ПРЕДЕЛЫ СООБЩЕСТВЕННОСТИ: СЕВЕРНАЯ ИРЛАНДИЯ
Самое бесспорное воплощение идей многосоставного общества и центробежной демократии в западном мире являет собой Северная Ирландия. Хотя это и не суверенное государство, но ее можно рассматривать наравне с независимыми странами, поскольку с 1921 г. и до введения Лондоном в 1972 г. прямого правления полномочия Стормонта (североирландского парламента) трактовались столь широко, что выходили далеко за рамки обычных полномочий местных правительств в федеративных государствах. Хорошее определение в этом смысле дали Ян Бадж и Корнелиус О'Лири: «Самоуправляющаяся провинция с некоторыми атрибутами суверенитета»69.
Протестанты и католики образуют в Северной Ирландии два совершенно различных и обособленных сегмента с собственными социальными, образовательными и культурно-досуговыми организациями. Высокая степень социальной разделенности подтверждается, например, чрезвычайно малой долей смешанных браков. Розмари Харрис утверждает, что «протестанты и католики образуют две эндогамные группы, более изолированные друг от друга в вопросах пола, чем большинство групп белого и черного населения в обществах, в которых существует предубеждение про-
67 Paltiel K.Z. Israeli Coalition System. P. 414.
68 Gutmann E. Religion and National Integration. P. 27.
69 Budge ]., O'Leary C. Belfast: Approach to Crisis — A Study of Belfast Politics,
1613-1970. London: Macmillan, 1973. P. 143.
171
тив браков между представителями разных рас»70. Религиозные и политические предпочтения переплетены особенно тесно. На основе данных опроса, проведенного Ричардом Роузом в 1968 г. с целью выявления уровня поддержки протестантами юнионистской партии Северной Ирландии, можно вычислить угол и индекс пересечения линий религиозного и партийного раскола: обе цифры крайне незначительны — соответственно 2° и 0,21". Конор Круз О'Брайен даже утверждает, что в редких случаях несовпадения у отдельного гражданина религиозных и политических ориентации решающую роль для определения принадлежности к той или иной общине играют политические ориентации: «В Северной Ирландии человека, который поддерживает политическую линию, связанную с чуждой для него религией, т.е. протестанта-националиста или католика-юниониста, группа, к которой он принадлежит, всеми силами обрекает на переход в другую религиозную общину, что для него, конечно, хуже, чем если бы он с момента рождения состоял в ней»72. Цели, которые отстаивали сегментарные юнионистская и националистическая партии, бывшие главными политическими партиями до 1972 г., взаимно исключали друг друга: юнионисты выступали за сохранение автономии в рамках Соединенного Королевства, националисты же стремились к объединению с Ирландской Республикой. Лейбористская партия Северной Ирландии и более молодая Партия Альянса проводили более умеренную линию и пытались апеллировать к обоим религиозным сегментам, однако им не удалось стать заметной политической силой.
|
|
|
|
Чрезвычайная неоднородность североирландского общества дополнялась также бескомпромиссным конкурентным стилем управления. Юнионисты, представлявшие протестантское большинство примерно в две трети населения, сформировали однопартийное правительство, и таким по характеру оно существовало на протяжении всего периода с 1921 по 1972 гг. Это было, по словам первого протестантского премьер-министра Северной Ирландии, «протестантское правительство»73. Протестанты получали дополнительные места в Стормонте и в местных советах благодаря отмене принципа
70 Harris R. Prejudice and Tolerance in Ulster: A Study of Neighbours and «Strangers»
in a Border Community. Manchester: Manchester University Press, 1972. P. x. См. также:
Schmitt D.E. Violence in Northern Ireland: Ethnic Conflict and Radicalization in an
International Setting. Morristown, N.J.: General Learning Press, 1974. P. 12—14.
71 Rose R. Governing Without Consensus См. также: Rose R. Northern Ireland: A Time
of Choice. London: Macmillan, 1976.
