ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ



 

Вопросы:

1. Учения И. Канта.

2. Учения Гегеля.

 

Вопрос 1. Учения И. Канта.

 

1724-1804 г.г.

Представитель просвещения. Жил в Пруссии. Кант является родоначальником немецкой классической философии. Всю жизнь прожил в Кенигсберге (Калининграде). Работал домашним учителем, читал лекции в университете по астрономии, минералогии, философии. В 46 лет становится профессор, деканом, дважды ректором Кенигсбергского университета.

«Метафизика нравственности». Часть 1 – метафизические начала, учения о праве.

«К вечному миру».

Человек не может о конца познать тайны бытия. Возможности человеческого разума ограничены.

Две вещи в мире потрясли его: звездное небо над головой и нравственные законы внутри нас.

Право и мораль. Право и нравственность – проблема, которой Кант уделяет много внимания.

Человек принадлежит и к миру разума и к миру явлений. Функция теоретического разума: познание,  действие – практический разум. С одной стороны человек действует в соответствии с обстоятельствами, а с другой – с волей.

Источник морали и права – разум человека, который стремится к всеобщей свободе. Практический разум человека диктует нормы морально поведения. Без морали свобода личности невозможна.

Эти нормы морали заложены в разуме человека. Моральные нормы – внутреннее побуждение человека, причем свободное от внешних воздействий.  

Нормы морали, порожденные разумом – категорический императив.

Мораль – общая идея долга перед лицом человечества, закон нравственной свободы, т.е. это такие нормы, которые реализуются в человеке без внешних воздействий. Принципы категорического императива:

1. Поступай так, чтобы максимум от твоего поступка (личное правило поведения) могло стать всеобщим законом.

2. Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству.

Общие принципы имеют и право и мораль – это категорический императив, но разные мотивы соблюдения правовых и моральных норм. Закона: закон может соблюдаться под влиянием выгоды, страха наказания – легальное поведение. Когда закон соблюдается по моральным убеждениям, то говорится о нравственном соблюдении закона, такое поведение – моральное.

Способы обеспечения права и морали. Моральные законы соблюдаются по внутреннему принуждению: совесть. Часто правовые нормы соблюдаются в силу внешнего принуждения.

Право – совокупность условий, при которых произвол одного совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. Совокупность условий – гарантия прав личности, частной собственности, наличие законов и гарантии их принудительного исполнения, равенство всех перед законом.

У Канта нет формального определения права: явление суверена, совокупность норм. У него иная задача: очертить сферу действия правосвободы. Право и свобода отождествляются.

Позитивное право – голова без мозга.

Пласты права:

1. Право естественное: принципы, продиктованные разумом.

2. Положительное право.

Отождествляется естественное право и частное право.

Естественному состоянию противостоит не общество, а гражданское состояние, поэтому право в естественном состоянии называется частным, а в гражданском состоянии – публичным.

Право в стогом смысле – право, которое не содержит ничего этического, синоним позитивного права, гарантируется возможностью полного принуждения.

Право в широком смысле – естественные нормы, мораль.

Предписания Ульпиана, которые передела Кант:

1. Живи согласно праву. Кант: это положение – правовая честность, которая выражается по сравнению с другими лицами своего достоинства как человека. Не будь лишь средством для других, будь для них также целью.

2. Не нарушай ничьего права. Кант: даже если тебе ради этого надо будет прекратить всякую связь с остальными и избегать всякого общества.

3. Воздавай каждому свое. Кант: эта фраза нелепость. Вступай, если ты не сможешь избежать такой связи с другими, в такое сообщество с ними, в котором каждому может быть сохранено свое. Каждый индивид должен следовать всеобщий идее нравственной свободы. В основе – закон свободы.

Теория государства – идея права – ключевое слово. Государство -  множество людей, подчиненных правовым законам. Государство – правовая организация, в основе его создания лежит идея права.

Цель государства – торжество идей права и справедливости. Естественное состояние – внеправовое состояние, государственное состояние – государство.

