I. Из приведенных понятий выберите те, которые вы считаете принципами воспитания.                 



 

1. Нравственное воспитание и формирование личности.

2. Общественная направленность воспитания.      

3. Воспитание и развитие.

4. Связь с жизнью, трудом.                   

5. Воспитание в коллективе.

6. Опора на положительное в воспитании.

7. Единство требований и уважения к личности.

8. Гуманизация воспитания.

9. Комплексный подход в воспитании.

10. Последовательность, систематичность и единство вос­питательных воздействий.

11. Единство воспитательных воздействий.

12. Самовоспитание и перевоспитание.

13. Личностный подход.

14. Использование разнообразных методов воздействия.

15. Соответствие возрастным и индивидуальным особен­ностям учеников.

16. Объективность и независимость воспитания.

17. Сознательность, самодеятельность и активность вос­питанников.

41


Общественная направленность воспитания

Прогрессивные педагоги понимали воспитание как «обще­ственный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и при­нуждением к практической деятельности и к неуклонному применению в жизни усвоенных правил» (Г. Сент-Джон). В различные времена содержание этого принципа менялось, при­обретая то большую общественную, то государственную, то личностную направленность. В отечественной педагогике он также неоднократно изменялся. От общего принципиального положения — воспитание должно готовить человека к актив­ной общественной и счастливой личной жизни — сохранилось мало. Опираясь на этот принцип, большинство воспитательных систем успешно проводят в жизнь идеологические установки, политические доктрины. Воспитание ориентировано на под­держку и упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских и социальных ка­честв на основе принятых и действующих в государстве идео­логии, конституции, законов. Этот принцип требует подчине­ния всей деятельности педагога задачам воспитания подраста­ющего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на форми­рование социально необходимого типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если государствен­ные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личными интересами граждан, то требования принципа естественно вписываются в структуру целей и задач воспитания. При рассогласовании целей государства, общества и личности реализация принципа затрудняется, становится не­возможной. У воспитателя недостает конкретного фактическо­го материала для полноценного воспитания. Школа — не госуч­реждение, а социальный институт, общественно-государствен­ная система, призванная удовлетворять образовательные запро­сы государства в той же мере, как общества и личности. Нару­шение этого взаимодействия приводит к застою школы. Школа как общественно-государственный институт не может жить только на государственном дыхании. Рано или поздно общество вновь должно прийти к ней на помощь. Должна быть преодо­лена отчужденность общества от школы и школы от общества,

42

изолированность школы от процессов, происходящих в обще­ственной жизни, а также узость и корпоративность профессио­нальных педагогов. Педагоги должны осознавать себя не моно­полистами, а лишь уполномоченными народа в деле воспитания.

Для преодоления процесса огосударствления школы в раз­витых странах создана сеть частных (общинных) школ, реали­зующих цели определенных слоев общества, которые могут и не совпадать с государственными; И, несмотря на то, что обуче­ние в государственных школах бесплатное, а в частных — плат­ное, большинство населения (от 50 до 80—85% в различных странах) предпочитает платить за возможность воспитания сво­их детей на общественно-личностных ценностях.

Реализуя принцип общественной направленности воспита­ния, важно добиваться практически-мотивированного взаимо­действия с воспитанниками.

При этом следует избегать лозунговой педагогики, многосло­вия, ибо воспитание осуществляется прежде всего в процессе полезной деятельности, где складываются отношения между воспитанниками, накапливается ценный опыт поведения и об­щения. Однако, чтобы деятельность (трудовая, общественная, игровая, спортивная), к которой привлекаются воспитанники, имела воспитывающее значение, необходимо формировать у них общественно ценные мотивы деятельности. Если они вы­соконравственны, общественно значимы, то и деятельность, в процессе которой поступки совершаются, будет иметь большой воспитательный эффект.

В процессе выработки социальных качеств необходимо со­четать организацию разнообразной общественно полезной дея­тельности с целенаправленным формированием сознания вос­питанников посредством слова, нравственного просвещения. Словесное воздействие обязательно должно подкрепляться полезными практическими делами, положительным социаль­ным опытом в общении и совместной деятельности с другими

людьми.

