Эпоха Возрождения и Реформации



ЛЕКЦИИ ПО

ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

       Лектор:Мачин Игорь Фёдорович, к.ю.н., доцент кафедры ТГП.

Лекция № 3 (19.02.2014)

       У софистов есть зачатки 3 современных правовых школ: позитивистов (Протагор), естественного права (по природе мы все равны), право создаваемое людьми – право служит большинству (слабейшим) или тем, кто у власти (Калигул и Просимах). Калигул – существует право сильнейшего. Но природа нам не даёт ответа – что такое естественное право.

       Нужно на экзе рассказать Миф Протагора – обосновал значимость полисной демократии для свободных греков.

 

Платон

(427-347 гг. до н.э.)

       Настоящее имя – Аристокл. Платос – широкий. Происходил из знатного рода. Встреча с Сократом в 399 году – он многое пересмотрел, сжёг свои стихи. Идеал для него – Колокагати (сила и нравственность). Смерть Сократа потрясла его, он покинул Афины, путешествовал, потом вернулся и основал философскую школу «Академия», которая существовала 1000 лет. Платон изобрёл будильник. Создавал свои работы в форме диалога, основной участник – Сократ. Диалоги: «Государство», «Законы», трактат «Политика».

       Эпоха была сложная – большое число переворотов, Пелопонесская война, обстановка нестабильная. Среда была благоприятной для создания устойчивой формы правления. + смерть Сократа - «Витальная» несправедливость для Платона, он винил форму правления.

       Он планировал 3 проекта идеального государства, но успел только 2.

       Логическое основание политического и правового учения Платона: он философ, объективный идеалист. Существует два мира – вещей и идеальных сущностей. Лосев охарактеризовал философию Платона: «Вода замерзает и кипит, а идея воды – не замерзает и не кипит». Норвежский учёный: «Если все лошади хромают, то это не значит, что мы должны представлять всех лошадей хромыми». Мы лепим в своём воображении идеальное государство.

В 7 книге диалога «Государство» есть рассуждение о пещере. Греки – узники, которые с детства живут в пещере, если их связать и разжечь огонь, то они увидят тени, если их развязать, они увидят больше, а если их вывести наружу, то они увидят солнце. Это значит, что не каждому дано увидеть истину. В суде можно рассуждать только о тенях справедливости! Саму справедливость они никогда не видят. Истинна судебная и философская истина – разные вещи.

Учение Платона о человеке – это, прежде всего, душа, а не тело. В душе есть 3 начала: разумное (бессмертное, его берём на тот свет), вожделеющее и яростное. Нужно развивать разумное. 3 добродетели: мудрость, умеренность и мужественность. Справедливость в понимании Платона – каждый должен заниматься тем, что ему присуще.

1 проект идеального государства: аналогия между идеальным гос. и душой человека: гармония тогда, когда разум преобладает. Аналогом разумного начала можно признать совещательное начало в гос. – философы. Яростное начало – воины. Вожделеющее – деловое начало, ремесленники, земледельцы. Формула идеального гос. – править должны философы. Только они способны постигать истинные сущности вещей. Они презрительно по своему происхождению относятся к замещению гос. должностей, но нужно будет их обязать. Миф – люди неравные, боги подмешали в души философов золото, серебро, в остальных – медь и железо. В душах философов есть божественное золото, значит, у них будет иммунитет для земного золота!

Он предлагает исключить частную собственность и семью для философов и для воинов, поскольку это разъединяющие факторы, чтобы они не были более счастливы, чем другие. Целостное мышление у Платона – средства перехода к идеальному гос.: некие правители станут философами или наоборот.

Сравнение с реальными гос., испорченные формы гос.: 1) правление воинов (тимократия, тимо – честь) – Крит, Спарта. 2) ещё более плохое гос. – олигархия, правление богатых. 3) ещё хуже – демократия (Афинская, она убила Сократа), власть принадлежит демагогам. 4) тирания – власть одного. Источник смены – порча нравов людей.

Работа «Политика» - Политика – это царское искусство. Царское знание. Реальные формы гос. по кол-ву правящих и по отношению к законам: Монархия, Аристократия, Демократия и без опоры на закон: Тирания, Олигархия, Демократия. 7 форма правления – правление одного философа, который обладает царским искусством и не важно, действует он на основе закона или нет!

Имманентные недостатки законов: он округляет действительность, это вынужденная мера управления людьми. Не может охватить все нюансы.

2 проект идеального государства: находим в работе «Законы». Она уже написана в зрелом возрасте. Он уже снижает планку для идеального гос. Смысл: это гос. со смешанной формой правления, «золотая середина» между Персией (монархия) и Афинами (демократия). В Персии много власти и мало свободы, а в Афинах – наоборот. Предложения: Коллегия из 37 стражей закона. Совет из 360 человек. Народное собрание. Ночное собрание из 10 старцев (философов) – неконституционный орган. Всё равно есть примат философов.

Значимые проблемы: он предлагает кол-во граждан этого идеального гос. – 5040 граждан. Делятся на 4 класса по размерам имущества. Высший класс – имущество только в 4 раза больше, чем низший. Земля распределяется по жребию, т.к. она разная по плодородию. Мобильность общества – но предел есть. Политический абсентеизм – представители двух высших классов должны были его посещать под угрозой штрафа.

Сравнение двух проектов:

1) В 1 проекте: 3 сословия, переход из одного в другой исключителен. Маркс говорил, что это афинская идеализация египетского кастового строя – нет мобильности! Но в Египте правили жрецы, а у Платона – философы!

2) В 1 проекте писанные законы не нужны. Во 2 – всё расписано законам – это разумные установления. Закон – всех поэтов нужно выгнать.

Учение о законах:

1) Законодательный приоритет – главные законы о браке, о семье, о детях.

2) Проблема законодательного искусства – нужно определить что и в какой мере можно назвать умеренным, иначе твоё слово не станет законом;

2 вида законности: и правителям законы предписаны или нет. Он отдавал предпочтению первому. Концепция правового государства? Скорее концепция законности.

       Понимание общества по Платону – общество не мобильное, нет свободы, как тебя припишут, тем ты и будешь. В каждом государстве есть 2 – гос. бедных и богатых. Имущественное неравенство – угроза стабильности гос., поэтому во втором проекте он устанавливает пределы для богатых и бедных. 2 проект – это смешанное гос. Средства перехода к нему – необходимо найти тирана молодого, способного учиться. Как «диктатура пролетариата» - на переходный период.

       Влияние Платона на западную мысль:

       Томас Мор (16 век) – Платон первым посягнул на частную собственность – первый коммунист. Он поддерживал его.

       Гегель – он критикует Платона – не надо было учить гос. каким оно должно быть. Нужно постигнуть разумность существующего гос. Что действительно, то разумно и наоборот.

       Кант – не надо даже желать, чтобы философы стали правителями, потому что обладание властью неизбежно извращает свободное суждение разума.

       Протагор – общая и частная превенция. Платон – социальная защита., деление преступников на излечимых и не излечимых.

 

Аристотель

(384-322 гг. до н.э.)

