Ключевые и частные знания в целостном анализе музыкального произведения



Программа по музыке – единственная из всех школьных программ, имеющая эпиграф: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» (В.А. Сухомлинский). Как организовать процесс познания музыки, чтобы, изучая закономерности музыкального искусства, развивая музыкальное творчество ребят, эффективно воздействовать на воспитание личности, ее нравственных качеств. При работе над музыкальным произведением в процессе всех форм общения с музыкой целостный анализ музыкального произведения является самым уязвимым и сложным. Восприятие музыкального произведения в классе – это процесс духовного сопереживания, основанного на особом состоянии души и настроении. Поэтому от того, как проходит анализ произведения, во многом зависит и то, оставит ли след в душе ребенка прозвучавшая музыка. Сложность проведения целостного анализа музыкального произведения заключается в том, что в процессе его проведения должна формироваться активная жизненная позиция ребят, способность вместе с учителем проследить то, как искусство своими специфическими средствами раскрывает жизнь и ее явления. Целостный анализ должен стать средством развития музыкальности, эстетической и этической сторон личности. Для этого, во-первых, необходимо четко определить для себя, что это такое. Целостный анализ произведения помогает определить связи между образным смыслом произведения и его структурой и средствами. Анализ музыкального произведения включает:              

- выяснение содержания, идеи произведения, его воспитательной роли, способствует чувственному познанию художественной картины мира;

                  - определение выразительных средств музыкального языка, которые способствуют формированию смыслового содержания произведения, его интонационной, композиторской и тематической специфики.

       Во- вторых, анализ происходит в процессе диалога учителя с учащимися при помощи ряда наводящих вопросов. Разговор о прослушанном произведении пойдет по верному руслу лишь тогда, когда учитель сам четко представляет особенности содержания и формы произведения, а также те знания, которые необходимо сообщить учащимся.

Знания, приобретаемые учащимися в процессе музыкального образования, могут быть подразделены на две группы: знания самой музыки, знания о музыке. В музыкальном образовании ребёнка особое значение имеют знания о музыке. По мнению Э.Б. Абдуллина, знания о музыке делятся на два уровня:

- ключевые знания характеризуют природу музыкального искусства как социального явления, его функцию и роль в общественной жизни, эстетические нормы и критерии социалистической музыкальной культуры; 

-частные знания -это знания о существенных особенностях музыкального языка, закономерностях построения и развития музыки, средствах музыкальной выразительности). Разумеется, оба уровня находятся в диалектической взаимосвязи, без чего знания о музыке как виде искусства отрываются от конкретных музыкальных произведений, их содержательной сферы и т.д.

Итак, ключевые знания о музыке - это знания, которые отражают наиболее общие явления музыкального искусства. Они характеризуют типичные,устойчивые связи музыки и жизни, соотносятся с закономерностями музыкального развития детей. Ключевые знания необходимы для понимания музыкального искусства вообще и отдельных произведений.

В содержании музыкального обучения имеются наряду с ключевыми знаниями частные знания о музыке.К категории частных знаний относятся: знания об отдельных конкретных элементах музыкальной речи, биографические сведения о композиторах, исполнителях, истории создания произведения, знания о нотной грамоте. Следует отметить, что совокупность частных знаний на протяжении многих лет была предметом постоянного внимания музыкальной педагогики. К сожалению, в современной методике обучения детей музыке, педагоги практически не используют частные знания, и в ходе занятия дети получают лишь ключевые знания о музыке.

Таким образом, выделение наряду с ключевыми знаниями, группа частных знаний является теоретическим основанием организации содержания музыкального образования в более чёткой и полной форме. [1]


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1558; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!