ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНЫЕ ДЕМОКРАТИИ
4
Элементы
Сообщественности
В несообщественных
Демократиях
Четыре сообщественные демократии существенно различаются по степени близости к идеальной модели сообщественности, что уже кратко отмечалось в предыдущих главах1. Что касается степени сегментации, то в Швейцарии гораздо менее многосоставное общество, чем в остальных трех странах. Сегменты в ней нельзя выделить столь же четко, как в Австрии, Бельгии и Нидерландах, и по уровню многосоставности она попадает лишь в среднюю категорию в классификации многосоставности Вэла Р. Лорвина, тогда как остальные три сообщественные демократии занимают в ней более высокие места. Лорвин ранжировал также четырнадцать сфер деятельности в данных четырех странах (таких, как сфера образования, средства массовой информации, политические и социально-экономические организации, сфера досуга) с точки зрения уровня их сегментарной многосоставности, т.е. степени того, насколько деятельность в этих сферах организуется в соответствии с границами между сегментами. Бельгия получила «высокие» показатели по одиннадцати позициям, Нидерланды — по восьми, а Австрия — по семи. Швейцария оценивается по этому ме-
1 См. стр. 49-50, 66-68, 96-98.
141
тоду как значительно менее сегментированная страна: только по трем позициям у нее «высокий» показатель2. Что касается практики сотрудничества элит, то с этой точки зрения уровень сообщественности в Австрии и Швейцарии выше, чем в Бельгии и Нидерландах, в случае же Бельгии осложняющим фактом является то, что здесь на протяжении долгих лет сообщественные решения принимались гораздо чаще и последовательнее по тем проблемам, которые касались не столько языковых, сколько религиозно-идеологических различий.
|
|
Кроме того, положение со временем менялось. С конца 50-х годов, когда практика сообщественности получила наибольшее развитие, острота противоречий между сегментами во всех четырех странах снизилась за одним исключением — накалом эмоций в Бельгии по вопросам языка. Однако и по этой проблеме все чаще достигаются сообщественные договоренности полуфедеративного характера. Но в большинстве других сфер сотрудничество элит пошло на спад. В Австрии на смену «большой коалиции» в 1966 г. пришел однопартийный кабинет, сформированный католической партией. В 1970 г. его в свою очередь сменил кабинет социалистов. В Нидерландах социалисты и их союзники из числа мелких партий левой ориентации открыто заняли позицию отказа от сообщественности. Они решительно выступали за возврат к принципам правления большинства и полностью следовали противоречащей нормам сообщественности стратегии образования по британскому образцу «теневого кабинета», составившего оппозицию правящей коалиции в ходе избирательных кампаний 1971 и 1972 гг.3.
|
|
Наибольшее приближение к идеальному типу сообщественной демократии наблюдалось в Австрии в период кабинетов «большой коалиции» в 1945—1966 гг. Практика трех остальных стран, даже на пике, достигнутом в конце 50-х годов, по ряду существенных параметров отклонялась от «чистой» модели, хотя и подходила к ней достаточно близко, что позволяло с некоторыми оговорками относить данные страны к сообщественным демократиям. И напротив, ряд несообщественных демократий несет в себе важные элементы сообщественности.
2 Lorwin V. R. Segmented Pluralism: Ideological Cleavages and Political Cohesion in the Smaller European Democracies//Comparative Politics 3. No 2 (January 1971). P. 155. Ранее он отмечал, что только в Австрии «процесс сегментирования завершился практически полностью».
3 Подробнее о постсообщественной стадии голландской политики см.: Lijphart A. The Politics of Accommodation: Pluralism and Democracy in the Netherlands. 2d ed. Berkeley: University of California Press, 1975. P. 196-219.