 

       Родился в городе Стагира – он иностранец в Афинах, в отличие от Платона!!! Эпоха: проблема демократии – много демагогов. Он был учителем Александра Македонского. Новая волна греческой колонизации, создаются новые полисы – Александрия в Египте. Он учился 20 лет в Академии Платона. Он создал лицеи – во время прогулок шло обсуждение проблем.

       Основное произведение – «Политика». Это обобщение эмпирического материала.

       Логическое обоснование: не нужно удваивать мир. Любая вещь – это единство формы и материи (содержания). Изменчивость форм – каждая вещь может приобрести любую форму.

3 формы человеческого общения: семья, селение и государство-полис. Последнее – это высшая форма общения. Человек – это политическое животное, у него есть стремление к общению с себе подобными. сущность человека – это душа, у неё 2 начала: разумное и аффективное (чувственное). Разум необходим для того, чтобы определить путь добродетели. Формула добродетели – это ½ двух пороков. Мужество – это нечто среднее между безрассудством и трусостью. Скромность – стеснительность и распущенность. Справедливость – не даёт определения, но даёт два вида – арифметическая (уравнивающая – мы все признаёмся равными) и геометрическая (распределяющая – один более достоин, чем другой).

Теория семейного происхождения государства. Понятие гос. – союз равных граждан для достижения благой счастливой жизни. Сравнительный метод – мир животных – они не строят свою жизнь по проекту, а люди способны, кроме рабов. Человек должен существовать в гос., а вне его: Боги, животные, неполноценные личности.

Классификация форм гос. по кол-ву правящих и по интересам правящих: Монархия, Аристократия, Полития (многие в интересах многих). Тирания, Олигархия, Демократия (не в интересах большинства).

Полития – самая правильная форма правления! 1) «Золотая середина» между Демократией и Олигархией. 2) Выделяет бедных, богатых и средний класс населения и на него делает ставку для устойчивости формы правления гос. Если мы получим многочисленный средний класс населения, то богатые и бедные не смогут объединиться и поднять бунт против среднего класса. 3) Гражданскими правами обладают только свободные мужчины, которые могут сами себя вооружить. Это характеристика среднего класса. Полития – это цензовая демократия.

Размер территории имеет значение – небольшая территория, самодостаточное население, коллективные трапезы. Собственность должна быть частной в средних размерах, эгоизм естественен для человека!!! Климат должен быть средним. Возрастные особенности людей – последовательное осуществление гос. функций: юный возраст – занятие военной деятельностью; зрелый возраст – законодательная деятельность; старость – консультационная деятельность. Ум со временем разлагается.

Заслуги Аристотеля:

Разработал проект идеального гос. Политии – Запад пошёл по этому пути. Новый критерий классификации – в чьих интересах осущ. правление. Критика Аристотеля – замкнул природу человека на политической природе.

Правовое учение:

Аналогия разума в гос. – это закон. Закон – это уравновешенный разум. Рассуждение о праве – это мерило справедливости. Деление права: естественное и условное (позитивное) – писанное или неписанное. Нет критического противопоставления этих прав. Нет представления, что естественное право – вечное, нет, оно меняется! Естественное право: господство мужа над женой, существование рабов, рождение людей правящих и подвластных.

Этика гос. службы:

Ссылается на закон Фив – лицо, которое в течение 10 лет не воздерживалось от занятия рыночной торговли не имело право на гос. службу. Занятие должности – это почётное право. А если д.л. будут одни и те же, то остальные неизбежно окажутся лишёнными этого права.

 

Лекция № 4 (22.02.2014)

Полибий

       Жил в Риме, он был центром мира. Нас интересует 6 книга. Логическое обоснование: он был историком, считал, что история должна одновременно описывать события в разных странах. История должна быть прагматичной, приносить пользу – военная и политическая история. Она должна предполагать осуществление прогнозов.

       Философия стоицизма – последняя после Аристотеля греческая философия, 3 в. до н.э. – 2 в. н.э. Судьба, понятие случая не важно, закономерности, циклическая картина времени – всё возвращается на круги своя, начало совпадает с концом. Понятие великого года мира. Эта философия – основа для магии. Полибий взял идею циклического развития для типов государств. Эволюция форм правления государств. Слабость человека – главная причина для появления гос. Сначала появляется власть вожака (легитимация – физическая сила), которая со временем преобразуется во власть басилевса, царя, т.е. в монархию – это первая форма политического общения. Потом появляется тирания (по Аристотелю – власть одного, окружённого толпой негодяев). Потом устанавливается аристократия – они свергнут тирана, опираясь на народ. Превращается в олигархию – власть богатых. Далее народ свергнет и олигархов и установиться демократия, она смениться на охлократию – власть толпы. Дальше снова приходит единоличная форма правления.

       Хочется чтобы одна форма правления не менялась на другую. Идеальная форма правления – смешанная – возьмём три правильные формы (монархию, аристократию и демократию). Он приходит к выводу о том, что в Римской республике есть такая форма правления. Единоличная власть – консулы, аристократия – Сенат, демократия – Народные собрание. Но в римском Сенате были и плебеи!

       Полибий продумывает какой промежуток времени отделяет одну форму правления от другой. Монархия достаточно устойчива, она деградирует в третьем поколении. Поколение – промежуток времени от отца до сына, сегодня – 25 лет. Аристократия живёт одно поколение. Демократия – несколько поколений должно смениться. Он выявил закономерности политического процесса. Объектом научного исследования стало римское государство, хотя он был греком.

Греки искали идеальную форму правления – устойчивая к гос переворотам. В основном, это была смешанная форма правления.

 

Марк Туллий Цицерон

И другие римские мыслители

 

       Цицерон жил в 1 веке до нашей эры. Он изучал риторику, знал греческий язык, изучал философию. Это мостик, который связывает греков и римлян. Цицерон – это гос деятель, он занимал все возможные гос должности в минимальном возрасте для их замещения – консул, претор, сенатор и т.д. Значит, он имел возможность посмотреть изнутри на гос аппарат, но сохранив критическое мышление! Цицерон был казнён, т.к. боролся с попытками установить единоличную власть.

       Основные работы: «О государстве», «О законах», «Об обязанностях». Форма изложения мыслей – диалог.

       Полития (есть гос) и Деспотия (нет гос) – по-гречески. На латыни есть понятия рес публика (гос) и рес привата. Он считал, что гос – это дело народное, а народ – это нее простое соединение людей, а соединение людей, связанных между собой юрис консенсус (согласие в вопросах права) и утилитатис коммунионе (общие интересы).

       С Цицерона берёт своё начало юридизация понятия гос. (Нерсесянц), в отличие от этического подхода греков. А что такое гос, если не общий правопорядок? Происхождение гос по Цицерону – недостаточно защищена частная собственность.

       Формы правления гос по Цицерону:

       Нельзя называть формы правления безусловно правильными или неправильными – они все имеют недостатки. При монархии не все могут принимать участие в управлении, при аристократии – тоже. При демократии (политии) – не должно быть абсолютного равенства. К тому же они стремятся выродиться в дурные формы правления: тирания, олигархия и разгул толпы – это вообще не гос, т.к. гос – это дело народное и юрис консенсус!

