VIII-я остановка. Подножье водопадной (восточной) лестницы.



 

Уже говорилось о том, что одна из основных тем скульптурного оформления Большого каскада - прославление  отечественного флота и

торжества России на море. Сюжеты для скульптуры брались из античных мифов, что было характерно для искусства и литературы 18 века.

Гимном освобождения приневских ижорских земель от шведского ига является  изображение подвигов Персея. Персей – сын громовержца Зевса и красавицы Данаи. Один из множества подвигов прославленного древнегреческого героя Персея заключался в том, что ему удалось победить страшное чудовище – Медузу Горгону, которая обращала в камень все живое. Образ героя (верхняя ступень, слева), стоящего с обнаженным мечом, исполнен мужества и непреклонности. В руке он держит голову Медузы, лицо которой имеет портретное сходство со шведским королем Карлом 12. В образе Персея  выдающийся русский скульптор Ф.Щедрин воплотил мужество русских воинов, их бесстрашие и отвагу.

Сюжет «Персей, освобождающий Андромеду от морского чудовища», разработан и в двух барельефах. Один помещен на нижней ступени восточной водопадной лестницы (справа), второй на четвертой ступени западной лестницы (справа). Персей представлен в шлеме, на коне, стремительно приближающимся с копьем в руке к фантастическому чудовищу, которое подплывает, раскрыв пасть, к дочери эфиопского царя Андромеде, прикованной к скале и предназначенной в жертву чудовищу. Персей олицетворял Петра I и русских воинов, освободивших от захватчиков исконно русские земли.

Острой сатирой на поражение Карла ХП под Полтавой является барельеф на сюжет мифа о Фаэтоне – легкомысленном и дерзком сыне бога Солнца, пытавшемся управлять огненной колесницей отца, едва не спалившем землю и пораженном за это молнией Зевса.  

У последней водопадной ступени западной лестницы, где особенно могуч ниспадающий поток, помещена статуя «Актеон», отлитая по модели И. Мартоса. Скульптор представил Актеона в момент трагической метаморфозы. В древнегреческой мифологии Актеон был сыном Автонои (дочери фиванского царя Кадма) и Аристея, внуком Аполлона и Кирены. Охотничьему искусству Актеона обучил кентавр Хирон. Как гласит миф, однажды Актеон отправился с друзьями на охоту. Было очень жарко, и он решил отдохнуть в лесной пещере. Случайно именно в это время там находилась богиня охоты Артемида (Диана), решившая принять прохладную ванну. Артемида, заметив, что на неё взглянул смертный, разгневалась и превратила Актеона в оленя. Увидев в страхе, что он превращается в оленя, Актеон прочь бежит  от пещеры, его левая рука тянется за спину к колчану со стрелами, но на голове уже появились маленькие рожки. Еще мгновение – и он станет беззащитным оленем, которого растерзают собственные собаки.

В петровские времена его образ воспринимался как сатира на  самонадеянного шведского короля Карла XII, оставленного после поражения своими союзниками.

Победоносный для России исход Северной войны отражен в истолковании мифа о богине Латоне, матери Аполлона и Афродиты. Преследуемая гневом ревнивой жены Зевса Геры, Латона  была вынуждена долго скитаться. Однажды она зашла в ликийское селение, чтобы утолить свою жажду. Но самонадеянные ликийцы решили посмеяться над ней и замутили воду в источнике. Разгневанная Латона превратила их в лягушек, а источник - в болото. Под ликийцами, превращенными в лягушек, в ХУШ веке подразумевались «прегордые» шведы, которые кичились непобедимостью своего оружия, но были посрамлены русскими воинами.

На двух уступах находятся две устремленные друг к другу фигуры гладиаторов. В их руках – потухшие факелы и побежденные змеи, из пастей которых бьют сильные струи. Факел  и змея – символы победоносного завершения битвы с врагом.

На выступающих из воды туфовых полуостровах, что находятся по обеим сторонам у основания каскада, помещены аллегорические скульптурные изображения рек Волхова в виде величественного старца с веслом и Невы в образе молодой женщины, держащей змею. Потоки воды падают из-под туфовых пьедесталов и соединяются в ковше. В их образах запечатлено выдающееся событие петровской поры – строительство Ладожского канала, соединившего реки Волхов и Неву и связавшего центральную Россию с морскими путями.