142
ТИПОЛОГИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
Сообщественная демократия является одним из четырех типов в классификации, построенной по методу сочетания в различных вариантах структуры общества — «многосоставное—гомогенное общество» и поведения политических элит — «сотрудничество — соперничество» (см. схему 2). Это отчасти соответствует типологии демократических систем Габриеля А. Алмонда. Центробежный и центростремительный типы практически представляют собой то же самое, что европейский континентальный и англо-американский типы соответственно. Понятия «центробежный» и «центростремительный» употребляются здесь вместо терминов, используемых Алмондом, ради того чтобы избежать непреднамеренных географических параллелей.
|
|
С х е м а 2. Типология демократических режимов
Деполитизированный тип — это такой демократический режим, к которому, по мнению ряда крупных ученых, обнаруживших принципиально новые явления в политическом развитии того периода, шли западные демократии в начале 60-х годов. Обычно его описывали с помощью понятий «новая Европа», «либерализм заинтересованных групп» и «демократический Левиафан». Казалось, что налицо была тенденция ослабления идеологических и религиозных трений и одновременно укрепления элементов сотрудничества в процессе принятия решений. Например, Эрнест Б. Хаас утверждал, что «времена, когда одни группы населения могли надеяться на лучшее будущее, а других ждали новые испытания, уходят в прошлое». В то же время он считал, что в типичной демократии новой Европы власть должна строиться по модели «большой коалиции». Особенно это относится к области экономики, поскольку именно в ней прослеживается тенденция перехода к «демократическому планированию», характерной чертой которого, по словам Хааса, явля-
|
|
143
ется «постоянное участие в управлении — через тщательно разработанную систему комитетов и советов — всех основных добровольных объединений, существующих в европейском обществе... Постоянное согласование позиций в процессе урегулирования возникающих иногда противоречий постепенно заменит открытую конфронтацию, столкновение идеологий и классовую вражду»4. Примером может служить утвердившийся в Норвегии стиль принятия решений, описанный Стенном Рокканом. Основные экономические решения в этой стране принимаются на «проводимых ежегодно совещаниях» с участием всех заинтересованных групп: за столом переговоров «представители правительства напрямую встречаются с профсоюзными лидерами, представителями фермеров, мелких собственников, рыбаков, посланниками предпринимательских ассоциаций»5.
Выражением той же тенденции в американской демократии является то, что Теодор Лоуи назвал «либерализмом заинтересованных групп». Сущность этой философии, особенно популярной при администрации Кеннеди, точно выражена Артуром Шлезингером-младшим: «Все основные интересы общества тщательно учитываются в процессе принятия политических решений, что может быть достигнуто только в том случае, если представители или сторонники этих интересов занимают ключевые позиции в системе власти»6. Эта идея «новой Америки» поразительно похожа на обычный пример политики «большой коалиции» в новой Европе.
Четыре типа демократии, представленные в схеме 2, отражают не только разные сочетания социальной многосоставности и поведения элит, но и разную степень политической стабильности. Центробежный тип демократии нестабилен, тогда как центростремительный и сообщественный типы — стабильны. Казалось бы, поскольку деполитизированная демократия сочетает в себе способствующие стабильности свойства и центростремительного, и сообщественного типа, то она должна обладать и наибольшей устойчивостью. Но этого не наблюдается главным образом из-за дестабилизирующего воздействия той оппозиции, которую порождает недостаточная демократичность режимов такого типа. Большинство критических замечаний в адрес сообщественной демократии относятся к деполитизированному ее типу, так как последний не может оправдать сотрудниче-
4Haas E.B. Technocracy, Pluralism and the New Europe//Graubard S.R. (ed.). A New Europe? Boston: Houghton Mifflin, 1964. P. 68, 70.
5 Rokkan S. Norway: Numerical Democracy and Corporate Pluralism//£>o/?/ R.A. (ed.). Political Oppositions in Western Democracies. New Haven: Yale University Press, 1966. P. 107.
6 Цит. no: Lowi T. The Public Philosophy: Interest-group Liberalism//American Political Science Review 61. No 1 (March 1967). P. 15.
144
ство элит необходимостью преодоления острых противоречий многосоставного общества. Например, Лоуи осуждает либерализм заинтересованных групп по ряду причин, в том числе и потому, что такой либерализм в тенденции ведет к «олигополии» и «атрофии институтов общественного контроля»7. Роберт А. Даль в работе, опубликованной в 1966 г., прозорливо заметил, что со временем все большую остроту в западных демократиях начнет приобретать конфликт, порожденный самой сущностью демократического Левиафана. Уже наблюдаются признаки того, «что многие молодые люди, интеллектуалы, ученые отвергают демократического Левиафана... поскольку, по их мнению, он недостаточно демократичен: этот новый Левиафан абсолютно оторван от действительности и бюрократизирован, слишком склонен к торгу и компромиссам, непозволительно часто является инструментом в руках политических элит и технократов, с которыми критики отчасти ассоциируют и себя»8.
