Стилистические особенности аналитических жанров.



Издания, относящиеся к аналитическим жанрам призваны исследовать жизненные явления, анализировать факты, ситуации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы. Их объект — изменения в общественной жизни, разрешение конкретных проблем. Значение аналитических жанров в любом издании очень велико, но долю их в объеме газеты или журнала каждая редакция устанавливает исходя из своих задач. Корреспонденция, комментарий, обозрение, статья

 

Итак, специфика газетной речи состоит именно в особой и намеренной ее выразительности, экспрессивности высказывания. Но эта черта не изолирована. Другой основной стилевой чертой является наличие стандарта.

По мнению Г. О. Винкура, стандарт, штамп является самой характерной чертой языка газеты Винокур Т.Г. Когда канцеляризмы и штампы становятся опасной болезнью? // Наша речь.- Москва, 1965. . В. Г. Костомаров выделил единый стилистический конструктивный принцип газеты - диалектическое объединение «экспрессии» и «стандарта», понимаемых как оценочные и информирующие начала в противопоставлении друг другу. Эти признаки соотносятся с взаимодействием двух ведущих функций газеты: информационной и воздействующей, которые неравномерно распределяются по газетным жанрам и находятся в соответствии с двойственной природой газеты, призванной и информировать, и убеждать, воздействовать Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе.-Москва, 1971..

Среди причин стандартизованности языка газеты выделяют: стремление к документальности изложения; повторяемость тематики; оперативность в подготовке материалов Кожина М. Н. Стилистика русского языка.-Москва, 1993.-С.184.. Поиск способов экспрессивности в особых условиях газетного творчества вызывают быстрый переход экспрессии в стандарт, когда даже оборот, удачный с точки выразительности, тиражируется многими газетами и очень быстро «стирается», превращаясь в штамп. На этот факт обратил внимание еще Ш. Балли: «Язык газет переполнен штампами - да иначе не может и быть, трудно писать быстро и правильно, не прибегая к избитым выражениям» Бали Ш. Французская стилистика.-Москва, 1961..

Оппозиция «стандарт - экспрессия» позволяет провести стилевую границу между языком художественной литературы и языком публицистики, хотя стандарт и экспрессия присутствуют и в той и в другой языковой сфере Брагина А. А. Метафора - стандарт - штамп//Вестник Московского универститета. Сер. Журнилистика.-1977.-№2.-С.64.. Таким образом, единство, сопряжение экспрессии и стандарта, составляющее специфику газетной речи, становится стилистическим принципом организации высказывания.

Средства речевой выразительности в публицистике

Особая роль средств речевой выразительности в публицистике обусловлена взаимодействием ее основных функций.

Уже в древности знали, что воздействующая сила речи возрастает, если она чем-то выделяется. Существует множество экспрессивных средств (эмоционально-оценочная лексика, тропы, синтаксические конструкции, в том числе фигуры и др.), с помощью которых журналист пытается привлечь внимание читателя, расставляя логические акценты и экспериментируя с языком, органично сочетая стандарт и экспрессию.

По мнению Г. Я. Солганика, категория экспрессивности «в рамках газетно-публицистического стиля целесообразно рассматривать как видовое понятие по отношению родовому - оценочности» Солганик Г. Я. Публицистика как искусство слова// Поэтика публицистики/ под ред. Г. Я. Солганика.-Москва, 1990.-С. 9.. В газетно-публицистической речи назначение окрашенных элементов не только и не столько образность (как в художественном стиле), сколько создание оценочного эффекта, положительного или отрицательного.

Оценочность выражается прежде всего в лексике: в сравнительно большой частотности качественно-оценочных по семантике прилагательных и существительных, метафоризации, в отборе фразеологии, в особенностях использования синтаксических средств.

Под влиянием воздействующей функции публицистика преобразует, трансформирует слова из разных сфер языка, придавая им оценочное звучание. Большой популярностью пользуются метафоры, в частности переносное употребление специальной лексики. Метонимия дает возможности авторам публикаций реализовать различные ассоциации по смежности предметов и явлений. Действенным средством создания выразительности являются трансформированные фразеологические обороты, афоризмы, пословицы. В статьях перефразируются названия фильмов, известных книг, песен, фрагментов рекламных роликов, известные высказывания политиков и пр. В языке газеты часто используются каламбуры - высказывания, в которых одновременно реализуется разные значения слова (прямые и переносные). Кроме того, широко используются и фамилии политиков, но, как правило, в отрицательном контексте и с негативной характеристикой. Образуются новые формы от фамилий какого-либо политического деятеля (всевозможные -исты, -изации, -овщины и пр.). Внимание читателей привлекают и рифмованные строки, выступающие в качестве заголовков. Стремясь дать образное описание предмета, журналисты часто прибегают к созданию индивидуально-стилистических неологизмов, часто имеющих ироническую окраску. Публицистические тексты не обходятся без индивидуальных перифраз - описательных оборотов, употребляемых вместо слова или словосочетания. В газетах присутствует большое количество заимствований, использующихся журналистами для привлечения внимания к статье. Журналисты нередко используют самые ходовые, широко распространенные слова и выражения разговорно-бытовой лексики. В языке прессы присутствуют, помимо просторечных и разговорных и иноязычных лексем, элементы подъязыков (жаргоны, арго, диалекты, пиджинизмы).

