Политико-правовые взгляды Августина.
Аврелий Августин один из видных идеологов христианской церкви и западной патристики. Его политические и правовые взгляды изложены в работах «О граде Божием», «О свободной воле» и ряде других сочинений. В развиваемой Августином христианской концепции истории человечествавсесоциальные, государственные и правовые учреждения и установления предстают как следствие греховности человека. Граждан земного града рождает испорченная грехом природа, а граждан града небесного рождает благодать, освобождающая природу от греха. Греховность земной государственно-правовой жизни проявляется в господстве «человека над человеком», в существующих отношениях управления и повиновения, господства и рабства. Такое положение дел Августин называет «естественным порядком» человеческой жизни. В этом смысле «естественным» (для жизни «по человеку») оказывается и рабство, хотя оно противоречит первоначально созданной богом человеческой природе и жизни «по Богу». Этот греховный порядок мира носит временный характер и продлится до второго пришествия Христа и судного дня, когда будет установлено «царство небесное». Вместе с тем, пока еще не наступило время, Августин берет под защиту земные социально-политические порядки с оговоркой, чтобы онине чинили препятствий христианской религии и церкви; в противном случае власть превращается в насилие и господство шайки разбойников. Причина зла, согласно Августину, в свободной воле иее извращенности. Слабость воли человеческой стала наследственной посленаказания за грех Адама. Единственная надежда человекатеперь связывается с благодатью. Августин выделяет шесть периодовв жизни человечества: младенческийпериод, детство,юность, зрелость,начало старости - время,когдадуша постигает бога. Последний период исторического движения к торжествухристианства — это, согласно Августину, время от рожденияХриста и до второго его пришествия. В вопросео различных формах человеческой общности Августин выделяет такие общности,как семья,государство, общностьязыка, человеческое обществои универсальная общность, объединяющая богов и людей. А.А. считает, что вместо одной мировой державы, которая объединяет многие народы, лучше было бы существование множества маленьких государств, живущих между собой в мире. Человек, согласно его воззрениям, существо немощное и совершенно неспособное своими силами ни избежать греха, ни создать на земле какое-либо совершенноеобщество.Формы правления различаются Августином в зависимости от тех обязанностей, которые возлагаются на верховную власть. Главными среди них он считает моральные и религиозные обязанности, в частности уважение к богу и уважение к человеку. Несправедливого правителя, как и несправедливый народ,он именует тираном, несправедливую аристократию — кликой. Государство, в котором игнорируется право, предстаетв его оценке как погибшее государство. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии,то все формы правления,равно как авторитет и полномочия власти, становятся достойнымитого,чтобы им подчиняться. Августин не отождествляет христианскую общину и государство, град божий ицерковь. В обязанности христиан по отношению к христианскому правителю вменяется лояльность, а в обязанность церкви — быть наставницей в гражданских добродетелях и в проповеди духа «братства». Божественным и человеческим законам надлежит подчиняться, но люди их часто преступают. И все же, подчеркивает он, люди не в состоянии нарушить действия вечного закона, имеющего дело с «вещами как они есть». Вечный закон определяет естественный порядок и естественное право. Тем самым естественное право возводится к богу и носит теономный характер. Христианский бог выступает источником этого правового принципа. В языческом обществе и у языческих народов бог не воздает каждому ему принадлежащего, и там нет ни подлинного права и закона, ни народа как правовой общности. Наказание никогда не является внешним произволом, поскольку справедливое наказание, согласно Августину, уже содержится в самой вине и неизбежно вытекает изнее. В другом произведении он уточняет: «Справедливейшее наказание за грех состоит в том, что человек утрачивает то, чем он не захотел хорошо пользоваться... тот, кто не захотел поступать правильно, когда мог, утрачивает эту возможность, когда захочет поступать правильно». Учение Августина пользовалось большим влияниемуже вдревности. Римско-католическая церковь широко использовала его положения для обоснования своих теократических представлений и претензий на власть. За заслуги перед церковью Августин был назван Блаженным. Заметную роль учение Августина сыграло в развитии христианско-теологических концепций этики, политики и права.
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 420; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!