III. Выберите правильный ответ, доказав ошибочность всех остальных. Что такое воспитательное дело?



1. Мероприятие, связанное с работой школьников на при­школьном опытном участке.

2. Вид организации и осуществления конкретной деятель­ности воспитанников.

3. Посильное, полезное и необходимое занятие для школьников во внеурочное время.

4. Инструмент (средство, способ) педагогического воздей­ствия.

5. Комплексное приложение общих усилий в трудовом воспитании школьников.

IV. Заполните пропуски

Учебный процесс состоит из уроков, а воспитательный — из ...............................   воспитательных дел  
Воспитательное дело — это .................... организации и............................................ конкретной воспитательной деятельности   вид осуществления  
В любом ВД выделяются следующие эта­пы: 1)........................, 2)..........................., 3)..............................., 4) ............................ 5)...............................   целеполагания, планирования, организации, осуществления, анализа  
В любом ВД выделяется .......................... цель и............................................ цели   доминирующая сопутствующие  
Любое БД проектируется на основе .......................... и ...................... подходов   деятельностного комплексного  

 

V. Технология организации воспитательного дела осно­вывается на следующих положениях (допишите дальше сами):

Технология орга­низации ВД

 

1. ..........................................................................  
2. ..........................................................................  
3. ..........................................................................  
4. ..........................................................................  
5. ..........................................................................  
6. ..........................................................................  

 

156

VI. Из перечисленных утверждений выберите те функ­ции педагога, которые он Выполняет на этапе осуще­ствления ВД: 1) следит за реализацией программы; 2) вы­полняет диспетчерские функции; 3) осуществляет диагнос­тирование: 4) устанавливает уровень сформированности требуемых качеств; 5) намечает стратегию дальнейшей ра­боты; 6) следит за четким решением организационных во­просов.

VII. Заполните схему

При анализе ВД следует ответить на вопросы

 

1.       2      
3.       4      
5.       6      
7.       8      
9.       10      
11.       12      
13.       14      
15.       16   ..................................  

 

Социально-ориентированные воспитательные дела

По целям и назначению выделяются многие виды воспита­тельных дел: этические, социально-ориентированные, эстети­ческие, познавательные, спортивно-физкультурные, экологи­ческие, трудовые и др. Воспитательные дела, в которых доми­нирующей целью выступает воспитание общественно значимых качеств, условно называют социально-ориентированными. Ус­ловно, ибо цели любого воспитательного дела имеют комплекс­ный характер. Главная цель ВД данного направления — форми­рование у школьников системы социальных отношений: к об­ществу, органам государственной власти, правопорядка и т. д.

Каково содержание стержневых общественных качеств лич­ности? Важнейшее из них — гражданская позиция (граждан­ственность) проявляется в личной причастности ко всему, что происходит в обществе, стране и мире. Чувство гражданского долга приобретает в современных условиях первостепенное значение. С ним неразрывно связано и другое важнейшее со­циально-нравственное качество личности — дисциплинирован­ность. Это качество не случайно оказалось в ряду социально значимых. Именно через понятную даже младшим школьни­кам дисциплину — осознанную необходимость — совершается

157

постепенный и незаметный переход к усвоению социальных отношений.

Дисциплинированность проявляется в поступках и действи­ях человека и отражает сознательное выполнение обществен­ных норм и правил поведения. Она не требует постоянного на­пряжения мысли, потому что это следствие привычки посту­пать в соответствии с уже сложившимся образом мыслей и действий, который характеризует отношение к гражданским, политическим, нравственным, юридическим правам и обязан­ностям. Благодаря такому сложившемуся отношению человек находит верную линию поведения в различных ситуациях.

Дисциплинированность требует выдержки, твердости, на­стойчивости, умения себя сдерживать. Она имеет в своей осно­ве волевое начало, но включает также и другие нравственные привычки, необходимые для общения, такие, как вежливость, предупредительность, внимание к окружающим, внутренняя собранность и организованность. Выработка полезных привы­чек, развитие воли в то же время дисциплинируют человека. При этом важны не только внешняя собранность, подтяну­тость, приятные манеры, но и внутренняя убежденность в не­обходимости избранной линии поведения.