 А разместившиеся вдоль ковша Морского канала наяды с тритонами – покровительницы мореплавания и  сказочные девы – морские сирены с  дельфинами  без устали трубят в раковины в честь  сверкающего золотом  победителя Самсона. Его позолоту последний раз обновляли в 2011 году. Для этого он впервые в послевоенное время, спустя 63 года после воссоздания, покинул своё историческое место – был снят с пьедестала и увезён в реставрационные мастерские в Петербург. Там его почистили, отремонтировали и обновили его позолоту двойным слоем, потратив на это 788 граммов сусального золота. 

Большой каскад Петергофа – удивительное творение человека и природы, которое во все времена вызывало и вызывает восторг и восхищение и являлось и является источником вдохновения для поэтов всех времён и народов.  Летят алмазные фонтаны

                      С веселым шумом к облакам;

                      Под ними блещут истуканы

                      И мнится, живы; Фидий сам,

                      Питомец Феба и Паллады,

                      Любуясь ими, наконец,

                      Свой очарованный резец

                      Из рук бы выронил с досады… 17*

                                                          А.С.Пушкин

 

                                

                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Вы познакомились с Гротами, подземными коридорами и коммуникациями  Большого каскада – крупнейшего фонтанного сооружения в мире. Он занимает площадь почти 300 квадратных метров. Его украшают более 250 золоченых деталей и барельефов. На каскаде работает около 100 фонтанов, состоящих из 198 водяных струй.

В его убранстве органически сочетаются архитектура, скульптура, разнообразные декоративные свойства воды, и все это – в полной гармонии с окружающим пейзажем. «Фонтаны в Петергофе не просто эффектные украшения, а его душа – певучая, радостная, излучающая неиссякаемую энергию. Петергоф – это место, где возможен диалог человека с искусством и природой» (Раскин А.Г. «Душа Петергофа». СПб. Лениздат. 1999). Петергоф – памятник искусства и культуры  всемирного значения. В 1990 году он был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, о чем напоминает памятная доска, вмонтированная в асфальт у западного входа в Нижний парк в мае 2004 года.

 

 

                                 Приложение

 

                                    СПРАВКИ:

 

1* Первоначально Петергоф был дворцовой слободой и входил в состав Ораниенбаумского уезда; в 1848 году по Указу Николая 1 он получает статус уездного города и становится центром Петергофского уезда. В 1944 году немецкое название «Петергоф» было заменено на русское: «Петродворец». В 1961 году город Петродворец был введен в состав Ленинграда и стал его Петродворцовым районом. 3 мая 2005 года было возвращено историческое название – «Петергоф». И теперь Петергоф является частью Петергофского района города Санкт-Петербурга (наряду с Ломоносовом и Стрельной).

 

     2* Строительство Большого каскада велось в 1715-1724 годах. В его сооружении принимали участие ведущие архитекторы того времени: И.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон, Н.Микетти, М.Земцов.

     Первоначально скульптурное убранство Большого каскада – статуи барельефы, маскароны и другие декоративные детали – выполнялось по рисункам архитекторов Леблона и Браунштейнаа в Англии, Голландии и России. В Петербурге изготовлением статуй для каскада занимались К.Б.Растрелли и Ф.Вассу.

   К 1723 году декоративное убранство Большого каскада было создано. Оно состояло из 16 свинцовых золоченых скульптур, ваз, барельефов, герм и других произведений мелкой пластики. Это было новым и необычным для России явлением – до ХУШ века Россия практически не знала круглой скульптуры.

    3* Над моделью группы вместе с Растрелли трудились русские скульпторы А.Селиванов, Ф. Медведев и А. Хрептиков. Постамент, вероятнее всего, проектировал М.Земцов, а гидротехническое устройство и прокладку особого магистрального трубопровода выполнил П.Суалем.

    Судя по рисунку М.Махаева 1756 г., растреллиевский «Самсон» носил ярко выраженный барочный характер. Сложность и динамичность композиции усиливалась развевающимся плащом. Следуя библейской версии, Растрелли представил Самсона бородатым, с длинными волосами (как посвященный с детства служению Богу герой не должен был стричься).

