Социал-демократическая теория



Фердинанда Лассаля (1825-1864)

       Оставил дневник, писал следующее: если бы я родился принцем, то я был бы от головы до пяток аристократом. Но я самый заурядный мещанский сын и сделаюсь демократом. Учился в Берлинском университете. Эпоха: объединение Германии, Лассаль встречался с Бисмарком, считал, что за рабочими нужно признать избирательные права, Бисмарк после смерти Лассаля ввёл их. Лассаль стал президентом рабочей партии (Всеобщий германский рабочий союз). Основные работы Лассаля: «Наука и работники», «О сущности конституции». Логическое основание его учения: он считал себя марксистом, пропагандировал идеи Манифеста, его считали гегельянцем.

       Содержание учения Лассаля:

Лассаль – теоретик социализма, решает рабочий вопрос для Германии. Германское государство в то время – это ночной сторож. Оно защищает интересы собственников средств производства и не отстаивало интересы рабочих. Подлинное гос должно быть социальным. Имущественный ценз нужно отменить, установить всеобщее избирательное право. Рабочие попадут во власть и гос обратит на них внимание, будет проводить грамотную политику. Будут создаваться фабрики социалистического труда – работники будут получать не урезанный трудовой доход – сколько произвёл, столько и заплатили.

«О сущности конституции» - Лассаль различает два вида конституций: фактическая и писанная (напоминает Местра). Фактическая – это реальное соотношение сил в обществе. Силы: король, войско, дворянство, рабочие и т.д. Писанная конституция – это лист бумаги, если она не соответствует фактической.

       Заключение по Лассалю:

Лассаль оказал огромное влияние на соц-дем движение. Настоящая фамилия – Лассал, он тоже быль евреем, сложно было состояться в жизни. Гаэтано Моско – проводниками идей социализма в Германии стали евреи, поскольку моральное положение евреев было тяжёлым и они выбрали путь протеста.

 

Политико-правовое учение

Огюста Конта (1798-1857)

       Конт был французским был мыслителем, сторонник органичного реформирования общества, автор проекта социократии. Он был католиком, монархистом. Логическое основание его учения: сторонник философского позитивизма, нужно изучать общество отказываясь от вопроса почему? Нужно наблюдать и задавать вопрос как? Он создал социологию – наука о социальных фактах.

Наука предполагает открытие законов, этим мы улучшим судьбу человечества. Он сторонник позитивистской республики. Конт предлагает рассматривать общество в статике и в динамике и определить законы. Законы статики:Закон солидарности – семья (инстинкты симпатии), общество (принцип кооперации). Необходимо две власти для искусственного поддержания кооперации: светская и духовная, причём духовная выше светской!

Динамический закон – закон трёх стадий – сначала была теологическая стадия, потом метафизическая стадия (1300-1800 годы) – абстракция – общественный договор и т.д. Носители духовной власти – философы, светской – законодатели. Сейчас – третья стадия – научная стадия, светская власть – патрициат, духовная – учёные.

Социократия:

Существует 2 власти. Человечество будет разделено на 500 социократий. Будет выражена пропорция – на одного банкира – 33 пролетария. За каждым человеком будет признан статус общественного существа, каждый является гос чиновником. Мы забудем права человека, есть только обязанности. Духовная власть: будут провозглашены определённые неопровержимые правила, воспитание чувства общественной солидарности, моральное совершенствование капиталистов и пролетариев. Светская власть будет нормировать зарплату рабочих и т.д. Новая религия – великого существа или человечества. Статические и динамические праздники. Переход к социократии – революция исключена, нужна сильная единоличная власть. Порядок и прогресс – на флаге Бразилии!

 

Лекция № 13 (07.05.2014)

Герберт Спенсер

(1820-1903)

       Английский социолог, автор очерка «Грехи законодателей». Он состоялся благодаря самообразованию, огромное влияние на него оказал дядя, который был англиканским священником, участвовал в демократических митингах. Спенсер в 22 года начинает публиковать свои статьи «О надлежащей сфере государственного управления» в журнале «Нон-конформист». Потом был редактором журнала «Экономист».

Основные работы Спенсера:

«Человек против государства» - не публиковалась в России. Здесь же опубликованы «Грехи законодателя».

Логическое основание учения Спенсера: он сторонник биологизации социальных наук. Он создал теорию органической эволюции – общество развивается от простого к сложному и переходит от однородности к усложнённости.

Содержание его учения:

1. Концепция органического происхождения государства – общество является живым организмом, оно развивается с элементами интеграции и внутренней дифференциации. Население росло и общество становилось более сложным – дифференциация на правящих и управляемых. Правителями становились завоеватели – элементы насильственной теории. Для возникновения гос важна территориальная идентификация, а не родовая!

2. Теория военных и промышленных обществ – общества движутся от военных к промышленным. Военное общество (индуктивный метод, наблюдение): гос централизм, индивид служит гос, иерархия, ранговое неравенство, всё ориентировано на войну, «армия – это военизированный народ, а народ – это отдыхающая армия».

Промышленное общество: мирная деятельность людей, гос служит индивиду, на основе договоров, нет приказов, но есть запреты, разрешено всё, что не запрещено, гарантируются права и т.д.

3. Оценка правительства: есть и туповатые люди, народ – тоже несправедлив в своих чувствах и действиях.

4. Права человека: сторонник неотчуждаемых прав, право на солнечный свет – в Средневековье архитектура не обеспечивала! Сторонник правового гос, но критиковал проект социократии Конта – это проекция милитаризма на промышленное общество.