Основной путь выработки сознательной дисциплины — ор­ганизация воспитательных дел, входящих в систему социально-ориентированных ВД. Доминирующая цель этих дел — выпол­нение правил поведения, соблюдение режима и определенного распорядка жизни, деятельности школьников. Для этого в каж­дом учебном заведении определяются правила поведения, ко­торые отражают, с одной стороны, моральные принципы об­щества, с другой — специфику работы данного учебного уч­реждения. Правила поведения раскрывают смысл дисципли­нарных требований и их значение. Так, «Правила для учащих­ся» и «Правила внутреннего распорядка» в школе обязывают учащихся поддерживать чистоту помещения, аккуратный внешний вид, быть сдержанными, предупредительными, веж­ливыми по отношению друг к другу и к старшим, добросовест­но относиться к своим обязанностям.

Сегодня «Правила для учащихся», действовавшие в школе 60—80-х годов, вошли в противоречие с требованиями жизни. Теперь право вырабатывать собственные правила предоставле­но всем учебно-воспитательным заведениям. Но оказалось, что разработать их непросто, ибо должны быть тщательно учтены

158

не только обязанности, но и права и свободы воспитанников. Последние так долго игнорировались и подавлялись нашей школой, что педагоги испытывают немалые затруднения, пыта­ясь вернуть школе статус общественного учреждения.

Определенный порядок жизни и деятельности школьников принято называть режимом. Режим — это постоянно текущее воспитательное дело. Выполнение режимных требований — одно из основных условий эффективного воспитания: режим быстро вырабатывает устойчивые привычки личности. Воспи­танники привыкают к правильному чередованию труда и отды­ха, учатся определять объем работы, усваивают гигиенические требования. Соблюдение режима не только оказывает положи­тельное влияние на физиологические функции организма, но играет большую дисциплинирующую роль: приучает к опреде­ленному стилю поведения, помогает выработать умения и на­выки выполнения дисциплинарных требований.

При необходимости режим изменяется. Он должен быть:

1) целесообразным и соответствовать условиям, в которых жи­вет воспитанник, его возможностям и способностям; 2) точ­ным, обязывающим выполнять все виды деятельности в наме­ченные сроки; 3) конкретным; 4) реально выполнимым. В не­обходимости режима должен убеждать пример самого воспита­теля, распорядок жизни учебного заведения.

Среди общих требований, определяющих успех воспита­тельных дел дисциплинарной направленности, выделяются сле­дующие. Каждое новое дело, основываясь на предыдущем, должно продолжать процесс выработки сознательной дисцип­лины на более высоком уровне. Поэтому и сами дела не могут повторяться или механически переноситься из одной школы в другую. Они должны исходить из общих принципов, но быть нестандартными, соответствовать условиям места и времени, потребностям именно данной школы, все время усложняться. Поскольку воспитание идет не по частям, а в комплексе, то и дела всегда должны выполняться в определенной, четко сла­женной системе.

Если дисциплинированность все время изменяется, то пе­дагогам надо научиться видеть, где и когда наступают эти из­менения. А поэтому нельзя смотреть на дисциплинированность как на чисто количественный, суммарный процесс. Число вос­питательных дел никак не определяет успех. Педагогическое мастерство проявляется в том, чтобы умело направлять воспи-

159

тательные дела и на определенном этапе содействовать перехо­ду к новому качеству. Оно должно не просто наращиваться, а приходить в процессе отрицания того прежнего, которое уже устарело, стало ненужным, при сохранении всего лучшего, что было в нем.

Среди наиболее распространенных причин, мешающих ор­ганизовать эффективные воспитательные дела дисциплинарной направленности, выделяются следующие:

1. Слабая постановка учебно-воспитательной работы в шко­ле, когда остро ощущается дефицит знаний, умений, навыков.

2. Односторонность в воспитательной работе, когда дис­циплинированность отрывается от других качеств или когда пытаются прививать их поочередно.

3. Кампанейщина в воспитательной работе, когда нет над­лежащего ритма, размеренности, плавности.

4. Недостаток педагогической культуры, выдержки, такта в обращении воспитателей с учениками.

5. Формализм, Когда педагоги больше заботятся о показном порядке, мнимом благополучии.

6. Неправильный подход к использованию дисциплинарных средств воздействия, их недооценка или переоценка.

7. Отсутствие согласованной системы воспитательных дей­ствий, когда надеются на отдельные разрозненные средства, не видят главного.


Штрафы в школе?

