Гносеологический подход к определению предмета философии (суть, представители, формулировки и т.д.)



Гносеологический (от греч. gnosis – «знание», logos - «учение») - философия как теория познания, основной задачей которой является исследование логики и языка науки. Этот взгляд на предмет философии характерен для позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер), неопозитивизма, постпозитивизма.

Антропологический подход к определению предмета философии (суть, представители, формулировки и т.д.)

Антропологический (от греч. antropos – «человек», logos - «учение») - основным предметом философии является человек. Он берет свое начало от древнегреческих софистов, которые рассматривали человека как меру всех вещей, как центр, вокруг которого возникают все другие проблемы бытия в мире. Поэтому, не познав человека нельзя познать окружающий его мир. Существенную роль в развитии антропологического взгляда на предмет философии сыграла христианская религия, выдвинувшая человеко-центристскую идею земной жизни, в которой человек рассматривается как венец творения, а Земля как обустроенная Богом обитель для его существования. Философская антропология представлена в трудах Л. Фейербаха, К. Лоренца, Н. Бердяева, С. Франка, Н. Лосского и др.

Специфика философского знания, познания, жанры философии

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

1. имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

2. однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Философские проблемы могут успешно решаться, обсуждающиеся только в том обществе, где допускается критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание различных позиций по одному и тому же вопросу.

Можно выделить также следующие особенности философского знания:

1. имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.);

2. носит предельно общий, теоретический характер;

3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

4. во многом субъективно - несёт отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

5. Философское знание, будучи знанием научным, вместе с тем нередко выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как знание интуитивное.

6. является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

7. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

8. имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя;

9. испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

10. в то же время динамично - постоянно развивается и обновляется;

11. опирается на категории - предельно общие понятия;

12. неисчерпаемо по своей сути;

13. ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путём. Философские проблемы находят своё решение для данных людей и в данное время, но потом приходят другие люди, другое поколение и опять сталкиваются с этими же вопросами.

Философия - это знание личностное, так как идеи, которые высказывает мыслитель нельзя отделить от его личности.

Специфика философского познания

Если учесть, что особенностью для философии является рациональность, теоретичность, критичность, понятийность (категориальность), то это роднит ее с наукой. Но философия не является наукой в чистом виде, т.к. наука изучает отдельные области и уровни действительности, в связи с этим выявляются законы физики, химии, биологии и т.д. А философия пытается понять мир в целом и выявить общие универсальные свойства и законы. Помимо исследования и изучения мира, посредством рационального познания, в человеке есть и другая сторона – это эмоционально-ценностное отношение к миру. С этой стороны человек переживает и оценивает свою жизнь и пытается ответить на другие вопросы: ради чего живет человек, в чем смысл жизни, почему существует мир и т.д. Философские истины мало понять разумом, их надо пережить сердцем. Такая сторона в философии роднит ее с религией и искусством. Поэтому, специфичность философии в том, что она объединяет научно-теоретический и духовно-практический, ценностный опыт, т.е. занимает нейтральное положение между наукой и религией. В связи с этим можно сказать, что философия – это рационально- теоретическая и ценностно-практическая форма мировоззрения.

Существуют следующие жанры философии:

1) системно-концептуальный (Аристотель, Р. Декарт, Б. Спи­ноза);

2) спекулятивно-диалектический (Г. Гегель, Ф. Шеллинг, В. Соловьев);

3) дискурсивно-аналитический (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап);

4) мистико-диалектический (Прокл, Плотин, М. Экхарт);

5) риторико-эссеистский (Б. Паскаль, М. Монтень, Ф. Ниц­ше);

6) императивно-этический (Конфуций, Сенека).


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1076; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!