VI-я остановка. Большой (Нижний) грот.



 

Мы находимся в Нижнем Парадном Гроте. Он, как и Верхний грот,  облицован туфом. Его высота составляет 9 метров, ширина 9,5 метра, глубина – 8,5 метра. В петровское время он служил местом отдыха, особой гостиной, где любили проводить время члены императорской семьи и их гости. В отделке грота принимали участие такие архитекторы, как И. Браунштейн, Ж. Б.Леблон, Н. Микетти.               

 Непременным элементом убранства гротов является скульптура. В нишах – подлинные мраморные бюсты на темы времён года, популярные в искусстве барокко первой половины XVIII века, работы  итальянских мастеров («Зима» и «Весна» скульптора П. Баратта; «Лето» и «Осень» неиз. мастера). Представлена в гроте и золоченая медная скульптура, выполненная гальванопластическим методом, изобретённым  в середине XIX в: статуи Вакха – бога виноделия и веселья, Фавна – бога полей, лесов, пастбищ и животных, Венеры – богини любви и красоты, покровительницы садов переносят нас на несколько веков назад и напоминают о праздниках, балах и карнавалах, устраиваемых в гротах. Особым изяществом отличаются скульптурные группы «Амур и Психея» и «Пан и Олимпий».14*

Все пять скульптур являются гальванопластическими копиями с античных оригиналов и были выполнены из золоченой меди в мастерской И.Гамбургера в Санкт-Петербурге в 1857 г. и установлены в Нижнем гроте по проекту Н.Л. Бенуа. 15*

Конечно, вы уже обратили внимание на большой овальный стол в центре грота. В XVIII веке на нем стояли корзина с фруктами, бокалы с вином и лимонадом. Представьте себе: жаркий летний день, гости заходят в прохладный грот и видят стол, уставленный всевозможными угощениями. И естественно, дамы протягивают руку, чтобы взять персик или виноград. А кавалеры тянутся за бокалом вина. И в это время из края стола вылетают вверх серебристые струи воды, оставляя гостей насквозь мокрыми. Вспомните, как одевались в ХУШ веке: пышные костюмы из бархата и шелка, высокие напудренные парики! Сейчас водяные струи направлены внутрь стола, а в ХУШ веке они поднимались на высоту до 2-х метров и изливались наружу!!

Подобные водяные забавы, отличавшиеся большим разнообразием, были широко распространены в 18 веке. Во время своих заграничных путешествий Петр I познакомился с подобными понравившимися ему водяными затеями. Такие фонтаны соответствовали его характеру: удивляли и восхищали гостей, в то же время «подшучивали» над ними, заставляли смеяться и самих «Потерпевших» и окружающих. Комический эффект «водяных курьезов» заключается во внезапности действия водяных струй, обрызгивающих посетителей. И в 1721 году Петр 1 приказал соорудить в Большом гроте «стол с брызганьем» и «водяную завесу» (1723).

После того, как гости отдохнули, насладились всеми удовольствиями, они решали покинуть грот, но на выходе их ожидал еще один «курьез»: плотная водяная завеса преграждала им путь.

Мы с вами познакомились с  внутренними помещениями Большого каскада: штольнями, подземными коридорами, двумя гротами. При выходе же из Большого  грота на нижнюю террасу,

VII-я остановка. Фонтан «Корзина».

 

При выходе из нижнего грота обращает на себя внимание оригинальный его фасад. Его  наружная стена, облицованная туфом, создает впечатление мощности и прочности. Прорезанная пятью высокими арками, она украшена золочеными маскаронами. Три арки центральной выступающей части стены разделены рустованными колоннами, стоящими на высоких гранитных цоколях. Грот венчают карниз со сложным профилем и мраморная балюстрада, повторяющие конфигурацию его фасада. Оживляют наружную отделку грота огромные панно, выполненные из морских ракушек. Ими  украшен и карниз.

Большой грот с каскадами, созданный в первой четверти ХУШ века, сохранил на протяжении последующих двух столетий целостность композиции, хотя отдельные элементы его убранства претерпели частичные изменения и утраты.

Начиная с 40-х годов ХУШ века на Большом каскаде периодически проводились ремонтные работы под руководством таких архитекторов как Ф.Б.Растрелли, Ю.М. Фельтен, И. Броуэр.

С 1856 по 1860 гг. проводилась перестройка Большого грота с каскадами под руководством архитектора Н.Л.Бенуа. Он полностью разобрал гроты и каскады и заново возвел столбы и аркады, стены и своды. Но облицовка их туфом не была возобновлена. И лишь в 1988-1995 гг., при последней реконструкции, она была возрождена. 16*

Здесь, на нижней террасе, сразу попадаешь в атмосферу буйного ликования воды, падающей каскадами, клокочущей в расщелинах, струями взлетающей вверх, и понимаешь, что главной декоративной и смысловой составляющей этого грандиозного триумфального сооружения являются фонтаны с многочисленной бронзовой золоченой скульптурой.

Перед арками грота поднимаются струи самого многоводного фонтана «Корзина»: его  28 наклонных переплетающихся струй действительно напоминают плетеную корзину, внутри которой высятся 9 вертикальных струй. Созданный по указу Петра I и реконструированный в XIX веке он приобрёл современный облик. На языке аллегорий этот фонтан символизировал изобилие и богатство российского государства.

Наиболее ярко язык символов прослеживается в оформлении каскадных лестниц и ковша Большого каскада. У подножия восточной каскадной лестницы, где оказывается группа после осмотра фонтана «Корзина»,  более подробно можно рассмотреть не только статуи, но и барельефы на ступенях.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!