Понятие культуры. Основные концепции культуры.



Философия культуры ‑ философская дисциплина, занимающаяся осмыслением культуры: ее сущности, закономерностей становления и развития, структуры и функционирования. Возникла на рубеже XVIII-XIX веков в философии Просвещения и немецкого романтизма. Культура (от латинского «cultura» — возделывание, воспитание, развитие) – совокупность материальных объектов и общественных отношений, созданных людьми в качестве усовершенствований окружающего мира, приспособления этого мира к своим потребностям. К культуре в широком смысле относится «все созданное человеком» («вторая природа»). Уровень культуры отражает степень развитости человечества, общества, группы людей или отдельного человека.

Культуру принято разделять на материальную (пища, мебель, машины и т.д.) и духовную(книги, картины, песни и т.д.). При более детальной дифференциации в структуру культуры включают:

- специфический человеческий способ жизнедеятельности;

- искусственную среду обитания людей, в том числе идеи, научные и художественные произведения;

- окультуренных (специально воспитанных) людей;

- созданные общественные связи, организации и иные человеческие коллективы;

- правила поведения в обществе (алгоритмы социальной деятельности, ценности, нормы);

- языки и иные средства коммуникации.

Основные парадигмы философского анализа культуры:

- аксиологический (Виндельбанд, Шелер): культура – прежде всего система высших ценностей, определяющих значимость любого элемента в личной и общественной жизни;

- семиотическая или символическая (Леви-Стросс, Фуко, Кассирер): культура – система знаков, в первую очередь языковая система, задающая структуру всей культуре и образу жизни каждого человека;

- игровая (Гадамер, Финк, Хейзинг): культура – арена реализации свободной творческой активности человека, объединяющая людей, закрепляющая знания, навыки, традиции, расширяющая опыт и радующая каждого из нас;

- психоаналитическая (Фрейд, Юнг): культура – Сверх-Я, то есть надстройка для сдерживания и направления (сублимации) в общественно полезное русло бессознательной энергии;

- деятельностная(марксизм): культура – продукт человеческой деятельности, конкретно-историческая надстройка над экономическим базисом;

- экзистенциально-диалогическая (Хайдеггер, Сартр, Камю): культура – арена диалога уникальных творческих личностей, сфера реализации творческих потенциалов;

- «осе-временная» (К. Ясперса): культура зародилась в Египте, Греции, Индии, Китае и Леванте в 800-200 гг. до н.э. под влиянием неких могущественных, но никому не известных причин, побудивших лучших мыслителей задуматься о человеческом несовершенстве и заняться совершенствование ближних.

Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире.

Интерес к проблемам культуры и цивилизации не утихает вот уже два столетия. Понятие культуры возникает в античности. А идея культуры возникает в 18 веке. Противопоставление понятий культуры и цивилизации стало обсуждаться в конце 19 – начале 20 веков.Культуравозникает и развивается вместе с возникновением и развитием человека и общества. Это – специфически человеческий способ жизнедеятельности. Нет культуры без человека и нет человека без культуры. Цивилизацияже развивается с переходом к классовому, рабовладельческому обществу, когда формируются первые государства. «Цивильный» - от латинского «гражданский», «государственный».

Разведение понятий «культура» и «цивилизация» впервые обозначилось у Ж.-Ж. Руссо. Он считал, что общественный договор (образование государств) обеспечил все блага цивилизации – развитие индустрии, просвещения, науки и др. Но цивилизация одновременно закрепила экономическое неравенство и политическое насилие, что привело к новому «варварству» - к удовлетворению потребностей тела, но не духа. Потребности духа удовлетворяет культура. Цивилизация воплощает в себе технологический аспект культуры.Цивилизация есть собственно социальная, а не природная организация общества в целях воспроизводства общественного богатства. Ее появление связано с разделением труда, затем дальнейшим развитием техники и технологии.

Цивилизация – это социальная организация общественной жизни на определенной экономической основе. Культура полагает целевые и ценностные установки цивилизации. Цивилизация обеспечивает социально-организационные и технологические средства функционирования и развития культуры.

Эрн: Цивилизация есть изнанка культуры. Бахтин: Культура существует на границах…Современная цивилизация – техногенная (результат преобразования природы и общества на базе развития техники).

А.Тойнби выступал за создание единой цивилизации, но при этом важно, чтобы сохранялось разнообразие культур (критиковал идущий процесс глобализации за то, что он протекает как всеобщая вестернизация). Пришвин: Культура – связь между людьми в их творчестве. Цивилизация – сила техники, связь вещей. Культура – это содержание общественной жизни. Цивилизация – это форма организации общественной жизни. Культура вырабатывает систему ценностей с целью гармонизации отношений человека с миром. Она всегда направлена на человека, задает ему смысложизненные ориентации. Культура – сфера свободной самореализации человека.

Диалог культурСовременный мир характеризуется идущим процессом глобализации, процессов образования единой человеческой цивилизации. Он начинался с международного разделения труда, развития сетей коммуникаций (поезда, самолеты, Интернет, мобильная связь). Идет не только перемещение тысяч тонн природных ресурсов по планете, но и миграция населения. При этом сталкиваются представители различных культур – национальных, религиозных. С.Хантингтон утверждает, что наряду с западной (атлантической) цивилизацией, включающей в себя Северную Америку и Западную Европу, можно выделять: 1.славяно-православную;2. конфуцианскую (китайскую);3. японскую; 4.исламскую;5. индуистскую;6. kатиноамериканскую. .; 7. возможно формируется африканская цивилизация.Отношения между ними он характеризует как столкновение. Причем, прежде всего идет столкновение Западной и Исламской цивилизаций. НО по большому счету, за реалистическую следует принять формулу «TheWestandTheRest», т.е. – «Запад и все остальные»…

Однако активно выступают представители другого мнения – о том, что необходим и возможен диалог цивилизаций и культур.Идею диалога выдвинули еще софисты, Сократ, Платон, Аристотель. В Средние века диалог использовали в нравственных целях. В эпоху Просвещения, в немецкой классической философии также использовался диалог. Фихте, Фейербах говорили о необходимости диалога между «Я» и «Другим» ¸т.е. диалог предполагает понимание своего Я и общение, на основе уважения, с другими Я.

Диалог предполагает активное взаимодействие равноправных субъектов. Диалог – это понимание и уважение ценностей других культур. Важным во взаимодействии культур и цивилизаций является наличие каких-то общих ценностей – общечеловеческих ценностей. Диалог помогает снять политическую напряженность между государствами и этническими группами. Культурная замкнутость ведет к гибели культуры. Однако изменения не должны затрагивать ядро культуры.

 

 

 

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 850; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!