Древнегреческие софисты, Сократ и Демокрит о закономерностях политической организации общества.



У софистов было много произведений, некоторые из них были прямо посвящены закономерностям полит-й организации общества:

1) софист Антфонт – неразумен тот, кто не понимает, что, причиняя зло ближнему, причиняет его себе

2) автор «Двояких речей» – если не будешь знать гос-ных дел не будешь знать и законов.

3)Критий, ввёл религию, уча, что существует бог, живущий вечной блаженной жизнью. Считал, что бога выдумали древние политики для усиления контроля за действиями своих подчинённых.

Полити-е учение Сократа известны по работам его современников и учеников. Наиболее точно они изложены в « сократических сочинениях» Ксенофона Афинского. Вот отрывки по теме:

1)о назначении полит-го руководителя - плохой пастух стыдится уменьшения стада, но человек, ставший правителем, не стыдится и не считает себя плохим правителем гос-ва, при уменьшении числа и качества граждан

2)Брать надо за образец лучшее гос-во на данный момент

3) не пренебрегай общественными делами, если можешь способствовать их улучшению

4)лучшие люди в гос-ве - те которые хорошо выполняют свою работу

5)хороший полит-й правитель тот, у кого есть дар «сводничества» (в смысле умиротворения).

Демокрит – сохранилось мало отрывков. Самые знаменитые – о благе от правопорядка и зле от беззакония. Благодаря правопорядку время граждан данного гос-ва не тратится понапрасну.


Платон о государстве, праве и политике.

В его работах «Государство» и «Законы» сформулированы теоретические положения, кот. Оказали значительное влияние на все последующее развитее политико-юр-го Знания.

1) о разделении и кооперации труда как основе государства: государство возникает, когда каждый не может удовлетворить сам себя, можно сделать лучше и легче если выполнять работу соответственно своим задаткам.

2) о цели гос-ва и законодательства. Мы основываем гос-во, чтобы сделать его счастливым в целом.

 3) о цене некомпетентности полит-х руководителей и остальных людей. если люди стоящие на страже закона и гос-ва будут выдавать себя не за тех, кем они есть на самом деле - гос-во развалится до основания.

4)о необходимых качествам политич-го руководителя. 1-е - у него должна быть природная тяга к знаниям. 2-е – у него должно быть хорошо развито абстрактное мышление.

5) о всемерном вовлечении женщин в полит-ую жизнь. Женщины, как и мужчины, могут принимать участие во всех делах соразмерно их способностям.

6)о законодательной деятельности политика, как средстве для достижения общего блага граждан гос-ва. Руководители гос-в с точки зрения общегос-венных интересов должны: либо наказывать нарушителей, либо изменять законодательство

7)об объекте законодательной деятельности. Законодатель ничем не должен пренебрегать.

8)о надлежащей иерархии целей законодательства. Есть два рода благ: человеческие и божественные. Законодат-во должно сделать в первую очередь народ разумным, во – вторую здоровым и сильным, в – третью богатым.

9)О необходимости для граждан гос-ва заниматься полит-ми делами. Хорошие люди должны управлять гос-вом по необходимости, чтобы их места не заняли плохие.

10)о правильной политики в условиях гражданской войны. Победители должны составить такие законы, которые бы не давали преимуществ ни победителям, ни побеждённым, но равные и общие для всего гос-ва.


Политическое учение Аристотеля.

1) о понятии гос-ва. Гос-во – есть существующая на определенной территории самоуправляющаяся общность людей, которая удовлетворяет все потребности своих членов.

2)о политической науке. Цель гос-ва - наилучшее удовлетворение системы потребностей его граждан. Наука, призванная предлагать совокупность средств для достижения этой цели - есть политика. Политика- главная наука в гос-ве, т.к. 1-е определяет науки, в которых нуждается гос-во,2-е решает каким наукам следует обучаться отдельным лицам и в каких пределах, 3-е политике служат все остальные науки, 4-е политика предписывает, что делать в гос-ве и от чего воздерживаться. Законодательство есть часть политики, юриспруденция есть область полит-й науки. Политика по существу выступает в качестве науке о здоровье гос-ва.

3) о справедливости в политически организованном обществе. Цель гос-ва, достигается, если гос-венные органы посредством правового регулирования проводят в жизнь распределяющую и уравнивающую справедливость. Проблема распределяющей справедливости возникает, когда совместный труд ряда людей создал благо, которое следует распределить. Вопрос об уравнивающей справедливости встает при специализации деятельности людей, когда обменивают продукты труда специалисты разных профессий, а также когда кому-либо причинён вред, который надо возместить. Уравнивающая справедливость при обмене заключается в его эквивалентности. Обе их следует применять всегда вместе. Реализация распределяющей и уравнивающей справедливости в гос-венной жизни делает гос-во правильным.

4) о совершенствовании гос-венного строя. Совершенствованию гос-венной организации способствует реализация в политике ряда теоретических положений (из «Политики» и «Этики»): 1-е счастливая жизнь гражданина гос-ва складывается из 3-х видов благосостояния: внешнего, физического и нравственного. 2-е деятельность гражданина гос-ва складывается из труда и досуга, причем труд существует для досуга. 3-е жизнь гос-ва есть жизнь не для других гос-в, а для себя самого. И жизнь составляющих гос-во лиц, также есть жизнь для себя самих. 4-е все связи граждан в гос-ве базируются на взаимности. Ты гос-ву – гос-во тебе.5-е гос-во есть такая форма общежития, в которой люди «сошлись вместе, чтобы жить хорошо» цель гос-венной формы общежития - совершать хорошие действия, кто больше вносит хорошего, может больше участвовать в гос-венных делах. 6-е гос-во включает массу людей, не отличающихся резко какими- либо достоинствами и немного людей достойных руководства и способных к нему. Отдать всю власть массе, то руководство окажется не квалифицированным. Всю власть достойным, а массе простых граждан предоставить право избирать правительственных лиц и контролировать их. 7-е в гос-ве в случае разногласий решение должно быть принято и в основу его положено мнение большинства. 8-е законы должны быть приспособлены к образу жизни людей, а не гос-венное устройство к законам.9-е лучше будет устроено то гос-во в котором среднее сословие будет сильнее остальных двух, или ,по крайней мере, одного из них.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 495; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!