В одной из куйбышевских школ в устав школы, в раздел «Права и обязанности», был введен пункт о штрафе за ку­рение в школе, на территории школы, за нецензурную брань, порчу школьного имущества, систематические опоз­дания и нарушения дисциплины, а также за пропуски уроков без уважительной причины.

А как вы отнесетесь к данному предложению?


Жизненная позиция — это внутренняя установка, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую из мировоз­зренческих, моральных и психологических качеств личности и отражающую ее субъективное отношение к обществу. Она име­ет практическую направленность, проявляется в реальном по­ведении человека. Жизненная позиция может быть активной и пассивной. Активная позиция предполагает неравнодушное от-

160

ношение к действительности, постоянное стремление ее изме­нить. При пассивной позиции человек воспринимает готовые взгляды, ценности, образцы поведения, не пытаясь их анали­зировать, выбирает «линию наименьшего сопротивления», сле­дования по привычным, накатанным дорогам жизни. Она свя­зана с отказом от инициативы и каких-либо усилий, направ­ленных на изменение окружающей среды. «Моя хата с краю», «живи, как все», «своя рубашка ближе к телу» — вот нехитрые житейские формулы, выражающие эту позицию.

Не всякая активность человека равнозначна его активной позиции. Социальная активность личности предполагает не со­глашательское, а критическое отношение к действительности, означающее постоянную потребность самостоятельно осмыс­ливать происходящее в стране и мире, стремление сделать жизнь лучше. Пассивная жизненная позиция необязательно оз­начает бездеятельность. Ее может занимать и добросовестный ученик, получающий только отличные оценки, и директор школы, ревностно выполняющий все инструкции и много ра­ботающий. Суть такой позиции — в боязни нового, в ориента­ции на стереотипы мышления, в отказе от собственной иници­ативы. Пассивная позиция может даже сопровождаться поло­жительным отношением к прогрессивным нововведениям, но тогда, когда они санкционируются сверху и не надо за них бо­роться, идти на риск, нести ответственность.

Среди социальных факторов, в наибольшей мере влияющих на становление жизненной позиции личности, первое место принадлежит семье. Влияние школы (классных руководителей, учителей, товарищей, коллектива) лишь корректирует влияние семьи. Школьники, не проявляющие общественной активно­сти, живут в семьях, заботящихся лишь об успеваемости детей и настраивающих их на «легкие» общественные поручения.

Социально-ориентированные воспитательные дела создают необходимые условия для формирования жизненной позиции школьников, когда они привлечены к преобразующей практи­ческой деятельности. Это должны быть не игровые, а настоя­щие серьезные и ответственные дела. Пока наша школа не на­шла себя в организации таких дел. Что она предлагает школь­нику? Классный час, нравоучительную беседу, собрание, экс­курсию, культпоход. Доминирует слово, а не дело. Между тем школьники испытывают большой интерес к производственно-преобразующей деятельности. Они с большим удовольствием учатся столярничать, слесарить, водить автомашину или трак-

161

тор, стремятся овладеть мастерством в любом деле. Однако эти стремления редко поддерживаются и поэтому гаснут, замеща­ются интересами потребительского характера. Практические воспитательные дела, по некоторым оценкам, сегодня занима­ют 2—3% времени, затраченного на воспитательную работу.

В связи с изменением социальных ориентации в стране (введением различных форм собственности, рыночных отно­шений и т. д.), а также приобретением в личное пользование дачных участков, загородных домов, развитием индивидуаль­ной трудовой деятельности, другими изменениями в социаль­ной и экономической политике часть педагогов высказывают мнение о смещении центра воспитания в семью, где в совмест­ном труде проявляется влияние взрослых, родителей. В послед­ние десятилетия, школьники все реже привлекались к домаш­нему труду. Если в конце 20-х годов поручения родителей и взрослых мальчики выполняли в среднем 10, 5 ч в неделю, а де­вочки — почти 15 ч, то в конце 60-х годы мальчики были заня­ты только 2 ч, а девочки — 3, 3 ч в неделю. В 80-е годы эти показатели еще больше снизились. Городские школьники практически не участвуют даже в домашнем труде. Ребенок, подросток, молодой человек живет иждивенцем, и это неиз­бежно порождает соответствующую психологию.