     К 1745 году скульпторы К.Оснер и И.Неупокоев заменили деформированную скульптуру льва новой, тоже свинцовой. Десятилетие спустя сын скульптора К.Б.Растрелли, архитектор Ф.Б.Растрелли помсле перестройки Большого дворца предложил увеличить высоту водяной струи фонтана «Самсон», для чего деревянный трубопровод заменили чугунным.

Вторую группу «Самсон» по модели скульптора М.Козловского отлил в 1801 году литейных дел мастер В.Екимов. Сохранив первоначальный сюжет и композицию, Козловский, ярчайший выразитель идей классицизма, создал совершенно новый образ.

   Для бронзовой золоченой скульптуры по проекту А.Воронихина соорудили новый постамент, на верхней площадке которого архитектор сохранил скульптуры фонтанирующих львов, а в гранях постамента он устроил полуциркульные арки, куда поместил четыре головы львов, отлитых по модели ученика Академии Художеств М.Думнина.

     4* Возникновение этой аллегории имеет реальную историческую основу. 22 июня 1709 года, менее чем через месяц после Полтавской виктории (?), знаменитый проповедник и просветитель петровского времени Феофан Прокопович в присутствии Петра произнес на киевском кафедральном соборе речь «Похвальное слово о преславной над войском свейским победе». В этом «Слове» Прокопович, обладавший незаурядным поэтическим даром, впервые сравнил Петра 1 с Самсоном. Такое отождествление было подсказано тем, что решающая битва Северной войны, Полтавская, произошла  27 июня, в день святого Сампсония Странноприимца. Используя сходство имен православного святого и библейского богатыря, обладавшего сверхъестественной силой, Феофан Прокопович сказал, что в день Полтавской баталии Петр, «аки второй Самсон», «растерзал льва свейского».

          С той поры образ Самсона стал одним из самых распространенных                         общенародных символов России, её армии, Петра 1, а Швеция, и её король Карл ХП обычно изображались в виде льва, который был частью шведского герба. Петра неоднократно именовали «Самсоном Российским», но при нем этот образ не получил своего монументального воплощения. Решение о сооружении фонтана было принято в 1734 году, когда отмечалось 25-летие разгрома шведских войск под Полтавой. Скульптура была отлита лишь в 1735 году, и установлена в ковше Большого каскада.    

 

        5* ВАКХ, ДИОНИС – имена БАХУСА – сына верховного олимпийского бога Юпитера (Зевса) – в греческой мифологии бога плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Виноград, плющ, тирс, вакханальные маски являются его самыми обычными атрибутами.

         НЕПТУН (Посейдон) – сын Сатурна, был братом Юпитера (Зевса). Когда Нептун родился, Сатурн захотел его проглотить, как и остальных своих детей. Рея, мать Нептуна, положила вместо сына цыпленка (по другой версии – жеребенка), и старый Сатурн не заметил подмены. (Вместо Юпитера Рея положила в пеленки камень и таким образом так же спасла его.)

      Нептун был богом морей, покровителем моряков и торговцев. Обычным атрибутом его является трезубец. Рядом с Нептуном часто изображают дельфина (дельфин – символ спокойного моря).

6* Строительство Грота в Летнем саду началось в 1713 г. по проекту архитектора А. Шлютера. Впоследствии в его сооружении принимали участие архитекторы Г. Маттарнови, Ж.-Б. Леблон, Н.Микетти, М.Земцов. Стены трех залов Грота были облицованы туфом и разноцветными раковинами, пёстрыми камнями и толченым стеклом. Помимо этого интерьер украшало множество статуй, бюстов, барельефов. Внутри Грота находился фонтан с фигурой Нептуна и водяной орган. Снаружи здание было украшено рустовкой, лепными и скульптурными композициями. Современники считали его выдающимся памятником Петербурга и называли «диковинкой».

7* Туф – группа горных пород различного происхождения. Различают: известковый туф (травертин); вулканический – сцементированные рыхлые продукты вулканического происхождения; кремнистый – отложения горячих источников. Наш туф – известковый. Его месторождения находятся на Ижорской возвышенности, которая богата родниками. Родники выносят на поверхность раствор известняка, который оседает на корнях деревьев, ветвях, трав. Он обволакивает их и образует этот пористый камень.

