Политическое и правовое учение



Представителей немецкой классической философии

       Рассмотрим Канта и Гегеля. Германия в то время – это децентрализованная экономически отсталая страна, княжеский абсолютизм. В то же время были прорывы в культуре и науке – немецкая классическая философия, поэзия (Гёте, Гейне), музыка (Бетховен). Люди задумывались о судьбе человеческого рода и самого человека. 2 направления: 1) сумма нашего существования деленная на разум никогда не разделится без остатка; 2) И. Кант – возможности разума ограничены.

 

Иммануил Кант

(1724-1804)

 

       Родился в Кёнигсберге, окончил теологический факультет. Он был педантом, выходил всегда в одно и тоже время на работу, один раз задержался, т.к. читал «Эмиля» Руссо. Логическое основание его учения – влияние французских просветителей, достижений естествознания того времени.

       Работы Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», «Метафизика нравов» и «К вечному миру».

       Кант как философ спорил с французами о силе разума – мы не можем познать сущность вещи! Мы можем понять феномены, а номены – нет. Что я должен делать – не общество делает человека, т.к. человек тоже номен (вещь в себе), у него есть свободная разумная воля, значит, наши поступки не могут быть полностью детерминированы обществом. Человек способен формулировать для себя правила: гипотетические и категорические (безусловные) императивы – должен, потому что должен. 1) Поступай так, чтобы правила твоего поведения могло стать основой всеобщего законодательства; 2) каждый другой человек – это цель сама по себе, а не средство достижения её; 3) нужно вести себя достойно, чтобы человечество видело в тебе цель. Это теория автономной морали.

       Две вещи удивляют и устрашают Канта: небо над головой и категорический императив во мне.

       Правовое учение Канта:

       Понятие права – Кант философ, а не юрист-позитивист, он выводит из разума формулу права, оно не совпадает с законом! Несколько понятий права:

       1) Право – это совокупность условий, посредством которых произволение одного лица может быть согласовано с произволением другого лица по общему закону свободы.

       2) Право – это взаимное принуждение, охраняющее общую свободу.

       3) Право – это внешнее согласие и действие с категорическим императивом.

       Право дополняет мораль, это продукты практического разума. У морали и права есть общая цель – обеспечение свободы для всех. Отличие право от морали – у права есть внешнее принуждение, а у морали – внутреннее. Право он определяет через свободу.

       Политическое учение Канта:

       1. Проблема происхождения государства – априорно в основе гос лежит договор.

       2. Определение понятия гос – он его называет по-латыни – цивитас. Это объединение множества людей, подчинённых правовым законам, а не моральным (категорическим императивом).

       3. Цель государства – не счастье индивида, т.к. можно быть счастливым и в естественном состоянии. А цель – создание права, обеспечение этого права, а право обеспечивает свободу каждого из нас! У него есть элементы правового государства.

       4. Германия того времени не соответствует этому представлению. Критика патерналистского государства – в нём правитель по своим понятиям хочет сделать народ счастливым и становится деспотом!

       5. Формы правления гос – у Канта есть две классификации. Критерий первой – наличие разделения властей (республика) или его отсутствие (деспотия). Критерий второй – кол-во правящих: власть одного (автократия), власть некоторых (аристократия), власть большинства (демократия).

6. Кант приходит к выводу о том, что конституционная монархия – это республика, там же есть разделение властей. Германия того времени – абсолютная монархия, как же перейти к идеалу? Насильственная форма не подходит, поскольку: 1) восстание – это горячечный бред; 2) в ходе революции меняются вывески, но не сознание людей; 3) казнь монарха – нарушение принципа никто не может быть судьёй в своём собственном деле! Кант сторонник реформ – нужно опереться на автократию, чтобы он даровал народу конституцию.

7. Рассуждение на тему вечного мира – Кант предлагает 6 предварительных условий вечного мира и 4 основных. Предварительные: 1) нельзя включать в мирный договор положения, способные вызвать новую войну; 2) нельзя приобретать гос по нормам частного права – дарить, по наследству, т.к. гос – это не территория, а люди, повелевать и распоряжаться которыми не может никто, кроме их самих; 3) нужно постепенно распустить постоянные армии; 4) не должно быть займов в ос для создания военных фондов; 5) нельзя вмешиваться в дела другого гос; 6) в ходе войны нельзя применять такое оружие, которое может долго помнить другое гос.

Основные условия вечного мира:

1) договор о вечном мире заключают республики, поскольку решение о войне будет принимать законодательная власть – народу не выгодно воевать;

2) будущий мир – это федерация свободных республик;

3) должно быть обеспечено всеобщее гостеприимство гос;

4) тайное условие – правители должны советоваться с философами. Но Кант спорит с Платоном, он не хочет, чтобы философы управляли гос, поскольку свободное суждение разума уходит, если он станет управлять гос!

Заключение по Канту:

Ценностный подход к праву, оно обеспечивает нашу свободу. Предложил проект вечного мира, был против избирательного права женщин, имущественного ценза. Кант задаётся вопросом – нужно ли исполнить смертную казнь, если завтра уже гос развалится? Нужно привести, т.к. иначе весь народ будет соучастником этого преступления, он всё равно должно быть наказан!

Кант воспринял Декларацию прав человека – для свободы границы – это только закон.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!