Упражнение интерактивной лекции «Сущность» («32 слова»)



Электронный журнал

Психологическая коммуникация

Тренинг-решение «Сюжетно-ролевая игра как фактор полноценного развития детей»

Н.Ю. Филимонова
педагог-психолог МБДОУ "Центр развития ребенка – детский сад “Золотая рыбка”", г. Абакан, Республика Хакасия

В прошлом номере журнала вниманию читателей была предложена анкета для самостоятельного анализа знаний, условий и организации сюжетно-ролевой игры1. Такой анализ способствует включенности педагогов в тему тренинг-решения и служит стимулом к самосовершенствованию.

Упражнение «Немного о себе»

Слово педагога-психолога: В детстве мы все очень любили играть, и сейчас иногда можем позволить себе принять участие в игре, при этом наши воспоминания снова окунают нас в атмосферу детства.

Цели упражнения: развитие групповой сплоченности, активизация участников.

Инструкция. Участники встречи сидят в общем кругу, каждый из них по очереди представляется и продолжает фразу: «В детстве моей самой любимой игрой была…, потому что…»

После того как все участники выскажутся, тренер просит каждого по очереди повторить то, что сказал человек, говоривший до него.

Слово педагога-психолога: Вот так же и дети любят играть. Задача педагогов — создать условия для развития детской игры, которая является ведущим видом деятельности и способствует полноценному формированию личности ребенка.

Задание «Значимость сюжетно-ролевой игры в жизни детей» в формате упражнения «Ты — мне, я — тебе»

Цель: осознание педагогами значимости сюжетно-ролевой игры для гармоничного развития детей.

Инструкция. Педагоги работают в двух группах. У каждой команды имеется заранее заготовленный одинаковый текст с описанием тех образовательных областей, на которые влияет сюжетно-ролевая игра (приложение 1).

Сначала участники каждой команды в течение 8–10 минут должны изучить, на что еще влияет детская игра, и дополнить ответ соответствующими категориями (например: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие» и т. д.).

Затем к флипчарту выходит по одному представителю от каждой команды. Они будут зарисовывать ответы членов своих команд. Одна команда рассказывает о какой-либо значимости игры, обосновывая свой ответ (представитель этой команды делает зарисовку), а участники другой команды парируют им фразой, определяющей другую значимость (их представитель тоже делает соответствующую зарисовку).

Примечание. Можно внести в игру элемент соревнования, определив победителя по количеству названных ответов.

Слово педагога-психолога: Игры, в которые играют дети, очень разнообразны. Давайте вспомним их.

Виды сюжетно-ролевых игр

Вид игры Содержание
Игры на бытовые сюжеты Игры в дом, семью, праздники, дни рождения и т. п. Большое место среди них занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых и их отношениях
Игры на производственные и общественные темы В этих играх отражается труд людей, темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), полиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия)
Игры на героико-патриотические темы Эти игры отражают героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)
Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач Игры в моряков и летчиков, в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех танкистов и собаку (по содержанию кинофильма) и пр. В них дети отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение
«Режиссерские» игры В таких играх ребенок заставляет кукол говорить и выполнять разнообразные действия. При этом он сам действует в двух планах: и за куклу, и за себя. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов или из собственной жизни. Дети учат кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек действовать в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками

 

Задание «Всемирное кафе»

Цель: уточнить содержание различных видов сюжетно-ролевых игр.

Инструкция. Участники работают в пяти группах, каждая из которых получает лист формата А4 с одним обозначенным видом сюжетно-ролевой игры (таблица).

Задача педагогов — в течение трех минут записать название игры, которая может относиться к данному виду, кратко описать возможные роли и сюжет. По истечении времени участники по сигналу педагога-психолога по часовой стрелке передают свой лист следующей команде. Теперь на имеющемся у команд листе педагоги описывают уже другую игру, относящуюся к этому виду.

По завершении работы на каждом листе будет описано пять сюжетно-ролевых игр.