Неодемократическая оппозиция деполитизированному демократическому режиму может спровоцировать политическую нестабильность в силу ряда причин. В принципе она способна стимулировать поиск возможностей для возрождения соревновательности в политике, а значит, и движение от деполитизированного к центростремительному типу демократии. Поскольку при такой перемене демократический характер режима сохраняется, постольку подобный результат следует признать положительным. Однако неодемократическая оппозиция может выдвинуть и радикальные требования «демократии участия» или форму прямой внепарламентской деятельности, а это может привести к перегрузке системы принятия решений и, соответственно, к снижению эффективности власти9. Более того, реализация подобных требований может вызвать антидемократические настроения и действия как со стороны разочаровавшегося меньшинства, отстаивающего идеал «демократии участия», так и со стороны их консервативно настроенных оппонентов, не приемлющих целей и методов неодемократов.
Следует подчеркнуть, что вопреки мнению некоторых критиков, типология демократических режимов, согласно которой они делятся на четыре категории, не является ни статичной, ни чисто описательной10. Она увязывает независимые переменные, выражаю-
7 Там же. Р. 18,23.
8 Dahl R.A. Political Oppositions. P. 399-400.
9 См.: Huntington S.P. Postindustrial Politics: How Benign Will It Be?//Comparative Politics 6. No 2 (January 1974). P. 172-177.
10 См.: Obler /., Steiner J., Dierickx G. The «Burden» of Consociational Decision-Making: A Review Essay of Austria, Belgium, the Netherlands and Switzerland//Sage Professional Parers in Comparative Politics. Beverly Hills: Sage, 1977.
145
щие многосоставность или гетерогенность общества, а также поведение элит с зависимой переменной политической стабильности. В результате такой увязки любое изменение одной из независимых переменных повлияет на уровень политической стабильности рассматриваемой демократии. Более того, поскольку одной из переменных в данной типологии является политическая стабильность, постольку эта типология позволяет определить, какие из видов демократии по своей природе более долговечны (центростремительная и сообщественная демократии), а какие скорее всего ожидает недолгая жизнь (центробежные и деполитизированные режимы). Например, то обстоятельство, что тенденции развития деполитизированной демократии, которым, как казалось в начале 60-х годов, ничто не может противостоять, все же сошли на нет и даже в какой-то степени превратились в собственную противоположность, можно объяснить как непредвиденно медленным стиранием прежних различий и одновременно появлением новых (т.е. движение по горизонтали к режимам, расположенным в левой стороне таблицы, было остановлено и обращено вспять), так и имманентно присущей деполитизированному режиму нестабильностью. И наконец, данная типология демократических режимов в сочетании с рассматривавшимися ранее условиями, благоприятствующими сообщественной демократии, может подсказать, в каком направлении будет развиваться демократия нестабильного центробежного типа: к сообщественной демократии, если условия благоприятны, или, в ином случае, к недемократическому режиму.
ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНЫЕ ДЕМОКРАТИИ
Типологию схемы 2 можно интерпретировать не только как систему классификации нескольких связанных между собой идеальных типов, но и как принцип классификации реально существующих политических систем. Подобный подход позволяет отнести некоторые западные демократии к определенным категориям в данной типологии. Главная цель такой работы — определить, насколько точно западные демократии соответствуют этим категориям, элементы каких двух или более форм демократии сочетаются в практике тех стран, которые нельзя с полной определенностью отнести ни к одному из выделенных типов, в какой степени и каким образом в принципе несообщественные демократии приобретают свойства сообщественности. При такой классификации необходимо четко оговаривать временные рамки, по-
146
скольку структура общества и поведение элит, равно как и характер режима, определяемый этими двумя факторами, подвержены переменам. Хотя вероятность того, что это будет сопряжено с драматическими поворотами, подобными тем, которые имели место в Австрии, весьма мала: от центробежной демократии при Первой Республике — через промежуточный этап автократии к периоду сообщественной «большой коалиции» Второй Республики, на смену которой в 1966 г. пришел режим с чертами как центростремительной, так и деполитизированной демократии11. Относительно стран, не испытавших подобных поворотов истории, анализироваться будет «средняя» ситуация, характерная для периода после окончания второй мировой войны.
