Исторические справки о создании музыкальных произведений советских композиторов.



Александр Невский» С.С. Прокофьева

В 1938 году на экраны кинотеатров нашей страны вышел фильм Сергея Эйзенштейна "Александр Невский" с музыкой Сергея Прокофьева. Тревожное было время: гитлеровский фашизм уже начал своё варварское вторжение в страны Европы и угроза фашистского нашествия нависла на всем миром. До войны с немцами оставалось менее трёх лет, а сюжет фильма был построен на событиях другой войны, но то же с немецкими захватчиками. Кантата "Александр Невский", монументальное произведение для хора, меццо-сопрано и оркестра была создана Прокофьевым в 1939 году на основе музыки фильму. Текст к кантате написал поэт Владимир Луговской и сам композитор. Кантата прозвучала как решительное предостережение, как грозное напоминание о том, что ждёт врага, который решится напасть на нашу Родину. Несмотря на то, что музыка предварительно сочинялась для фильма, в кантате она приобрела свою собственную драматургию, своё развитие, свою форму, стала новым и вполне самостоятельным музыкально-драматическим произведением. "Александр Невский" занимает важнейшее место в творчестве Прокофьева, утверждая в нём героико-эпическую национальную тему, которая развивается затем в опере "Война и мир", в музыке к "Ивану Грозному", в Пятой симфонии и в некоторых других сочинениях. Эта новая ценная сторона таланта Прокофьева раскрылась в атмосфере советского искусства, характерной своим неизменным и глубоким интересом к народу и его истории.

Примечателен подход композитора к исторической теме. Прокофьеву свойственно удивительно верное ощущение исторической эпохи. Но строгие, как древние фрески, образы старины в "Александре Невском" проникнуты вместе с тем острым чувством нашей современности. Бездушная "железная" музыка крестоносцев воспринимается, в сущности, как характеристика современных агрессивных и реакционных сил.

Прокофьева не увлекает непосредственное обращение к древнему музыкальному материалу. Музыку крестоносцев, пишет он, ему представлялось более" выгодным" дать "не в том виде, в каком она действительно звучала во времена Ледового побоища, а в том, в каком мы сейчас её воображаем. Точно так же и с русской песней: её надо было дать в современном складе, оставляя в стороне вопрос о том, как её пели 700 лет назад".

В основе музыкальной характеристики крестоносцев лежит хорал, созданный Прокофьевым в знакомом "баховском" стиле. Благодаря особым гармоническим и оркестровым приемам он приобретает мрачные и жёсткие черты. Гармоническая, тембровая и ритмическая стороны преобладают в нем над мелодией; характерны напряженные диссонирующие сочетания, остинатный механический ритм; ревущая пронзительная медь (часто с сурдинами) , ударные.

В характеристике русских господствует песенное начало, ясные диатонические гармонии; в оркестре преобладают струнные. Здесь целая вереница мелодий печальных и скорбных, величавых и героических, удалых и веселых. В них ясно ощущается продолжение эпических традиций Глинки и кучкистов, преломленных, однако, через своеобразие прокофьевского стиля. Прокофьев в "Александре Невском" пришел к созданию органичного современного эпического музыкального стиля на ярко национальной основе.

Симфония № 7 «Ленинградская» Д.Д. Шостаковича

Седьмая симфония великого отечественного композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, более известная под названием «Ленинградская симфония» — это без сомнения одно из самых «своевременных» музыкальных произведении, какие только были созданы человеком. Нечеловечески мощная, она впервые прозвучала в час тяжелейших испытаний для нашей страны, и вдруг из набора звуков превратилась в грозное оружие. Замысел Седьмой симфонии возник у Шостаковича незадолго до начала гитлеровской агрессии против СССР и был реакцией гения на трагические события, происходившие в мире на рубеже 3040х годов XX века. 22 июня история для каждого человека, в том числе и для Шостаковича, получила новую точку отсчёта, всё остальное заслонила битва с Германией, всё отошло на второй план. Уже в конце июля 1941 года Дмитрий Дмитриевич вплотную приступил к работе над симфонией, которая должна была увековечить подвиг народа, показать всю меру страданий, выпавших на его долю. Несмотря тяжелейшие условия, в которых писалась Седьмая, работа продвигалась быстро. «Я никогда не писал так быстро, как сейчас»,— рассказывал он друзьям. Ещё до нового года были завершены первые две части симфонии, потом Шостакович, вместе с семьей, был эвакуирован в Куйбышев (Самару). В Куйбышеве Шостакович закончил работу над Седьмой симфонией, здесь же 5 марта 1942 года состоялась её премьера в исполнении оркестра Большого театра. Этот концерт был исключительно важен не только для Шостаковича и жителей Куйбышева. Концерт был настолько нужен стране, что транслировался по Всесоюзному радио. Особенно ждали его в осаждённом Ленинграде, ведь почти каждый житель города знал, где была написана большая часть симфонии и в каких условиях. 29 марта 1942 года оркестр Большого театра исполняет симфонию в Москве, и также с огромным успехом. [13]

Орлёнок» Виктора Белого

Первоначально песня была написана к спектаклю театра имени Моссовета «Хлопчик». В пьесе её сочиняет шестнадцатилетний паренёк, попавший в руки белополяков и ожидавший смерти. Нужен был только один куплет, но этот куплет – всего четыре строки – вдруг зазвучал со сцены так непосредственно и взволнованно, что авторы решили дописать песню.

