III-я остановка. Западная штольня.



  

Мы находимся в западной штольне. Вы видите, как  вниз  тоннеля уходят трубы, по ним бежит вода к фонтанам. Для того, чтобы следить за работой фонтанов, еще при Петре I была создана специальная «фонтанная команда». Фонтаны для России были делом необычным, поэтому первыми фонтанными мастерами были иностранцы - итальянцы братья Джованни и Джулиано Баратини и француз Поль Суалем. Петр I  был рачительным хозяином, поэтому приглашённым из-за границы мастерам, содержание которых обходилось казне дорого, вменялось в обязанность обучать своему искусству русских людей.

Указ Петра I от 23 августа 1721 г. по этому случаю гласил: «Для обучения фонтанному делу у мастеров итальянцев…выбрать из рекрутов молодых людей двадцать человек и быть им в Петергофе у каскадов и фонтанов безотлучно».

 Так было положено начало петергофской «фонтанной команде». Впоследствии она стала школой искусных мастеров. «Фонтанная команда» выполняла работы не только в Петергофе и Петербурге, но и в Стрельне, Киеве, Москве. Из этой команды вышло немало мастеров высокой квалификации. 8*

Обратитm внимание на витрину: в ней экспонируются формы фонтанного мастера, подмастерья и ученика образца 30-х годов Х1Х века.

Во главе «фонтанной команды» стоял мастер, в подчинении у него были подмастерья и ученики. В ученики обычно брали мальчиков 9-10 лет, небольшого роста, чтобы они могли проникать в узкие подземные коридоры и даже трубы и ликвидировать неполадки. В те времена мастер сам производил расчет напорного трубопровода. Сам же он изготавливал насадки для выходных отверстий фонтанных труб. Это было целое искусство. Ведь от формы насадки, её объема и диаметра зависела вся красота фонтанной струи, весь секрет фонтана: высота, толщина, угол падения упругих водяных струй. Кроме знания технических приемов устройства фонтанов, мастер должен

был уметь строить плотины, шлюзы, мельницы, каналы, а также составлять чертежи и схемы. В нашем понимании фонтанный мастер был инженером высокой квалификации, специалистом широкого профиля в области гидротехнического искусства.

 Очень много для Петергофа сделал Поль Суалем, проработавший «при фонтанах» с 1721 г. до самой своей смерти в 40-х годах 18 в. Он составил проекты  гидроустройства фонтанов «Адам», «Пирамида», «Менажерных», «Самсон» и многих других. 

Одним из наиболее известных «фонтанных дел мастеров» был Федор Алексеевич Стрельников (1754 - 1815). Восьмилетним мальчиком он был зачислен в школу, по окончании которой был определен певчим в церковный хор «за отменный голос». Но «по спадении голоса» юношу из хора отчислили и определили учеником архитектора. Вскоре талантливый юноша оказался в «фонтанной команде». После 14 лет службы Стрельников стал мастером. А еще через два года ему пожаловали чин коллежского асессора, соответствовавший в то время званию майора военной службы. Федор Стрельников прослужил в «фонтанной команде» сорок четыре года, пройдя путь от ученика до мастера. В 1800 г. он обновил водоподводящее устройство фонтана «Пирамида», в 1802 г. собрал фонтан «Дубок», пролежавший долгое время в кладовой, и установил его в Нижнем парке, включив в группу развлекательных фонтанов. Он же выполнил водоподводящее устройство Эрмитажного (Львиного) каскада, подача воды к которому осуществлялась из отдельного Евинского пруда. О талантливости этого мастера свидетельствует и тот факт, что по его рисунку были отлиты маскароны для террасных фонтанов; им изобретены и установлены на Сампсоньевском трубопроводе вантузы – приборы, автоматически выпускающие из труб воздух, мешающий протеканию воды.

Такой же петергофской знаменитостью был фонтанный мастер Константин Чудинов (1770-1864). Он прослужил при петергофских фонтанах 58 лет и застал царствование четырех императоров и императриц: Екатерины II, Павла I, Александра I , Николая I.

