Религиоз концепция мира в средневек христиан фил. Теоцентризм, А. Блаженный, Ф. Аквинский.



Социалъно-философские концепции Средневековья,сформировавшиеся в условиях глубоких социальных потрясений, вызванных переходом от рабовладельческого строя к феодальному, отличались большой противоречивостью, двойственностью своего содержания. Отражая прежде всего интересы правящих групп вновь возникающих феодальных централизованных государств, они отстаивали идеи сословного общества и монархического, централизованного, сильного, по своей сути, тоталитарного государства, соответствующего известной библейской установке: один Бог на небе и один Царь на земле. Но с другой стороны, социальная философия Средневековья содержала в себе также и некоторые демократические идеи, в том числе идеи всеобщего равенства людей, любви к ближнему и т.п. Первые идеи о тенденциях общественного развития были выражены в религиозной форме. Так, исходя из идей диалектики истории Августин Блаженный (354—430) в своем знаменитом труде «О граде Божьем» предложил первый вариант периодизации всемирной истории, согласно которому она началась с наказания людей за их первородный грех..Ряд особенностей отличает и развитие в период средневековья фчлософской мысли Руси. Развитие русской философии было не синхронным западно-европейской философии. К мировому философскому наследию Русь приобщалась через установки и концепции средневековой Византии. Основным источником их представлений о мире и человеке была Библия, впервые переведенная на родной язык славянскими просветителями, первоучителями Кириллом (ок. 827—869) и Мефодием (ок. 815—885) Средневековый период отечественной философии продолжался вплоть до XVII в. В течение этого периода сложились первые традиции отечественного философствования, заключающиеся в особом интересе к нравственной, антропологической проблематике, в тесной связи с литературой и искусством, в тяготении к просветительской, доступной манере изложения, большой любви к сократовско-платоновской линии в философии. Наиболее ярким и крупным представителем средневековой | западноевропейской философии был ФомаАквинский(1225— 1274). Его философия представляет собой как бы энциклопедию официальной католической религиозной идеологии. Главные положения созданной им философии, названной томизмом. составляют основу современной католической христианской философии — неотомизма. Главная заслуга Фомы Аквинского — разработка проблемы соотношения веры и разума в познании, сравнительного значения истин, принятых на веру, и истин, полученных путем логических доказательств, основанных на разуме. Эта проблема стала одной из центральных в средневековой философии.

 

Экзистенциализм.

Экзистенциализм (от лат.— существование), или философия существования, играла и прод играть зн-ную роль в развитии фил XX в. Она ориен-на на проблемы, свя­занные с человеком, смыслом его бытия в совр мире. ee представители известнейшие писатели и мыслители XX в.: Ж.- Сартр, А. Камю, Г. Марсель, Симона де Бувуар и др. Экзистенциальные мотивы можно встре­тить и у таких выд писателей наш века, как  Г. Гессе, Э. Хемингуэй, Э.М. Ремарк, Ф.М. Достоевский.

О проблем сущ-ния чел-ка, смысле его жизни, свободе и ответст-ти. Об этом рассуж многие мыслители. Дат фил С Къергеорф вкл термин «экз-м мышление». Фил экз-ма получил быстрое развитие в 20 вв особ на кан 2-ой мир войны и после нее. Наиболее верные ее запад представители нем фил: К.Ястерс и М.Хайденер, фран фил: Г.Марсель, Жан Поль Сатр. Экз-м присуще особености ир фил. Гл вним удел внутр миру чел-ку, его истинным пережив (осозн и неосозн) Отсуда ориентир не на науку, а непосред интуитивное жел людей. Стремление выразить их в целостном виде с пом искусства, нежели с пом науки. Утвержд что наука не может просвят относит смысла жизни, что смысл жизни постигает кажд чел-ком на основе его личн сущ-ния. Экз-м оперир понятиями «сущность» и «существование». сущ-ть чел-ка – его внутрен свобода. Достое писал что «подлинная суть чел-ка в свободе и тол в ней». Сущ-ние – реальн жизнь чел-ка в общ-ве, в мире. М\у сущ-тью чел-ка и его существо-нием есть постоян и глубокое противореч. Т.к. реаль жизнь чел-ка в общ-ве его сущ-вание не позвол реализвать его свободу (его сущ-ть) Чел-ку все труднее проявл свою творч индивидуал из-за многих ограничен (полит,мораль,религиозн). Хар-ны и др категории, кот оперируют экз-м это «забота», «страх» «ужас» и т.п. они выраж эмоц состоян чел-ка чел-к постоянно озабочен пробл своего сущ-ния в общес-е. это его основ внутр состояние. Забота перех в страх, страх - постоян настроен чел-кое бытия. Если есть забота, зн есть и страх. Страх перех в ужас:1) когда открыв подлин смысл его бытия – вечное пережив, заботы, страх и 2) ког он оказыв в погранич ситуации м/у жизнью и смертью. Через все фил экз-ма проходит идеи свободы и ответственности чел-ка.Чел-к свободен в выборе поступков, но за каждый пост он несет ответсвенн перед собой, др.людьми и передбогом. Даже если чел-к не может утведит в мире Он должен остават чел-ком, личност моралной, нравствен. В конечном случ есть свобода, умерет свободно.

Экзистенциалисты используют феноменологический метод Эдмунда Гуссерля (1859—1938). Гл в его методе — непосредственное усмотрение сущности вещи в процессе пережив этой вещи. Этот метод наз еще мет интенционального анализа.Сознание есть всегда сознание о чем-то. Если я пережив радость или печаль, то эти рад и печ будут по поводу какого-то предмета или события. Беспредмет пережив не сущ. Учен и послед Гуссерля, от кот он отход все дальше, Мартин Хайдеггер(1889—1976) сред опис итолков бытия берет не категории объект науки, а субъект категории — экзистенциалы— эмоционально окрашен понят, наприм, бытие-к-смерти. Бытие вообще раскрыв для него через человеч бытие — тут-бытие, кот всегда эмоц-но. Даже равнодушие-определ душев настроен. Хайдеггер: «Всякое истолкование мира неизбежно является очеловечиванием». бытие чел-ка и мир неотдел др от др. Чел-к всегда в мире и мир — это мир чел-ка. Кажд из философов-экзистенциалистов концентр вниман на какой-то реальной стороне чел-ких отнош и дает их убедит-ный социально-психологический анализ» Но, обращая вниман на какую-то 1 из хар-тик этих отношений, он оставляет в стор др, счит их производ от нее и созд при этом довольно сложн филос конструкции.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 279; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!