«Пудас» - от древнерусского «проток». Речка Пудость впадает в реку Ижора. В её широкой долине, на участке длиной в два километра и находились каменоломни, где добывали камень еще в 18 веке. Ломку пудостской плиты производили с помощью железных клиньев, вбиваемых горизонтально в стык слоев и вертикально в трещины камня.

Первым, кто начал применять пудостский известняк в строительстве, был зодчий Антонио Ринальди. По его проекту в 1766-1781гг был возведен в Гатчине дворец для графа Орлова, облицованный этим камнем. Туф широко использовал и архитектор Воронихин при строительстве Казанского собора. Охотно пользовались этим камнем и скульпторы Ф.Щедрин, С.Пименов, В.Демут-Малиновский, И.Теребнев. В 20 веке пудостским известняком облицевали наземную станцию метро «Площадь восстания».

Каменоломни в долине реки Пудость просуществовали до 1909 года. В наши дни известняк добывают там исключительно для целей реставрации.

 

8* Первыми фонтанным мастерами были братья Джованни и Джулионо Баратини, которые прибыли в Петергоф в 1721 году. Они выполнили водоподводное устройство Большого фонтана, украшающего западный партер рядом с ковшом Большого каскада. К началу их деятельности относится и создание знаменитой «фонтанной команды» Петергофа. Но обучение длилось недолго: в июле 1722 года Джулиано был переведен в Ревень, откуда в 1727 году уехал на родину; его брат Джованни умер в 1723 году. Дальнейшим обучением занимался Поль Суалем.

9* Первоначальный проект водоснабжения Большого каскада был разработан по поручению царя французским архитектором Ж.Б. Леблоном. В 1717 г. он представил на утверждение Петра 1 «Водяной план», в котором предлагал поднимать воду посредством водяной мельницы и машины, приводимой в движение лошадьми из Охотного болота, находящегося южнее Верхнего сада (на месте современного Ольгиного пруда), создав для этого целый комплекс прудов. Кроме того, к западу от Верхнего сада находились две небольшие речушки, которые по плану Леблона предполагалось перегородить плотиной, создав искусственный водоем, откуда по каналу вода направлялась бы в сторону Верхнего сада.

 

10* Участок берега Финского залива, выбранный для строительства Петергофа, отличается резким членением по высоте на три террасы. Первая из них, где намечалось разбить парк с фонтанами, находилась на уровне моря. Вторая, на которой предполагалась соорудить дворец с Верхним садом, возвышалась над первой на 14-16 метров. И, наконец, третья терраса, увенчанная Ропшинскими высотами, в ряде мест достигала 100 метров высоты. Обильные родникти дают здесь начало небольшим речкам, впадавшим в Финский залив (Коваш, Стрелока, Лигово и др.)

11*  После пятилетнего пребывания за границей в 1719 году он вернулся на родину и был зачислен штат Адмиралтейской коллегии, где получил звание «машиниста» (так назывались инженеры в области гидротехники). Вскоре по царскому указу его отослали в распоряжение «Канцелярии от строений», ведавшей сооружением дворцов и парков в столице и пригородах. В июле 1719 года он уже сооружал плотину на реке Стрелке в Стрелиной мызе. В 1720 году Туволков начал строительство фонтанного водовода в Петергофе. Туволков стал первым в России инженером-гидравликом. Он умер в 1727 году в возрасте 30 лет и был похоронен, вероятнее всего, на Свято-Троицком кладбище в Петергофе.

 

12* Если коротко представить себе систему водовода, то она такова:У деревень Глядино и Забродье, примерно в 23 километрах к югу от Петергофа, начинается Старый (Петергофский канал). На 5-м километре от истока с ним соединяется Новый канал, несущий воду из ключей деревень Леволово и Лапино, протяженностью 5 километров.

Далее водовод идет в виде извилистой речки по слегка покатой к северу местности.

В 8 километрах от Петергофа канал вступает в так называемый Шинкарский шлюз. Он двойной – через одни ворота направляют воду в сторону Петергофа, через другие – отводят воду в речку Шинкарку осенью, когда действие фонтанов прекращается и вода требуется в небольшом количестве.