Сегодня положение начинает меняться: все больше детей и подростков занимаются различными видами труда вместе с дру­гими членами семьи. Школа в этих условиях может взять на себя роль координирующего воспитательный процесс центра.


VIII. Заполните пропуски

Порядок во всех областях общественной жизни, который твердо сохраняется и вы­полняет, выражает общественные ........... .................... является ............................... их сохранения, называется .......................   отношения средством дисциплиной  
Определенный порядок жизни и деятель­ности школьников принято называть.......   режимом  
Режим должен быть: 1)............................., 2)............................., 3)............................. и 4)..........................   целесообразным, точным, конкретным, выполнимым  

 

162

ВД должны соответствовать условиям .............................. и ................................. данной школы, все время.........................   места, времени потребностям усложняться  
ВД не должны быть..................................., а составлять...............................   разрозненными систему  
IX. Заполните пропуски      
Активная жизненная позиция — это .......................... .ориентация на опреде­ленную линию поведения, отражающая .......................... к обществу   установка субъективные отношения  
Среди социальных фактов, в наибольшей степени влияющих на формирование жиз­ненной позиции, ведущее место принад­лежит..........................................   семье  
Социально-ориентированные ВД создают предпосылки для формирования актив­ной жизненной позиции путем включения школьников в .............................., выпол­нения реальных обязанностей   производственные отношения  

 

Этические воспитательные дела     |

Нравственное воспитание — это целенаправленное и систе­матическое воздействие на сознание, чувства и поведение вос­питанников с целью формирования у них нравственных ка­честв, соответствующих требованиям общественной морали. Основные задачи нравственного воспитания: 1) формирование нравственного сознания: 2) воспитание и развитие нравствен­ных чувств; 3) выработка умений и привычек нравственного поведения. Нравственное воспитание включает: формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами об­щества; ознакомление с нравственными идеалами, требования­ми общества, доказательство их правомерности и разумности;

превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культу-

163

ры поведения как одного из главных проявлений уважения че­ловека к людям; формирование нравственных привычек.

Содержание нравственного воспитания в современной школе претерпевает существенные изменения в связи с тем, что возникла острая необходимость возродить общечеловечес­кие ценности.

Главная такая ценность — жизнь. Право человека на жизнь свято и нерушимо. С молоком матери дети должны впитывать истину, что покушение на жизнь и здоровье других людей и свою жизнь недопустимо. Сегодня большую тревогу вызывает увеличение числа самоубийств среди школьников. Некоторые из них идут на это, потеряв смысл жизни, утратив идеалы, ока­завшись в изоляции. Христианская мораль на протяжении ве­ков учила — когда трудно, неуютно, одиноко, надо идти к лю­дям, искать у них помощи и защиты.

Актуальной проблемой остается отношение к детям как к ценности. Дать жизнь еще одному человеческому существу, иметь детей, воспитать их—на это, к сожалению, нет установ­ки у многих молодых людей. В школе растут будущие отцы и матери, воспитатели своих детей. Однако до недавнего времени педагоги их так не воспринимали, в результате чего установка на брак, на материнство, на отцовство, на исполнение роди­тельских обязанностей у многих выпускников школ не сфор­мирована. Молодые люди, вступив в брак, или вообще не хо­тят иметь детей, решив «жить для себя», либо относятся к де­тям как к досадной помехе, уклоняются от исполнения своих родительских обязанностей. Все чаще молодые мамы оставля­ют детей в роддоме или бросают их на произвол судьбы.

Еще одна общечеловеческая ценность — свобода. В услови­ях демократизации значительно возросли права и свободы лич­ности. И это особенно отчетливо выявило низкий уровень культуры, воспитанности многих старшеклассников, выпуск­ников школ. Демократический стиль общения малокультурный человек понимает как безграничную свободу самовыражения, право игнорировать чувства, достоинство окружающих. На са­мом деле свобода и ответственность, свобода и дисциплина не­расторжимые понятия. Послушание в школе необходимо, это одно из условий плодотворного воспитания, особенно в млад­шем возрасте. Но от послушания ребенок должен как можно быстрее переходить к ответственности, к осознанной дисцип­лине.