Свобода приобретается индивидами в естественном состоянии.

Человек по своей природе изначально зол и эгоистичен, поэтому переход к государству – важнейшее вехо в истории человечества, вступление в государство, приобретение гражданского состояния.

Разделение властей – обязательный атрибут государства. Приоритет законодательной власти перед исполнительной, законодательная власть выражает суверенитет и волю народа: именно народ может власть дать и отнять. Правитель назначает ДЛ, издает предписания, но не законы.

Нет разделения властей – деспотическое государство.

Функции судебной власти должны принадлежать судьям.

Воля законодателя безупречна, способность к исполнению у верховного правителя неодолима, приговор верховного судьи неизменяем.

Любая попытка народа приостановить закон – преступление. Надо повиноваться ныне существующей власти, какого бы ни было ее происхождение.

Правитель имеет много прав, нет обязанностей. Нет никакого права на возмущения, в меньшей степени - восстания, в наименьшей степени - посягать на его особу как на единоличного лица и на его жизнь под предлогом, что он злоупотребляет своей властью.

В реальности – источник суверенной власти не народ, а монарх.

Путь реформ – единственный путь. Отрицательное отношение к революции

Классификация форм правления:

1. по числу лиц,

2. характер принципа теории разделения властей

1. Автократия. Абсолютная монархия. Это простая форма правления есть отношение народа к правителю, правителя к народу. Хорош лишь пресвященный монарх. Имеет право на существование тот порядок, когда он отвечает требованиям закона. Автократия отождествляется с непосредственной демократией, нет разделения властей. Конституционная республика – есть разделение властей.

2. Аристократия. Отрицательное отношение, т.к. не способна создать сильную власть в государстве.

3. Демократия. Отрицательное отношение, т.к. не способна создать сильную власть в государстве.

Каждая форма правления существует столько, сколько она на это необходима.

Идее первоначального общественного договора соответствует республика. Разделение властей, самодержавность закона. Закон не зависит от частного лица.

Кант был выразителем интересов немецкого бюргерства, буржуазии, которые были заинтересованы в создании сильного государства.

Вечный мир – идеал Канта.

Государства находятся в не правовом состоянии. Власть распределяется по праву сильного. Естественное – не правовое состояние государства. Задача государства – вывести народы и государство в законное состояние, можно это сделать посредством создания союза государств.

Вечный мир невозможен, но политические, международные связи через союзы государств могут приблизить народы и государства к вечному миру.

Бремя вооружений, подготовка к войне более опустошает народ и государство, чем сама война. Единственный источник гарантий прав государств – международное право.

Государства все более созревают для создания союза. В начале между народами должно быть заключено соглашение, которое убирает основное препятствие мирному существованию государств. Восстановление международного доверия государств. Союз по Канту – это не всемирное государство, нет аппарата принуждения, это добровольный союз суверенных государств, союз мира.

Если мирный договор заканчивает какую-то конкретную войну, то союз мира оканчивает все войны раз и навсегда.

В мире существовало уже сто проектов вечного мира.

После великой Французской Буржуазной Революции – это первая осознанная трактовка «Свободы, Равенства и Братства».

Кант провозглашает идею: личность – критерий и мера всего существующего. Каждый человек для другого – это цель. Государство и право – это средство для достижения цели: обеспечение всех прав личности, его нравственного совершенствования.

 

Вопрос 2. Учения Ф. Гегеля.

 

1770-1831 г.г.

Георг Вингельм Фридрих Гегель. Родился в семье крупного чиновника в Штутгарте. Окончил факультет богословия, дважды ректор университета.

1825 г. «Философия права».

Идеи, которые повлияли на мировоззрения Гегеля: идеология немецкого бюргерства, влияние Французской Революции.

Гегель отождествляет право со свободой, право реализуется через свободную волю человека.

Каждый индивид как существо разумное должен осознавать границы своего поведения, связывая это с необходимостью.