За Шинкарским шлюзом канал проходит через два небольших пруда у подножия Бабигонских высот и разделяется на два рукава. Один из них идет в пруды Английского парка (в Старом Петергофе). Он обеспечивал в свое время водой Гранильную фабрику, а сейчас доставляет воду к фонтанам Западной части Нижнего парка. Другой, главный рукав идет к Большому Петергофскому дворцу, образуя длинный и узкий Самсоновский канал. Далее вода поступает в трубы, проложенные по канаве, и по ним достигает Верхнего сада. Здесь трубы уходят под землю и, разветвляясь в разных направлениях, наполняют пруды и бассейны фонтанов Верхнего сада. Для фонтанов восточной части Нижнего парка вода идет из Ольгиного пруда через Краснопрудненский канал и Красный пруд.

 

    13*Проанализировав немногочисленные довоенные фотографии «Самсона», изучив другие работы М.Козловского, В.Симонов вначале сделал небольшую модель (в одну треть величины), а затем, после утверждения её специальной комиссией, модель в полном размере – 3 м 30 см. Третий «Самсон» был отлит мастерами ленинградского завода «Монументскульптура».

 14* ВЕНЕРА Каллипига (Прекраснобедрая) (в греческой мифологии Афродита) - богиня любви и красоты, покровительница брака, мать Амура (Эрота). В римской мифологии еще и богиня садов, имя её употреблялось как синоним плодов. Венера считалась прародительницей римлян через своего сына – троянца Энея, отца Юла – легендарного предка рода Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь.

ПСИХЕЯ была очень красивой девушкой, чем возбудила зависть самой Венеры. Желая навредить ей, Венера посылает своего сына Амура разжечь любовь Психеи к некоему недостойному созданию, но он сам влюбляется в неё. Амур приводит Психею в свой дворец, где посещает её только с наступлением темноты, запретив ей поднимать на него глаза. Но Психея нарушает запрет никогда не видеть лица своего загадочного супруга. Ночью, сгорая от любопытства, она зажигает светильник и восхищенно смотрит на спящего юного бога, не замечая горячей капли масла, упавшей на кожу Амура. Проснувшись, он исчезает. После мучительных страданий, пройдя множество испытаний, даже спустившись в Аид за живой водой, Психея вновь обретает Амура, который выпрашивает у Зевса разрешение на брак с ней.  

 ПАН – бог лесов и рощ, сын Гермеса. Он бродит по лесам, пляшет и играет на свирели. Звуки её отождествляли с музыкой небесных сфер. ОЛИМПИЙ – легендарный пастух, обучавшийся у Пана игре на свирели.

15* Метод гальванопластики стал широко применяться в России в конце 40-х годов 19 в. Получил свое название в честь итальянского анатома

и физиолога Луиджи Гальвани (1737-1798) – одного из основателей учения об электричестве. Гальванопластика – получение точных металлических копий методом электролитического осаждения металла на металлической или иной поверхности.

 В Санкт-Петербург, на основе метода, предложенного физиком Б.С.Якоби, были основаны мастерские Гамбургера и принца Максимилиана Лейхтенбергского, в которых занимались отливкой произведений художественной пластики.

 Процесс этот состоял в следующем: сначала делалась восковая модель, на нее методом напыления наносилось небольшое металлическое покрытие, служившее проводником. Затем скульптура помещалась в большую ванну, к ней присоединялись электроды, и металл откладывался, повторяя черты этой восковой модели. Затем скульптуру подвергали нагреванию, воск вытаивал; тогда её можно было опустить в другую гальваническую ванну и нанести слой золота или серебра. Таким образом получали тонкостенные и довольно легкие изделия.

Этот метод позволял копировать в металле античные образы скульптурной пластики (толщина металлического слоя – 5 мм).

16* По чертежам Бенуа в сводах грота и водопадных лестниц устроили 45 люкарн для вентиляции. С этой же целью в стенах боковых каскадов пробили полуциркульные окна, закрытые простыми решетками. На водопадных ступенях Бенуа выровнял высоту струй, придав им вид водяных пропилей и изменил рисунок водяных струй фонтана, расположенного у входа в Большой грот.

 

17* Скульптурное убранство каскада, задуманное Петром 1, окончательно сформировалось в начале Х1Х века. 37 золоченых статуй, 29 барельефов, 108 кронштейнов, 9 маскаронов, 14 фигур дельфинов, львов и лягушек, 34 вазы, 18 герм и 8 бюстов – всего 257 скульптур и скульптурных украшений из бронзы, свинца и мрамора составляют декор большого каскада.

 

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 70; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!