Индивидуальное и общественное сознание. Система общественного сознания.



Формы сознания:

1) Индивидуальное сознание(мышление, озарение, интуиция и др.) выражается в виде самосознания( самопознания). Самосознание- сознание, делающее предметом самое себя, свое содержание. Самосознание принципиально рефлексивно, поскольку направлено на анализ внутреннего мира посредством саморефлексии. Развитое самопознание- отличительный признак социально зрелой личности, в отличие от просто познающего объекта. Внешней формой самосознания выступает сознательность- способность индивида анализировать внешний и внутренний мир, мотивы собственного поведения и выбирать правильный рациональный способ поведения и выбирать правильный рациональный способ поведения и достижения поставленной цели. Философия и является наиболее развитой исторической формой самосознания человека и человечества. Самосознание связано с такими взаимосвязанными процессами, как самооценка, самонаблюдение, самосовершенствование;

2) Общественное сознание (право, мораль, философия, наука, искусство, религия, идеология и т. д.) характеризует степень социокультурного развития общества. В философском словаре общественное сознание определяется как «целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни(теоретическое и обыденное сознание, идеология и общественная психология) и формы сознания( политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука)

Основные элементы структуры общественного сознания: идеология, религия, философия, культура, искусство, наука, мораль, право, общественная психология и т.п. Все элементы общественного сознания принято делить на более крупные группы: общечеловеческое и групповое, обыденное и теоретическое, политико-правовое и морально-этическое, идеологическое и психологическое и т.д.

Проблема познаваемости мира. Знание и вера. Развитие концепций познания в истории философии.

Гносеология –теория познания, философская дисциплина, изучающая основания и природу познания, его возможность и условия достоверности.

Познание- духовно-творческая деятельность человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о окружающей действительности. В процессе познания объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, тем самым приобретается статус знания.

Познание ориентируется на: 1) решение конкретных жизненных проблем, 2) выявление устойчивых сущностных связей мира, 3) накопление личного духовного опыта, в том числе самопознания. Формы познания: обыденно-практическая, мифологическая, религиозная, художественная, философская и научная.

Основные ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ подходы к познаваемости мира:

1) познавательный оптимизм, основанный на вере в достижимость соответствия знаний действительности (большинство философов от Платона до Маркса);

2) агностицизм (он же «познавательный пессимизм») – мир непознаваем (Юм, Кант и многие философские школы современности);

3) скептицизм ‑ все сомнительно, ко всему надо относиться с недоверием, иронией и самоиронией (Пиррон, Секст-Эмпирик, Ротри).

Основные ИСТОРИЧЕСКИЕ подходы к решению проблемы познаваемости мира:

1) Древние философы стремились познать мироздание, считая его познаваемым.

2) В Средневековье: познание в рамках веры, источник истины – ниспосланные Господом озарения, но разум иногда признавался надежным (дарованным Богом) средством отыскания и обоснования истин.

3) В новое время познание по преимуществу сводилось к экспериментированию, тщательному сбору и систематизации фактов с целью обнаружения свойств и закономерностей, присущих всем предметам или процессам соответствующего рода (вида, типа). А для объективности (достоверности, точности) познания ‑ достаточно освободиться от индивидуальных и групповых пристрастий.

4) Современная неклассическая гносеология признает познание продуктом взаимодействия объекта и субъекта. Этот продукт исторически изменчив, все истины относительны, а субъективные пристрастия и выдумки неустранимы.

А потому нынешняя гносеология изучает бесконечно разнообразные формы и методы взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта. Где субъект ‑ индивид или исследовательская группа (коллектив). Объектом же может быть все, что угодно (вещь, организм, процесс, взаимодействие, система, мышление) – в том числе сами познающие субъекты. Понятие «предмет познания» обычно обозначает нечто более узкое (конкретное), чем «объект познания» - например, «фрагмент объекта». Под «диалектикой субъекта и объекта познания» понимаются их взаимные влияния (взаимопереходы, взаимоотражения).


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 444; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!