Свобода ограничивается определенными условиями. Гегель: «Если я хочу разумного, то поступаю не как обособленный индивидуум, а согласно нравственности вообще. В нравственном поступке выдвигаю не самого себя, а суть».

Свобода в обществе – есть преодоление произвола отдельных лиц. Человек проявляет свою волю, как ограниченную волю.

Идеал свободы проходит три основные ступени:

1. Абстрактное право. Оно еще не определено, не установлено. Анализирует три понятия: частная собственность, договор, правонарушение (неправо). Свобода выражается в том, что каждое лицо обладает собственностью и имеет право требовать возмещения нарушенных прав. Будь лицом и уважай других в качестве лиц. Благодаря собственности человек становится личностью. Он против уравнения имущества, защитник буржуазии. Абстрактное право касается имущественных отношений. Нарушение частной собственности – нарушение свободы личности. Свобода собственности: право торговать, обменивать, дарить на основе договора. право собственности реализуется через договор.

Договор – отношение воли одного к воле другого. Договор предполагает, что стороны признают друг друга лицами и собственниками. Договор заключается по воле, произволу сторон, выражает общую волю. Гегель противник договорной теории происхождения государства, он возвышал государство.

Договорные отношения могут характеризоваться произволом, нарушением чьих-то прав, возникновением неправа.

· Обман, когда обманщик сознательно выдает право за неправо.

· Принуждение.

· Преступление – сознательное нарушение права.

· Наказание является средством восстановления нарушенного права. 

2. Мораль. Стадия моральности. Необходимо наличие субъективной свободы личности, которая вытекает из собственного образа мыслей и согласуется с собственной совестью.

· Умысел. Проблема УО, человек отвечает только за свой умысел, который касается непосредственных последствий поступка.

· Вина.

· Намерение и благо. Намерения связываются с более отдаленными последствиями, знания в этих намерениях содержатся в субъективной воле человека. благо или счастье – удовлетворение человеком своих желаний. А оправданы ли такие цели? Да. Человек имеет право делать свои потребности своей целью. Потребности могут стать намерениями.

· Добро и совесть. Добро состоит в том, что человек поступает разумно, именно такие поступки делают его свободными. Осознание разумного называется совесть. Стремление к добру – долг человека.

3. Нравственность.

Право свободы – наивысшая ступень развития: семья, гражданское общество, государство.

Если мораль – это сознание человека, то нравственность – это конкретные действия, поступки людей, т.е. их отношение в семье, обществе и государстве.

Мораль присуща ранней ступени развитии свободы. Поступать нравственно важнее, чем думать о чем-то нравственно.

Нравственность проявляется в семье. Семья – первая общность, в которую вступает индивид на пути к своей свободе. В основании этого природного единства индивидов лежит любовь.

Любовь – означает вообще сознание моего единства с другим то, что я не изолирован для себя, а обретаю мое самосознание только как отказ от своего для себя бытия.

В этом противоречии любви с одной стороны виден отказ от собственной самостоятельности, с другой стороны – обретение себя в другом.

Брак – нравственно-правовая любовь. Семейная собственность – важна. Через семейную собственность происходит реализация семьи. Важнее составляющее – воспитание детей. Обязанность родителей - воспитывать и содержать детей, наказывать (подавление природного своеволия, тем самым воспитания свободных людей).

Гражданское общество – взаимоотношение самостоятельных индивидов. Все противоречия находят свое примирение именно в государстве.

Гегель видит характер общества – «этого духовного животного царства, где каждый для себя цель, все другие суть для него - ничто». Поляризация общества, которую принес капитализм, имущественное неравенство.

Противоречия, которые существуют в обществе.

Гражданское общество – это институт, который Гегель рассматривает как институт, порожденный государством. Этому служат три основных института гражданского общества:

1. Суд. Необходимость кодификации процессуального законодательства, публичность судопроизводства, организация суда присяжных – высказывает Гегель.

2. Полиция. Борьба с беспорядками.

3. Корпорации. Некие общественные союзы, объединяющие людей по роду профессиональной деятельности, они признаны стать орудие преодоления противоречий, должны способствовать устранению классовых конфликтов.