Под категорию стран центростремительной демократии подпадают англо-американская политическая система у Алмонда плюс три скандинавские страны, Финляндия и Исландия. В классификации Алмонда Скандинавия первоначально занимала промежуточное положение между англо-американскими континентальными европейскими системами, но впоследствии он включил ее наряду с Великобританией и США в группу стран с гомогенной политической культурой. Данкварт А. Растоу дал сходную оценку скандинавских стран как «группы высокогомогенных обществ»12. Такая оценка справедлива и для Финляндии и Исландии. Хотя между политическими культурами этих пяти северных стран имеются некоторые различия: Норвегия, Финляндия и Исландия сравнительно менее гомогенны. Гарри Экштейн даже утверждал, что Норвегия отличается «противоречиями между сегментами», которые он охарактеризовал как «очень значительные, острые и бескомпромиссные». Различия в Норвегии, может быть, и в самом деле несколько глубже, чем в соседних Дании или Швеции, но они кажутся весьма несущественными и безболезненно преодолеваемыми на фоне тех противоречий, с которыми сталкиваешься, попадая в более южные области континентальной Европы. Однако Экштейн такого сравнения не делает. К тому же, насколько значительны эти различия, настолько же сильно и уравновешивающее их, по словам самого Экштейна, надсегментное «глубокое чувство общности» и «социальная и политическая гомогенность, которая сглаживает все различия»13. Следовательно, Норвегию можно уве-
11 См.: Steiner К. Politics in Austria. Boston: Little, Brown, 1972. P. 409-426.
12 Rustow D.A. Scandinavia: Working Multiparty Systems//Neumann S. (ed.).Modern Political Parties: Approaches to Comparative Politics. Chicago: University of Chicago Press, 1956. P. 191.
13 Eckstein H. Division and Cohesion in Democracy: A Study of Norway. Princeton: Princeton University Press, 1966. P. 61, 67, 78, 121.
147
ренно отнести к той же самой категории, что и остальные в целом гомогенные скандинавские страны. У Финляндии есть большие основания считаться многосоставным обществом, имея небольшое шведское меньшинство и, подобно Исландии, крупную коммунистическую партию.
Что же касается второй переменной данной типологии — поведения элит, то скандинавские страны в целом следовали принципу «правительство против оппозиции». Однако это никогда не выражалось в острой конкурентной борьбе. Например, в Дании готовность к серьезным компромиссам можно обнаружить не на уровне кабинета (для этой страны характерны продолжительные периоды правления кабинетов меньшинства), а в законодательных органах. Правила парламентской игры предписывают высшим руководителям всех четырех ведущих партий по возможности прилагать максимум усилий ради достижения консенсуса. Такая gliningspolitik (данный термин Джералд Р. Макданиел переводит как «политика сглаживания»14) — наглядный пример принятия решений путем поиска взаимного согласия. В области социально-экономического планирования и управления стиль согласия в скандинавских странах общепринят, пожалуй, даже в большей степени, чем в других странах западного мира. Это означает, что из всех западных демократий скандинавские страны наиболее приблизились к деполитизированному типу15.
Из собственно англо-американских стран Великобритания, Австралия и Новая Зеландия в целом гомогенны и имеют соперничающие элиты; то же можно сказать и относительно Ирландской Республики. То есть эти страны, без сомнения, можно считать центростремительными демократиями. Однако следует отметить, что в их политической практике не всегда господствует соревновательный стиль. Даже в Великобритании правительство по важнейшим вопросам консультируется с лидерами оппозиции, а не просто «пользуется» своим перевесом голосов. Это означает, что даже Великобритания не следует чистой «британской модели». По поводу Великобритании необходимо сделать еще одну оговорку. В традиционной характеристике Великобритании как высокогомогенного общества не учитывается должным образом различие между понятиями «Англия», «Великобритания» и «Соеди-
14 McDaniel G.R. The Danish Unicameral Parliament. Ph. D. diss., University of California, Berkeley, 1963. P. iv.
15 См.: Heisler M.O., Kvavik R.B. Patterns of European Politics: The «European Polity» Model//Heisler M.O. (ed.). Politics in Europe: Structures and Processes in Some Postindustrial Democracies. New York: McKay, 1974. P. 46-48.
