II-я остановка – Верхний (Малый) грот.



Nbsp;                                       ГМЗ «ПЕТЕРГОФ»                                                                    Текст экскурсии ПО  ГРОТАМ   

Большого КАСКАДА

                                 

                              

 

                        Продолжительность экскурсии – 45 минут.

                      

                                                                

                                                                      Составитель: Шебуняева О.М.

                              

                                                                                       

 

                                                                                    

 

 

                                                                     

                                                                                                                                       

                                                                                      

 

                                                                                           

Санкт-Петербург

2005 год

                                                  

                 

            

                                   Просмотрен, отредактирован в 2014 г.

 

 

Методический кабинет экскурсионно - методической службы ГМЗ «Петергоф».

МАРШРУТ ЭКСКУРСИИ.

 

        1-я остановка. Верхняя терраса Большого каскада.

ТЕМА: История строительства петергофского ансамбля как триумфального памятника победе России в войне со Швецией.

 

         2-я остановка. Малый (верхний) грот.

ТЕМА: История возникновения гротов и фонтанов.

 

          3-я остановка. Западная штольня.

ТЕМА: Петергофская фонтанная команда.

 

          4-я остановка. Смотровая площадка.

ТЕМА: Водоподводящая система Петергофа – уникальный образец самотечного водовода 18 века.

          5-я остановка. Камера перед Нижним гротом.

ТЕМЫ: 1.Большой каскад – центр водных иллюминированных праздников Петергофа.

         2.Большой каскад в годы Великой отечественной войны и его послевоенная реконструкция.

                                   

        6-я остановка. Большой (Нижний грот).

ТЕМЫ: 1. Роль скульптуры в убранстве гротов. 

         2. Фонтаны «шутихи» - любимые фонтаны Петра 1.

 

         7-я остановка. Фонтан «Корзина».

ТЕМА: Реконструкция Большого каскада в середине 19 века.

 

         8-я остановка. Подножие водопадной (восточной) лестницы.

ТЕМА: Большой каскад – крупнейшее фонтанное сооружение мира, синтез архитектуры, скульптуры и произведений фонтанного искусства.

 

 

            

                  

Верхняя терраса Большого каскада.

                  Содержание экскурсионного рассказа:

 

Экскурсия по гротам и таинственным подземельям Большого каскада начинается на верхней террасе перед входом в его Верхний грот. Отсюда

открывается эффектный  вид на Нижний парк, Морской канал с Аллеей фонтанов и просторы Финского залива. В петровские времена по Морскому каналу, прямо к подножию царского дворца, подходили  парусные суда. Первый российский император Пётр I по праву гордился своей летней морской резиденцией. Историк искусства А.Бенуа, подчёркивая идейную суть Петергофа, назвал его резиденцией царя морей.  Связь с морем придает ему самобытность и неповторимость. 1*

     Петергоф как летняя царская парадная резиденции  был заложен в 1714 г. на  берегу Финского залива Балтийского моря. Первым творцом его был сам Петр I -  до нашего времени сохранилось большое количество чертежей и набросков, выполненных им собственноручно. Идею Петра I на протяжении двух веков претворяли в жизнь выдающиеся архитекторы, скульпторы, художники: И.Браунштейн, Ж.Б.Леблон, Н.Микетти, К.Растрелли, Ю.Фельтен, А.Воронихин, А.Штакеншнейдер, Ф.Шубин, Ф.Щедрин, И.Мартос, М.Козловский, Н.Пино, Л.Каравакк и многие другие. Ансамбль состоит из  дворцов, павильонов и двух садов – Верхнего и Нижнего (понятие «парк» появилось лишь в Х1Х веке). Верхний сад, площадью 15 га, разбит на верхней террасе перед южным фасадом  Большого дворца – главного  парадного архитектурного сооружения  Петергофа. А перед северным его фасадом на нижней террасе  располагается Нижний парк  площадью 112,5 га. Оба парка украшают более 150 фонтанов и 5 каскадов. Один каскад («Нептун») - в Верхнем саду и четыре – в Нижнем парке.

    Перед вами - Центральный Большой каскад с Гротами, фонтанами, скульптурой – одно из крупнейших фонтанных сооружений мира. Обаяние могучей красоты покоряет каждого при взгляде на это грандиозное сооружение, искрящееся серебряными водяными брызгами, сквозь которые поблескивает золото статуй.          

   Современный облик каскада складывался более 100 лет, но замысел его принадлежит Петру 1. Именно он решил завершить перспективу морского въезда в резиденцию Нагорным дворцом и водопадным сооружением у его подножия. 2*

     Архитектурное решение каскада просто и лаконично. Его фасад вытянулся на 42 метра. Две массивные семиступенчатые лестницы, длиною по наклону почти 20 метров, соединены пятью высокими арками Большого грота, который является ядром каскада.