72 O'Brien C.C. States of Ireland. London: Hutchinson, 1972. P. 13.
73 Высказывание лорда Крейгавона, цит. по: de Paor L. Divided Ulster. 2d ed. Harmondsworth: Penguin Books, 1971. P. 105.
|
|
172
пропорционального представительства и возврату к мажоритарной системе сначала на выборах в местные органы власти, а в 20-х годах и на выборах в парламент. В общинах с католическим большинством политики-протестанты, как правило, удерживали власть благодаря джерримандерингу*, ограничениям избирательного права, неоднократной подаче голосов одними и теми же избирателями. Классическим примером предвзятого определения границ между избирательными округами является второй по величине город Северной Ирландии Лондондерри, в котором католики и сторонники националистической партии составляли большинство и избирателей, и жителей в целом, но тем не менее твердое большинство в городском совете принадлежало юнионистам. Таким образом, правление большинства не смягчалось ни правом меньшинства на вето, ни автономией. Заметная дискриминация католиков имела место и при назначении на посты в государственном аппарате.
Принцип решения, которого стали придерживаться британские правительства и консерваторов, и лейбористов после мощного взрыва насилия в 1968 г., был подчеркнуто сообщественным, предполагавшим совместное участие в органах исполнительной власти, хотя подобная «большая коалиция» чужда британской политической традиции. Это обстоятельство служит еще одним доказательством того, что исторические традиции не всегда имеют решающее значение. Лондон восстановил в правах и принцип пропорционального представительства в форме системы единого передаваемого голоса. Однако следует сказать, как такая форма реализации сообщественного метода хуже, чем голосование по партийным спискам, принятое в континентальных европейских сообщественных системах, поскольку она максимально повышает возможность выбора избирателя и соответственно ослабляет силу и свободу маневра лидеров сегментов**. Были также устранены злоупотребления при проведении выборов, наносившие ущерб католическому меньшинству. Конституционное собрание,
|
|
* Джерримандеринг — манипуляции с границами избирательных округов,
«нарезка» округов таким образом, чтобы максимально увеличить шансы на успех
кандидата правящей партии. (Прим, ред.)
**Принцип единого передаваемого голоса представляет собой одну из разновидностей пропорциональной системы, при которой избиратель ранжирует
кандидатов по степени предпочтительности, а победители определяются с помощью довольно сложного подсчета суммы баллов. Эта система наиболее адекватно
отражает предпочтения избирателей и повышает шансы кандидатов, «наименее
неприемлемых» для всех. В то же время она не побуждает лидеров партии к поиску предвыборных компромиссов. (Прим. ред.)
173
избранное в 1975 г. на основе пропорционального представительства, с самого начала знало, что его проекты должны исходить из идеи совместного осуществления власти.
Проблема для формирования и утверждения сообщественности в Северной Ирландии заключается не в том, что она теоретически невозможна (напротив, она представляется единственно разумным решением, если не считать возможности раздела страны), а в том, что она не может быть введена вопреки воле одного из сегментов, особенно наиболее многочисленного. Большинство лидеров протестантов, равно как и их рядовых сторонников, продолжают выступать против совместного отправления власти с католиками. Они показали свою силу в ходе всеобщей забастовки рабочих-протестантов в 1974 г., которая парализовала всю Северную Ирландию и привела к падению правительства, сформированного отчасти на основе принципа совместного осуществления власти. Это правительство, включавшее католиков и умеренных протестантов, находилось у власти всего несколько месяцев.
В Северной Ирландии условия для сообщественной демократии, принимаемой в результате самостоятельного выбора или вводимой сверху, представляются чрезвычайно неблагоприятными. Эта страна — пример наименее подходящего для сообщественности баланса сил: она разделена на два сегмента при отсутствии равновесия между ними и при том, что один из сегментов способен доминировать в системе власти. Такую ситуацию, когда одна группа населения неизменно оказывается в большинстве, а другая — в меньшинстве, обостряет и проблема численного соотношения католиков и протестантов на острове Ирландия в целом. Как показал О'Брайен, если не смотреть на Северную Ирландию как на изолированную систему, то здесь проявляется двойной дисбаланс: в Северной Ирландии протестантов вдвое больше, чем католиков, но их «страх и подозрительность по отношению к североирландским католикам определяются не этой пропорцией, а общим соотношением католиков и протестантов на острове Ирландия, на котором католиков втрое больше, чем протестантов. Католики же Северной Ирландии хорошо осознают такое соотношение и свои права, которые, по их мнению, вытекают из этого соотношения»74.