К сожалению, опыт эффективного гражданского воспита­ния у нас утерян, приходится обращаться к своему прошлому, к зарубежным воспитательным системам, накопившим немало ценного в этой области. «Главная задача школы — воспитание граждан, которые поддерживают государственные институты и уважают законы государства» (Г. Форд, бывший президент

43

США). На достижение этой цели в школы направляются зна­чительные финансовые средства. Президент США Клинтон победил на выборах именно потому, что пообещал избирате­лям вложить в развитие системы образования в четыре раза больше средств, чем его соперник.

Один из эффективных путей реализации принципа — вве­дение специальных школьных предметов и наполнение соот­ветствующим содержанием других школьных дисциплин. В практику американской школы, например, прочно вошло пре­подавание мини-курсов продолжительностью от двух недель до нескольких месяцев, таких, как «Отношения между странами», «Социальные проблемы» и т. п. Для всех классов созданы под­готовленные видными специалистами учебные пособия: «Закон и американское общество» (для 9—11 классов), «Выдающиеся процессы Верховного суда» для 7—8 классов), «Важнейшие статьи Конституции» (для 11 класса) и многие другие. Издают­ся тематические серии, состоящие из нескольких учебников:

«Закон и город», «Землевладелец и арендатор», «Закон и потре­битель», «Бедность и процветание», «Преступление и правосу­дие» и т. д.

В американских школах и школах других западных стран очень многое делается для формирования привлекательного образа общества и государства, воспитания положительного от­ношения к его идеалам и ценностям. Это, в частности, дости­гается внушением юным гражданам выгодных правительству, хотя и не всегда бесспорных идей. «Наша страна не во всем еще достигла совершенства, но это наша Америка и мы ее любим» (учебник для 8 класса); «Несмотря на наши проблемы, большая часть мира считает нас своим лидером» (учебник для 7 класса);

«Если в наши дни вы поедете от одного побережья страны до другого, то большинство американцев скажут вам, что любой из них имеет полную возможность получить образование, вы­сокооплачиваемую работу и иметь собственный дом» (учебник для 7 класса).

Наши возможности пока скромнее. Однако даже при недо­статке или отсутствии соответствующих пособий процессы, происходящие в обществе, дают вполне достаточный материал для осуществления эффективного гражданского воспитания.

В общественные процессы каждый человек включается с раннего детства. Поэтому и гражданское воспитание начинается в юном возрасте. Чувство социальной ответственности выраба-

44

тывается несколько позже — в школе второй ступени. На всех этапах формирования социальных качеств надо заботиться о со­ответствии преподносимых знаний возрасту и уровню развития учеников. Уже в школе первой ступени дети легко усваивают такие понятия, как «конституция», «власть», «авторитет», «за­кон», «ответственность», «правительство» и др., если их форми­рование осуществляется на конкретных примерах, тут же под­тверждается практикой и закрепляется. Школа второй и третьей ступени закрепляет, развивает необходимые понятия, воспиты­вает убеждения, формирует гражданские качества, привлекая воспитанников к реальным социальным процессам.

Актуальная задача — преодоление в ближайшие годы апа­тии, инертности и социального отчуждения молодежи. Для этого воспитатели должны добиваться ускорения темпов соци­ализации, которые в последние десятилетия снизились. Часть молодых людей не торопится принимать на себя ответствен­ность за судьбу общества, своей семьи и даже свою собствен­ную. Уход от трудностей жизни, безразличие к общественным делам распространены повсеместно. В этом повинно и общест­во, не предоставляющее молодым людям надлежащие условия для ускоренного развития, и система воспитания, отводящая молодым людям роль «недорослей», и семья, создающая усло­вия для иждивенчества, долгих поисков своего места в жизни.

«Не для школы — для жизни» — такой призыв встречал учеников древнеримских школ. Уже античные педагоги поняли бессмысленность воспитания, оторванного от жизни, практики. Формирование личности человека находится в прямой зависи­мости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Положительные качества развивает труд:

чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень раз­вития и социализации личности. Поэтому воспитанников не­обходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя соответствующее положительное от­ношение к ним. Участвуя в посильном труде на правах рав­ноправных членов, воспитанники приобретают опыт нрав­ственного поведения, развиваются духовно и физически, уяс­няют общественно важные мотивы труда, закрепляют и совер­шенствуют моральные качества.