__________________________________________________________________

 

1* - Справка. Все справки - в Приложении.

Обширная площадка перед ним переходит в центральный трехступенчатый каскад, воды которого серебристой пеленой спадают в ковш, соединенный с Морским каналом. Над Большим гротом находится Малый грот, завершённый  мраморной балюстрадой с декоративными вазами.           

       Петергоф создавался в ходе Северной войны, которая велась с 1700 по 1721 год за возвращение исконно русских приневских и прибалтийских земель, отторгнутых у России Швецией в ХУП веке.  Тема победоносного завершения этой войны, возвращения России выхода в Балтику отражена  языком аллегорий  в декоративном убранстве Большого каскада.

     Он представляет собой своеобразную триумфальную лестницу, по которой в Петергоф с Олимпа спускаются боги на праздник в честь победы России. На верхней террасе вы видите фигуры двух Тритонов – они трубят в морские раковины, приглашая сюда высоких гостей. Каждая статуя и барельеф имеют определенный аллегорический смысл, а все вместе они составляют развернутое иносказательное повествование – прославление отечественного флота и торжества России на море.

        Апофеозом водного праздника на Большом каскаде является фонтан «Самсон», сооружённый в центре ковша   на скале-постаменте из гранитных глыб в 1735 году в честь 25-летия победы в Полтавской баталии. Скульптура тогда была отлита из свинца по модели скульптора Б.Растрелли.         

      В 1802 году её, деформированную, заменили новой, бронзовой, выполненной по модели выдающегося скульптора М.Козловского, сохранившего первоначальный замысел, но внесшего изменения в детали и трактовку форм. 3*

       Вы видите на высоком пьедестале богатырскую фигуру героя, вступившего в единоборство с хищником. Весь облик Самсона, до предела напряженного борьбой, дышит уверенностью и неодолимой силой. Из открытой пасти льва, осевшего на задние лапы, вырывается мощный водяной столб. Восемь дельфинов, символизирующих спокойное море, резвятся у ног победителя. Четыре льва на постаменте, из пастей которых льется вода, олицетворяют четыре стороны света.

        Скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льва» - аллегория победы русской армии над шведскими захватчиками под Полтавой. Решающая битва Северной войны – Полтавская -  произошла 27 июня 1709 и совпала с отмечавшимся православной церковью днем святого Сампсония Странноприимца, считавшегося покровителем русских войск. Но аскетичного вида старец, каким изображали Святого Сампсония иконописцы, не мог олицетворять в искусстве богатырскую мощь русского войска. А Петра 1 еще при жизни сравнивали с библейским богатырем Самсоном. Используя сходство имен, художники и скульпторы создали обобщающий образ русского Самсона, ставшего аллегорией России, победившей шведского Льва - символа Швеции, поскольку его изображение присутствует на шведском гербе. Из пасти поверженного хищника поднимается вверх 19-метровая струя воды.

        Во время Великой Отечественной войны,  за три месяца до оккупации Петергофа фашистами 23 сентября 1941 года, довоенные музейщики, работая днём и ночью, успели большую часть  скульптурного убранства Каскада спрятать в откосах уступа, часть эвакуировать в Ленинград. Только самые тяжёлые – «Самсон», «Тритоны», «Волхов»,    «Нева» и барельефы – остались на милость врагу, простояли  на каскаде до 1943 года. А перед своим отступлением гитлеровцы их вывезли. Судьба похищенной скульптуры неизвестна. После войны она была возрождена ленинградскими мастерами. Скульптурную группу «Самсон, разрывающий пасть льва», по довоенным фотографиям  в 1947 г. воссоздал скульптор Василий Львович Симонов. Возрождённый «Самсон» стал и символом победы над фашизмом.   

    Фонтан «Самсон» - самый высокий в Петергофе. За одну секунду он расходует около 70 литров воды (36 литров воды расходует одна главная струя и 33 литра - пьедестальные фонтаны.) Все же фонтаны Петергофа за секунду расходуют более одной тысячи литров воды. Фонтаны Петергофа уникальны тем, что работают без помощи насосов. Рассказ о том, как же они работают, состоится в гротах.4*                    

         Большой каскад включает в себя два грота – Верхний и Нижний (Большой и Малый). Границей между ними служит мраморная балюстрада с фигурами двух Тритонов. Перед входом в Малый грот устроена терраса, вымощенная черными и белыми мраморными плитами. Вы видите, что Малый грот увенчан мраморной балюстрадой, на которой ритмично расставлено восемь мраморных ваз. Фасад  Малого грота украшен  беломраморными бюстами, олицетворениями  времен года, и  двумя «пристенными» фонтанами: - «Нептун» и «Вакх». Вода, вылетающая из их ртов, падает в фигурные мраморные бассейны, выполненные в форме морских  раковин, напоминающих о морском характере петергофской резиденции.