Вот что рассказывает Яков Шведов: «Когда мне Виктор Белый предложил написать слова для песни, я вспомнил друга моей юности, комсомольца, бойца и поэта Герасима Фейгина. В двадцать лет Герасим был уже секретарём Владимирского губкома комсомола. Я, четырнадцатилетний комсомолец, и мои товарищи были в то время бойцами частей особого назначения – чоновцами, как называли нас тогда. Песня и винтовка были нашими самыми близкими друзьями… Все мы с увлечением распевали песни Фейгина, пусть не очень совершенные, но полные настоящей революционной романтики.

Песня завоевала сразу невиданную популярность. Её пели на пионерских сборах, на комсомольских собраниях, её исполняли артисты, ансамбли, хоры, её пел народ.

Но ещё большее распространение песня получила в Великую Отечественную войну. И как книгу о Павле Корчагине, комсомольцы брали с собой в бой другое сильное оружие – песню «Орлёнок». Не случайно эта песня стала даже паролем партизан.
Ещё до войны её включил в свой репертуар молодой талантливый певец Александр Акаёмов.
«Орлёнок» - первая и, возможно, единственная песня, которой поставлен памятник. В центре Челябинска гордо стоит юноша в красноармейской шинели, руки его связаны сзади, его ждёт смерть, но какая нечеловеческая воля, твёрдость духа, непреклонность!
«Орлёнок» - так называли самолёты, катера, корабли в Великую Отечественную войну. А теперь у этого слова появились другие значения. «Орлёнок» - это замечательный пионерский лагерь. Это чудесные песни – «Орлята учатся летать» Александры Пахмутовой, «Таких ребят орлятами зовут» Юрия Чичикова и многие, многие другие… [3]

Выводы по I главе

Обобщая всё выше изложенное, можно сделать следующие выводы:

- значительную роль в ориентации музыкального искусства играют ключевые и частные знания. В них входят истории создания музыкальных произведений, биографические сведения о композиторах, исполнителях. Всё это служит основой для приобретения опыта творческой деятельности при реализации различных ученических проектов;

- представленные истории создания музыкальных произведений представляют собой вершины музыкального искусства и охарактеризованы с опорой на два принципа: исторической хронологии (начиная с XVIII века и заканчивая эпохой XX века) и стилевого различия (произведения западно-европейских, русских и советских композиторов)

- Все охарактеризованные истории создания музыкальных произведений входят в программы по музыке у Д.К. Кабалевского, Е.Д. Критской, Л.В. Школяр и других.


Список использованной литературы

1. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Э. Б. Абдуллин. – М. : Просвещение, 1983. – 112 с.

2.Аулих, Б. «Лунная соната», «Кошачья фуга» или любопытные истории о знаменитых музыкальных произведениях трёх столетий / Б. Абдуллин. – М. : Классика – XXI, 2003. – 265 с.

3. Взвейтесь кострами…: Пионерские песни / Сост. О. Очаковская; Оформл. В. Гинукова. – М.: Дет. лит., 1982. – 128 с.

4. Левашева, О. Е. Михаил Иванович Глинка: Монография / О. Е. Левашева. – М.: Музыка, 1988. – 352 с.

5. Музыка в начальных классах: Методическое пособие для учителя / Э.Б. Абдуллин, Т. Е. Вендрова и др.: Науч. Рук. Д. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1985. – 140 с., нот. – (Б-ка учителя нач. классов.)

6. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.: Под ред. Г. С. Ковалёвой , О. Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 120 с.

7. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 231 с.

8. Дебюсси. «Ноктюрны» [Электронный ресурс]:, http://www.belcanto.ru/sm_debussy_nocturnes.html

9. «Итальянская полька» С.В. Рахманинова [Электронный ресурс]:, http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post241997650/

10. «Картинки с выставки» М.П. Мусорского [Электронный ресурс]:, http://www.myshulka.ru/node/273

11. Полонез «Прощание с Родиной» М.К. Огинского [Электронный ресурс]:, http://www.liveinternet.ru/users/tsimbalari/post217483965  

12. Пятая симфония Бетховена [Электронный ресурс]:, http://schreider.ru/biografiya-i-tvorchestvo/bethoven/pyataya-simfoniya-betxovena.html

13. Симфония №7 «Ленинградская» [Электронный ресурс]:, http://www.webmechta.com/history/693-leningradskaya-simfoniya

14. «Турецкий марш» В.А. Моцарта [Электронный ресурс]:, http://www.oguz-news.net/?p=2500

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 607; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!