164

Не утратили своего значения, а, наоборот, стали еще важ­нее такие нравственные качества, как патриотизм, интернацио­нализм, долг, честь, совесть, порядочность, доброта, бескорыс­тие и другие. Чрезвычайно актуальны в системе современного нравственного воспитания проблемы полового воспитания школьников, отношения к труду. Проблем много, разных, сложных. Тунеядство, наркомания, алкоголизм, проституция, агрессивность, жестокость молодежи далеко не полный пере­чень негативных явлений, с которыми школа сталкивается ежедневно. Они разрушают и нравственную сферу, и самого человека: он деградирует духовно и физически. Идет процесс самоуничтожения. Нравственные критерии всегда и особенно в деле воспитания должны стоять выше всех других интересов. Сегодня вопрос стоит о спасении молодых поколений.

Если в физическом, эстетическом воспитании для достиже­ния цели бывает достаточно организовать и осуществить систе­му хорошо подобранных воспитательных дел, то в нравствен­ном воспитании все намного сложнее. Вдумчивые педагоги не без оснований утверждают: не от метода здесь нужно идти, не от формы, какими бы привлекательными, новыми и техноло­гичными они ни казались, а от индивидуальности каждого вос­питанника, особенностей конкретной ситуации и уже в соот­ветствии с ними планировать воспитательные дела, избирать приемы и методы. Если это требование нарушается, то работа будет формальной.

В структуру воспитательных дел этической направленности педагог включает сведения о человеческой морали, добивается ясного понимания того, что мораль — форма человеческого со­знания, часть человеческой культуры. Понимание сущности, норм и принципов морали приводит воспитанников к нрав­ственным суждениям, с помощью которых они оценивают по­ступки — свои и других людей. На основе нравственных поня­тий, оценок и суждений формируются нравственные убежде­ния, которые в конечном счете и определяют поведение и по­ступки человека. Нравственно убежденный человек глубоко уверен в справедливости моральных норм, признает необходи­мость их выполнять. Но знание и понимание нравственных норм еще не могут сами по себе обеспечить действенность убеждений, а становятся лишь необходимой предпосылкой для их формирования. Нравственные знания становятся убеждени­ями, когда они применяются в жизненном опыте, продуманы, критически переработаны воспитанниками.

165

В систему этических воспитательных дел органично вплета­ются средства, стимулирующие нравственные чувства, под ко­торыми понимается переживание человеком своего отношения к действительности, людям, своему собственному поведению. Но конечная и главная цель этических воспитательных дел — формирование нравственного поведения. Воспитательные дела составляют цепь нравственных поступков в ежедневных жиз­ненных ситуациях. Именно поступок характеризует отношение человека к окружающей его действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие усло­вия. Однако даже поступки не всегда говорят о нравственной воспитанности. Важны и побудительные мотивы, которые движут человеком и объясняют поступки. Поэтому формирование высоконравственных мотивов деятельности — важная и необ­ходимая часть этических воспитательных дел.

Чтобы воспитанник совершал нравственные поступки, у него должна возникнуть в этом потребность. Формирование нравственных потребностей личности есть процесс усвоения и переработки моральных норм и принципов в систему индиви­дуального сознания. С помощью нравственных потребностей создается основа самой природы морали — возможность сво­бодного выбора. Именно в выработке способности к свободно­му нравственному выбору состоит функция этических воспита­тельных дел.

Система поступков ведет к формированию нравственной привычки — устойчивой потребности совершать нравственные поступки. Привычки, как мы уже знаем, могут быть простыми (в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины) и сложными, когда создается потребность и го­товность к деятельности, имеющей как общественное, так и личное значение.

Передовая педагогическая практика последних лет накопи­ла ценный опыт, который должен быть учтен при организации и осуществлении этических воспитательных дел.

1. Нельзя допускать, чтобы процесс нравственного воспита­ния превращался в «кампанию по борьбе». Воспитание не «борьба», а длительная кропотливая работа, складывающаяся из повседневных будничных дел.

2. Нравственные качества личности не формируются без насущной жизненной необходимости. Поэтому можно органи­зовать ситуации конфликтного столкновения нравственных по­зиций. Дайте воспитанникам пережить и почувствовать на себе

166

последствия нарушений этических норм. Тогда древняя исти­на — поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе, — приобретет по­нятный и конкретный смысл.

3. Как можно больше поступков, побуждаемых благородны­ми желаниями, стремлениями личности к моральному идеа­лу, — вот одно из золотых правил воспитания нравственных качеств.