       Он предлагает устойчивую форму правления – смешанную. Комбинация монархии, аристократии и демократии – Римская республика. Цицерон – консервативный мыслитель.

       Гос деятель должен владеть основами права. Должна быть официальная запись правовых актов, хранение НПА, цензор. Проблема испытания гос властью – большинство людей охватывает амнезия в отношении справедливости стоит им только поддаться стремлению к власти.

       Правовое учение Цицерона:

       Тема различения естественного и условного (человеческого) права. Он проводит критическое противопоставление этих прав. Вера лекс – истинный закон, естественное право. Критерии ест. права: это вечный закон, он возникает раньше гос! Он представляет справедливость – это не вредить другому, если тебя не спровоцировали и уважать чужую собственность. Отменить этот закон полностью невозможно! Это разумное положение, которое распространяется на всех людей. Остальные – это решения, принятые толпой разбойников.

       Издержки позитивного права – буквальное толкование закона может привести к несправедливому результату. Перемирие на 30 дней, а не ночей!

       Естественное право становиться действующим источником права!

 

Лекция № 5 (26.02.2014)

Римские юристы

       Выборка: 3 в. до н.э. – 3 в. н.э. В Риме было уважение к полководцам и юристам. Юристы давали консультации гос деятелям. Ответы юристов судьям были обязательны! Ульпиан и Попиниан были казнены. Гай, Павел и Модестин. В Риме было много источников права и они были разными, сложно было найти норму права, поэтому стали толковать источники права. Основой для толкования стала философия стоицизма, идея справедливости. Ульпиан – нас называют жрецами, мы занимаемся истиной философией. Естественный закон – справедливость.

       Они создали светскую науку – юриспруденцию, это уже не тайное знание! Выработка понятия права: Цельс – право есть искусство добра и эквивалента (справедливости). Ульпиан – юс (право) является синонимом юстиции (справедливости). Павел тоже так считал. По-русски право от слова правда.

4 уровня научного исследования: описание, классификация, объяснение, критика.

       Классификация видов права:

       Ульпиан: дихотомия публичного и частного права. Критерий – какое благо защищается. Трихотомия права: 3 вида частного права – юс натурале (право, адресованное всем живым существам), юс генциум (присущее народам, оправдывается рабство), юс цивиле (для квиритов).

       Гай: дихотомия – юс цивиле и юс генциум (включает юс натурале).

           

Юриспруденция: немцы – рассуждение о праве. Юриспруденция понятий, они производны из одного можно вывести другое. Юриспруденция интересов – не все интересы должны быть защищены.

Ульпиан рассуждал о правах животных. В Германии в 1933 году был принят закон о защите животных. Ради самих животных, а не для людей! Англия: Бендом – надо сделать так, чтобы в мире было меньше страданий. Животные тоже способны испытывать страдание! Второе направление – радикальные экологисты – на первое место мы должны поставить права растений, потом животных, потом людей!!!

 

Христианские мыслители

           Аврелий Августин, Фома Аквинский и Марсилий Падуанский. 1 в. н.э. – появление христианства из иудаизма. Нужно отказаться от стремления к богатству и к власти, взамен получишь спасение души. Кто не работает, тот не ест. Богатые не смогут попасть в рай. В 1-2 в. появляется апостольская церковь. Потом появляются епископы, в 3-4 в. появляется епископальная церковь. Проблема соотношения церкви и гос. Христианство всё больше признаётся, в 324 г. становится государственной религией и одновременно мировой! Какая власть выше?

       Августин (354-430): выходец из Северной Африки, был язычником. Епископ г. Гиппона. Работы: «О граде Божьем», «Исповедь».

       Логическое основание: теоцентристкая картина мира – в центре мира – Бог. Цель человечества – достижение града божьего! Там будет нескончаемый досуг, мы не будем грешить, там не будет труда, связанного с нуждой! Впервые у истории появилась цель. Человек – это грешник, желания возобладают над разумом.

«О граде божьем». В 410 году Рим был захвачен варварами. Римляне считали, что христианство виновато в том, что Рим захвачен, раньше языческие боги защищали. Августин оправдывает христианство. Ещё Цицерон оплакивал Рим, говорил о кризисе. Все прошлые успехи были связаны с христианским богом!

Есть два града: земной и божий. Критерий отнесения – любовь. Любовь к Богу и любовь к себе. Гос связано с Каином – он братоубийца и построил гос. Он обесценивает происхождение града земного. Цель гос – счастье, а счастье – это мир. Функции града земного: оборона и поддержание правопорядка. А гос без справедливости что это, если не шайка разбойников? А шайка разбойников, что это если не гос в миниатюре? Гос: единая вера, представление об общем благе и идеал – это Бог. Идеальное гос – это республика. Обоснование рабства и борьбы с еретиками: рабство – это наказание за грех. Рабство существует по природе – Аристотель.

       Задача гос заключается в том, чтобы появлялись дети. Ересь – это идеология гос. Слова Святого Луки: компелле интраре – принуди войти.

Лекс этерна – божественный закон и лекс натуралис. Гос существует для выживания в грешном мире. Обесценивание гос – оно проигрывает граду божьему.

Он разрывает преемственность осмысления гос. Человек трансцендентен государству.

Фома Аквинский (1226-1274): 1879 год – признано истинной философией католицизма. Работы: «Итог теологии», «О правлении государей». Логическое основание – теоцентристкая картина мира. Попытался рационально обосновать догматы. Философия – служанка теологии. Два подхода: философский и теологический. Проблематика: человек, мир и Бог. Он считает, что есть такие истины, которые может дать только теология – Бог един в трёх лицах. Разум – это могущественная природа человека. Он признаёт прагматическое значение разума, только посредством разума можно убедить язычников в истинности христианства. Человек – это грешник, как и у Августина (он его ученик).

Учение о законах:

Лекс – это правило, установленное разумом, принятое в интересах общего блага теми, кто призван заботиться об обществе, оно должно быть обнародовано в устной или письменной форме. Иерархия законов: 1) лекс этерна (вечные законы, неписанные – для твари понимающей, рациональный проект Бога); 2) лекс натуралис (естественный закон – человек частично улавливает замысел Бога, выживание человеческого рода); 3) лекс хумана (человеческий, писанный закон, конкретизация и дифференциация 1 и 2). Если лекс хумана противоречит лекс натуралис, то ему можно не подчиняться. А если принуждают нас следовать этому закону, то это признак тирании. Любой закон проигрывает математическим формулам, значит, они не безошибочны.

Ценность лекс хумана, т.к. есть люди дурного склада и их нужно принуждать. Дисциплина легум. Диктатура закона.

4) Лекс дивина – божественный писанный закон, Библия. Он равен по положению в иерархии лекс этерна.

Лекс хумана не может противоречить лекс дивина, ему нельзя подчиняться.

Гос – это совершенное сообщество (как у Аристотеля). Сущность гос власти – нет власти не от Бога. Происхождение гос власти у конкретных носителей может быть незаконным. Использование гос власти конкретным носителем может быть несправедливым.