Публицистика отбирает синтаксические конструкции, обладающие значительным потенциалом воздействия. Именно выразительностью привлекают конструкции разговорной речи (сжатость, емкость, лаконичность, демократичность, доступность). Для выражения сильных чувств, убеждения, воздействия, заострения темы используются возможности книжной речи (параллелизм предложений, анафора и эпифора, антитезы и др. стилистические фигуры).

Таким образом, с целью эмоционального и эстетического воздействия на читателя публицисты используют самые разнообразные средства речевой выразительности: метафору, олицетворение, метонимию, подбирают лексику и фразеологию, наиболее эффективно и точно выражающие мысль и привлекающие внимание, дают яркие и необычные заголовки, органично сочетают стандарт и экспрессию.

Билет №25.

Фигуры речи и тропы

Тропы — это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-то отношении. Ниже рассматриваются стилистические функции наиболее распространенных видов тропов.Эпитет— это слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. Стилистическая функция эпитета заключается в его художественной выразительности. Особенно выразительны в функции эпитетов имена прилагательные и причастия, благодаря присущему семантическому богатству и разнообразию.ПР. А волны моря с печальным (эпитет, переносное значение) ревом о камень бились. Между тучами и морем гордо (эпитет) реет Буревестник.Мороз-воевода (эпитет) вором обходит владенья свои

Сравнение — это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. «Сравнение — одно из естественнейших и действительнейших средств для описания», — указывал Л. Н. Толстой. Стилистическая функция сравнения проявляется в художественной выразительности, которую оно создает в тексте. ПР. Дредноут боролся, будто живое существо, еще более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов (не только сопоставляются дредноут и живое существо, но создается художественный образ).Наряду с простыми сравнениями, в которых два явления сближаются по какому-то общему у них признаку, используются сравнения развернутые, в которых сопоставляются многие схожие черты: Чичиков все еще стоял неподвижно на одном и том же месте, как человек, который весело вышел на улицу с тем, чтобы прогуляться, с глазами, расположенными глядеть на все, и вдруг неподвижно остановился, вспомнив, что он позабыл что-то.

Метафора — это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений

Пр. Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья (слово весны метафорически употреблено в значении «юности»). В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слов. Метафора — одна из наиболее распространенных разновидностей тропов, так как сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах.

Подобно сравнению, метафора может быть простой и развернутой, построенной на различных ассоциациях по сходству.

Пр. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады

Метонимия — это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. Я три тарелки съел

Синекдоха — разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Пуще всего береги копейку (вместо: деньги).

Гипербола — образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо явления: В сто сорок солнц закат пылал

Литота — выражение, содержащее, в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т. д. какого-либо явления: Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить... Пример одновременного использования гиперболы и литоты: Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля (Гог.).

Ирония — троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (к ослу).

Аллегория — троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа. Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы: хитрость показывается в образе лисы, жадность — в обличий волка.

Олицетворение — троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия: Я свистну, и ко мне послушно, робко вползет окровавленное злодейство.

Перифраза (или перифраз) — оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Пр. автор «.Героя нашего временю (вместо: М. Ю. Лермонтов); царь зверей (вместо: лев).

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Как уже отмечалось выше, значительные стилистические возможности заключены в синтаксисе. Богатая синонимия словосочетаний или некоторых типов простого предложения, вариантные формы в пределах отдельных частей речи или связей слов в предложении, параллелизм синтаксических конструкций — все это создает условия для широкого стилистического выбора языковых средств. Для усиления образно-выразительной функции речи используются особые синтаксические построения, так называемые с т и л и с т и ч е с к и е (или риторические) фигуры.

Анафора, или единоначатие, — это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Пр. Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем (лексическая анафора). Я стою у высоких дверей. Я слежу за работой твоей (синтаксическая анафора)

Эпифора, или концовка, — это повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений). Пр. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Параллелизм — это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Пр. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (

Антитеза — это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. Пр. Где стол был яств, там гроб стоит. Часто антитеза строится на антонимах: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет

Градация — это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (реже уменьшающееся) значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления. Пр. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид (

Инверсия — это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи. Как уже указывалось, не всякий обратный порядок слов является инверсией: о ней можно говорить только тогда, когда с ее использованием ставятся стилистические задачи — повышение экспрессивности речи (выводит из нейтрального плана).Пр. Ведь он друг был мне

Эллипсис — это стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения. Использование эллипсиса придает высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность.Пр. Вместо хлеба — камень, вместо поучения — колотушка

Умолчание — это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадываться о невысказанном

Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи.Пр.: Тише, ораторы!

Риторический вопрос — это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению. Пр. Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 876; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!