К истории религиозной нетерпимости в Речи Посполитой



Первой половины XVII века

Прерогатива Сигизмунда III смоленской шляхте

Публикуемый документ представляет выдающийся интерес для изучения конфессиональных отношений в Речи Посполитой первой половины XVII в. Этим документом король по просьбе местной шляхты фактически отменял на территории одного из воеводств Великого княжества Литовского — Смоленского — действие Варшавской конфедерации 1573 г., которая будучи включенной в состав III Литовского Статута (III раздел 3 артикул), являлась на территории этого государства действующим общегосударственным законом. Варшавская конфедерация, как известно, гарантировала населению Речи Посполитой мирное сосуществование приверженцев разных христианских конфессий. Отменяя действие закона, король разрешал законное существование на Смоленщине лишь одной конфессии – католической.

Объявляем, что на двух сеймах граждане воеводства Смоленского обращались на нем через панов и урядников, при нас находящихся, с просьбами, чтобы мы обеспечили привилеем нашим, чтобы в Смоленске в тех областях не была допущена никакая другая вера кроме католической римской и русской, соединенной с римской церковью, излагая нам, что могущество и умножение, как всех государств, так и этой окраинной провинции зависит от согласия граждан и единения сердец, а различие в вере, разумении Господа Бога является причиной всякого несогласия, раздоров, бунтов и разрывов. Как и наши домашние примеры нам на это указывали, в особенности тот достойный сожаления пример, когда в правление королей святой памяти Казимира и Александра и великого князя Московского Ивана Васильевича из-за Руси схизматиков произошли большие беспорядки и были разорваны договоры о вечном мире скрепленные присягой, а затем княжество Северское, а за ним и княжество или воеводство Смоленское и много замков и провинций государства нашего Великого княжества Литовского из-за этого и по той же причине, несмотря на договоры и присяги были этим неприятелем заняты с помощью хитрости.

Мы тогда, считая просьбу граждан воеводства Смоленского справедливой, предотвращая повторение таких случаев в будущем /л. 90 об/ и желая того, чтобы силы этой окраины нашей не были разделены домашними несогласиями и волнениями и не оказались в опасности, обеспечиваем и устанавливаем теперешним привилеем нашим, чтобы в Смоленске и в каждом месте в Княжестве Смоленском, как во владениях наших, так и во владениях духовенства и шляхты на вечные времена ни под каким предлогом и ни под каким видом не было никакого иного разумения о Господе Боге и никакой другой веры, кроме одной святой древней католической римской и русской, соединенной с римской церковью, чтобы только одно богослужение католическое римское и русское [с ним] соединенное, в соответствии с древними правами совершалось с достойной свободой на вечные времена. Имеем несомненную надежду и убедились на опыте в нашем государстве, как и иные государства на своем опыте, что единство святой веры и богослужения католического римского согласие в нашем государстве и его могущество сохраняет, счастье утверждает и всякое благословение приносит, чего мы, желая того же Смоленску, счастливо нашим собственным трудом несмотря на опасность счастливо возвращенному из рук неприятеля по милости Божьей, даем этот лист и привилей наш с подписью собственной руки и приказали привесить к нему печать нашу Великого Княжества Литовского.

Писано в Варшаве двенадцатого дня месяца мая года от Рождества Христова тысяча шестьсот двадцать третьего, правления нашего в королевстве Польском тридцать шестого года, а в Шведском двадцать девятого.


Содержание

Введение …3
Тема № 3.Славянские страны в составе империи Габсбургов XVI – XVIII вв. …5
Тема № 4. Религиозные движения, религиозная политика и Реформация в славянских землях …20

 

 

Редактор ____________________

Подписано в печать _________ Формат 60 х 64 1/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Печ. л. ____. Уч.-изд. л. ____. Тираж 100 экз.

Заказ _____

__________________________________________________________

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

650043, Кемерово, ул. Красная, 6.

Отпечатано на участке оперативной полиграфии КемГУ.


[1] Проведитор – венецианский наместник.

[2] Проведитор обращается к дожу.

[3] Такие модели городов изготовлялись венецианскими инженерами, некоторые из них хранятся в венецианских музеях.

[4] Протекцией А. Джика называет зависимость Дубровницкой республики от Порты.

[5] Это утверждение ошибочно. Зависимость республики от Порты была установлена в XV в.

[6] Право сеймовой пропозиции – право вносить законопроекты на утверждение сейма.

[7] Вршатец – в западной Словакии.

[8] Майерское хозяйство – хозяйство барщинно-фольварочного типа.

[9] Валашские овцы – стада, находящиеся на выпасе в горах.

[10] Седлаки – держатели надела, либо полного («целый седлак»), либо его половины или четверти; тогда он именовался «надельным седлаком». Гоштяки – средние и малоземельные крестьяне.

[11] Староста, коншелы – должностные лица в вотчине.

[12] Корнхауз – в Таборском крае.

[13] Четвертник – держатель четверти надела.

[14] Халупник – держатель, имевший лишь дом с приусадебным участком.

[15] Императорский патент 1680 г. устанавливал норму работы на барщине.

[16] Двор – господская усадьба, майер.

[17] Стрых – 93,3 литра.

[18] Подсоседок – бездомный крестьянин, квартирующий на чужом дворе.

[19] Контрибуция – государственный налог с крестьянского хозяйства.

[20] Речь идет о избранном на Пизанском соборе папе Иоанне XXIII, так как в связи с расколом одновременно существовали еще два папы – Бенедикт XIII в Авиньоне и, не признавший собственного смещения, римский папа Григорий XII.

[21] В составе польского землячества преобладали немцы.

[22] Послание написано по поводу заключенного перемирия после войны польского короля Владислава II с венгерским королем Сигизмундом. В данном отрывке магистр Гус просит короля Владислава изгнать из Польши ересь симонии, столь распространенную в римско-католическом духовенстве Польши.

[23] Возглавлял процессию Ян Желивский, бывший цистерианский монах из г. Желива и будущий лидер радикального крыла гуситов.

[24] Дароносица – шкатулка со «святыми дарами» - «освященным» хлебом для верующих, которые не смогли присутствовать при причащении.

[25] Скабины – выборные присяжные судьи.

[26] Евангелие от Марка, гл. 16, 15.

[27] В русском переводе Нового завета цитата из «Второго послания к фессалоникийцам Святого апостола Павла». Гл. 3, 1.

[28] Евангелие от Матфея, гл. 23, 26-28; Евангелие от Марка, гл. 14, 22-24.

[29] Евангелие от Матфея, гл. 10, 9.

[30] Первое послание к Тимофею святого апостола Павла, гл. 6,8.

[31] Конфирмация – первое причастие, которое в римско-католической церкви дается лишь подросткам.

[32] Пребенды – доходы с церковных владений, шедшие на содержание духовенства.

[33] В данном случае имеются в виду церковные бенефиции – церковное имущество и земельные владения, приписанные к той или иной церковной должности.

[34] Речь, скорее всего, идет о иконах, так как табориты в более поздний период допускали изображения святых на монетах, печатях и знаменах.

[35] В Чехии пикартами называли секту хилиастов (см. примечание ниже).

[36] Хилиазм (от греческого chiliasmos - тысяча) – религиозно-мистическое учение о тысячелетнем земном царстве Христа, которое должно наступить перед концом света. Хилиазм получил широкое распространение в средние века и служил основной для многих еретических учений.

[37] Пять городов – Пльзень, Клатови, Слани, Лоуни и Жатец, охваченные сильным народным движением.

[38] Во время второго пришествия Христа на землю

[39] Будучи наставлен, то есть знающий четыре пражские статьи.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 266; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!