Онтологический подход к определению предмета философии (суть, представители, формулировки и т.д.)
Предмет философии, его определение и т.д.
Филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость др.-греч. φιλοσοφία (дословно: стремление к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.
Предметом философии – не одна какая-нибудь сторона сущего, а всё сущее во всей полноте своего содержания (Спиркин А.Г.) Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. Понятие предмета философии многогранно. Начиная с Сократа – нахождение высшего начала и смысла бытия. Уникальность, смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, её бессмертие/ смерть, проблемы нравственности и эстетики, социальная и историческая философия, история самой философии – все это и фундаментальные проблемы, и предметное самоопределение философии.
|
|
Функции Ф.:
1.Мировоззренческая – философия связана с формированием индивидуального и коллективного мировоззрения (т.е. системы общих представлений о мире и человеке);
2. Гносеологическая (познавательная) – философия связана с познанием мира и человека;
3. Логическая – осмысление и формирование законов рационального мышления;
4. Ценностная (аксиологическая) – осмысление и обоснование значимости духовных ценностей для человека и общества;
5. Методологическая – выработка общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека;
6. Критическая функция – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
7. Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
8.Гуманистическая – обоснование ценности человеческой личности, её достоинства, прав и свобод;
|
|
9. Эвристическая – направление интеллектуальной интуиции в область неведомого и направление научного познания;
10. Эстетическая – изучение законов Красоты и её восприятия человеческим сознанием;
11. Практическая – выработка смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической деятельности человека;
12. Культуротранслирующая - обобщение и передача от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества.
Философия является обобщающим, универсальным знанием. Универсальны и всеобщи и ее методы(т.е. они могут быть использованы при исследовании любых сфер и форм действительности при построении как практической, так и теоретической (научной) программы).
Основные методы:
1. Критический метод позволяет при помощи специфического мыслительного способа достижения поставленной цели выявлять и анализировать в объекте его позитивные и негативные стороны относительно цели и средств по ее достижению.
2. Герменевтический метод предполагает необходимость такого подхода к объекту, при котором в нем выявляются и анализируются не только явные признаки, стороны и отношения, но и те, которые подразумеваются "контекстом" самого существования объекта и спецификой его взаимоотношения с субъектом познания (деятельности).
|
|
3. Диалектический метод подразумевает рассмотрение объекта с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин следствий, единства и борьбы противоположностей.
4. Эвристический метод предполагает проблемное восприятие анализируемой сферы действительности, а также постановку проблемы и выявление методологии ее решения с принципиально новых, "неожиданных" позиций.
Разнообразию философских концепций присущи и разнообразные методы (однако для всех них общим является теоретическое мышление, выраженное в философских категориях, принципах и законах.
5. Материализм и идеализм, с точки зрения методов Ф., они выступают как наиболее общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания. Теория познания с самого начала во многом определяется тем, что берется за первичное: материя или сознание, дух или природа, т.е. материалистические или идеалистические предпосылки.
6. Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д. В социальной практике этому соответствует хорошо известный лозунг: «Кто не с нами, тот против нас».
|
|
7. Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные выводы. В средние века эклектика использовалась в религии.
8. Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но выданных за истинные, суждений нового суждения, логически верного, но ложного по смыслу. Софистика была распространена в Древней Греции, имела целью не достижение истины, а победу в споре.
9. Эмпиризм – метод направление в теории познания, согласно которому в основе познавательного процесса и знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувствительного познания. В первую очередь эмпиризм присущ англо-американской философии.
10. Рационализм – метод и направление в философии, согласно которому основой и бытия, и познания является разум. Рационализм господствовал в континентальной европейской философии XIII-XIX вв.
11. Иррационализм – окружающий мир есть хаос, он не имеет целостности, внутренних законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется неразумным движущим силам, например, аффектам, воле и т.п. иррационализм окреп в европейской философии в XIX в. и распространен до настоящего времени.
Все названные философские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи и образуют целостную систему, благодаря чему философия и выступает как общая методология познания и освоения мира. Но наряду с этим философия выступает и как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования. Эти два качества философии тесно взаимосвязаны между собой. Философская теория в силу всеобщности своих положений, законов и принципов выступает в то же самое время и как методология для других наук.
Онтологический подход к определению предмета философии (суть, представители, формулировки и т.д.)
Онтологический (от греч. ontos – «сущее», logos - «учение») - философия как система универсальных, общих представлений о мире. Это наиболее распространенное определение философии, встречающееся в трудах известных философов: Аристотеля, Спинозы, Гольбаха, Гегеля и др. Понятие «мир» в данном определении используется в предельно широком объеме - как мир природы, человека, общества. Примером такого определения философии может служить высказывание Аристотеля о том, что философия - это наука, исследующая первые начала и причины.
Это один из основных подходов понимания предмета философии. Он не исчерпывает содержание философии полностью. Попытка ограничить философию им всегда оказывалась несостоятельной. Мир философии в определенном смысле безграничен, философская мысль стремится проникнуть и в тайны Вселенной, и в сущность человеческого бытия. «Постичь то, что есть - вот в чем задача философии» - писал Гегель.
Итак, предметом философии может быть и мир в целом, и отдельные стороны человеческого бытия. Об этом достаточно убедительно свидетельствует многообразие философских систем, школ и направлений. И все-таки можно выделить три важнейших признака присущие предмету философии:
1) изменчивость на протяжении всей истории развития философской мысли (релятивность);
2) универсальность, «включенность» в предмет философии всего мира человеческого бытия;
3) фундаментальность, основательность проблем, составляющих предмет философии.
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1940; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!