148
ненное Королевство». Англия в самом деле высокогомогенна, но добавление Шотландии и Уэльса делает Великобританию многонациональной страной, и этот факт в последние годы становится все более важным для британской политической жизни16. Далее. В Соединенном Королевстве к Великобритании добавляется Северная Ирландия, которая несомненно является многосоставным обществом и центробежной демократией. Еще одна страна англоамериканского типа, Канада, также представляет собой многосоставное общество. Здесь сложился ряд сообщественных механизмов для регулирования противоречий между англоканадцами и франкоканадцами. Примеры Канады и Северной Ирландии, которую британское правительство в последнее время все более старается превратить в сообщественную демократию, мы рассмотрим в данной главе подробнее.
Объединение Алмондом США и Великобритании в рамках единого англо-американского типа подразумевает, что США должны быть отнесены к категории центростремительных демократий. Несмотря на признаки увеличения числа конфликтов и ослабления политической стабильности в 60-х и 70-х годах, такое мнение разделяют практически все исследователи, работающие в области компаративистики. Однако они не учитывают, что по обоим параметрам Америка отклоняется от модели демократии центростремительного типа. Не являясь вполне гомогенной, американская политическая культура в значительной степени раздроблена, или многосоставна. Как отмечает Даль, «на Юге на протяжении почти двух столетий сформировалась особая региональная субкультура»17. В годы, предшествовавшие отделению южных штатов и гражданской войне, США явно представляли собой центробежную демократию. После гражданской войны в стране сложилась сообщественная система, в рамках которой южному сегменту была обеспечена высокая степень автономии, а его лидерам — ведущие позиции в процессе принятия решений на федеральном уровне, чему служила и практика предоставления им постов председателей в ряде ключевых комитетов конгресса и флибустьерство*. Медлительность в принятии законодательства по гражданским правам в значительной степени объясняется поведением этих сообщественных элементов,
16 См.: Rose R. The United Kingdom as a Multi-National Regime//Governing without Consensus: An Irish Perspective. London; Faber and Faber, 1971. P. 42—73.
17 Dahl R.A. Political Oppositions. P. 358.
* Флибустьерами в США принято называть тех членов законодательных органов, которые стремятся затягивать процесс принятия решений, т.е. фактически это обструкционисты. (Прим. пер.)
149
усиливавших неофициальное, но эффективное право вето, которым обладал Юг.
Существует, разумеется, и еще одна причина, позволяющая отнести Соединенные Штаты Америки скорее к многосоставным, чем гомогенным обществам: они разделены не только на южный и неюжный, но также на черный и белый сегменты. Айрин Тинкер признает правомерным такой подход и с его позиций называет американских негров «неассимилированным меньшинством в многосоставном обществе», а также утверждает, что «Америка не является и в обозримом будущем не станет гомогенным обществом»18. Следует отметить, что идеология «власти черных», хотя она не представляет собой целостной и последовательной программы, все же имеет ряд поразительно близких сообщественности черт. К ним относится прежде всего подчеркивание обособленности черного сегмента, необходимости создания сегментарных политических партий и организационно оформленных групп интересов. В результате представители сегмента могут рассчитывать на образование коалиций с различными группами и партиями. Стоукли Кармайкл и Чарлз В. Гамильтон утверждают: «Совершенно закономерно, что чернокожее население стремится прежде всего создать автономную основу политической власти... После этого черные получат возможность по собственной воле образовывать коалиции и выходить из них». С этим напрямую связано и понятие автономии сегмента: «Нам следует задуматься о черной общности как организационной основе управления всеми институтами этой общности»19. Предполагается, что сегментарные организации и автономия будут способствовать достижению большего равенства: это не просто «разделенные, но равные», а «разделенные и потому равные». Независимо от того, имеет ли эта по крайней мере частично сообщественная программа шансы на успех при наличии явно неблагоприятных факторов (недостаточно большая численность и слабость социально-экономических позиций черного сегмента, отсутствие у него четко очерченной территориальной базы), все-таки, как свидетельствует опыт европейских сообщественных демократий, сама по себе разделенность не является панацеей от неравенства.