В архивах сохранились «Воспоминания» отставного фонтанного мастера, титулярного советника Константина Чудинова о петергофских дворцах, фонтанах и парках. Они иллюстрированы авторскими рисунками, которые дополняют наши представления о петергофских памятниках. 

Мастера «фонтанной команды» оставили богатое творческое наследие - это чертежи и сметы, описи, рапорты и рисунки. Все эти материалы оказали неоценимую помощь реставраторам, восстанавливавшим водоводную систему и фонтаны Петергофа.

Современная «фонтанная команда» находится в ведении службы главного инженера Государственного музея-заповедника «Петергоф» и насчитывает около 30 человек. Как и в 18-19 веках, фонтанщики обеспечивают бесперебойную работу петергофских фонтанов. О том, как работают фонтаны Петергофа, мы поговорим на следующей остановке                           

        

               IV-я остановка. Смотровая площадка.

 

  Гроты являются частью сложной конструкции, представляющей собой кирпичный короб шириной 40 и глубиной 30 метров. В коробе располагается система штолен, по которым проложены трубы. Если сложить все гротовые коридоры в единую линию, то они протянутся на 1,5 км.

  Мы находимся в западной штольне. Здесь видны трубы с многочисленными задвижками, по которым идет вода к фонтанам Большого каскада. Сегодня в Верхнем саду и в Нижнем парке проходит около 30 км подземных фонтанных труб диаметром от 600 мм (к «Самсону»), до обычных водопроводных – ¾ дюйма. Часть труб лежит в земле, но для многих сделаны кирпичные тоннели под Верхним садом и Большим дворцом, они разной длины и высоты: боковые – менее 1 метра, центральные – высотой до 3-х метров.

Жизнь, мощь и силу петергофским фонтанам и каскадам дает фонтанный водовод – замечательное создание гидротехнического искусства XVIII - первой половины XIX вв. Это грандиозный и уникальный гидротехнический комплекс, выдающийся памятник отечественного строительного искусства и гидротехники. Фонтанный водовод сам по себе может считаться одной из интереснейших достопримечательностей петергофского ансамбля. Устройство фонтанов и каскадов связано, прежде всего, с проблемой обеспечения их водой. 

Подача воды к фонтанам и каскадам может производиться искус-ственным путем с помощью водовзводных машин, как это было сделано в Версале. Такой же способ был использован Петром I при сооружении водо-метов Летнего сада (там работало 20 фонтанов). Однако этот дорогостоящий и малоудобный метод обеспечения фонтанов водой категорически отвергался Петром I при создании Петергофского ансамбля. 9*

Из многочисленных книг по гидравлике, которые были в его библиотеке, Петр 1 знал, что вода к фонтанам может подаваться без различных гидротехнических устройств, самотеком, за счет разницы высот. Разъезжая по окрестностям Петергофа и внимательно изучая местность, Петр I увидел большие запасы воды в ручьях, прудах, речках и озерцах на Ропшинских высотах, расположенных на высоте 70-130 метров над уровнем моря в 23 км южнее Петергофа. Впервые он побывал на Ропшинских высотах проездом в Москву через Копорье в 1704 году 9 ноября с ночёвкой  в Кипиной мызе (в 4 км от Ропши; Камер-фурьерский журнал, т. 2) и в 1713 г., с 8 – по 17июля, когда лечился там минеральной водой (КФЖ, т.3). Так как местность от высот к заливу понижается до нулевой отметки, появилась идея направить эти огромные запасы воды на работу фонтанов с учетом того, что необходимый напор будет обеспечен этим значительным «перепадом» высот. Было принято решение вырыть канал, по которому ключевые воды самотеком направлялись бы в сторону Петергофа. 10*         

  

 Схема петергофского фонтанного водовода (на западной стене).