Школа жизни — лучшая школа воспитания. Поэтому прин­цип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагаю-

45

щих в большинстве воспитательных систем. Он требует от вос­питателей активной деятельности в двух главных направлени­ях: 1) широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; 2) привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно по­лезной деятельности.

Подростки активно стремятся к взрослости, сама природа дает воспитателям возможность достичь необходимого педаго­гического эффекта. Чем меньше возраст ребенка, тем больше возможностей формировать его социальные чувства и стойкие привычки поведения; пластичность его нервной системы поз­воляет достигать высоких результатов при решении всех воспи­тательных задач. И.П. Павлов указывал, что жизнедеятельность человеческого организма обусловлена влиянием окружающей среды, условиями его существования. Это влияние он назвал «жизненным воспитанием». Такое воспитание — «школу жиз­ни» — проходят все подрастающие поколения. В результате у них накапливается опыт поведения, вырабатываются навыки, необходимые для включения в общественную жизнь.

В некоторых воспитательных системах связь воспитания с жизнью трактуется суженно — как приобщение воспитанников к труду, посильному участию в общественном производстве. Это обедняет процесс воспитания, закрывает пути для полно­правного участия детей и подростков в решении важных для любого человека проблем: демократизации общества, соблюде­ния прав человека, сохранения окружающей среды и многих других. Общественно полезный труд — это одно из важнейших средств социализации личности, включения ее в систему об­щественных отношений.

Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить:

• понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека, значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан;

• уважение к людям труда, создающим материальные и ду­ховные ценности;

• развитие способности много и успешно трудиться, жела­ния добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу;

46

• понимание общих основ современного производства, стремление расширять политехнический кругозор, овладевать общей культурой и основами научной организации труда;

• сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии с задачами об­щества и хозяйственными потребностями;

• бережное отношение к общественному достоянию и при­родным богатствам, стремление приумножать своим трудом об­щественную собственность;

• нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйственно­сти, безответственности, нарушениям трудовой дисциплины, иждивенчеству, лодырничеству, тунеядству, расхищению обще­ственной собственности и варварскому отношению к природ­ным богатствам.

Принцип связи воспитания с жизнью, трудом осуществля­ется при соблюдении правил, раскрывающих отдельные сторо­ны проявления этого принципа:

1. Следует преодолевать абстрактность и догматизм в соци­альном и трудовом воспитании школьников, привлекать их к конкретной и посильной деятельности. Нужно иметь програм­му осуществления требований принципа на уроках и во вне­классной воспитательной работе, соблюдать постепенность в его реализации.

2. Воспитатель, согласуя свои действия с семьей, объясняет каждому воспитаннику, что его главный вклад в общественное производство — учебный труд, помощь дома и в школе. Не надо препятствовать желанию подростков и юношей объеди­няться в производственные кооперативы, хозрасчетные брига­ды, подрабатывать во время каникул.

3. Дети обычно стремятся к деятельности; пассивность, инертность, безделье чужды природе ребенка. Воспитатель, не учитывающий это, нарушает и сдерживает процесс социализа­ции личности.

4. Реализация принципа требует широкого использования на уроках и во внеклассной воспитательной работе местного краеведческого материала.

5. Участвуя наравне со взрослыми в решении жизненно важных вопросов, школьники приучаются нести ответствен­ность за принятые решения, у них быстрее и успешнее форми­руются гражданские качества.

47

6. Успешно осуществлять принцип связи воспитания с жизнью немыслимо без постоянного пересмотра и обновления содержания, организации и методики воспитания в соответ­ствии с преобразованиями в социальной сфере и хозяйстве страны.

7. Воспитательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы ребята чувствовали, что их труд нужен людям, обществу, чтобы он приносил удовлетворение.

| II. Анализируя альтернативные утверждения, определите требования принципа общественного характера воспи­тания.

1. Принцип требует оптимального соответствия (соотно­шения) государственных, общественных и личных потреб­ностей в воспитательном процессе.

2. Принцип требует приоритета государственных интере­сов и превалирования их над всеми другими в процессе формирования всесторонне и гармонически развитой лич­ности.

3. Принцип указывает на необходимость резкого сме­щения целей воспитания в область личных интересов граждан.

4. Воспитание гражданина — главное требование данного принципа.

5. Требования принципа сводятся к внедрению в сознание людей господствующей в обществе идеологии.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 2587; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!