Дисбаланс в отношениях между протестантами и католиками в Северной Ирландии, где нет никакой третьей силы, означает, что и принцип пропорционального представительства не будет способствовать формированию большой коалиции. Большинство получит столько мест, сколько ему причитается, но при этом
74 O'Brien C.C. States of Ireland. P. 11.
174
оно так и останется большинством. Та же проблема возникает и в связи с предположением Брайана Барри, считающего, что коль скоро принудительный раздел власти не срабатывает, то следует опробовать систему «сотрудничество без соучастия», основанную на более терпимом поведении большинства и принятии меньшинством на себя роли «лояльной оппозиции»75. Подобное устройство общества могло бы стать хорошей альтернативой, если бы оно формировалось в рамках ротационной коалиции, но лояльность «лояльной оппозиции» серьезно осложняется тем, что она постоянно пребывает в роли оппозиции.
Не менее негативно и влияние некоторых других факторов. Северная Ирландия не является единой нацией, в ней не существует надсегментных симпатий, которые могли бы уравновесить центробежное воздействие противоречий между сегментами. Напротив, национальные чувства лишь углубляют противоречия в Северной Ирландии: исторически большинство католиков тяготели к Ирландской Республике, тогда как протестанты оставались лояльными Британской короне. Политические традиции протестантского большинства также не дают богатой почвы для сообщественной демократии: британская модель сообщественности устанавливает свои стандарты организации власти. Ни принцип соучастия в отправлении власти, ни принцип пропорционального представительства (даже в «британской» форме единого передаваемого голоса, а не в принятом на континенте голосовании по спискам) отнюдь не являются британскими. Попытки англичан ввести эти сообщественные методы в Северной Ирландии вступают в резкое противоречие со стойким нежеланием всех британских правительств попробовать применить эти методы в самой Великобритании. Экономическое неравенство двух сегментов тоже служит неблагоприятным фактором, хотя его значение не следует преувеличивать. Угол пересечения линий религиозного и социально-классового раскола составляет 68°, а индекс ХС равен 0,56. Так что, как подчеркивает Роуз, «с учетом численного перевеса... в Северной Ирландии больше бедных протестантов, чем бедных католиков»76. Но самоощущение католиков как экономически притесняемого меньшинства в данном случае может быть более важным фактором, чем не всегда отвечающая ему реальность.
На первый взгляд, в Северной Ирландии имеют место и три благоприятных условия, но при ближайшем рассмотрении они ока-
75 Barry В, The Consociational Model and its Dangers//European Journal of Political Research 3. No 4 (December 1975). P. 405-406.
76Rose R. Governing Without Consensus. P. 289.
175
зываются либо неоднозначными, либо в целом негативными. В качестве первого из них назовем фактор размера. Положение Северной Ирландии кажется особенно удачным, поскольку она — очень маленькая по территории страна с населением всего 1,5 млн. человек и не проводит собственной внешней политики. Но небольшая численность населения одновременно означает и то, что потенциал ее политических талантов также весьма ограничен. Реальные возможности Северной Ирландии выдвинуть способных лидеров хорошо иллюстрируются примерами, которые приводит Роуз: «Если считать, что количество одаренных политиков прямо пропорционально численности населения, то Северная Ирландия... может быть уподоблена таким английским графствам, как Дарем, Чешир или Гэмпшир, или таким американским штатам, как Небраска, Орегон или Западная Виргиния». И если бы Северная Ирландия не имела своего полунезависимого статуса, то «она могла бы время от времени давать одного члена кабинета Соединенного Королевства, но судя по опыту Шотландии и Уэльса не более того»77. Малый размер как фактор содействует установлению сообщественной демократии лишь до определенного предела, и вовсе не исключено, что Северная Ирландия находится ниже этого предела.