 

Воплотить замысел Петра I по сооружению самотечного канала было поручено талантливому русскому гидротехнику Василию Григорьевичу Туволкову (1697-1727гг.), который был петровским «пенсионером», т. е. обучался за границей на казённый счет. Он получил серьезные теоретические знания и практические навыки в строительстве каналов, плотин, шлюзов, гаваней, «водяных машин» (мельничных колес, землечерпалок, насосов и т. п.). 11*

В январе 1720 года Туволков приступил к строительству Ропшинского канала шириной более шести метров и глубиной более двух метров. Благодаря знаниям, опыту, смекалке он сумел к осени 1720 года проложить трассу канала, выбрав наиболее выгодное направление искусственного русла, обеспечивавшее минимальный объем земляных работ. В систему будущего водотока были удачно включены русла рек и ручьев. К строительству были привлечены армейские полки, так как Северная война уже близилась к концу, а многочисленная петровская армия уже не была занята непосредственно на театре военных действий. Берега канала укрепляли сваями, дерном, пучками связанного хвороста, а также толстыми кольями. На строительстве канала использовались водоотливные машины и землечерпалки, сделанные по чертежам Туволкова. При прокладке Ропшинского канала Туволков устроил ряд шлюзов для регулирования расхода воды, играющих и в настоящее время важную роль. Строительство Ропшинского канала было окончено к началу августа 1721 года. В разгар работ на канале каждый день было занято несколько тысяч человек (порой до 10 тысяч), он был прорыт за 8 месяцев!

  8 августа 1721 года Петр 1 в сопровождении иностранных гостей и многочисленных сановников отправился в Ропшу и собственноручно открыл путь воде. В 6 часов утра 9 августа были пущены все фонтаны каскад.

  В последующие годы петергофская водоподводящая система совершенствовалась, дополнялась новыми сооружениями – каналами, водоёмами, шлюзами.

В 1733-1735 годах, в связи с созданием фонтана «Самсон», прокладываются деревянные фонтанные трубы от шлюза Бабигонского пруда к Верхнему саду, которые в 1750-1769 годах заменяются на чугунные.

Важнейший период развития фонтанного водовода – 1825-1854 годы, когда от Ропшинских высот был проложен новый канал протяженностью более пяти километров и устроено девять прудов-водохранилищ. Главная роль здесь принадлежит инженеру М.Пилсудскому, 33 года руководившему «фонтанными работами».

В настоящее время водоподводящая система состоит из 20 прудов, 9 каналов, 12 крупных ручьёв и речек, 26 шлюзов и водопропускных сооружений. Общая протяженность каналов, рек, ручьев - 56 км,

  площадь всех прудов – водохранилищ – около 100 га с объемом более 1 миллиона 300 тысяч кубометров. 

Фонтанная система потребляет около 1 куб.м. воды в секунду – 1000 литров, 80 тыс. куб.м. в сутки, 12 млн. куб.м. в год. В гидросистему входят 135 инженерных сооружений (шлюзы - регуляторы, мосты, трубы-переезды).

Фонтаны включают ежедневно в 11 часов утра и выключают в 17.00 – 18. Запускают их ежегодно в конце апреля – начале мая, а отключают и начинают готовить к зиме в середине октября. За сезон петергофские парки посещает более 5 млн. человек.

Со смотровой площадки вы видите несколько труб, по которым вода идет к фонтанам Большого каскада. Трубы имеют различный диаметр и окрашены в разные цвета. Самая большая труба коричневого цвета имеет диаметр 50 см, толщина стен – 2,5 см, подаёт воду  к фонтану «Самсон»; розовая – к фонтанам туфового пьедестала (маскароны и дельфины): голубаяпитает водой фонтан «Корзина», а зелёная несет воду к фонтанам западной каскадной лестницы. Общая протяжённость всех петергофских фонтанных труб составляет, примерно, 30 км. Они, самые разные и по размерам, и по материалу, лежат не только в земле, но, как видите, в кирпичных тоннелях под Большим дворцом и Большим каскадом длиною почти в километр и высотою от одного до трёх метров. Проложены они и в тоннелях под Верхним садом и  каскадом «Шахматная гора». Эти уходящие по наклонной подземные коридоры с бурлящей водой в трубах во время работы фонтанов, таинственные подвалы Большого  дворца, колодцы со сложными фонтанными механизмами  и другие сооружения, скрытые от глаз посетителей, и есть таинственный подземный Петергоф. Одни только фонтанные трубы диаметром от 600мм до обыкновенных водопроводных с задвижками в количестве более двухсотна

Какие же были и сейчас используются сейчас трубы, которые несут воду к знаменитым на весь мир петергофским фонтанам фонтанные трубы   

О принципах соединительных устройств и материалах, используемых для изготовления труб, мы поговорим на следующей остановке (в камере перед Большим гротом).

