Автор может сдвигать события во времени, переносить их из одного места в другое.



Автор «догадывается» о мыслях и переживаниях своих героев.

Автор включает в текст очерка вставные новеллы – рассказы с вымышленными героями.

Автор вводит в среду реальных людей вымышленный персонаж, чаще всего своего «лирического героя».

Итак, общепринятым является то, что очерк совмещает в себе черты двух стилей: художественного и публицистического.

Таким образом, очерк можно определить как художественно-публицистический жанр, в котором организующим материал стержнем является авторское «я», тематическим центром – человек и все, что связано с ним и его деятельностью. Подобное сочетание двух стилей отражается и на жанровом многообразии очерка.

Принято выделять следующие разновидности жанра: зарисовка, портретный очерк, проблемный и путевой.

Почти все они обладают перечисленными выше свойствами. Основное их различие состоит в выборе и разработке темы.

Очерк не имеет ни стилистических, ни тематических ограничений в привлечении лексических и фразеологических средств языка для публицистических целей.

 

Фельетон

Жанр художественной публицистики, который отличает комическое (сатирическое) начало и злободневность.

Как любой художественно-публицистический жанр, фельетон призван оказать на читателя (слушателя) эмоционально-образное воздействие.

Возник во Франции в период первой буржуазной революции, когда фельетоны стали печататься как листы приложения к газете. Эта отделенность фельетона от основных материалов газеты закрепилась и в названии: фельетон («feuilleton» от фр. feuille – лист, листок). «Таким образом, первоначально термин «фельетон» служил не столько для обозначения жанровой принадлежности, сколько для обозначения места печатания материала.

Особенностью жанра с самого начала были актуальность и неофициальность, а отсюда преобладание оценки и интерпретации актуальной информации (а не изложение ее), комическая (сатирическая) направленность в ее подаче, «второй план», расширяющий описываемое до размеров общественно значимого явления, и непременно мастерское владение фельетонистом всеми средствами языка и речи, проявляющееся в особом фельетонном стиле.

Свобода жанра от жестких рамок в языке, композиции и выборе материала сделала фельетон одним из самых любимых жанров художественной публицистики.

Открытость выражения авторского отношения к предмету фельетонного осмысления обязательно строится с использованием приемов заострения, гиперболизации, обобщения и типизации исходных событий. Фельетонист берется за перо тогда, когда за некоторыми (возможно второстепенными) фактами видит тенденцию, явление, противоречащее моральным нормам общества и грозящее перерасти в болезнь, фельетон носит принципиально двуплановый характер. Обобщение явления и гиперболизация неразрывно связаны с образной структурой жанра. Принято выделять два основных вида фельетона, различающихся типом повествования: «В процессе речевого развертывания ф. выявляются два стилевых типа повествования: беллетризованный (конкретно-изобразительный) и аналитический (обобщающе-характеризующий). В содержательно-смысловом отношении оба варианта находятся в синонимических отношениях...». В фельетоне реализуются все основные функции речи: информационная (фельетон информирует о событиях, фактах реальной жизни, на основе которых и строится фельетонное повествование); эстетическая (фельетон оценивает происходящее с эстетических позиций и, самое главное, стремится оказать образно-эстетическое воздействие с помощью речи); экспрессивная (в фельетоне автор выражает свое (и не только свое) отношение к описываемому); познавательно-просветительская (в фельетоне это в первую очередь относится к обще культурному контексту); а также (как и в любом художественном тексте) гедонистическая (развлекательная) функция речи. Но ведущей для фельетона остается функция экспрессивная.

В основе фельетонного повествования лежит комическое противоречие: «Исходя из представлений об идеалах и нормах общественной жизни, фельетонист строит свое повествование как двуплановое, комически противоречивое. ...Комическое противоречие выступает в фельетоне как главная стилевая черта жанра, определяющая господствующий в нем структурно-стилевой прием: комический контраст». Создать комический эффект можно, неожиданно сталкивая в предложении слова, резко отличающиеся друг от друга своей стилистической окраской, например, слова книжные и просторечные, слова «сниженные» и «высокие», и т.п. Стилевой контраст широко применяется в фельетоне. Главным признаком языковой формы фельетона является эмоциональность, оценочность.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 359; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!