Слово педагога-психолога: Сюжетно-ролевая игра развивается постепенно и последовательно, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни сосуществуют.

Упражнение интерактивной лекции «Сущность» («32 слова»)

Цель: выделить главные особенности игры в соответствии с ее развитием и усложнением.

Инструкция. Участники работают в трех командах. Задача каждой из них — подготовить на основе изученного текста (приложение 2) резюме, состоящее строго из 32 слов, и зачитать его. Затем эту информацию нужно переписать уже с помощью 16 слов, сохранив ключевые идеи, и зачитать. Далее процесс повторяют, уменьшив информацию до 8 слов, и зачитывают. По завершении каждого этапа работы коллегиально выбирается лучший текст.

Слово педагога-психолога: Зная особенности и значимость сюжетно-ролевой игры для развития ребенка, многие педагоги, исходя из данных самоанализа, заявили о недостаточном уровне ее развития. Мы с вами можем установить причины этого.

Задание «Граф связи»

Цель: поиск коренных причин.

Инструкция. Участники тренинга делятся на две команды. Каждая самостоятельно работает над выявлением коренных причин.

Первая находит те причины низкого уровня развития игры, которые могут относиться к недостаточной компетентности педагога, вторая — причины, которые могут иметь отношение к самому процессу игры.

Задачи для участников каждой группы:
1) записать все причины (каждую отдельно на листе формата А1, местоположение неважно);
2) показать взаимосвязь причин стрелками (отметить причинно-следственную связь). Возможно, причины вытекают одна из другой, и если бы не было первой, то не было бы и седьмой, или наоборот. Также можно заметить, что к какой-то причине стрелки не идут;
3) выявить корневую причину — таковой будет та, к которой не идет ни одна стрелка. (На приведенном рисунке обозначено семь причин, между которыми установлена взаимосвязь. Вторая причина определена в качестве главной, следовательно, ее и нужно устранить для повышения эффективности работы);
4) каждой команде презентовать свою работу и сделать выводы. Участники другой группы могут высказать свое мнение и внести дополнения.

Слово педагога-психолога: Зная коренные причины недостаточного уровня развития игры, можно принять решение по их устранению.

Задание «Прими решение» (техника 5W+1H+1S)

Цель: принять решение по внесению изменений в деятельность педагога.

Инструкция. На листе ватмана записаны вопросы, на которые педагоги отвечают коллегиально (иногда споря и доказывая что-либо друг другу, меняя или дополняя внесенные предложения):

· что нужно сделать?

· зачем это нужно сделать?

· кто это должен делать?

· когда это нужно сделать?

· где это нужно сделать?

· каким образом (за счет чего) это будет сделано?

· каков статус мероприятий? (отметки того, что происходит с планированием, например: 14.03.2016 — планирование педагогами условий для развития сюжетно-ролевых игр (представить на согласование); 18.03.2016 — доработка документации; 21.03.2016 — презентация планирования на педсовете и т. д.)

Комментарий. По завершении работы педагоги приняли следующее решение:

· в течение двух недель внести изменение в планирование;

· скорректировать подход в организации игр (обращать больше внимания на создание условий для появления и развития игр; на содержание, роли и сюжет, задачи и т. п.; на поддержку родителей и вовлечение их в совместные с детьми игры, побуждение детей к самостоятельной игре и пр.);

· осуществить видеозапись четырех сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах с целью дальнейшего анализа.

Дебрифинг

Цели: подведение итогов встречи, рефлексия собственной деятельности.

Инструкция. Каждому педагогу выдается лист обратной связи для ответа на вопросы.

Вопросы для обсуждения:
• что лично для вас было значимым или полезным на данной встрече?
• как проработанная информация соотносится с реальной жизнью и работой?
• что вы предполагаете изменить в своей деятельности?

По завершении работы педагогам предлагается взять фанты. Тот, кому попадется фант с условным обозначением, должен презентовать видеозапись сюжетно-ролевой игры с детьми.

Комментарий.Видеозапись была проведена в заранее оговоренный срок.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 311; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!