          V-я остановка. Камера перед Большим (нижним) гротом.

 

 Перед вами фрагменты труб Х1Х века. Еще в петровское время, вода к фонтанам подавалась, в основном, по чугунным трубам. Они привозились с Демидовских заводов. Первоначально трубы отливались с фланцами, т.е. с квадратными краями, имевшими в углах отверстия для железных винтов с болтами, которыми скреплялись трубы. Такие трубы здесь представлены. Так как плоскости фланцев при свинчивании не могли совершенно плотно прилегать друг к другу, то между ними вкладывался свинцовый круг, обложенный с двух сторон кожаными кругами. Но, несмотря на это, потери воды были значительны. В 60-е годы 19 века начали применять трубы новой конструкции – с раструбом на одном конце. Эти трубы не свинчивались, а вкладывались одна в другую. Такой метод стыка полностью исключает потерю воды. Сейчас используются трубы двух видов. Примерно 70% водовода – трубы Х1Х века, 20% - ХУШ века и лишь 10% - ХХ века (это в основном, трубы самсониевского водовода, проложенные после войны).

   Трубы, отходящие от основных и подводящие воду непосредственно к форсункам фонтанов сегодня, как и в ХУШ веке, – свинцовые.

Трубы, по которым использованная вода уходит в залив, первоначально были деревянными. Они сколачивались из сосновых брусьев длиной в 3-4 сажени, конопатились паклей, покрывались смолой, места соединения обливали свинцом, трубы стягивали металлическими обручами. Такие обручи представлены на стене. Фрагмент подлинной деревянной трубы петровского времени можно увидеть сегодня в Музее фонтанного дела. Она была обнаружена на Марлинском участке (в районе каскада «Золотая гора»). Деревянные трубы неоднократно менялись и «работали» на слив до середины ХХ века.

На западной стене представлено водяное колесо для полива цветов. Оно размещалось в горизонтальном положении, вместо спиц по ободу размещались трубки. Колесо действовало по принципу реактивной струи – колесо вращалось по часовой стрелке, а вода разбрызгивалась в противоположном направлении. Его сконструировал в середине ХУШ века венгерский ученый-испытатель Сегнер, поэтому оно получило название «Сегнерово колесо».

 Обратите внимание на представленные здесь фотографии, где изображен Большой каскад ХУШ-Х1Х вв. Облик Большого каскада на протяжении многих лет оставался неизменным, хотя иногда менялся рисунок  фонтанных струй.

Петергоф во всем мире славился не только своими фонтанами, но и праздниками, фейерверками, иллюминациями, проходившими в парках Петергофа еще со времен Петра 1.

Петр 1 был всесторонне развитым человеком, владел четырнадцатью ремеслами, и ему обязано своим подлинным рождением в России искусство фейерверков. Он с детства увлекался «потешными огнями»; будучи императором,  собственноручно изготавливал ракеты, колеса и пиротехнические составы. «Лучше б те миллионы на фейерверк истрачены были, - написал Петр по поводу одной неудачной траты денег, - нечто б дивное и памяти достойная вещь была, и народ в тот час великий плезир имел».

На первых порах, как и во многом другом, в подготовке фейерверков Петру помогали иностранные мастера, но уже в середине 18 века в Петергофе был построен Иллюминационный двор (он располагался в западной части парка – между Морским каналом и павильоном Эрмитаж), где работали русские мастера. К устройству фейерверков в Петергофе привлекались архитекторы, живописцы, скульпторы и множество мастеров разных специальностей. Так, в 30-е годы 18 века оформлением петергофских иллюминаций занимались архитектор М.Земцов, живописцы Л.Каравакк, И.Вишняков и др. В 70-е годы 18 века в подготовке петергофских праздников принимали участие известные архитекторы Ч.Камерон и Ю.Фельтен.

