Биографии музыкальных произведений русских композиторов.



Испанская увертюра «Арагонская хота» М.И. Глинки

Это произведение было создано во время пребывания Михаила Ивановича Глинки в Испании. Там он пробыл два года. С течением времени Глинка всё более глубоко проникал в традиционные жанры фольклора, знакомился с исполнительским стилем пения и гитарной игры. Самым ценным результатом этих наблюдений явился классический вариант хоты, записанный им от гитариста и давший жизнь всемирно известной увертюре «Арагонская хота».

Подлинное значение хоты, этого универсального, всеми любимого общеиспанского танца, он полностью осознал несколько позже, в Мадриде, когда работа над увертюрой вовлекла его в самую сердцевину испанской инструментально-танцевальной музыки, в огненную стихию ритмотембров народной пляски. На первом, начальном этапе он мог лишь с возможной точностью зафиксировать обе основные темы хоты – инструментальный наигрыш и контрастирующий ему вокальный напев.

 В очень короткий срок, едва поселившись в Мадриде, Глинка закончил симфоническую увертюру, первоначально носившую название «Блестящее каприччио для большого оркестра на тему Арагонской хоты». Среди всех народных танцев Испании хота явилась наиболее общезначимым, общенациональным, распространённым в самых различных местностях жанром. В наиболее ясной, открытой форме выразилась в ней характернейшая черта испанского музыкального фольклора: слияние песенного и моторно-пластического элемента, вокальной кантилены и неодолимой энергии ритма.

О происхождении этого танца существуют различные мнения (см. статью И. Рыжкина «Испанские увертюры» Глинки : 50, 119 – 126). Народные предания приписывают изобретение хоты поэту и музыканту XII века, мавру Абен Хота, изгнанному из Валенсии в Арагон. Существует и другая версия: танец занесён был в Испанию с Канарских островов и первоначально носил название «Canario». Но как бы то ни было, старинное происхождение хоты, отображённое в народных песнях и легендах, сделало этот танец наиболее традиционным во всей стране. При всех местных различиях, устойчивым стал её трёхдольный размер, оживлённый темп, «прыжковый» характер движения; неизменным условием служит сопоставление чётко оформленных инструментальных наигрышей, как правило подчинённых простейшим соотношениям гармонии тоники и доминанты, и нескольких вокальных куплетов, в основе которых обычно лежит традиционный испанский стиховой метр: строфа из четырёх 8-сложных стихов.

В «Арагонской хоте» композитор обратился к самой популярной народной испанской теме. Услышав ее в исполнении испанских гитаристов, он был восхищен ее своеобразной жизнерадостной грацией. Это мелодия хоты (испан. jota) – национального испанского трехдольного танца, ставшего одним из музыкальных символов Испании. Именно с хотой были связаны самые первые впечатления Глинки об испанской культуре.

Детский альбом» П.И. Чайковского

«Детский альбом» написан в мае 1878 года. История его создания неразрывно связана с Каменкой, большим украинским селом близ Киева, излюбленном месте творчества и отдыха композитора. Каменка – «родовое гнездо» большой дворянской семьи Давыдовых. Один из хозяев Каменского имения, Лев Васильевич Давыдов, был другом Чайковского и мужем его любимой сестры Александры Ильиничны.
Мысль о посвящении Володе Давыдову «Детского альбома», очевидно возникла после окончания сочинения. Чайковский довольно много времени провёл с племянником летом 1878 года в Каменке, Володе Давыдову тогда было 6 лет.
Сам Володя ничего не знал о посвящении сборника и что, возможно, вместо Володи мог быть кто-то другой из детей Давыдовых, например Дмитрий, которого упоминает композитор в своём письме, возможно, что сборник мог быть посвящён и кому-то другому из знакомых детей. А решающим фактором оказалась любовь Володи Давыдова к музыке.

История создания Замысел композитора о написании детского цикла можно отнести к февралю 1878 года. Чайковский находился в заграничном путешествии. В одном из писем к знакомым он сообщает о желании создать небольшой сборник легких пьес для детского исполнения. По аналогии с «Альбомом для юношества» Шумана. Опус был полностью окончен в мае 1878 года. Музыкальные номера связаны между собой в небольшие микроциклы. Глубину подтекста, сложный жизненный период скрыл под мелодичными интонациями Чайковский. «Детский альбом», история создания которого связана с семьей сестры композитора, заслуживает того, чтобы называться шедевром.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 669; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!