Тираноубийство – он против, тирана нужно терпеть. За: тирана можно свергнуть, но не по собственному почину.

Идея автономии светской и духовной властей. Там где спасение души мы должны подчиняться церкви.

Идеальное гос – монархия. Есть 1 Бог, значит, должен быть 1 правитель. «Многие пастухи испортили мой виноградник».

Закон – это правило, производен от разума человека. Церковные законы относятся к лекс хуманум. Юс генциум – лекс хуманум, и юс цивиле тоже.

 

Лекция № 6 (12.03.2014)

Марсилий Падуанский

(1280-1343)

       Итальянский, светский мыслитель, но верующий католик, не представляющий официальную церковь. Эпоха: северная централизованная Италия, бесконечные войны. Главное в жизни – счастье, связанное с миром, основное назначение гос – обеспечить земной мир. В то время было противостояние светской и церковной власти. Доктрина полноты власти Папы римского.

       Он изучал медицину и право, стал советником Людвига 4 Баварского, который потом станет императором Священной Римской империи. Преподавал логику Аристотеля, стал ректором парижского университета. Основная работа – «Защитник мира». Она была посвящена Людвигу, т.к. именно император является защитником мира. Враги мира – священники, т.к. они претендуют на власть! 224 еретических положения нашли! Работа была написана в виде комментария к «Политике» Аристотеля, при этом он использует ссылки на Библию.

       Государство он понимал как совершенное сообщество (коммунитатис перфекто) – как у Аристотеля. Тоже считал, что человек – это политическое животное. Оно нужно для того, чтобы жить счастливо, оно основано на разуме и опыте людей. Рассуждения в стиле Августина – гос – это условно необходимый институт, если бы не было бы первородного греха, то не было бы иерархии!

       Он сравнивал гос с живым организмом – у гос есть болезни, можно поставить диагноз. Болезнь – война, причина – там где больше одного законодателя и одной принудительной власти, там мира нет! Христос сказал – царство моё не от мира сего – значит, церковь не должна претендовать на власть и выполнять судебные функции – кто поставил меня судить и делить вас? Церковная власть нужна не для здоровых, а для больных, священнослужители – это медики душ! Новая модель церкви: священников нужно выбирать, отлучение от церкви должны определять верующие.

       Разделение зак и исп власти! Зак власть должна принадлежать всему народу или лучшей его части, законы будут лучше, если они будут всем известны. Идея о суверенитете народа, в частности, законодательного. Исполнительная власть в гос – должна быть выборной, он выступает сторонником выборной монархии! Во время выборов мы можем получить лучшего монарха, действующий монарх будет лучше готовить наследника для выборов, повиновение выборному монарху обеспечивается уважением к личным факторам, критерий массовости наследственных монархий ни о чём не говорит. В Римской республике было много героев, поэтому там не могла установиться наследственная монархия до Цезаря.

       Правовое учение:

       Определение закона – это правило наставительное или же принудительное для обеспечения гражданского мира, установленное светской властью.

       Лекс этерна не подпадает, церковные законы тоже не подходят – обеспечены духовными санкциями. Естественный закон – тоже не закон, т.к. нет принуждения и обнародования.

       Значение закона – позволяют избежать произвола, злого умысла и заблуждения судей, гражданская справедливость.

       Классификация законов: совершенные и несовершенные. Происходит усиление значения гос и светской власти, невозможно отделить законы от нравственности.

       Значение ППУ: теория правового гос – отделение зак от исп власти, отделение церкви от гос.

 

Эпоха Возрождения и Реформации

       Возрождение – возрос интерес к Античности среди образованных людей, средневековая картина мира потеряла свою ценность. Гос – это произведение искусства, дело рук человека, на смену теоцентристкой картине мира приходит антропоцентристкая. Реформация – движение за новое представление как можно спастись и общаться с Богом – напрямую, без посредничества священнослужителей, индивидуализм, девиз – Только через писание, только благодатью, только верой можно спастись. Теолог Лютер.

       Причины таких сдвигов: Италия была децентрализована, т.е. прорыв в слабом гос, Германия (Реформация) – тоже слабое гос! Появление типографии – в сер. 15 века в Германии, к 1500 г. уже в 12 станах Европы.

       Монах Филиппо Дестрато считал, что типография угрожает морали, религии и общ порядку! Появилась цензура – первыми стали университеты.

       2 направления ППУ: буржуазная (бюргерская, Макиавелли и Боден) и коммунистическая (Т. Мор и Кампанелла).

 

Николло Макиавелли

(1469-1527)

       Основатель полит науки нового времени, создатель полит этики главы гос. Родился в семье адвоката, 14 лет был секретарём Флорентийской республики, потом был изгнан в собственное имение, там он и написал «Государь» (Принципс).

       Эпоха: Италия полит раздроблена, полит центры – Милан, Неаполь, Папская область, Венеция, Флоренция. Угроза вторжения со стороны соседей.

       Тема Принципса – удержание власти, «На первые 10 книг Тита Либия» - Римская республика. Логическое основание – эмпиризм, полит опыт. Антропоценстриская картина мира, гос имеет человеческое измерение. Человек – на 50% его поступки зависят от судьбы и на 50% - от жизненной энергии. Сторонник антропологического пессимизма, человек не звучит гордо, т.к. великие дела совершали нечестные люди.

       Причины упадка Италии – христианство (энергетика ходила в Град Божий) и папство (деструктивная роль).

       Вводит термин статом – гос., производно от статуса – отношение господства и подчинения. Русский термин государство – это вотчина государя!!! А на Западе не связано с личностью – стэйт и кинг!

       По Макиавелли все гос либо республики, либо монархии. К 19 веку эта классификация стала общепризнанной.

       Сущность (социология) государства: две силы – знать и народ, они противостоят друг другу. В зависимости от соотношения сил устанавливается та или иная форма правления: знать – аристократия, монархия; народ – демократия.

       Концепция этики правителя:

       Цель – объединить Италию. Как удержать власть завоёванную территорию, если у неё другой язык: резиденцию правителя нужно перенести на новую территорию, чтобы удержать власть. Завоёванную территорию, население которой говорит на том же языке – нужно уничтожить род прежнего правителя (идея Пестеля). Необходимо иногда совершать непопулярные меры – усиление налогов и это поручать своим подчинённым. Благодеяния нужно совершать самому. Сильный политик должен иметь природу льва и лисицы (Моско и Боретте). Он должен создавать образ выдающегося деятеля – нужно иметь пресс-службу, необязательно обладать всеми добродетелями, важно казаться! Основной рецепт – сильный политик не должен выполнять обещаний, если они ему не выгодны! Все непопулярные меры нужно совершать сразу и быстро, популярные – порционно, растягивая во времени. Чтобы судить об уме князя нужно посмотреть на его окружение. Нужно вести себя так, чтобы население тебя боялось, это лучше, чем бы тебя любили, чувство любви ненадёжно. Нельзя произвольно лишать подданных их имущества и задевать их честь, это никогда не забудется.