4. Проектируя этические воспитательные дела, создающие нравственные привычки, не будем забывать советы К.Д. Ушинского: нельзя вырабатывать сразу несколько привычек, так как это требует больших затрат нервной энергии и контроля над со­бой; нужна повторность разумных действий, вначале — чаще, затем — реже, чтобы не доводить нервную систему до переутом­ления; число повторений разумных действий очень индивиду­ально: для одного человека их может быть меньше, для другого больше, все зависит от приобретенного опыта; еще более длите­лен и труден процесс искоренения дурной привычки. Здесь, с одной стороны, надо действовать против причин, ее породив­ших, с другой — необходимо вытеснять дурную привычку вос­питанием положительной (привычку к грубости вытеснять при­вычкой к вежливости, привычку лгать — привычкой говорить только правду); нужно при этом добиваться, чтобы ребенок по­нимал, насколько вредна дурная и полезна хорошая привычка.

5. Высокие нравственные качества основываются на про­стых, элементарных. Гуманизм, уважение к людям, милосердие нельзя воспитать, не вырабатывая навыков культурного пове­дения: вежливости, предупредительности, умения обращаться, деликатности в словах.

6. Для воспитания коллективизма, гражданственности, со­знательной дисциплины и многих других нравственных качеств должны быть прочно усвоены конкретные привычки: заботить­ся о других, сочувствовать людям, тормозить свои эгоистичес­кие порывы, выполнять требования коллектива, обязательства перед людьми, отвечать за свои слова и действия и т. п.

7. Через призму моральных качеств рассматриваются и от­рицательные привычки: слишком громко говорить, не слушать или перебивать других, грызть ногти, размахивать руками и т. п. На конкретных примерах покажите молодым людям, что их будущая жизнь, карьера могут не сложиться из-за таких безобидных на первый взгляд привычек.

167


X. Классный руководитель VI Б класса знал, что его уче­ники грубят учителям и друг другу. Чтобы искоренить эти привычки, он поставил вместе с ребятами яркий, за­поминающийся спектакль. Школьники с большим энту­зиазмом принимали в нем участие. Но вскоре педагог за­метил, что никаких изменений в поведении шестиклас­сников не произошло. Почему?

1. Классный руководитель провел всего одно воспитатель­ное дело, с помощью которого изменить глубоко укоренив­шиеся стереотипы поведения невозможно.

2. Ребята не были организованы, не контролировали пове­дение друг друга.

3. Классный руководитель организовал воспитательное дело «вообще», т. е. поднимал проблему безотносительно к конкретным ученикам класса.

4. Правильного ответа нет.

|     Эстетические и физкультурные воспитательные дела

Эстетические (художественные) дела — общее название дел, доминирующая цель которых — формирование эстетического отношения к жизни: труду, общественной деятельности, при­роде, искусству, поведению. Уже назывались главные задачи эстетического воспитания, в числе которых — формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребно­стей, вкусов, способностей. Критерием эстетической воспитан­ности считается овладение эстетической культурой. Эстетичес­кая культура как составная часть культуры духовной предпола­гает умение отличать прекрасное от уродливого, благородное от пошлого не только в искусстве, но также в любом проявле­нии жизни: в труде, быту, поведении человека.

Эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрас­ного, облагораживает личность. Человек, чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красо­ты. Эстетическое воспитание неразрывно связано с нравствен­ным, умственным, трудовым и физическим. Любовь к природе, литературе, театру, музыке, поэзии, живописи и другим видам искусства служит стимулом для всестороннего умственного раз­вития. Эстетическое воспитание имеет огромное значение для формирования нравственности. Эстетическое наслаждение вы-

168

зывают не только произведения искусства, но и добрые дела, преданность коллективу, добросовестный труд. «Суть эстетичес­кого воспитания состоит в том, чтобы утверждать добро как прекрасное» (Б.М. Неменский). Высокая культура труда без раз­вития чувства прекрасного также недостижима. Много элемен­тов красоты включает физическое воспитание: гармония разви­того тела, хорошей осанки, походки, изящных и энергичных движений облагораживает жизнь и поведение человека, образ его мыслей.

