Специфика философского познания (знания) и особенности философских проблем.



Философия- это форма духовной деятельности людей, которая производит знания о природе, обществе и о самом познании. Ее непосредственной целью является постижение истины и открытие объективных законов развития мира, на основе экспериментально подтвержденных данных.

Философия– это:

· наука о природе, обществе и человеческом мышлении (образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о законах природы, общества, человеческого мышления);

· "эпоха, схваченная в мысли" (сжатое изложение науки своего времени).

Проблема возникновения философии, гипотезы происхождения

Что бы решить проблему возникновения философии необходимо ответить на следующие вопросы: когда, где, почему и как возникла философия.

Когда?

Философия возникла в 7-6 веках до нашей эры.

Где?

По вопросу о месте возникновения философии сложились две концепции.

1. Философия возникла одновременно в Древней Греции и на Древнем Востоке (Индия, Китай).

2. Философия возникла только в Древней Греции, поскольку мировоззренческие системы востока носили религиозно мифологический характер и философией в точном смысле не являлись.

Почему?

Философия возникла в результате противоречия между мифологическим мировоззрением и преднаучными знаниями. К 7-6 векам были накоплены преднаучные знания, которые отдельные явления объясняли с точки зрения разума и здравого смысла, а мир в целом все еще объяснялся мифологически, т.е. нерационально. Ответом на это противоречие и стало возникновение философии.

Как? Каким способом?

По вопросу о механизмах о возникновения философии сложилось 3 концепции:

1. Мифогенная концепция – согласно которой мифология возникла в результате постепенной рационализации мифов и мифологий.

2. Гносеогенная концепция – философия сложилась в результате обобщения преднаучных знаний.

3. Мифогносиогенная концепция – согласно которой философия возникла в результате синтеза некоторых черт и мифологии и преднаучных знаний. У мифологии она заимствовала мировоззренческий характер, а у преднаучных знаний их рациональность. В результате соединения этих черт и возникло рациональное мировоззрение.

Исторические типы философии, периодизация

В европейской традиции философию принято подразделять на три основных периода в соответствии с общей исторической хронологией.

1. Период древней (греческой), или античной, философии, который продолжался приблизительно тысячелетие: с начала VI в. до н.э. (установлено, что первый греческий философ — Фалес — предсказал затмение, происшедшее, согласно подсчетам астрономов, в 585 г. до н.э.) до 529 г. н.э., когда император Юстиниан закрыл Платоновскую академию и запретил языческие школы философии.

2. Период средневековой (христианской) философии — схоластики (от греч. scholastikos — школьный, ученый), продолжавшийся также примерно тысячелетие: с V по XIV в. Первым из схоластов принято считать Боэция (480—524),одним из последних — У. Оккама (1285-1349).

3. Период философии Нового времени: с XV в. по настоящее время.

Между этими периодами лежат промежуточные этапы, определяющие и подготавливающие переход от старой формы философии к новой. Так, между древней и средневековой философией лежит период патристики (II—VI вв.) — философии и теологии отцов церкви, пытавшихся истолковать философское умозрение как разъяснение Библии, а Библию — как подкрепление платоновско-аристотелевских идей. Между средневековой философией и философией Нового времени пролегла эпоха Возрождения (XV—XVI вв.), подготовившая почву для свободного исследования истины.

Каждый из основных периодов, в свою очередь, может быть разделен на отдельные фазы и ступени. Античная философия состоит из следующих ступеней:

•натурфилософия VI—V вв. до' н.э., представленная прежде всего ионийской, пифагорейской и элейской школами;

•этико-антропологическая ступень («человек как мера всех вещей»), представленная софистами и Сократом (V в. до н.э.);

•ступень философского синтеза — энциклопедических систем Платона и Аристотеля: период античной философской классики (IV в. до н.э.);

• период эллинистических школ эпохи завоеваний Александра Македонского (киники, эпикурейцы, стоики, скептики) — IV—I вв. до н.э.;

•период синкретизма — синтез восточных верований (иудаизма, зороастризма, вавилонских и египетских религий), христианства и греческой философии: халдеизм, герметизм, гностицизм — I—III вв. н.э.;

• неоплатонизм — последний этап развития античной философии, представленный именами Плотина (205—270), Порфирия (232—304), Ямвлиха (245-330), Прокла (412-485).

Схоластика, господствующая в Западной Европе в Средние века, прошла четыре фазы развития. Первая, от VI доIX в., скорее подготовительная, завершается появлением философско-теологического синтеза Иоанна Скота Эриугены (810—877).Вторая фаза — ранняя схоластика X—XII вв., совпадающая с эпохой крестовых походов, — отмечена именами Ансельма Кентерберийского и Абеляра, а также Шартрской и Сен-Викторской школами. Третья фаза — «золотой век» схоластики (XIII в.), характеризуется созданием «сумм» и «систем», обобщающих накопленный опыт филогофско-теологических знаний (включая метафизику, натурфилософию, этику, логику и теологию). В этот период творят такие великие умы, как Альберт Великий (1206—1280), носящий почетный титул «всеобъемлющий доктор», Фома Аквинский (1221— 1274) — «ангеличсский доктор», Бонавентура (1221— 1274) — «серафический доктор», Иоанн Дуне Скот (1266—1308) — «тонкий доктор» и др. Наконец, заключительная фаза схоластики (XIV в.) связана в первую очередь с именем У. Оккама (1285—1349) — «непобедимого доктора» и его последователей. Этот период знаменует собой размежевание перы и разума, обоснование невозможности философско-теологического синтеза, закладывание основ эмпирических методов познания. Широкую известность получила так называемая «бритва Оккама» («Неследует умножать сущности сверх необходимости»), подразумевающая кризис религиозной метафизики.

Философия Нового времени, подготовленная эпохой Возрождения, начинается с Ф. Бэкона (1561 — 1626) и Р. Декарта (1596—1650). силу исторической и смысловой незавершенности она не имеет столь устойчивых, общепризнанных градаций. Кроме того, философия Нового времени, в особенностиXIXиXX вв., отличается многообразием направлений и автономией отдельных учений, затрудняющих выработку общих типологических черт философии.

В качестве устоявшегося периода выделяют философию эпохи Просвещения (XVII — первая четверть XIX в.), связывая ее с национальной культурой. Принято говорить о французском Просвещении (Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро и др.), немецком Просвещении (Лессинг,

Гердер, Гете, Форстер и др.), английском, североамериканском, русском Просвещении и т.д.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 436; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!