       Сначала единоличная власть, потом «Рассуждения на первые 10 лет…» - идеальна смешанная республика.

       Муссолини в 1928 году сказал, что природа людей и политиков не изменилась, книга «Принципс» должна быть названа вада мекум – иди со мной.

       Отец Луизини – «Эссе о глупостях Макиавелли», продавцы называли её глупости отца Луизини.

       Макиавеллистическая политика – все средства хороши. Возможно, для достижения благородной цели. Кто-то говорит, что моральные средства хороши для любой цели. Важен эффект!

 

Жан Боден

(1530-1596)

       Эпоха: Варфоломеевская ночь 1572, тяжёлое время, религиозные войны, полит нестабильность во Франции, убийство Генриха 3, Генриха 4, охота на ведьм: с 1420 г. по 1782 г., в Швейцарии больше всего жгли. Боден был судьёй и рассматривал дела по обвинению в колдовстве, был против ведьм. Он считал, что нужно выбрать путь практикующего юриста, чтобы лучше понять право. Преподавал Римку, потом был адвокатом, судьёй, депутатом, по наследству получил должность прокурора, умер от чумы.

       Работы Бодена: «Шесть книг о государстве», «Метод лёгкого постижения истории».

       Понимание государства:

       Он использует слово республика. Гос имеет огромную ценность, после бессмертного Бога мы всем обязаны государству. Он спорит с античными мыслителями по поводу понятия гос. По Цицерону народ должен иметь согласие в вопросах права, Боден приводит в пример Турецкую республику. Критика Аристотеля – он не сформулировал полномочия гос. Критика современников (Т. Мора) – гос не может быть основано на общей собственности, это противоречит законам естественным и божественным.

       Боден выделяет несколько видов соц власти. В семье – родительская, супружеская и господская над рабами. Но гос власть отличается от них суверенитетом, она верховна по отношению к остальным. Гос власть – это постоянная власть, абсолютная (правитель связан только естественными и божескими законами), неделимая (суверенитет нельзя разделить, нельзя создать смешанную форму правления).

       Он восполняет пробел Аристотеля – полномочия гос власти: 1) исключительное право принимать законы, несмотря на согласие подданных, 2) исключительное право назначать должностных лиц, 3) право суда последней инстанции (а сейчас есть ЕСПЧ), 4) право помилования, 5) право установления единиц измерения, 6) чеканка монеты, 7) взимание налогов и податей, 8) право объявлять войну и заключать мир.

       Классификация форм правления:

       В зависимости от того, кому принадлежит суверенитет: одному – монархия, нескольким – аристократия, всем – демократия.

       Наиболее приемлемая форм для преодоления полит и религиозного кризиса во Франции: демократия не подходит, т.к. народ – это зверь многоголовый и лишённый рассудка, он с трудом делает что-либо хорошего, как спрашивать совета у безумца. Аристократия – неустойчивая форма, т.к. решения принимаются коллегиально. Путём исключения приходим к монархии.

       Отношение Бодена к тирании двойственное – если тиран – это завоеватель, то он оправдывает тираноубийство, но если это вчерашний монарх, то его убивать нельзя!

       Идеальная форма правления – легитимная монархия, подданные пользуются личной свободой и собственностью, подчиняясь законам монарха, а монарх подчиняется законам божеским и естественным.

       Нестабильность форм правления гос – вечная проблема! Имущественное неравенство – один из факторов нестабильности. Боден добавил религиозную нетерпимость. Решение – нужны законы о ростовщичестве, о наследовании имущества, о веротерпимости.

       Правовое учение Бодена:

       Он находится под влиянием Платона. Нужно сравнить законодательство разных гос и вывести идеальное. Боден сравнивает не только древние законы, но и современные.

       Виды законов:

       1) установленные Богом, 2) установленные природой, 3) установленные суверенной властью, 4) установленные народами. Здесь нет иерархии! 5) Установленные общим соглашение, в котором берёт начало суверенная власть – закон о престолонаследии.

       Критики концепции суверенитета – Кельзен отрицал гос суверенитет, примат норм МП. Жак Маритен – мы подчёркиваем неподотчётность гос власти. Суверенитет можно признать лишь за Богом, мудрецом и за Папой Римским.

 

Лекция № 7 (19.03.2014)

Томас Мор

(1478-1535)

           

Изобрёл слово «утопия» - место, которого нет или благословенная страна. Эпоха сложная, война алых и белых роз, длилась 30 лет, установилась династия Тюдоров, власть короля усилилась. Тогда начался период первоначального накопления капитала. Мор – «овцы пожирают даже людей», крестьян выгоняли, они становились бродягами, они воровали, за это была смертная казнь.

       Мор – англичанин, родился в семье потомственных горожан Лондона. Он был адвокатом, членом Палаты общин, не был согласен с политикой Генрихом VII и Генрихом VIII (создатель англиканской церкви). Мор был католиком, он отказался присягнуть королю, он был казнён, католики причислили его к лику святых. Он был первым светским Лордом-Канцлером.

       Логическое основание его взглядов: влияние идей Платона (первый коммунист, противник частной собственности), ему были близки идеи ценности ранних христиан, влияние гуманистических идей.

       Работа «Утопия» 1516 года в форме диалога из двух частей – положение Англии и других европейских государств и проект утопистского гос. Рафаэль – вымышленный персонаж, высадился на острове Утопия.

       Первая часть книги «Утопия»:

1) Т. Мор считал, что нельзя одинаково наказывать за воровство и за убийство, т.к. жизнь – это самое важное в нашем мире.

       2) Концепция социальной детерминированности преступности – человек совершает преступления в силу того, что общество заставляет его совершать преступления. Бесполезно устанавливать смертную казнь, люди всё равно будут совершать преступления.

       3) Т. Мор определяет государство – это заговор богатых, т.к. оно служит исключительно богатым. Законы тоже служат богатым.

           

Вторая часть книги «Утопия»:

       Это зеркальное отражение английского гос.

       1) Отрицание частной собственности, есть только коллективная, это решение проблемы, т.к. не будет страдания у неимущих (это отмечал и Платон).

       2) Не все занимаются значимым трудом, а кушают все. Принцип обязательности и всеобщности физического труда. Если каждый будет работать хотя бы 6 часов, то это обеспечит счастье всем. Он признаёт и умственный труд, но это исключение.

       3) Отказ от денежной системы, введение централизованной распределение произведённой продукции – в каждый город завозят, потом главы семей приезжают и забирают столько, сколько нужно их семье.

       4) Отношение к золоту – презрительное, из него должны делаться сосуды для нечистот, цепи для рабов и т.д.

       5) Утопийцы ведут аскетический образ жизни, после работы они играют в шахматы, читают книги, т.е. самосовершенствуются.