В художественных воспитательных делах необходимо пред­усмотреть овладение теоретическими знаниями. Школьники узнают, что термин «эстетика» происходит от греческого слова «эстезис» — чувственный. Слово это в качестве названия опре­деленной науки было впервые введено немецким теоретиком искусства Баумгартеном. Его труд «Эстетика» был опубликован в 1750 г. С того времени эстетикой стали обозначать отрасль научных знаний. Но сама эстетика зародилась значительно раньше: ее истоки уходят в глубокую древность. Уже на заре цивилизации у человека развилась способность чувствовать красоту окружающих его предметов. Эту способность называют эстетическим чувством. Как социальное явление оно развива­лось и обогащалось в процессе труда, по мере того как чело-век, изменяя природу, изменял и собственную природу, соци­альные отношения.

Одна из основных категорий эстетики — категория прекрас­ного. Прекрасное — это и сама жизнь в ее наиболее совершен­ных проявлениях, и природа, и продукты человеческого труда, и человеческие отношения.

Вырабатываются эстетические знания в процессе выполне­ния конкретных воспитательных дел — конкурсов, викторин, праздников, выставок и т. д. Важно, чтобы ученики не только получали конкретные сведения, но и составляли целостное представление об эстетике — науке, изучающей сущность и за­коны эстетического познания и преобразования действитель­ности, общие законы искусства, которое является высшей фор­мой эстетического освоения мира.

Организуя воспитательные дела, надо учитывать психологи­ческие закономерности эстетического восприятия. Последнее уже присуще детям раннего возраста и зависит от уровня раз­вития, эстетического опыта, степени сформированности пред­ставлений. Явления окружающей действительности сначала не выступают как эстетические: прежде чем стать таковыми, они

169

должны стать осмысленными, содержательными, понятными. Следовательно, первая забота воспитателей, учитывая возраст­ные особенности воспитанников, достичь понимания все более сложных явлений и форм прекрасного, эстетических проблем.

Важнейший компонент эстетического восприятия — эмо­циональность. Воспринимая высокохудожественные произведе­ния искусства, ярко отражающие действительность, ученики чувствуют радость или гнев, тревогу или надежду. Эти чувства вызывают желание жить по законам прекрасного.

Многообразие средств эстетического воспитания обусловли­вает широкий диапазон художественных дел. Воспитательные дела эстетической направленности приобретают различный ха­рактер в зависимости от того, что выступает средством эстети­ческого воспитания — природа, труд, человеческие отношения, искусство и т. д. Чрезвычайно большие возможности предостав­ляют воспитательные дела, в которых источником эстетического воспитания выступает природа. К.Д. Ушинский называл ее пре­красным воспитателем молодого поколения, оказывающим глу­бокое влияние на развитие эстетических чувств. Экскурсии, по­ходы, прогулки, изучение произведений искусства, посвящен­ных природе, — традиционные дела данного направления. Од­нако только пребывать среди природы недостаточно. Надо уметь видеть красоту природы, эмоционально ее переживать. Эта способность постепенно развивается. Во время прогулок, походов, работы на пришкольном участке обращайте внимание воспитанников на богатство природы, совершенство и гармо­нию ее форм, воспитывайте потребность не только любоваться природой, но и бережно к ней относиться.

Учебный труд — основной вид труда школьников. Важно развивать способность видеть прекрасное в созидательном тру­де, вызывать радость участия в нем, создавать праздничную эс­тетическую обстановку трудовой деятельности.

Постоянный источник эстетических воспитательных дел — мир искусства. Произведения искусства всегда были «учебни­ком жизни» (Н.Г. Чернышевский). Художественный образ, принятый в искусстве, в конкретной форме отражает типичес­кие явления окружающей действительности. Он эмоционален и активен, так как в нем выражено отношение художника к изображаемому им явлению. Искусство своей образностью ак­тивно воздействует на сознание, чувства, волю людей и играет огромную роль в жизни общества. Все его виды и жанры име­ют большое значение в эстетическом воспитании. Воспитание средствами искусства всегда привлекательно и действенно. Из-

170

вестно эстетическое воздействие художественной литературы. Воспитательные дела эстетической направленности углубляют восприятие художественных произведений, помогают понять, в чем сила их художественного воздействия. Тактичный совет, умелая рекомендация педагога помогают воспитаннику осмыс­лить книгу, изменяют отношение к выбору литературы. Напро­тив, прямое принуждение или запрещение приводит к нежела­тельным результатам.

