Стилистические функции многозначных слов и омонимов



Многозначность лексики - неисчерпаемый источник обновления значений слов, необычного, неожиданного их переосмысления. А если принять во внимание, что многозначные слова составляют большую часть словарного состава русского языка, то без преувеличения можно сказать, что способность слов к многозначности порождает всю образную энергию речи. Ограничив таким образом изучение стилистических функций многозначных слов, мы можем одновременно говорить и об омонимах, так как употребление многозначных слов и омонимов в художественной речи, несмотря на принципиальное различие многозначности и омонимии, часто дает одинаковый стилистический результат.

Если слово имеет несколько значений, выразительные возможности его увеличиваются. Писатели находят в многозначности источник яркой эмоциональности и не прибегая к метафоризации.

На многозначных словах и омонимах строятся шутки, каламбуры. Каламбуром (франц. calembour) называется стилистическая фигура, основанная на юмористическом использовании многозначных слов или омонимов. Каламбуры нередко строятся на основе различных звуковых совпадений. Это могут быть собственно омонимы (Трамвай представлял собой поле брани. - Э. Кр.), омоформы (Может быть - старая - и не нуждалась в няньке, может быть, и мысль ей моя казалась пошла , только лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла. - Маяк.), омофоны [«„Искра“ играет с искрой» (заголовок спортивного обозрения)], наконец, совпадение в звучании слова и нескольких слов (Над ним одним все нимбы, нимбы. Побольше терниев над ним бы. - Сим.).

Каламбуры могут быть использованы писателями как средство осмеяния персонажей, которые не обращают внимания в речи на столкновение разных значений многозначных слов (На половине покойника сидеть не разрешается. - Булг.).

Значение синтаксиса для стилистики. Средства экспрессивного синтаксиса.

Значение синтаксиса для стилистики. Средства экспрессивного синтаксиса

Синтаксис – важнейшая стилеобразующая область языка (обладает огромными ресурсами, определяет стилевой облик текста, имеет непосредственное отношение к распределению информации в предложении и в тексте). Синтаксис организует повествование, развертывает действие, оформляет картины, облекая их в определенную интонацию, путем расстановки акцентов формирует глубинную перспективу, выдвигая на передний план одни элементы и нейтрализуя другие. Стилистические ресурсы связаны с размерами предложения, расстановкой знаков препинания, с видами и формами построения высказывания.

Экспрессивность в простых предложениях:

Он не мог не прийти. Он и не думал приходить – идиоматический оборот. Как же! Придет он! – отрицание через утверждение(оттенки скепсиса, иронии, недовольство, пренебрежительное отношение). Он придет. – Он придет! (интонация): говорящий повторяет мысль собеседника с интонацией протеста или иронии.

Номинативные предложения (яркие штрихи обстановки): Ночь. Улица. Фонарь. Аптека

Билет №21.

Понятие нормы в стилистике.

Норма – это принятые в речевой практике образованных людей правила произношения грамматики и словоупотребления. Зафиксирована в справочниках, кодифицирована. Возможны варианты.

Стилистическая норма. Есть мнение, что стиль проявляется лишь в отклонениях от нормы, в связи с этим норма противопоставляется стилю. Но большинство лингвистов разделяет мнение о существовании стилистических норм. Большинство исследователей различают языковые нормы литературного языка (фонетические, лексические, грамматические), с одной стороны, и нормы стилистические – с другой. Применительно к функциональной стилистике стилистические нормы – это исторически сложившиеся и вместе с тем закономерно развивающиеся общепринятые реализации заложенных в языке стилистических возможностей, обусловленные целями, задачами и содержанием речи определенной сферы общения; это правила наиболее целесообразных в каждой сфере общения реализации принципов отбора и сочетания языковых средств, создающих определенную стилистико-речевую организацию. Функционально-стилистические нормы имеют более свободный характер, чем общеязыковые, однако эта свобода относительна. Степень допустимости отхода от сложившихся правил организации речи меняется в зависимости от того, какое место имеет данное высказывание (текст). Критерий соответствия или несоответствия высказывания стилистическим нормам должен быть гибким и глубоко функциональным; необходимо учитывать соответствие выражения (т. е. речевой организации и состава ее средств) его экстралингвистической основе (т. е. сфере, условиям и ситуации общения, его целям и задачам). Помочь определить это и призвана стилистика, а именно — теоретические и практические знания в области как функциональной стилистики, так и «стилистики ресурсов». При этом следует помнить о том, что если даже общеязыковым нормам (на уровне правильностей) свойственна вариативность, о тем более характерна она для норм функционально-стилистических. Кроме того, нередко сами задачи общения могут требовать сочетания генетически разностильных средств, и это не будет нарушением стилистической нормы с точки зрения функциональной, если только такая речевая организация коммуникативно-целесообразна.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 732; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!