       6) Утопия устроена так: это островное гос (как и Англия), сделали из полуострова остров, отделились. В нём 54 города (как в Англии в то время). Высший орган власти – Всеутопийский Сенат в столице (г. Амоурот). В каждом городе 6 000 семей, каждые 30 семей выбирают для себя филакха, который следит за тем, чтобы все работали, т.е. 200 филакхов в каждом городе. В каждом городе есть протофилакхи – избираются из учёных, каждом городе 20 протофилакхов. В каждом городе есть единоличный глава города из филакхов и протофилакхов на пожизненный срок. Есть Собрание утопийцев. Сенат – это коллегия, формируется по 3 старца из каждого города, всего 162 старца. Смешанная форма государства!

       Оценка Утопии: в нём обеспечены фундаментальные права для всех – на духовное самосовершенствование, не быть нищим. Но цена – жёсткая регламентация, все должны ложится спать в одно и тоже время, носят одинаковую одежду, ограничен внутренний туризм. Выравнивание горожан и селян, помощь города деревне в сборе урожая (как в СССР). Обмен жилищем – 2 года пожил в городе, 2 года – в деревне.

Мор проводит мыслительный эксперимент – как может управляться гос где нет частной собственности – смешанная форма правления. Он сомневается в том, что есть одна возможная форма управления гос.

Сравнение с Августином – в конце времени будет идеальная республика (утопия времени), Мор – утопия места.

Критика – Боден, Прудон – не реализована идея прогресса, аграрное островное гос. (а 19 век – это век прогресса). Нет больных людей, страсть к симметрии.

Это шокирующее зеркало слишком знакомой реальности. Влияние идей Мора – в Мексике пытались реализовать, были последователи. Ленин написал работу «Значение золота теперь и после полной победы социализма» - сделаем из золота отхожие места в городах.

Томазо Кампанелла предложил другой проект идеального гос, тоже островное в Индийском океане, это гос соляриев: глава – верховный жрец Солнце, унего есть три соправителя Саниенца, Потенца и Амор. Это гос жрецов, трудятся 4 часа, ещё больше регламентации, модель монастыря, нет семьи и т.д. Нестабильность – это фактор нестабильности любого гос. Богатство делает людей надменными, бедность – негодяями.

 

Век. Англия и Голландия

       Это наиболее развитые страны того времени. Происходят первые революции, появляются механическое мышление, модель гос, естественное право. Голландия – Спиноза и Гроций, Англия – Гоббс и Локк.

 

Гуго Гроций

(1583-1648)

       Нидерландская революция, 30 летняя война 1618-1648 год, распад Священной Римской империи.

       Гроций в 11 лет начал изучать право, в 15 лет – доктор права, в 18 лет – историограф во Франции. Принял участие в религиозных войнах, был осуждён на пожизненное заключение, бежал во Францию, потом служил шведскому королю. Основатель международного права!

       Влияние рационализма, античных идей, в тоже время есть ссылки на Священное писание. Работы: «Свободное море» 1609 года. последователи: в 1635 году Джон Селден написал работу «Закрытое море». В 18 веке Корнелиус решил проблему гос суверенитета, связанный с территориальным морем – по дальности выстрела снарядов передовых батарей. Вторая половина 18 века аббат Гальяни – 3 мильная зона территориальных вод.

       «О праве войны и мира» 1625 года:

       1) Договорное происхождение гос – человеку свойственны социальные аппетиты, общение с себе подобными. Это позволяет создать гос, в основе которого будет соглашение, договор. Создавая гос мы избегаем насилия. Первоначально гос возникли не в силу божественного замыла, это творение человека, артефакт.

2) Определение гос – это совершенный союз свободных людей заключённый ради соблюдения права и общей пользы. Совершенный союз – как у Аристотеля (коммунитатис перфекто). Свободные люди – впервые появляются индивиды (Боден – это управление семьями). Союзы заключаются – договор. Ради соблюдения права и общей пользы – похоже на Цицерона. Юридизация понятия гос!

3) Концепция суверенитета – различает суверенитет народа, государства и конкретных носителей суверенитета (одно или несколько лиц). Как и у Бодена в зависимости от того, кому принадлежит суверенитет: одному – монархия, нескольким – аристократия, всем – демократия. Ни одна из этих форм не является совершенной, всегда есть неудобства (как Цицерон). Проблема признания за народом право на сопротивление: нет, если создано гос, то народ уже не сохраняет это право (pacta sum servanda), но в исключительных случаях можно – явная враждебность правителя, государь сам отрёкся от престола, при вручении государю власти он сам согласился на то, что ему можно сопротивляться при определённых условиях.

       Г. Гроций – основоположник рационалистической теории естественного права. До этого – Аристотель ссылался на природу, Фома Аквинский – выводится из лекс этерна, замысла Бога. Теперь здравый разум – источник естественного права. Гроций вывел формулировки, аксиомы естественного права:

       1) Воздержись от присвоения чужого имущества;

       2) Верни незаконно удерживаемую вещь;

       3) Возмести выгоду, полученную от использования чужой вещи;

       4) Pacta sunt servanda – договоры должны соблюдаться;

       5) Преступление должно быть наказано;

       6) Возмести ущерб, причинённый по твоей вине.

 

       Наряду с разумом есть воля – ещё один генератор права, но уже не естественного, а позитивного (ius voluntarium). Есть его разновидности: человеческое право и божественное право. Божественное делится на: адресованное одному народу и универсальное. Человеческое: общенародное, гражданское и т.д.

       Право частной собственности – существует в силу признания позитивным правом и естественным тоже, двойная легитимация. Нормы естественного права изменить не может никто, даже Бог!

       Содержание права – это правила нравственных поступков, имеющие обязательный характер. Честь – не обязательна!

       Гроций исходит из того, что человек не эгоист, а коммуникабельное существо, если с другой стороны посмотреть, то можно критиковать его аксиомы естественного права.

       Представления Гроция о международном праве:

       1) Впервые посмотрел на войну с юридической точки зрения. Во время войн нужно соблюдать определённые правовые ограничения.

       2) С него начинается эпоха естественного права философов.

       Жак Маритен будет критиковать Гроция – возможности разума ограничены, мы не может выводить такие аксиомы. Нужно использовать сознание добродетельного человека. Можно говорить лишь о динамических рамках естественного права.

 

Томас Гоббс

(1588-1679)

       Теоретик «сильного» государства. Родился на юге Англии, мать – крестьянка, отец – священник. Получил степень бакалавра искусств, был учителем сына одного из английских баронов, был во Франции, Италии, преподавал математику будущему королю. Знал греческий и латинский языки, он перевёл на английский греческого историка Фукидида.

       Эпоха: первая английская революция, казнь Карла I в 1649 году, межвластие, диктатура Кромвеля, реставрация Стюартов.

       Работы: «О гражданине», «Левиафан…» 1651 года. Логическое основание его учения – материалист, прагматик. Человек – это тело в мире тел. Второе качество человека – это часть полит тела, гражданин.

       Другая версия договорного происхождения гос. Есть два состояния людей – до и после гос. Человек в естественном состоянии ведёт себя как любое естественное тело – стремиться сохранить себя за счёт других тел. Значит, каждый человек имеет естественное право защищать себя любыми средствами. Естественное состояние – это состояние войны всех против всех, все едут себя как эгоисты. Но это критическое состояние, оно не может долго существовать, человеку присущ разум, он поможет выйти из этого состояния. Проблема мира и безопасности для слабых – больных, детей, стариков.

