Георг Вильгельм Фридрих Гегель



(1770-1831)

           

Закончил теологический факультет, тоже отказался от карьеры пастора, умер от холеры. Эпоха – он свидетель французской революции и наполеоновских войн. Он надеется, что после войн монархи и профессора начнут переустраивать жизно на разумных началах, но он не угадал. Логическое основание его учения – он объективный идеалист. Ему свойственно представление о тождестве бытия и мышления – что действительно, то разумно и наоборот.

Работы Гегеля: «Энциклопедия философских наук», «Философия права» 1821: предисловие и 3 раздела.

Идеи из предисловия «Философии права»:

1) Научное понятие права и гос присуще не каждому, для обывателей сознание застревает в коре явления! Наука же вырабатывает имманентные явления! Не каждый способен научно мыслить!

2) Гегель спорит с Платоном – он был не прав, когда учил гос какими им надо быть. Не нужно конструировать идеальные гос, а нужно постигнуть разумность существующих гос!

3) Гегель предлагает постигнуть разумность права, он отличает закон и право! Право – есть свобода как идея.

3 Раздела – абстрактное право, мораль и нравственность.

Раздел 1: Абстрактное право.

Человек – это существо с разумной свободной волей, значит, у каждого из нас есть правоспособность – абстрактное право. Основной принцип – уважай другого, признание равной правоспособности. Гегель предлагает рассмотреть 3 формы реализации правоспособности:

1. Собственность – это выражение свободной воли в вещах. Выводы: 1) собственность может быть только частной; 2) существование рабства неразумно; 3) собственность не может быть равной, вопрос о том чем человек владеет – это правовая случайность!

2. Договор – через него мы приобретаем собственность, Гегель выступает за свободу договоров.

3. Нарушение права – это тоже форма реализации правоспособности. Гегель уделяет внимание преступлению, он его воспринимает как отрицание права в себе и воли другого лица. Триада Гегеля: право в себе (тезис), преступление (антитезис) и наказание (синтез). Наказание – это отрицание отрицания! Аксиома Г. Гроция – преступление должно быть наказано. Отношение к преступнику – Фейербах развил теорию устрашения в уголовном праве, Гегель предлагает мыслить по-другому. преступник – это всё равно существо со свободной разумной волей, надо считаться с его достоинством!

Проблема смертной казни – Гегель сторонник смертной казни, он спорит с Чезаре Беккария, поскольку никакого общественного договора не было. Наказание в понимании Гегеля – это право преступника.

Раздел 2: Мораль.

Мораль – это внутренняя форма самоопределения свободной воли – как мы о себе думаем. Есть субъективная сторона – намерения, цели, мотивы. Поскольку человек хочет, чтобы по нему судили по его внутреннему определению и он имеет на это право независимо от внешнего самоопределения.

Ценность человека определяется его внутренним побуждением. Если человек из-за голода крадёт хлеб, то это нельзя рассматривать как обычную кражу.

Раздел 3: Нравственность.

Нравственность – это реализация свободной разумной воли в общественных отношениях. 3 формы реализации свободной воли в общественных отношениях (формы нравственного единства):

1. Семья.

2. Гражданское общество – это не объединение индивидов, а связи между индивидами посредством разделения труда, внешнего порядка и через правовые учреждения, оно состоит из сословий: субстанциональное – землевладельцы и земледельцы; промышленное – здесь значение имеет расчёт; и всеобщее сословие, думающее о всех – чиновники. Каждое сословие представляет форму нравственного единства, каждый может перейти из одного сословия в другое! В этом обществе признаётся равная правоспособность на законодательном уровне. Законодательство должно быть общепризнанным, кодифицированным. Знание законов не должно быть монополией юристов, не должно быть правового отчуждения! Имманентные недостатки законодательства – в нём может быть сформулирован лишь произвол правителей, оно имеет абстрактный характер, невозможно разумно обосновать размер штрафа. Институт гражданского общества – правосудие, судебные заседания должны быть открыты, нужен суд присяжных.

3. Государство – Гегель противник договорного происхождения гос! Он считает, что гос – это цель сама по себе. Гос – это шествие бога в мире, это иероглиф сознания. Жить вне гос невозможно, разумное назначение человека – жить в государстве. Гегель предлагает развёрнутое учение о гос:

1) Как организм – это живое единство, которое представляет единство трёх ветвей власти: законодательной (2 палаты, одна наследственная, другая – сословно-профессиональное представительство, депутаты делегируются корпорациями), правительственная (цель её – подвести особенности единичного под всеобщее, осуществляется чиновниками) и княжеская власть (это монарх, он должен подписывать законы). Он не сторонник разделения властей, здесь концепция различения властей!

2) Как внешний организм на международной арене – основная форма существования гос – это войны, это нормально. Если бы не было войн, то человечество стало бы болотом, войны предотвращают внутренние смуты.

3) Гос в аспекте мировой истории – это развитие свободы. История начинается с Востока, там была деспотия. Затем появляется греческий и римский античный мир – свободен не один, а некоторые, это уже республика. Германский мир – свободны все, нет рабов, это конституционная монархия.

Заключение по Гегелю:

В «Философии права» он обосновал разумность института частной собственности, принципа свободы договоров. Он был теоретиком уголовного права, по новому посмотрел на преступника – это существо со свободной разумной волей. Он критик позитивного законодательства. Рассуждал на тему правового отчуждения – это препятствие для создания гражданского общества.

Критика Гегеля: его оценивают как этатиста, т.к. он обожествляет государство. Он говорил о том, что философия сейчас является служанкой государства, в отличие от античности.

 

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!