18 Tinker I. Nationalism in a Plural Society: The Case of the American Negro//
Western Political Quarterly 19. No 1 (March 1966). P. 112, 122. См. также: Makielski S.J.
The United States as a Plural Society//Plural Societies 3. No 3 (autumn 1972). P. 29-34.
19 Carmichael S., Hamilton C. V. Black Power: The Politics of Liberation in America. New York: Random House, 1967. P. 96, 166. См. также: McCormack DJ. Stokely Carmichael and Pan-Africanism: Back to Black Power//Journal of Politics 35. No 2 (May 1973). P. 386-409.
150
ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ ДЕМОКРАТИИ
Центробежные демократии соответствуют континентальному европейскому типу политических систем у Алмонда. Примеры этого типа, приводимые Алмондом, включают Францию времен Третьей и Четвертой Республик, Веймарскую Республику в Германии и послевоенную Италию. Те же страны дают пример и центробежной демократии, но к ним следует добавить Первую Республику в Австрии, а также просуществовавшую недолго Испанскую Республику начала 30-х годов. Примеры Франции, Германии и Италии нуждаются в некотором пояснении, поскольку их квалификация (особенно Франции и Германии) как центробежных может быть оспорена и реально оспаривалась.
Четвертая Республика во Франции нередко приводится как самый характерный пример нестабильной, неэффективной и иммобильной демократии, но объяснение ее политической неустойчивости такой причиной, как гетерогенность культуры, часто подвергается критике по двум направлениям. Эрик А. Нордлингер отвергает аргумент о том, что «идеологическая перенасыщенность французской политики» и «сильно раздробленная партийная система» были главными причинами ее хронической нестабильности. Он отмечает также, что сторонникам подобного объяснения «очень удобно не замечать того, как на самом деле осуществляется во Франции политическая игра». Несмотря на то, что идеологическая риторика пронизывает предвыборные и пропагандистские кампании партий, тем не менее идеологическое позирование на публике не мешает французским политическим деятелям вести собственную игру и достигать компромисса в законодательной ассамблее и ее кулуарах. В действительности политические партии считают компромисс необходимым принципом поведения, и парламентская борьба разворачивается в основном вокруг спорных моментов; не имеющих идеологической природы20. Правда, эта характеристика относится только к центристским партиям, но не к коммунистам и голлистам, которые в период Четвертой Республики были настолько бескомпромиссны, что вообще отвергали существовавший тогда режим.
Кроме того, хотя элита центристских партий, поддерживавших Республику, в целом не была идеологизирована, это не приводило к существенному повышению уровня стабильности систе-
20 Nordlinger E.A. Democratic Stability and Instability: The French Case//World Politics 18. No 1 (October 1965). P. 143
151
мы, поскольку, как отмечает Натан Лейтес, главным признаком парламентской политической игры во Франции считалось «высокоразвитое умение политиков уходить от ответственности»21. Политическая игра велась по тем же правилам, что и игра в шары в «деревне в Воклюзе» у Уайли: и игроков, и зрителей больше интересовал сам процесс игры, чем ее результат; основное удовольствие они получали от споров игроков, которые стремились увильнуть от принятия решений22. Другими словами, политики не были твердыми приверженцами определенной идеологии, но они не были и прагматиками, стремившимися к конструктивным действиям. Неправильно считать, будто массовая политика не раздроблена по идеологическому признаку, если элиты не расколоты непримиримыми идеологическими разногласиями.
Второй критический аргумент против тезиса о культурной гетерогенности основан на фактах, объективно свидетельствующих о том, что не только на уровне элит, но и на уровне масс идеология во Франции играла незначительную роль, Филипп Е. Конверс и Жорж Дюпе показали, что французские избиратели не отличались высоким уровнем политизированности и редко когда твердо следовали за какой-либо политической партией23. Но само по себе отсутствие стабильных ориентации, которые формируются в случае принадлежности к конкретной политической силе, не означает, что политическая культура не раздроблена. Дункан Макрей убедительно доказывает, что политические водоразделы все же проходят по всему электорату, несмотря на очевидное «равнодушие среднего избирателя». Хотя политические симпатии и были нечеткими, тем не менее существовали «относительно фиксированные и не накладывавшиеся друг на друга социальные группировки», к которым имели прямой доступ «различные лидеры и средства коммуникации»24. Сочетание раздробленности на субкультуры и низкого уровня политизации может в свою очередь объясняться отрицательным отношением французов к власти вообще. Стэнли Хофман говорит о «потенциале бунта против власти»,
21 Lettes N On the Game of Politics in Franceю Stanford: Stanford University Press 1959. P. 2; см. также главу: The Struggle against Responsibility. P. 35—75.
