Казахстанский патриотизм: специфика формир-я, основ-е черты и содер-е.



«Патриотизм» в переводе с греческого означает - родина, отечество. В этой трактовке понятие «патриотизм» - как любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление своими действиями служить его интересам, является предметом изучения многих наук, в том числе и педагогики.

Многовековая история учит, что лишь те государства выходят из тяжелейших кризисов и занимают соответствующее место в мировом сообществе, которые славятся своими патриотами, где высок моральный, патриотический дух граждан и крепки национальные традиции.

История патриотизма казахов берет свое начало из глубины веков. Огромная роль в патриотическом воспитании принадлежит казахским батырам: Каракыпшак Кобланды, Алпамыс батыр, Ер Таргын, Ер Косай, Ер Кокше, Баян батыр, Кабанбай, Богенбай, Раймбек батыр и другие, которые всегда готовы были встать на защиту своего Отечества, о чем свидетельствует героическая история казахского народа, отличавшегося высоким патриотизмом и любовью к Родине.

В этических воззрениях Ю. Баласагуни, Х.А. Ясави, Аль-Фараби, М.Кашгари наиболее ценными являются их размышления над проблемами нравственного и патриотического воспитания людей. При этом особое внимание они обращают на воспитание молодежи, ее нравственное формирование. По мнению поэтов-мыслителей, нравственное и патриотическое совершенство – основа образа жизни.

Без национального чувства не было, и нет и быть не может никакого патриотизма. «Патриотизм — одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» … «коренится глубже всех прочих» и «одно из самых глубоких чувств» — разве не близки по смыслу слова К.Д. Ушинского?

В плане единения народов Казахстана в новое сообщество важное место занимает формирование у людей чувства казахстанского патриотизма. На самом деле все обстоит гораздо сложнее и проблема формирования и воспитания у казахов и не казахов казахстанского патриотизма является одной из трудных идеологических задач требующих своего разрешения.

По мнению профессора Т. Мустафина, у казахов чувство патриотизма еще не смогло подняться до общегосударственного, ограничиваясь родовым, этническим или территориально-географическим патриотизмом. У русских преобладает чувство отрыва от своей исторической родины — России. Хотя, у них есть чувство привязанности к той среде, в который они родились, живут, но эти чувства трудно квалифицировать как патриотические.

Современные исследователи выделяют три модели патриотизма:

Интерактивную, которой присущ общенародный патриотизм, активная сопричастность населения процессу модернизации;

Авторитарная, с такими характерными четами как государственный патриотизм, гипертрофированная роль государства;

Контрастно дезинтегрированная, которой присуща индифферентность (безразличие) — антипатриотизм, доминирование статных (социальных, этнических) интересов;

Следует отметить, что именно в этой нам всем предстоит серьезная и глубокая работа, а не погоня за формой, яркостью, зрелищностью. И как вы заметили, для нас наиболее приемлема интерактивная модель патриотизма.

Чувство патриотизма должно быть тесно взаимосвязано и с чувством гражданской ответственности, гражданского долга перед своей страной. К сожалению, социально-политическая обстановка в нашей стране показывает на отсутствие данных качеств у многих граждан страны. Поэтому данному принципу национальной идеологии, т.е. принципу патриотизма и высокой гражданской ответственности уделяется особое внимание в государственной политике.

 

Особенности полит-й культуры в РК.

Политическая культура народа всегда имеет специфические черты, национальные и региональные особенности развития. Принято считать, что в Казахстане есть характерные черты восточной цивилизации и, соответственно, более автократического наклона, вместе с тем, некоторые ученые заявляют о существовании в казахском обществе средних веков демократического вектора. Но в условиях кочевничества зачатки демократии вряд ли могли развиться: в традиционном казахском обществе реальная власть находилась в руках крупных феодалов, которые являлись и судьями, и хозяевами не только огромного стада скота, но и всего подконтрольного населения. В 18 веке завершилось формирование главного компонента – жузов, социальная структура казахского общества того периода состояла из следующих составляющих: низшая форма – семья, затем объединение родственных семей, подрод, род, группа родов, объединенная в жуз, а затем – весь казахский народ. Семья была патриархальной, в условиях кочевничества другого и быть не могло. Патриархальные отношения проецировались и на объединение семей, где главную роль играл не самый старейший и мудрый аксакал, и уж тем более не народное собрание, а богач – бай.

В эпоху господства Чингисхана и его потомков на территории Казахстана, отличавшаяся, как и везде, установлением порядка устрашением и достижением безропотной покорности народа, оставила в наследство новым поколениям Завоевателя Вселенной преклонение перед авторитетом их власти и признание за их потомками права отправления высшей власти, что является одной из составляющих особенности казахской политической культуры. Ведение хозяйства также наложило отпечаток на политическую культуру. В отгонном скотоводстве основная функция пасущего скот заключалась в присмотре за скотом, чтобы он не был атакован хищными зверями или не рассеялся. Нежелание тяжелого труда соседствует с толерантностью и терпением.

Советский период в истории Казахстана оставил глубокий след в формировании казахстанской политической культуры. Распад СССР привел к тому, что Казахстан получил независимость, без какого-то опыта самостоятельного создания национального государства. В результате на начальном этапе независимости общество колебалось, в каком направлении двигаться республике: от либеральных ценностей произошел откат к традиционному автократизму и родоплеменной организации политической системы.

Отсутствие демократического прошлого, развитых либеральных ценностей в казахском обществе привели к тому, что насаждаемые сверху новации, не имеющие под собой реальной основы в базовом сознании общества, создали вакуум, который стремительно заполнился традицией. Тем самым политическая культура Казахстана сэволюционировала в обратном направлении, характерном для традиционного общества. Причина, возможно, заключалась в том, что новая культура не представляла целостную систему, каковой является традиционная, транслирующая на индивида опыт предшествующих поколений и, следовательно, программу жизнедеятельности.

Неизбежная инерционность политической культуры просматривается в Казахстане в столь значимом феномене, как наличие двух центров в рамках системы исполнительной власти. Так, администрация Президента располагает значительными властными полномочиями, осуществляя контрольные функции по отношению к правительству. Парадигматическое происхождение мощных администраций очевидно. Воспроизводится схема управления, характерная для СССР, — наряду с правительством и над ним действующим ЦК КПСС. Администрация лишь помогает президентам отправлять их функции. Формально она ни за что не отвечает, а реально именно в ее руках кадровая политика, контроль над правительством и региональными властями, нередко и хозяйственное обеспечение функционирования правительства и парламента.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 351; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!