           Большой каскад – блестящий памятник искусства барокко. Барокко, в переводе с португальского, означает «жемчужина причудливой формы», а жемчужина находится в раковине,  изображение которой часто встречается в отделке Большого каскада, в том числе и в Верхнем (Малом) гроте, куда отправляется группа.5*

                                 

II-я остановка – Верхний (Малый) грот.

Мы находимся в Верхнем гроте, длина которого 11,8 метра, ширина – 4,65 м, высота – более 3 м. Впервые он появился на чертежах                                    Н. Микетти, архитектора, прибывшего в Петергоф из Италии в 1719 г. А к лету 1723 года его создание было  завершено.

Именно при Петре I впервые в русской разговорной речи появились  слова «каскад», «фонтан», «грот». Эти термины означали, что в русской архитектуре появились доселе неизвестные парковые сооружения.

Слово «грот» произошло от итальянского qrotta - неглубокая пещера со сводчатым потолком и широким входом.

Гроты появились в глубокой древности. Известно, что висячие сады Семирамиды (9 век до н.э.), одно из семи чудес света, включали в себя гроты. В Италии гроты становятся непременной принадлежностью садов и парков – в них можно было укрыться от палящих лучей солнца, они служили местом уединения, философских размышлений. Позднее из Италии мода на гроты перешла в Германию и во Францию, но там они уже имели другое назначение, став местом развлечений. Впоследствии гроты

стали излюбленной деталью украшения садов Европы. В России первый грот появился при Петре I в его Летнем саду, на берегу реки Невы, но до наших дней не сохранился. 6*        

Гроты украшали многие сады русских усадеб.  К сожалению, почти все впоследствии были утрачены. Но посей день существует грот в Кусково, подмосковной усадьбе графов Шереметьевых, построенный в 1756 году. В Царском Селе есть грот, построенный по проекту архитектора Ф.Б.Растрелли, но его отделка, выполненная из туфа и раковин, не дошла до наших дней. Единственные гроты в России, воссозданные в своем первоначальном виде и работающие как музеи, - это петергофские.

   Стены Верхнего грота облицованы камнем - туфом, который еще называют пудостским известняком, потому что его месторождение находится в деревне Пудость под Гатчиной. Камень очень необычный. Когда он находится в породе, то имеет такую мягкую структуру, что его можно резать ножом, придавая при этом любую форму. Лишь после продолжительного пребывания на воздухе он затвердевает и приобретает прочность, равную прочности хорошо обожженного кирпича. Туф довольно пористый камень, а влажность в гроте очень высокая и к тому же довольно часто дуют сильные ветры. По этой причине отделка грота очень скоро пришла в негодность, и её меняли несколько раз. В середине XIX века проводили реконструкцию гротов. Очень долгое время они были закрыты. Впервые для посетителей в XX веке их открыли только в 1995 году. Интересно то, что камень для воссоздания гротов реставраторы добывали в том же самом карьере в деревне Пудость, где его обнаружил Петр 1. 7*

 В 1995 году в Малом гроте были созданы, задуманные еще Петром 1 «пристенные» фонтаны. Слово «фонтан» впервые появилось в России тоже при Петре 1. В древней Греции и Риме каждая, даже самая маленькая речушка или источник, имели своих покровителей – нимф. Главным покровителем всех водных источников в римской мифологии считался бог Фонс (Фонт) – сын грозного двуликого Януса, бога начал и концов, входов и выходов, и нимфы Ютурны. Ему посвящались специальные праздники – «фонтаналии». От имени Фонта и происходит слово «фонтан», вошедшее во все европейские языки. Первоначально фонтаны использовались как источники питьевой воды, затем они становятся средством украшения садов и парков. При раскопках древних городов Геркуланума и Помпеи были обнаружены фонтаны, украшавшие внутренние дворики-садики богатых горожан. Особого расцвета фонтанное искусство достигает в 17 веке – перекрестки и площади крупных городов украшаются фонтанами разнообразных форм и размеров, в пригородах создаются целые «фонтанные» парки.

   Верхний грот украшают два пристенных  фонтана.  Из настенных маскаронов, напоминающих морских животных,  вода тонкой струйкой стекает в мраморную раковину.         

С появлением фонтанов в России в петровские времена появляется и новая профессия - «фонтанный мастер». В Петергофе создается специальная «фонтанная команда». О ней  рассказ на следующей остановке, куда придётся спускаться по крутой лестнице, держась за поручни

и перед низкими сводами наклонять головы.

   При этом следует  обратить внимание на подлинную кирпичную кладку петровского времени (слева).

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!