Вопрос 3. Политико-правовые учения Жан Жака Руссо.



 

Родился в Женеве, в протестантской семье в 1712-1778 г.г. Мать умерла во время родов, отец в 10 лет бросил ребенка. Поступил в ученики к грубому жестокому мастеру, но унижение и побои заставили уйти. Ряд лет бродяжничал. Потом взял на воспитание в дом наставницы Де Варан. Дала ему образование.

Известность пришла к нему в 37 лет. Он принял участие в литературном конкурсе, который проводила Дежонская Академия. Тема – «Сделал ли НТП человека счастливее». Русо представил работу, которая содержала парадоксальное решение: наши души развращаются мере развития науки, техники. Счастливы те, кто сохраняет близость к природе. Жизнь в обществе уродует человеческие души.

«Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми».

В начале работы делает оговорку – писание догосударственного периода – гипотеза.  

Человек, живущий в догосудасрвтенную пору – человек изолированный, живущий вне общества, не нуждающийся в общении, человек, не заинтересованный в познании. В одном только инстинкте заключалось для него все, что было необходимо, чтобы жить. Человек еще животное. Угнетение одного человека другим невозможно, потому что для возникновения принуждения нужно общение, взаимозависимость, а их еще не было.

Позже появились случаи, когда общие интересы заставили людей объединиться в одного стадо и позже эта привычка породила семью. Складывалось человеческое общество. Первобытное общество – юность человека, самая счастливая пора.

Выход из естественного состояния ознаменовался тем, что появилось политическое неравенство.

Ступени общественного неравенства:

1 этап общественного неравенства – появление частной собственности. Разделение на богатых и бедных.

2 этап – появление публичной власти беспорядки не прекращались в обществе, людям пришла мысль вверить отдельным лицам публичную власть и возложить на магистратов заботу надзирать…

3 этап – появление деспотического характера власти. И среди них поднимает свою отвратительную голову деспотизм, наступает перевернутое равенство. Здесь отдельные люди вновь становятся равными, ибо они суть – ничто. Наступает равенство в рабстве: равны по отношению друг к другу в своем неравенстве, абсолютно бесправны по отношению к государству.

Общественный договор устанавливает это неравенство. Руссо противник договора.

Теория об общественном договоре или принципе общественного права. Возникновение государства. Идеальное государство.

Будущее образование – ассоциация, ее цель – оградить интересы личности, имущества граждан. В основе закона должно быть соглашение, но это соглашение не является актом об избрании правительства. Касаясь содержания акта, Руссо говорит, что каждый член ассоциации должен полностью передать свои права в пользу ассоциации. Причем это отчуждение должно быть абсолютным, полным, в противном случае эта ассоциация будет либо тиранической, либо бесполезной. Причем остаются равные права на имущество и свободу. Договаривающиеся становятся единым общественным лицом, создают коллективное целое.  

Коллективное целое – лицо юридическое, образующееся в результате объединения всех других, некогда именовалось гражданской общиной, ныне – республикой, государством когда он пассивен, сувереном – когда активен, державою при сопоставлении с себе подобными, члены ассоциации получают имя народа, в отдельности именуются гражданами, как участвующими в государственной власти и подданными, как подчиняющиеся законам государства.

Новое состояние – гражданское состояние. Граждане государства равны по праву и по соглашению.

Каждый гражданин наделен своей частной волей. Его воля может расходиться с волей других людей. Общая воля – воля всего народа.

Важнейшая идея Руссо – абсолютизация общей, коллективной воли. Суверенитет народа – осуществление общей воли. Такой суверенитет неделим, неотчуждаем. Отрицание представительной форы демократии. Только непосредственная демократия.

Всякий закон недействителен без утверждения народа.

Суверенитет неделим, ибо воля либо является общей, либо ею не является, она являет собою волю народа как целого, либо только одной его части.  В первом случае воля – есть акт суверенитета, создает закон, во втором – это лишь частная воля или акт магистратуры.

Противник теории разделения властей, т.к. у суверена нет никакой другой власти кроме законодательной.

Закон – порождение общей воли. Распоряжение им одним человеком не есть закон. Руководящие принципы хорошего законодательства – свобода, равенство, учет местных особенностей.

В государстве существует исполнительная власть, воля которой существует только в частных актах. Осуществляется правительством, которое должно заниматься претворением в жизнь законов. Правительство – исполнитель воли суверена. Правительство может быть организовано по-разному.

Условие эффективной деятельности правительства – деятельность в интересах большинства. При монархической организации частная воля господствует над другими. Есть вероятность превращения в деспотию.

Средства осуществления народного суверенитета:

1. Наличие народного собрания, постоянно или периодически созываемого.  После созыва собрания, деятельность правительства должна быть прекращена. Форма организации правительства и состав правительства. «В ту минуту, когда правительство узурпирует суверенитет, общественное согласие разорвано и все простые граждане не обязаны повиноваться».

1793 г. Конституция Франции – народ поставляет законы.

Эта теория перешла к Якобинцам, Марксу и др. Радищев – последователь Руссо, Радищев: создание коллективной собственности, противник частной собственности, призывает к революции.


 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!