Гегель: абсолютизация государства: в государстве сливаются воедино личная свобода человека и внешний порядок.

Государство – это самое универсальное создание, где единство правового содержания и морального убеждения достигают своей наивысшей формы.

Существование государства – шествие Бога в мире. Обожествление государства. Над государством нет судей. Оно имеет само по себе высокую ценность, ни в каком утилитарном обосновании не нуждается.

Государство не зависит от гражданского общества, наоборот гражданское общество предполагает наличие государства.

Заслуга Гегеля – один из первых вводит понятие «гражданское общество», проводит разницу между ним и государством. Именно государство создает гражданское общество.

Симпатия Гегеля на стороне конституционной монархии. Остальные формы:

1. Монархия,

2. Аристократия,

3. Демократия –

Низшие формы государственного развития.

Конституционный монарх получает власть по наследству, сфера деятельности монарха весьма ограничена. «Он должен лишь сказать да и поставить точку над и». сфера деятельности монарха невелика, чтобы не было узурпации власти бюрократами является создание государственной иерархии, контроль за деятельностью чиновников, права местных общин. Эти институты должны стать заслоном для усиления роли бюрократии.

Гегель не сторонник теории, что источник законодательства – народ. Народ наименее всего знает, чего он хочет.

Вместо неродного представительства Гегель предлагает использовать сословное представительство – возвращение к феодализму - регресс. Институт сословного представительства – гарантия всеобщей свободы, это опосредствующий орган, стоящий между правительством и народом, образуя середину между монархическим принципом и народом, сословия примиряют все противоречия. Все противоречия гражданского общества примиряются в государстве и при помощи государства.

Сословия:

1. Землевладельческое: дворяне, землевладельцы, крестьяне – сословие субстанциональное, а также сословие природной нравственности.

2. Рефлектирующее сословие, подвижное: ремесленники, наемный люд, торговцы.

3. Всеобщее сословие – вершина пирамиды – крупные дворяне, лица, занимающие высокие административные должности, высшие чиновники.  

Законодательная власть, две формы представительства:

1. Одна из которых служит примиряющим звеном между монархом и гражданином,

2. А другая – между исполнительной властью и народом.

Первое представительство возникает из сословия природной нравственности, т.е. из дворян, имущество которых состоит из неотчуждаемых имений, майоратов, этому сословию предначертана политическая деятельность.

Второе представительство – торговцы, фабриканты, члены корпораций, из этих кругов выходят депутаты, которые избираются благодаря доверию общества, их характера и уму.

Законодательная власть делится на две палаты, обе палаты должны действовать публично. Отношение самого Гегеля к публичному мнению отрицательно.

Структура законодательной власти отражает особенности прусской государственной машины. Основная задача Пруссии – объединение страны, а не законодательство. Необходимо усовершенствование государственной машины. Позиция Гегеля – защита реальной политической силы, майоратная система земельной собственности.

В интересах чиновничьей бюрократии возможна защита частной собственности, признание ее священного характера.

Только собственность делает человека лицом.

Гегель защищает интересы как дворянства, так и бюргерства.

Учение Гегеля о международном праве.

Отношения между государствами бывают либо дружескими, либо враждебными, поэтому воины неизбежны.

Высокое значение войны – прогрессивное значение войны, считая, что войны стимулируют научно-технический прогресс, они сохраняют нравственное здоровье народа, подобно тому как движение ветров не дает озеру загнивать, так и война охраняет народ от гниения.

Абсолютизация войны. Гегель требует от граждан в период войны жертвовать всем ради государства.

Критикует идею Канта вечного мира.

Политологи XX в. Пруссии: Гегель – прародитель фашизма.

Социолог Кноссе: Гегель интеллектуал, но все-таки сказал такое.

Парадокс идеи Гегеля: государство – воплощение нравственной идеи, а это правящая политическая партия, государство делает все, что хочет, значит все нравственно.


 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 338; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!