Над техническим воплощением задуманного художниками трудились пиротехники (их называли фейерверкерами). За короткое время они накопили богатый опыт и достигли значительных успехов в своем деле. Как писал один английский путешественник, «…в устройстве фейерверков русские перещеголяли все европейские народы». Праздники с иллюминациями устраивались в 18-19 в.в. во все памятные даты, связанные с победами русского оружия, тезоименитствами, днями рождений и свадеб членов царской фамилии, орденскими, полковыми и религиозными праздниками. И в наше время традиционно в середине сентября в Петергофе проводится Праздник фонтанов, сопровождающийся салютом и фейерверком. Обратите внимание на фотографию с изображением праздничного ночного Большого каскада.

Трагические дни для Большого каскада, как и всего Петергофа, настали 21 сентября 1941 года и длились до 19 января 1944 года. Петергоф был оккупирован фашистами на целых 900 блокадных дней, во время которых Большой Петергофский дворец дважды горел, а центральная часть его была взорвана. Взору освободителей Петергофа предстал его черный остов, у подножия которого – неузнаваемо разрушенный Большой каскад с зияющим провалом подорванной верхней террасы, без похищенных барельефов на каскадных ступенях и скульптур «Нева», «Тритоны», «Волхов», «Самсон». Фашистами были похищены и уникальные фонтанные насадки.

Но уже к лету 1945 года Нижний парк был разминирован и принял первых посетителей. А Большой каскад открыли в 1946 году, так как практически всю скульптуру удалось спасти (часть скульптуры была спрятана в штольнях Большого каскада, часть удалось вывезти в Ленинград). Утраченные форсунки заново создал старейший фонтанный мастер П.П.Лаврентьев. 14 сентября 1947 года состоялся торжественный пуск «Самсона», воссозданного скульпторами В.Симоновым и Н.Михайловым. Обратите внимание на фотографию. 13*

У южной стены экспонируется свинцовый  дельфин – герой многих античных легенд и сказаний. Декоративные изображения дельфинов часто служили украшением парков и купальных бассейнов. В описи петергофских фонтанов, составленной еще в 1730 году, на каскадах и в бассейнах числилось 54 дельфина. Этот свинцовый  дельфин был создан по модели скульптора Б.Растрелли еще в первой половине ХУШ века и украшал один из бассейнов Верхнего сада. Над дельфином помещен довоенный  маскарон Нептуна с Римского фонтана, выполненный по модели 1817 г. скульптора Мартоса. На восточной стене представлено ещё несколько барельефов: над входом в Зал Большого грота – маскарон Сатира, выполненный в послевоенное время из золочёной бронзы; над вертикальной витриной слева – маска Речной нимфы с Львиного каскада (золоченая бронза, позолота почти вся утрачена, справа – свинцовая маска сатира с Морского канала, выполненная в первой половине XVIII в.      

 Работы по восстановлению Большого каскада после войны велись быстрыми темпами. Но время и вода приводили в ветхость это уникальное сооружение. Поэтому появилась необходимость капитальной реставрации. С 1989 по 1995 год проводились восстановительные работы, равнозначные второму рождению каскада. Они были выполнены петербургскими и польскими реставраторами. В вертикальной витрине выставлены  образцы материалов, которые использовались во время этих работ. Тогда же была осуществлена реставрация конструкций и гидротехнической системы Большого каскада, возрождена туфовая облицовка, а также проведены другие работы. Обращает на себя внимание старый  деформированный ржавый фрагмент дубовой веточки, сохранившийся  от фонтана-шутихи «Дубок», который первоначально был выполнен по рисунку скульптора Б.Растрелли и находился в середине XVIII в Верхнем саду. В начале Х1Х века он был перенесён фонтанным мастером Ф.Стрельниковым в Нижний парк. После войны «Дубок» восстановлен по сохранившимся деталям.

 Как известно, Петр I очень любил острые шутки и шокирующие забавы. Кроме того в садах барокко, предназначенных для увеселения гостей, появились всевозможные «куриёзные» устройства, к числу которых относились и фонтаны- шутихи. Таковые появились и в петергофском «парадизе». Два «шутейных» фонтана есть и в Нижнем гроте, куда мы сейчас пройдем.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!