Древнегреческий поэт VII в. до н. э. Гесиод о качествах образцового политического руководителя и правилах примерной жизни в государстве.



В поэме «Теогония» Гесиод характеризует наилучшего полит-го руководителя. 1-е, это хороший оратор 2-е Образцовый полит-й руководитель умеет примирить людей. 3-е в состоянии обеспечить законность и справедливость и мир. Правила примерной жизни в политически организованном обществе изложены Гесиодом в поэме «Труды и дни».

 Основные из этих норм автор поэмы сформулировал так:

1)Будь справедлив, правдив, не лги, не советуй плохого, не замышляй на другого зла

2) усердно работай

3) давай только дающим

4)знай меру во всём

5) соблюдай порядок и точность, беспорядок- вред.


Политические деятели Древней Греции VII-VI вв. до н. э. о закономерностях государственной организации.

Существует много идей древнегреческих деятелей, наибольшее значение из которых для развития политической теории и практики имели следующие:

1. своей известной фразой Солон подтвердил утверждение своего современника Феогнида Мегарского, суть которой сводилась к тому, что Солон дал народу столько прав, чтобы не потерялось его значение, и с другой стороны чтобы не было обидно знатным и богатым. Ф.М. суть - нельзя угодить всем. Солон – закон – паутина; дела дурных помощников припишут тебе (начальнику).

2.Из совета Периандра – властителя Коринфа, данного Тразивулу – тирану Милета - можно сделать вывод: в государстве должна присутствовать практика устранения выдающихся людей для того, чтобы они не смогли составить конкуренцию высшему полит-му руководителю.

3. Пифагор двинул тему – руководство исходящее от бога - наилучшее руководство, отсюда гос-венные деятели должны способствовать распространению среди народа религии, чтобы народ не хотел восставать против руководства.

4. линдский Клеобул 2 требования: 1) «забывай вражду» 2) и другу и врагу делай добро.

5. Хилон спартаковский эфор 2 высказывания, суть которых: 1) имея власть, будь снисходителен, чтобы тебя не боялись, а почитали 2) счастлив тот тиран, который умрёт у себя дома естественной смертью.


Древнекитайский мыслитель Конфуций о закономерностях политического правления.

Конфуций внес большой вклад в развитие мировой политической науки из его высказываний можно сделать вывод: если будешь требователен к себе и снисходителен к другим, то понравишься окружающим. Однако истинный политик не должен прилагать специальных усилий именно для того, чтобы стать широко известным и любимым окружающим. Таким образом, Конфуций склонялся к теоретической позиции, сформулированнной его современником китайским мыслителем Лао-цзы. Согласной ей - «лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правителя, которых народ любит и возвышает. Еще хуже те правители, которых народ боится. И хуже всех те правители, которых народ презирает».

Основное влияние на полит.-правов. доктрину Китая оказал Конфуций. В 3 года его отец умирает, мать дает ему хорошее образование, он поступает на гос. службу. Затем он – первый в Китае профессион. преподаватель. Разрабатывает учение о добродетели и стремиться к проповедованию его для чиновников. В 60 лет поступает на гос. службу и потом оставляет ее.

Основа учения – учение о добродетелях – о наиболее правильном поведении в обществе.

Добродетель иерархична и выступает в отношениях:

· между правителями и подданными;

· между отцом и сыном;

· между мужем и женой;

· между братьями.

Каждая подчиненная сфера должна выполнять то, что предписано ее статусом, т.е. выполнять не за страх, а за совесть, а управляющая сторона (сторона, имеющая власть). не должна использовать свою власть во вред подчиненной стороне, т.е. управлять при помощи законов нельзя.

Наиболее действенное управление достигается, если человек добродетельно подчиняется.

Гос-во возникает из семьи, т.е. семейные отношения Конфуций переносит на гос-во, т.е. как люди почитают своего отца, так они должны почитать императора. Император – это не властелин, а человек, который управляет своей семьей ради блага всех членов.

Конфуций отдает особое предпочтение церемониям, что благодаря им вырабатывает почтительность (правда, без ритуала – оскорбление). Ритуалы (установленные правила поведения) позволяют управлять гос-вом. Гос-во делится на высших, лучших и худших, т.е. лучшие д. управлять, а худшие д. их содержать. Чтобы стать лучшим, необязательно им родиться. Лучший – это образованный, т.е. занимать должность и быть необразованным нельзя.

Конфуцианство как доктрина отрицает законы как средство управления обществом, т.е. в основе общества – добродетель. Человек, который живет в обществе по совести, по установленным ритуалам.

Конфуцианство – этическое учение о содержании правовых норм. Конфуций не уделяет внимания внеш. форме принуждения.
8. Политическая доктрина в дренеиндийском трактате «Артхашастра».

Это произведение составлено на основании извлечений о политике, которые созданы древними учителями. Здесь сформулирована концепция преимущественно диктаторского способа полит-го управления. Этот способ управления предполагает запрет гражданам высказывать полит-е взгляды, противоречащие позиции правительства, и отсутствие легальных каналов полит-й борьбы. В сложившейся ситуации народ выражает своё недовольство правительству через насильственные действия и заранее тайно готовится к его свержению. Вот почему согласно «Артхашастре» полит-е руководство должно тайно собирать сведения об отношении к нему и полит-х планах всех высокопоставленных служащих гос-венных органов, руководителей иных организаций, участвующих в полит-й жизни, а также о настроениях народных масс. Такая работа организуется с помощью как профессиональных тайных агентов, так и с помощью секретных агентов, для которых эти функции являются дополнительными к их профессиональной деятельности. При этом информация об отдельном лице должна происходить от нескольких осведомителей. Каждому из них не следует знать о тайных функциях по сбору информации осуществляемых остальными. Сведения о настроениях народных масс, в соответствии с «Артхашастрой» собирают путём применения метода провокации. (2 агента в разных кучках, вступают в спор среди людей, и выявляют довольных и недовольных властью,всё фиксируя). После обработки информации справедливо недовольных следует удовлетворить, а несправедливо недовольных отделить друг от друга (путём разделяй и властвуй). Полити-е советы участникам гос-венного управления по «Артхашастре»: 1) руководитель должен быть деятелен и усердно работать 2)правитель должен в совершенстве овладеть полит-ми знаниями.3)Закон для всех 4)на борьбу с противниками нужно привлекать все силы 5) то, что противник может отнять силой, правителю стоит отдать самому 6) советнику следует говорить «неприятное» лишь наедине с начальником 7) подчинённый должен заботится о своём правителе и потакать ему 8)свободный доступ к начальнику, начальник получает больше информации, лучше управляет.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 577; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!