       Разум формулирует естественные законы (всего 21), налагающие обязанности:

       1) Нужно стремится к миру (закон-цель);

       2) Нужно отказаться от всех своих естественных прав в пользу суверена (закон-средство);

       3) Нужно соблюдать договор об отказе от своих естественных прав.

       Таково рождение Левиафана – смертного Бога! По-латыни civitas. Ему мы обязаны всем, миром и безопасностью.

       Право на низвержение суверена, перезаключение договора – Гоббс отрицает это право. Аргументы – договор был заключён не между каждым конкретным индивидом и сувереном, а между всеми и сувереном, значит суверен никогда не может ущемить наши права! Расчёт, прагматизм – человеку свойственно неправильное зрение – каждый маленький платёж рассматривают в телескоп, забывая о благах государства. Рассуждение от противного – если признать права на сопротивление, то получится хуже одноглазых Циклопов.

       Классификация форм правления:

       Критерий – количество правящих – демократия, аристократия и монархия. Общая цель гос – обеспечить мир и безопасность. какая из этих форм правления лучше обеспечит мир и безопасность? Абсолютная монархия.

       Образное мышление Гоббса – сделал рисунок гос, обратился к Библии, представил в виде Левиафана, каждая его чешуйка – это каждый из нас.

       Можно провести аналогию между гос и просто человеком. У каждого из нас есть душа, а у гос – верховная власть. У нас есть суставы, у гос – магистраты, органы гос власти. У нас есть нервная система, у гос – награды и наказания. У человека есть воля, у гос – законы. Человек болеет, гос тоже, когда нет мира и безопасности. Смерть человека, и гос смертно, смертью гос выступает гражданская война.

           

Правовое учение Т. Гоббса:

Теория юридического позитивизма, право – это приказы суверена. Ссылка на Библию – «Власть моя, а не истина создаёт закон».

Оксфорд запретил книгу «Левиафан», у нас только в 1936 году разрешили, при царе запрещали.

 

Джон Локк

(1632-1704)

 

       Он теоретик неотчуждаемых естественных прав человека, первый радикальный критик абсолютной монархии как формы правления. Теоретик разделения властей, теоретик законности.

       Эпоха: вторая революция в Англии, Билль о правах, установление парламентской монархии в Англии, Два трактата о правлении в 1690 г.

       Выпускник Оксфорда (магистрант). Составил текст собственной эпитафии. Занимался и естественными науками, работал врачом.

       «Два трактата о правлении» - две части. Критикует патриархальную теорию происхождения гос Роберта Филмера, первая власть – власть Адама, люди не способны создать новую форму правления. Локк сторонник договорной теории происхождения гос. Естественное состояние – не катастрофическое, каждый обладает свободой, собственностью и правом на жизнь. Но эти права плохо реализуются, есть 3 недостатка: 1) нет определённого для всех закона, 2) нет судей, 3) нет силы, гос принуждения.

       Цель гос – не мир и безопасность, а обеспечение естественных прав человека (триады прав – на жизнь, свободу и собственность). В основе гос лежит договор.

       Право народа на сопротивление – Локк признаёт это право, т.к. народ имеет право сопротивляться кому угодно, даже своим законодателям, если они будут столь глупы, что будут посягать на жизнь своих подданных.

       Критика абсолютной монархии – несовместима с гражданским обществом. Никто не может быть судьёй в собственном деле.

       Необходимо разделить власти в гос: законодательная, исполнительная и федеративная (союзная) – она решает вопросы войны и мира.

       Требования к законодательной власти:

       1) Не должна носить деспотический характер в отношении собственности и жизни людей;

       2) Рассматривается как доверенная народная власть, её нельзя делегировать никому.

           

Концепция законности Локка:

Это требования, адресованные к д.л. гос и она обеспечивает триаду прав. Требования для д.л.:

1) Должны править на основе постоянных законов, а не произвольных указов;

2) Должны действовать исключительно в рамках своей компетенции. «Преступать пределы власти не имеют право ни выскоко поставленное, ни низшее д.л., это в равной степени непростительно как королю, так и констеблю».

Законность для граждан:

1) Общий закон для всех;

2) Законы установлены зак властью;

3) Разрешено всё, что не запрещено законом.

 

Заключение – теория неотчуждаемых прав человека оказало большое влияние. Теория разделения властей.

 

Лекция № 8 (26.03.2014)

Франция

18 век – новая форма Просвещения, французское, первыми были софисты – знание должно быть доступно всем, кто пожелает его получить!

Франция – это сословное общество (духовенство, дворянство и третье сословие, податное). Сословность представлялась как несправедливость, формируется французское общество. Вольтер – мы легко переходим от шипов математики к цветам поэзии. Огромную роль играли академии. Всё проверялось на соответствие разуму – пытки, абсолютная монархия, сословное право. Пора было установить царство разума. Серьёзно выросли налоги, доходили до 50%, это приводило к запустению земель.

Два направления политико-правовой мысли: 1) Буржуазное, хотели установить царство разума. Монтескье был за монархию, Руссо – за республику. В качестве разумного права предлагалось к формальному праву – все должны платить налоги, все равны перед законом и т.д. 2) Коммунистическая мысль – Марели и … Предлагали всеобщую обязательность труда и отменить частную собственность.

 

Шарль Луи Монтескье

(1689-1755)

       Занимался самообразованием, изучал право. В 1716 году получил от дяди наследство, фамилию и должность председателя бордонского парламента (судебный орган). Стал академиком французской академии наук, путешествовал. Работа: «О духе законов» 1748. Он увлекался естествознанием, резал лягушек. Эмпирический метод – наблюдение и исследование.

       Б.Н. Чичерин сравнил Локка и Монтескье – первый писал о правительстве, второй – о законах.

       1) Он рассматривает законы как системообразующий элемент духа народа (социолог права). Предлагает следующую формулу – многие вещи управляют людьми – климат, религия, законы, нравы, формы правления, в результате всего этого образуется общий дух народов, эти факторы – звенья одной цепи, значит, усиление одного фактора означает ослабление других.

Законы зависят от моральных и физических факторов. В южных странах есть ранние браки, климат это определяет, значит, неравенство, значит, неприемлема республика! Качество почвы и законы – в странах с плодородной почвой крестьяне ленивые, значит, если мы набираем их в армию – воины ленивые, в отличие от горцев. Значит, для ленивых мы должны принимать более жёсткие законы и уставы! Нравы и законы – законы устанавливаются немногими для многих, а нравы формируются по-другому, они имеют укоренённость в нашем сознании. Нельзя нравы менять посредством законов, поскольку это покажется тираническим! Религия и законы – с помощью религии можно установить сроки сбора урожая, т.е. функция посредников. Форма правления и закон – есть 4 формы правления: республики (аристократическая и демократическая), монархия и деспотия. 1 должна исключить жребий как способ замещения должностей. 2 – выборы должны быть. 3 – предполагает основные законы. 4 – только один закон может быть – назначение визиря.