Музыка сопровождает человека с ранних лет. На произведе­ниях композиторов-классиков воспитаны многие поколения эстетически развитых людей, и нельзя допустить, чтобы вечная музыка оказалась непосильной для нашей молодежи. Необхо­димо срочно возрождать забытые музыкальные традиции, воз­вращаться к народной музыке, хоровому пению.

Знание и понимание произведений великих отечественных и зарубежных художников и скульпторов воспитывают эстети­ческие вкусы, влияют на нравственные чувства и мировоззре­ние человека. Проектируя эстетические воспитательные дела, надо предусматривать возможность активного самовыражения школьников. Во многих зарубежных системах (Япония, США) способность самовыражения средствами изобразительного ис­кусства усиленно развивается. Педагоги не без основания ус­матривают в этом верный путь формирования эстетически раз­витой, неординарной личности. В последние годы многие наши школы, особенно те, которые начали работать по про­граммам художественного воспитания Б.М. Неменского, ус­пешно вводят своих воспитанников в сложный мир человечес­кой культуры, с огромной пользой для воспитания осваивают культурное наследие прошлого.

Современная педагогическая практика накопила большой опыт организации и проведения эстетических воспитательных дел различной направленности: художественных, литератур­ных, музыкальных и т. д. Разработаны сценарии эффективных воспитательных дел для всех уровней. Среди них традицион­ные общие формы: конкурсы, викторины, лектории, школьные праздники, кружки, творческие объединения, а также новые формы работы в первичном коллективе — кольцовка песен, концерт-«молния», кукольный театр, литературно-художест­венные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий, эстафета «ромашка» и другие (И.П. Иванов).

Поддержание чистоты и порядка, высокой гигиенической культуры как в учебных помещениях, так и на прилегающей территории — это тоже дело эстетической направленности. На-

171

рядный внешний и внутренний вид школы создает такую об­становку, которая сама по себе заставляет школьников вести себя культурно, не допускать неряшливости. Педагоги учат школьников понимать: особых дел где-то на стороне искать не надо. Наш класс, наш коридор, наша клумба требуют повсе­дневной заботы, украсим свой быт своими руками.

Доминирующая цель воспитательных дел физкультурной на­правленности вытекает из уже известных нам задач физическо­го воспитания: 1) укрепление здоровья, содействие правильно­му физическому развитию школьников; 2) овладение физкультурно-спортивными знаниями; 3) выработка двигательных уме­ний и навыков; 4) развитие двигательных качеств (силы, лов­кости и т.д.); 5) воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма и т. д.);

6) формирование эстетических качеств (осанки, культуры дви­жений и т.п.); 7) выработка привычки к систематическим заня­тиям физкультурой и спортом; 8) формирование гигиеничес­ких умений и навыков. Большое разнообразие воспитательных дел физкультурного направления позволяет решать в комплек­се задачи нравственного, умственного, эстетического и трудо­вого воспитания.

Одно из широко распространенных воспитательных дел данного направления — гимнастика перед занятиями (утренняя физзарядка), которой начинается трудовой день в школе. Пе­дагоги знают, что утренние физические упражнения на откры­том воздухе повышают работоспособность, содействуют обще­му закаливанию организма. Полноценность утренних физкуль­турных упражнений зависит от их систематичности и организа­ции. Учитель физкультуры заранее составляет комплексы уп­ражнений для учеников различных классов с учетом их подго­товленности и организованности. При этом обязательно при­нимаются во внимание особенности школы и климатические условия. Основное содержание утренней гимнастики составля­ют общеразвивающие упражнения. Они дополняются ходьбой, легким бегом, прыжками на месте, танцевальными упражнени­ями, специально подобранными играми для всего класса.

К постоянным воспитательным делам физкультурной на­правленности относятся и физкультминутки, во время которых выполняется несколько упражнений, предупреждающих или уменьшающих переутомление. Смена деятельности помогает поддерживать высокую работоспособность. При хорошо орга­низованном и методически правильном проведении физкульт-

172

паузы положительно сказываются на учебно-воспитательном процессе.

Воспитательные дела типа «подвижные перемены» обеспе­чивают ежедневное пребывание школьников на свежем воздухе в перерывах между занятиями. Для младших классов рекомен­дуется проводить подвижные игры с бегом и прыжками, мета­ниями. Упражнения и игры прекращаются за 5 мин до звонка на урок, чтобы ребята своевременно вернулись в класс.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1678; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!