5. Критика теории гос социализма Маркса – предвидел возникновение гос социализма в индустриальных обществах, но будет создана новая гос бюрократия, которая станет такой силы, которую никто не сможет контролировать – они же получили мандат от народа!

6. «Грехи законодателя» - скепсис в отношении выборных депутатов, законодатель не всемогущ. Они несут в себе угрозу, т.к. они непрофессионалы. Он сравнивает законодателей с врачами, от неграмотных депутатов больше страданий. Побочные последствия законов не просчитываются! Каждый новый закон может противоречить другим. Законодатель должен понимать, что его деятельность изменяет личность адресатов законов. Важно учитывать мотивацию людей – люди идут по пути наименьшего сопротивления, наше поведение зависит от идей предков или современников.

7. Типология видов права: 1) Обычное право – идеи и привычки предков, которые передаются по каналам внушения. 2) Священное право – приказы вождя, они требуют слепого подчинения. 3) Человеческое право – нет сакральности, это уважение к живым людям, которые создали это право, два вида: для военных обществ обеспечивает иерархию общества, для промышленных – обеспечить согласование интересов.

Заключение по Спенсеру: оказал огромное влияние на Питирима Сорокина, это первая система, утвердившая верховенство личности, а не государства! Гос – это не цель человеческого развития (как у Гегеля). Ковалевский – теория военных и промышленных обществ – гениальная идея.

 

Социологическая школа права

       Это альтернатива школе юр. позитивизма и исторической школе права. Учёных начинает интересовать не связь индивида и гос, а связь права и общества!

       Йеринг: что такое общество – это общение целей, здесь действует закон целеполагания, в отличие от природы – там закон причинности. Мотив – интересы. Чтобы согласовать цели нужно право – это защищённые интересы.

       Эрлих: общество – это союзы. Право – это внутренний порядок союзов, право, создаваемое союзами имеет большое значение!

       Дюги: в основе общества лежит разделение труда. Это обуславливает необходимость появления нормы солидарности – это правовая, а не моральная норма!

 

Лекция № 14 (14.05.2014)

Рудольф фон Йеринг

(1818-1892)

       Работы: «Цель в праве», «Борьба за право». Эпоха: сложная, в Германии наступает социальное гос. Право служит целям и интересам людей, общества. Йеринг сначала увлекался юриспруденцией понятий, мы вычленяем понятия, потом подгоняем под него действительность (можно ли внебрачного ребёнка включить в понятие семьи – нет, значит он не имеет право на наследство). Потом он назвал это «игры понятий», т.к. жизнь меняется быстрее.

       Увлекался исторической школой права – соглашался с их критикой школы естественного права. Есть только позитивное право, оно развивается закономерно. Критика исторической школы права – право развивается в борьбе. Право развивается не органично, это «Сатурн, который пожирает собственных детей». Генератор развития права – не народный дух, а цели, интересы. Основной источник права – не обычай, а закон.

       Концепция борьбы за право: новое право появляется в результате борьбы сословий, причём это кровавая война. Сегодня актуальна борьба за своё субъективное право. Причём, это является обязанностью каждого из нас перед обществом, так мы улучшим правовую систему.

       Социологическое понимание права: выделял формальное право (нормы) и право как юридически защищённые интересы. Он замыкает право на цель – это система общественных целей, обеспечиваемых гос принуждением.

       Влияние Йеринга – на отечественное правоведение оказал влияние – Коркунов определял право как разграничение интересов. Трубецкой – у покойников и зародышей нет интересов, но право их защищает! Интересы могут конфликтовать – нужно понять какие более ценные, но для кого?

 

Ойген (Евгений) Эрлих

(1862-1922)

       Работы: «Основы социологии права» 1913 и т.д. Он автор учения о «живом» праве союзов. Теория свободного судейского отыскания права. Эпоха: усложнение гражданского оборота, стал ощущаться разрыв между гражданскими кодексами и реальным оборотом. Тирания мёртвых текстов законов. Эрлих изучает гражданское право – австрийский ГК молчит, 2/3 отношений в нём не урегулированы. А что такое право – 1/3 мёртвого ГК либо реальные 2/3? Центр тяжести развития права сегодня находится не в законодательстве, судопроизводстве, юриспруденции, а в обществе. А общество – это союзы, значит каждый союз создаёт своё право. Каждая семья создаёт своё право, потому что оно регулирует наше внешнее поведение. Партии, фабрики, АО – все создают свои правила. Это и есть основной массив права. Наша жизнь зависит от права союза.

       Классификация права: право первого порядка – основной массив, право второго порядка – законодательное право и право юристов (судейское и научное). Право второго порядка нужно для обеспечения порядка в первом.

       Не всё право содержится в законодательстве, законы не всегда соответствуют действительности. «Живое» право отличается от мёртвых иероглифов закона, так же как бурный поток от застойного пруда».

       Теория свободного судейского отыскания права: проблема преодоления пробелов в праве. Судья должен использовать «живое» право союзов – ПВТР и т.д. Образец – судьи ВС США.

       Заключение по Эрлиху – умаляет творческую роль законодателя, считает, что любой закон быстро устаревает. Эрлих повлиял на Роста Паунда, Гурвич.

       Приёмы законодательного искусства – принимать следует лишь такие законы, которые предписывают людями воздержание от активных действий. Принимая закон нужно исходить из того, что он применяется к большим массам людей. Законы, которые обеспечены только силой принуждения мало эффективны.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 371; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!