Принципы правления – силовая идея, именно эта форма правления, а не другая. Если есть добродетель, то получим дем республику. Умеренность – аристократия. Честь – монархия. Страх – деспотия.

Законы надо соотносить с этими правилами, строгость наказания приемлемы для деспотии. С чего начинается разложение – с принципов, а потом и форма правления.

 

       2) Он выступает как просветитель, показывает, что такое разумные законы.

1. Законы для него являются гарантией свободы. Есть несколько пониманий свободы – 1) это право делать всё, что позволено законом, 2) это безопасность, она зависит от справедливых уголовных и уголовно-процессуальных законов, разум требует двух свидетелей, 3) существование справедливых налогов, налог на товары больше соответствует свободе, чем подушный налог, т.к. меньше задевает личность плательщика.

       2. Разделение властей как гарантия свободы. Любая власть предполагает злоупотребление этой властью, и для того, чтобы этого избежать, надо эту власть разделить! Теория смешанной формы правления возникла для противодействия гос переворотам!

       Различает 3 вида власти. Зак власть должно осущ 2 палатный парламент, нижняя палата выборная, верхняя – наследственная. Исполнительная власть должна принадлежать одному лицу – монарху, здесь важна быстрота действий, он имеет право вето, не должен обладать никакой законодательной инициативой. Судебная власть – подзаконна, не должна быть постоянной. У Монтескье есть умерение властей, не субординация как у Локка.

       Заслуга Монтескье – он выступил основоположником законодательной социологии, предложил принцип разделения властей как умерение, интерес к законодательной технике. Есть 2 рода испорченности – когда народ не соблюдает законы и народ развращён законами (законов должно быть меньше), последний недуг неизлечим, ибо причина его в самом лекарстве.

       «В хаосе законов нашёл разумное основания для законодателя». Книга Монтескье – это настольная книга либералов, есть рассуждения на тему социального государства – «милостыня, подаваемая время от времени нищему… на гос лежит обязанность обеспечить всех граждан средствами к жизни – пищей, одеждой и т.д.»

       Концепция разделения властей – не теория, т.к. концепция – это уже идея. Моско – разделение властей может функционировать нормально только тогда, когда за каждым органом существует специальная полит сила, за королём – престиж короны и всей бюрократии, а за парламентом – средний класс (Англии).

       Судебная власть – это даже не власть, это уста закона (как и у Локка). Конституционное законодательство Франции – законодательная власть, исполнительная власть и судебный авторитет, т.е. используется другое слово!

Жан-Жак Руссо

       Родился в Женеве, долго жил там. Однажды опоздал и ворота Женевы закрылись, и он решил уйти. Дижонская академия наук повлияла на него, он выиграл её премию. Работа «Об общественном договоре» 1762. Люди рождаются добрыми, но общество делает их плохими, значит, надо его менять!

Проблема происхождения неравенства между людьми: сначала люди жили в условиях дикости, это было хорошее время. Появляется частная собственность на землю – это первое основание для гражданского общества. Это испортило человека, люди стали скупыми, честолюбивыми, злыми. Появилось новое право – на чужое имущество – бедные и богатые грабили друг друга. Тем самым, был заключён общественный договор, от него выиграли богатые.

       Первоначально, правители выбирались. Появились правители и подданные, прирост неравенства – имущественное, политическое. Всё чаще критерием для выбора правителя появлялся возраст. Появляется наследственная форма правления, она приведёт к тому, что монархия превратиться в деспотию – это ещё одна степень человеческого неравенства! Свержение деспота – это закономерность!

       После свержения деспота мы должны перезаключить общественный договор. Мы должны найти такую форму гос, которая соответствовала бы золотому веку. Мы должны отказаться от всех своих прав в пользу суверена, а суверен – мы сами, как носители общей воли. 4 признака народного суверенитета – 1) Неотчуждаемость, Англия – это так, как не надо делать! 2) Суверенитет народа неделим. Суверенитет – это монополия на принятие законов, 3) Непогрешимость – не должно быть никаких партий, 4) Абсолютный характер.

       Наряду с народным сувереном он выделяет правительство – оно может быть разным, коллегиальным или единоличным. Правительство всегда будет узурпировать народный суверенитет. Правительство всегда будет узурпировать народный суверенитет. Как избежать этого – в повестку дня народного собрания включается два вопроса – угодна ли народу данная форма правительства и удобен ли народу конкретный министр? Можно создать трибунат, который будет контролировать правительство, может отменить любое решение правит, но ничего сам принять не может.

       Правовое учение Руссо:

       Определил закон как выражение общей воли по общему, а не по частному вопросу. При помощи закона мы можем лучше обеспечить свободу и относительное имущественное равенство.

       Заключение по Руссо – он решил проблему эффективности средств контроля за деятельностью правительства со стороны народа, обосновал разумность принятия законов самим народом, рассмотрел проблему имущественного неравенства, референдум, народная зак инициатива, императивный мандат. Недостатки Руссо: не решает проблему естественных прав человека, народ же непогрешим, его власть абсолютна. Полит экология – равновесие между человеком и природой. Кант зачитывался Руссо.

 

Коммунистическое ППУ

Морелли

 

       Первый теоретик коммунизма по Энгельсу. Он был аббатом. Работа «Кодекс природы, или истинный дух её законов». Идеализируется коммунизм, список из 118 законов для создания коммунизма. Разум требует, закон приказывает.

       1) Гос было не всегда, был осуществлён переход к нему. Появление гос – это ошибка законодателя, закрепили имущественное неравенство.

       2) Критикует концепцию принципов правления Монтескье. Формы правления гос имеют в основе концентрацию общественной собственности в частных руках. Сначала было относительное имущественное равенство, аристократия – в руках нескольких семей, монархия – вся собственность принадлежит 1 лицу.

       3) Особый взгляд на человека – ценность – это свобода, но свобода понимается не как свобода от произвола со стороны гос, а это свобода от нищеты, от каждого по способностям, каждому по потребностям. Вводим 118 законов: запрет частной собственности, право и обязанность трудится, каждый должен получить пропитание за общественный счёт. Нужна хозяйственно-организаторская деятельность. Органы управления – коллегиальные и единоличные органы. Единоличные органы будут созданы по админ-терр единицам (триба, город, провинция, нация). Он критически оценивает выборность д.л., взамен он предлагает принцип очерёдности. Коллегиальные органы есть в городах и на уровне нации – в каждом городе есть Сенат, на уровне нации – верховный сенат. Принцип замещения – нужно быть главой семейства и достигнуть 50 лет. Другие органы создаются на основе производственного принципа – Советы, они наполняются лучшими людьми своей профессии.

       Средства перехода – просвещённый монарх, он сам введёт эти 118 законов.

       В отличие от Мора, Марелли верит в закон и нет острова с действующим коммунизмом. Создаётся казарма – однотипные дома, одежда и т.д. Безбрачие не будет даровано никому, только после 40 лет можно. Жена и дети преступника должны будут отречься от него!

Граг Бабёв

(1760-1797)


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 320; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!