Модель либерального общественного порядка: структура модели, механизм накопления знания, механизм устойчивости



Модель впервые описана в докладе «Принципы либерального общественного порядка», нобелевским лоуреатом, последователем Австрийской школы, Фридрихом фон Хайеком в 1966 году.

Хайек говорил о той системе, которая фактически сложилась в Англии в 17м и 18м веке, в результате борьбы за ограничение королевской власти и в связи с некоторыми особенностями общественного устройства в Англии.

Об этой системе так или иначе писали Джон Локк, Дэвид Юм и Адам Смит.

Структура модели

Во-первых, каждый человек здесь как бы заключен в «кокон», который Хайек называет его собственной территорией (private domain). Этот «кокон» включает жизнь и здоровье индивидов, их собственность, репутацию, а также их сферы их полномочий. По-другому можно сказать, что человек имеет как бы собственный «огород», обнесенный забором. Внутри него человек может делать всё, что хочет – но только внутри.

Второй принцип либерального порядка состоит в том, что залезать в чужой «огород» нельзя. Рамки собственной территории (private domain) формулируются в терминах прав индивидов. При этом набор прав, которыми обладает тот или иной индивид в каждый данный момент складывается исключительно в результате добровольного обмена с другими индивидами (либо путем односторонних сделок, как дарение или завещание). Все законы формулируются только в терминах запрета на вмешательство в чужие дела. Функция принуждения со стороны государства сведена только к обеспечению правил справедливого поведения, которые представляют собой исключительно запреты на нарушение частных прав. Общие рамки для таких добровольных обменов задаются законами, имеющими исключительно безадресный характер, то есть одинаково относящимися к любому индивиду.

Третий принцип состоит в том, что взаимодействие между людьми может быть только добровольным и основанным на взаимности и обоюдной заинтересованности. Именно наличие у каждого такого «огорода», где человек – полный хозяин, и дает ему возможность вводить инновации, никого не спрашивая. Свобода обеспечивает возможность творчества, при этом либеральный порядок исключает постановку каких-то всеобщих целей. Именно такое устройство жизни позволяет создавать сложную организацию общества притом, что общее регулирование отсутствует

Механизм накопления знания

Либеральный порядок - это такая система роста знания, причем, рост знания происходит в специфической форме, в виде овеществленного знания.Индивиды могут свободно распоряжаться своими ресурсами и, в том числе, реализовывать инновации. «Либеральный порядок» позволяет мысленные, идеальные объекты превращать – перекодировать – в объективно существующие, «реальные». Такая техника аналогична изобретению письменности, и имеет не менее фундаментальные последствия, она позволяет отчуждать, сохранять и накапливать знание.

В модели «либерального общественного порядка» законы не «принимаются», а «открываются», как некоторые объективно существующие закономерности, которые просто до поры – до времени были неизвестны. Это делают судьи и юристы (не законодатели!).

В целом правило таково: язык и понятия, используемые для определения компетенций, вырабатываются внутри особого профессионального сообщества и по правилам, принятым в этом сообществе, путем открытого,понятного и воспроизводимого обсуждения. Это обсуждение не может быть обращено к «непосвященным» (не членам сообщества). Примерами являются сообщества юристов, ученых, врачей и некоторые другие.

Модель «голографического» общественного порядка: структура модели, механизм накопления знания. Наука в модели «голографического» общественного порядка: взаимодействие науки и практики, проблемы науки как института в «голографической» системе.

Когнитивная наука – это «название поля академических исследований, ставшего популярным с конца 1950-х годов. Предметом этих исследований является то, каким образом люди приобретают, представляют и передают знание»

Когнитивная наука обнаружила, что существуют два способа обращения с информацией (ее создания, хранения и передачи), которые можно увидеть везде, и в природе и в жизни людей. «Фотографический» и голографический, т.е «плоский», и «объемный». Их можно условно назвать «членораздельным» и «голографическим

С позиций когнитивной науки, общество представляет собой информационную сеть, и доминирующий в ней способ обращения с информацией – голографический.

Структура модели

«Голографические» - системы с параллельной переработкой информации – устроены не как наклеивание ярлыков-символов на «куски реальности», а основаны на умении элементов системы реагировать друг на друга.

Знанием же о «реальности» в этом случае обладает вся такая система в целом (отсюда и выбор слова «голографическая»). Такую модель в первом приближении можно себе представить в виде информационной сети.

 

На рисунке она выглядит как сетка, в узлах которой расположены некоторые элементы (обычно называемые нейронами), способные посылать друг другу сигналы (скажем 0 или 1). Каждый нейрон с номером i суммирует все приходящие к нему сигналы от нейронов с номерами j, умножая их на коэффициенты (веса) wji. Если величина этой взвешенной суммы не превышает некоторого порога (скажем, ½), то нейрон посылает свой сигнал 0, если превышает, то сигнал 1. (Таким образом, единственный способ изменения функционирования сети – путем изменения коэффициентов wji).

Основные принципы:

Знание «записано» в системе отношений между элементами

Информация о любом отдельном событии распределена – голографическим образом «размазана» - по всей системе.

Стандартизация, единый «язык» поведения отсутствует.

В модели либерального порядка («членораздельной модели») имеется стандартный общедоступный язык для описания и, при необходимости, предписания поведения. Инструкция, сформулированная таким образом, может быть реализована. Такое свойство программируемости в «голографических» системах отсутствует.  


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 565; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!