, но ограничились воровством стульев.

Вершина мастерства пропаганды – откровенная ложь, которая подается словно это истина. Ложь можно сообщать разными способами, среди которых на первом месте стоит так называемый анонимный источник.

 

Анонимный источник

Этот прием используется очень часто – в информационном сообщении имя источника не называется, а подменяется на общие слова «критики ощущают», «обозреватели указывают», «эксперты верят», «полиция считает», «ученые на основании многолетних исследований установили…», «стоматологи рекомендуют…», «источник из ближайшего президентского окружения, который пожелал остаться неизвестным, сообщает…». Какие ученые? Какие стоматологи? Какие эксперты? Часто для большей убедительности приводят «цитаты» документов, «оценки» экспертов, «свидетельские отчеты» и другие материалы. Сообщаемая таким образом информация в большинстве случаев является ложью. Ссылки на несуществующий авторитет придают ей солидность и вес в глазах обывателей, а поскольку источник не называется, никакой ответственности за ложное сообщение журналисты не несут.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!