Тесно связан с предыдущим и фактор внешней угрозы. Предположение о том, что внешняя угроза может стать побудительным мотивом сообщественности, основано на мнении, будто такая угроза непременно пробуждает чувство солидарности и наглядно показывает насущную необходимость единых и согласованных действий как лидерам сегментов, так и их последователям. Режим в Северной Ирландии постоянно подвергался внешней угрозе, правда, не смертельной, которую представляли собой зафиксированные в конституции Ирландской Республики претензии на территорию провинции, тем не менее это ирредентистское* требование не порождало устремлений к объединению и сотрудничеству. Необходимое уточнение к тому предположению, о котором говорилось выше, и к данному утверждению состоит в следующем: внешняя угроза могла служить объединяющим фактором, она должна восприниматься в качестве общей опасности всеми сегментами. В противном случае, как в Северной Ирландии, она будет лишь усугублять противоречия между сегментами.
77 Ibid. P. 179.
* Ирредентизм — первоначально: политическое течение конца XIX — начала XX вв. за воссоединение с Италией принадлежавших Австро-Венгрии земель с итальянским населением. В более широком, переносном смысле — вообще движение за национальное воссоединение. (Прим. пер }
176
Третьим, правда лишь отчасти благоприятным, фактором является изолированность сегментов. Враждующие сегменты могут сосуществовать мирно, если между ними мало точек соприкосновения, а следовательно, и мало поводов для конфликта. Противоречие между протестантами и католиками в Северной Ирландии имеет чрезвычайно острый характер, что могло бы, на первый взгляд, служить «надежным забором» между ними, заставляя их превращаться в добрых соседей. Розмари Харрис в своем антропологическом исследовании небольшой сельской общины Баллибег отмечает, что контакты «сквозь религиозный барьер» весьма немногочисленны, но если все же случаются, то «предпринимаются максимальные усилия с целью избежать обсуждения спорных вопросов». Она высказывает предположение, что именно благодаря глубоким религиозным противоречиям подобные контакты «сквозь религиозный барьер» имеют исключительно «соседский» характер78. В то же время сегменты изолированы в чисто социальном, а не территориальном отношении: хотя после 1968 г. города становятся все более «геттоизированными», католическое и протестантское население в них сильно перемешано. Как явствует из табл. 9, шесть графств раздроблены почти так же, как. и вся страна в целом.
ТАБЛИЦА 9. Религиозная раздробленность в Северной Ирландии: средние показатели по графству и общенациональные показатели (1961 г.)
| Графства | Северная Ирландия | ||
| ||||
средняя величина | средневзвешенная величина | |||
Крупнейшая группа (%) | 59,3 | 66,3 | 65,1 | |
Индекс раздробленности (F) | 0,46 | 0,43 | 0,45 |
ИСТОЧНИК: Рассчитано по данным кн.: Rose R. Governing Without Consensus. An Irish Perspective. London- Faber and Faber, 1971. P. 90.
Средние величины свидетельствуют о еще большей неоднородности графств по сравнению со страной в целом, а средневзвешенные величины показывают лишь немного меньшую неоднородность.
78 Harris R. Prejudice and Tolerance. P. 146, 199.
177
Территориальная смешанность сегментов является негативным (хотя и преодолимым) фактором не только для сообщественного устройства; она представляет собой и серьезное препятствие для раздела страны. Раздел потребовал бы значительных перемещений населения; цена этого процесса и в материальном, и в чисто человеческом плане была бы весьма высока. И тем не менее раздел страны в той или иной форме может оказаться единственным решением, если сообщественная демократия в конечном счете окажется недостижимой или неработающей. В действительности само по себе осознание того, что раздел может стать единственно реальной, хотя и крайне нежелательной альтернативой совместному осуществлению власти (если к нему добавится последовательное и настойчивое давление англичан с целью создания правительства, основанного на разделении власти), все-таки может привести к тому, что сообщественное решение в Северной Ирландии будет вопреки воле принято даже в такой крайне неблагоприятной обстановке.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 263; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!