Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. Практика. Творчество.



В структуре познавательного процесса выделяют 3 основных уровня: 1) чувственное познание, 2) рациональное познание, 3) интуиция. Эти уровни взаимодействуют и обуславливают друг друга.

Чувственное познание характеризуется:

- непосредственным отражением (феномены);

- индивидуальной множественностью (разнообразностью) и конкретностью;

- внешними и поверхностными характеристиками объекта в форме образа.

Его основные элементы: частичные и разнообразные ощущения, целостные восприятия, представление по памяти и (или) воображению.

Рациональное познание отличается:

- постижением сущностных свойств и законов действительности (ноуменов);

- отражением универсально-всеобщего (общественно-значимого) в виде абстрактно-идеальных концептов (идей);

- опосредованностью языком и культурной традицией.

Его элементы: общие понятия, сравнения, абстракции, обобщения, идеализации, определения, суждения, индуктивные и дедуктивные умозаключения (выводы).

Помимо чувственного и рационального уровней важную роль в познании играет интуиция ‑ механизм моментального и непосредственного (без логических выведений и доказательств) схватывания знаний об объекте.

В истории философии, как правило, абсолютизировали одну из сторон познания: рационализм – всеобщность разума, эмпиризм и сенсуализм – чувственный опыт, интуитивизм и мистицизм – интуицию. Современная философия ратует за системную взаимосвязь всего этого и много другого, а также за уместные приоритеты (к примеру, разум приоритетнее в философии, чувства ‑ в искусстве, интуиция ‑ в религии и т.п.).

Практика(от греч. πράξις — деятельность, активность) – целенаправленная деятельность людей по освоению и преобразованию действительности. Современная практика – продукт всемирной истории.

Выделяют: чувственно-предметную деятельность и духовно-теоретическую практику, а также индивидуальную и коллективную (общественную) практику. Основные виды практики: материально-производственная и социально-преобразовательная.

Структура практики включает в себя: цель, потребность, мотив, отдельные действия, движения, акты, предмет воздействия, средства-орудия и результаты практики.

Функции в процессе познания: практика ‑ основной способ и главный критерий познания, а также сфера приложения знаний. Попросту говоря, знания приобретаются, проверяются и применяются на практике. И каждый экзаменуемый должен проиллюстрировать это множеством примеров из собственной и общечеловеческой практики. К примеру, если лопата копает – то это истинная лопата, а если не копает – то какая же это лопата?!

Творчество– деятельность по познанию, осмыслению и преобразованию окружающего мира. творчество представляет собой продукт биосоциальной эволюции человека. Познание творческая деятельность человека и человечества, направленная на получение достоверных знаний о действительности.

Познание как постижение истины. Концепции истины в истории философии.

Истина(соответствие знаний искомому) – цель познавательной деятельности. Истина- адекватное постижение предметов и явлений действительности познающим субъектом: объективное содержание человеческого познания. Но как определить достоверность знаний? На этот вопрос в разных концепциях разные ответы.

Классическая (корреспондентская) концепция(от Аристотеля) – истина ‑ соответствие знаний действительности, то есть признается наличие объективного мира и возможность его точного познания (неточности устранимы).

Начиная с Канта, все чаще истину описывают не столько как объективное, сколько как субъективное состояние. Этому сильно способствовал кризис в физике XIX-XX вв., разрушивший веру в нейтральный статус реальности «теорией относительности» и «квантовой механикой».

Концепции неклассической философии (все они релятивны и вероятностны, ставят истину в зависимость от субъекта):

- марксизм: истина относительна (с некими элементами абсолютного), субъективна по форме и исторически конкретна (в каждую эпоху и у каждого класса своя), критерий истинности – практика. Здесь были введены варианты понятий: Абсолютная истина – это полное и безупречное соответствие познания познаваемому. Она, как правило, признается недостижимой (пусть и желательной в качестве цели). Религиозные мыслители признают ее синонимом Всевышнего во всей его полноте. Абсолютное (исчерпывающее) познание частичных истин или «элементов абсолютной истины» признают многие, но при этом подчеркивают неисчерпаемость познания в целом. Относительной истиной признается частичное (приблизительное или неполное) соответствие, или соответствие, наблюдаемое при неких специфических обстоятельствах, или соответствие с данной точки зрения. Познание происходит через относительное к абсолютному.

- семантическое определение истины (Тарский): истинно высказывание, адекватное своему предмету и непротиворечащее другим высказываниям, истинность всего проверяют путем создание абсолютно непротиворечивого метаязыка;

- когерентная концепция (Нейрат, Карнап): знания должны быть взаимосогласованы без логических противоречий;

- конвенционалистская концепция (Пуанкаре, Кун): истина – то, что признано (согласовано) научными авторитетами (критерии, которыми руководствуются авторитеты, авторы не сообщают);

- прагматическая концепция (Пирс, Дьюи): истинно все, дающее уверенность и приносящее успех;

-феноменологическая концепция (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр): истина ‑ согласованность внутреннего опыта.

Постнеклассические философии проблему истины переносят из гносеологии в социально-политический дискурс (контекст): истина ‑ часть идеологии, и к любым претензиям на абсолютность надо относиться иронично, предпочитая то, что сглаживает социальное напряжение.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 787; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!