22 Wylie L. Village in the Vaucluse: An Account of Life in a French Village. Rev. ed. New York: Harper and Row, 1964. P. 250-259.
23 Converse P. E. , Dupeux G. Politicization of the Electorate in France and the United
States//Public Opinion Quarterly 26. No 1 (spring 1962). P. 1-23. См. также: Cameron D.R.
Stability and Change in Patterns of French Partisanship//Public Opinion Quarterly 36.
No 1 (spring 1972). P. 19-30.
24 MacRae D. Parliament, Parties, and Society in France: 1946—1958. New York: St. Martin's Press, 1967. P. 333.
152
а Мишель Крозье замечает, что такое настроение «делает невозможным для любого члена группы стать ее лидером»23. Высокий уровень сплоченности внутри субкультурных сегментов — важное условие успеха сообщественной демократии Отсутствие его во Франции может объяснить разобщенность французов, остававшихся равнодушными и к политике, а также то, почему политические элиты не имели столь важного преимущества, как твердая поддержка массами политики конструктивного сотрудничества.
Вместе с тем, пример Франции свидетельствует и о том, что не следует переоценивать такую причину политической нестабильности, как неспособность решать возникающие проблемы В конце концов, как отмечает Морис Дюверже, несмотря на все пороки и слабости Четвертой Республики, она «продолжала бы существовать, если бы не война в Алжире»26. Критическим фактором стало чрезмерное бремя чисто внешнеполитических проблем, которое легло на политическую систему. Веймарская Республика с ее раздробленностью тоже могла бы выжить, если бы не исключительная сложность проблем, с которыми она столкнулась.
И наконец, если нестабильность Четвертой Республики объяснялась ее принадлежностью к центробежному типу, то можно ли большую стабильность Пятой Республики объяснять в рамках той же теоретической схемы? Стабильность центробежной демократии повышается в том случае, если общество становится менее многосоставным и/или если поведение элиты приобретает менее соревновательный характер. Оба названных условия прослеживаются во французской политике после 1958 г.27 Идеология с тех пор стала менее заметной силой во французском обществе, и в результате уровень гомогенности французской политической культуры повысился. На уровне элиты произошли менее существенные изменения. Однако влияние такого фактора, как ослабление соперничества в поведении политиков, особенно стоявших у власти правых элит, было хотя и «искусственно», но эффективно подкреплено институциональными изменениями, которые поста-
25 Hoffmann S. In Search of France Cambridge, Mass Harvard University Press, 1963. P. 8; Crazier M. The Bureaucratic Phenomenon An Examination of Bureaucracy in Modern Organizations and its Cultural Setting in France Chicago University of Chicago Press, 1964. P. 220.
26 Duverger M. The Development of Democracy in France//Ehrmапп Н. W. (ed.)
Democracy in a Changing Society. New York: Praeger, 1964. P. 77.
27 cm Cerny P. G. Cleavage, Aggregation and Change in French Politics //British
Journal of Political Science 2. No 4 (October 1972). P. 443-455; Frears J. Conflict in
France: The Decline and Fall of a Stereotype//Political Studies 20. No 1 (March 1972).
P. 31-41.
153
вили правящие элиты в более выгодное положение, обеспечив им твердое большинство в законодательных органах и контроль над институтом президентской власти. Общая эволюция французского режима шла в направлении к центростремительному, а не к сообщественному типу.
История демократии в Германии также, казалось бы, порождает сомнения относительно типологии демократических режимов и теории, на которой данная типология основана. Веймарская Германия была центробежной демократией, тогда как Боннскую Республику несомненно следует отнести к центростремительным демократиям. Это поразительный переход, поскольку в обычных условиях нельзя рассчитывать на столь быстрые и значительные перемены в политической культуре страны. Существуют три причины, убедительно объясняющие такой переход от раздробленной политической культуры нестабильной Веймарской Республики к гораздо более гомогенной культуре Боннского режима.
Во-первых, жизнь в Германии в период между концом Веймарской Республики и становлением новых институтов Боннского режима была далека от «обычных условий». Болезненный опыт тоталитарного правления, войны, поражения и оккупации резко ускорили перемены, которые естественным способом происходили бы гораздо медленнее. Во-вторых, под эгидой союзных держав осуществлялось «сознательно направляемое изменение основополагающих политических установок». По словам Сиднея Вербы, это сочеталось с «перестройкой политической культуры»28. В-третьих, коренное различие между Веймарской Республикой и Боннским режимом заключается не только в характере государственных институтов, их стабильности и эффективности, но и в территориальных границах: Боннская Германия по размеру гораздо меньше Веймарской. Утрата восточных территорий означала, как утверждает Сеймур Мартин Липсет, «что большая гомогенность Западной Германии стала гомогенностью целой нации»29.
Другой вопрос, требующий ответа в связи с квалификацией Боннской Республики как центростремительного режима, относится к характеру «большой коалиции» христианских демократов и социалистов в период канцлерства Курта Георга Кизингера,
28 Verba S. Germany: The Remaking of Political Culture//Pye L. W., Verba S. (ed.). Political Culture and Political Development. Princeton: Princeton University Press, 1965. P. 133. См. также: Conradt D.P. West Germany: A Remade Political Culture?//Comparative Political Studies 7. No 2 (July 1974). P. 222-238.
29 Lipset S.M, The First New Nation: The United States in Historical and Comparative Perspective. New York: Basic Books, 1963. P. 292.
154
т.е. с 1966 по 1969 гг. Означало ли формирование этого кабинета движение к сообщественному или деполитизированному режиму? Есть некоторые свидетельства в пользу такого мнения. Некоторыми сторонниками этой коалиции, утверждает Герхард Лембрух, двигали «традиции пропорционального представительства, восходившие к тем временам, когда смена у власти политических сил была понятием, чуждым немецкой политической мысли». Еще одним мотивом для налаживания связей, характерным и для сообщественных режимов, было нарастание политического вызова системе со стороны неонацистской Национал-демократической партии. Правда, эта коалиция не была предельно «большой», поскольку не включала либералов — небольшую, но заметную политическую силу в Германии, что составляло ее отличие от соседней Австрии. К тому же, коалиция с самого начала замышлялась как сугубо временное соглашение. Более того, много раз подчеркивалось, что это германское соглашение не будет копировать австрийскую большую коалицию, которая в целом имела неблагоприятную репутацию в Германии. Самые важные мотивы создания коалиции Кизингера имели прагматический и сиюминутный характер, что было обусловлено нежеланием христианских демократов попадать в излишне большую зависимость от либералов как от партнеров по коалиции, а также стремлением социалистов войти в правительство и утвердиться в качестве ответственной и вызывающей доверие партии. Обе партии одновременно надеялись таким образом избавиться от либералов. Как подчеркивали представители обеих партий, их сотрудничество не означало перехода на длительный срок к правлению «большой коалиции», а было временным соглашением, направленным на создание условий для подлинно двухпартийной системы, хотя, как выяснилось впоследствии, эта цель не была достигнута»30.
Италия остается классическим примером центробежной демократии, правда, и в этом случае необходимы некоторые оговорки. На низовом уровне довольно часто можно встретить добрые отношения и плодотворное сотрудничество между христианскими демократами, социалистами, коммунистами и правительственными чиновниками31. На общенациональном уровне «открытость по отношению к левым» означала наведение мостов через сегментар-
30 Lehmbruch G. The Ambiguous Coalition in West Germany//Government and
Opposition 3. No 2 (spring 1968). P. 181-204.
31 Tarrow S. Partisanship and Political Exchange in French and Italian Local Politics: A Contribution to the Typology of Party Systems//Professional Papers in Contemporary Political Sociology. No 06-004. London, Sage, 1974.
155
С х е м а 3. Пересекающиеся различия: Канада
ный водораздел между христианскими демократами и социалистами. Следующим шагом к большой коалиции, охватывающей политический спектр от христианских демократов до коммунистов, был «исторический компромисс», предложенный Энрико Берлингуэром в 1973 г. Этот шаг мог бы повлечь за собой введение главного элемента сообщественной демократии32.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 657; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!