Наследственные права чешских крестьян



В 1700 г. князь Шварценберг принял решение о правах вотчинника на выморочные земли зависимых крестьян в поместье Корнхауз. Образцом для них послужили правила, действовавшие в государственных вотчинах Чехии.

2. Подданные не имеют права принимать чужих детей как собственных и... делать их наследниками... 3. Вдова после мужа, если нет детей, братьев мужа, его сестер или их детей, получает 1/3 наследства, 2 части отходят в доход господина. 8. Если подданный... умрет и не оставит после себя жены и никаких друзей, все [отходит] в доход господина. 12. Где после родителей не останется сына, дочери или их братьев и сестер, тоже подданных, их наследство... [отходит] в доход господина. 17. Если какой-либо подданный умер без наследников и перед своей смертью не знал бы, что все го наследство отходит господину, и отказал бы часть своего наследства костелам и больницам и другим бедным людям, то этого не может совершиться без согласия и подтверждения его милости…29. Что касается пустых, погорелых и разоренных войной наделов, то [решение о них принимается господином].

 

Патент о барщине для Чехии,

Выданный императором Карлом VI (1717 г.)

4. О контрибуции[19]: никакие господа не имеют права повышать своим подданным контрибуцию и перекладывать свои взносы в государственную казну на подданных. 5. ...До нас доходят различные жалобы, что подданные отягощены неумеренной барщиной, продолжающейся местами по целым неделям. Запрещается барщина в воскресенье и праздничные дни. Устанавливается недельная норма в 3 дня для упряжной и пешей барщины, от восхода и до захода солнца с перерывом на обед в 2 часа. Но во время жатвы, покоса и других не терпящих отлагательства работ, подданные обязаны работать всю неделю. Господа должны вознаградить их за это. Если в обычае меньшая барщина, чем установлено патентом, пусть так остается. 6. ...Господа не имеют права заставлять своих подданных против их воли покупать по высшей цене продукты господского хозяйства (пиво, водку, сыр, масло, рыбу, скот, птицу и т. п.) и продавать их с ущербом для себя. Это раз и навсегда запрещается. (Этот запрет не касается господского права производства и продажи пива, вина и водки, права поставлять эти напитки в корчмы. В этот запрет не входят те продукты господского хозяйства, которые по стародавнему уговору продаются по соответствующей цене и с согласия подданных) 7. Господа не должны недостойными способами переводить на себя наследство своих подданных, особенно если есть дети. (Это не касается права посмертного побора.) 9. Запрещается повышать поземельный чинш против... стародавнего обычая по желанию господ. 11. Надо быть умеренными при наказаниях, штрафах и тюремном заключении, чтобы подданные не теряли здоровья и чтобы не наносился ущерб их хозяйству.


ТЕМА № 4.

Религиозные движения, религиозная политика и Реформация

В славянских землях в XVI-XVIII вв.

1. Истоки реформационного движения в славянских землях – гуситское движение в Чехии и гуситские войны. Ян Гус: его деятельность и учение. Характеристика программных документов и взглядов представителей основных течений в гуситском движении

2. Реформация в Чехии и особенности религиозной политики Габсбургов в Чехии.

3. Особенности Реформации в Польше.

Источники

Гуситское движение в освещении современников: источники и материалы для практических занятий / Сост. и перев. Л. П. Лаптева. – М., 1992.

Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника / Лаврентий из Бржезовой. – М., 1962.

Письменные источники по истории Чехии периода феодализма (до 1848 г.) / Сост. Л. П. Лаптева. – М., 1985.

Хрестоматия по истории средних веков: в 3-х томах. – М., 1963. – Т. II. X–XV века. – С. 607–625.

Хрестоматия по истории южных и западных славян. – Минск, 1987. – Т. I. Эпоха феодализма. – С. 179–198.

 

Обязательная литература

Дмитриев, М. В. Антифеодальные тенденции в реформационном движении в Речи Посполитой второй половины XVI в. / М. В. Дмитриев // Советское славяноведение. – 1984. – № 5. – С. 27–36.

Дмитриев, М. В. Православие и реформация: реформационное движение в восточнославянских землях Речи Посполитой во второй половине XVI в. / М. В. Дмитриев. – М., 1990.

Лаптева Л. П. Гуситское движение в Чехии XV века: учебно-методическое пособие / Л. П. Лаптев. – М., 1990.

Лордкипанидзе, Д. О. Ян Амос Коменский (1592–1670) / О. Д. Лордкипанидзе. – М., 1970.

Мельников, Г. П. «Отец Отечества», борец за «правду Божью» и «божьи воины»: Чехия в преддверии и в эпоху гусизма (XIV–XV вв.) / Г. П. Мельников // Средневековая Европа глазами современников и историков. – М., 1995. – Ч. 4. От средневековья к новому времени. – С. 89–117.

Мельников, Г. П. Немцы в городах Чешского королевства (XII–XV вв.) / Г. П. Мельников // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. – М., 1999. – Т. II. Жизнь города и деятельность горожан. – С. 243–250.

Озолин, А. И. Социально-экономическое развитие Чехии в XIV – начале XV вв.: пособие для студентов исторических факультетов / А. И. Озолин. – Саратов, 1981.

Поп, И. И. Эпоха революционных бурь / И. И. Поп // Краткая история Чехословакии: с древнейших времен до наших дней. – М., 1988. – С. 66–97.

Разумовская, Л. В., Якубский В.А. Крестьянство Польши и Чехии в XII–XIV вв. / Л. В. Разумовский, В. А. Якубский // История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. – М., 1986. – Т. II. Крестьянство Европы в период развитого феодализма. – С. 185–200.

Флоря, Б. Н. Аграрные отношения в Центральной Европе / Б. Н. Флоря // История Европы: в 6-ти т. М., 1992. – Т. II. Средневековая Европа. – С. 381–387.

Флоря, Б. Н. Социально-политическое развитие стран Центральной Европы / Б. Н. Флоря // История Европы: в 6-ти т. М., 1992. – Т. II. Средневековая Европа. – С.392–404.

Флоря Б.Н. Реформация и контрреформация в странах Центральной Европы / Б. Н. Флоря // История Европы: в 6-ти т. М., 1993. – Т. III. От средневековья к новому времени. – С. 299–306.

Якубский, В. А. Крестьянство Чехии и Польши в XV в. / В. А. Якубский // История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. – М., 1986. – Т. II. Крестьянство Европы в период развитого феодализма. – С. 382–391.

 

Дополнительная литература

Иванов, Ю. Ф. Ян Гус в советской послевоенной историографии / Ю. Ф. Иванов // Советское славяноведение. – 1983. – № 5. – С. 97–107.

Лаптева, Л. П. История Чехии периода феодализма (V век – 1648 г.): учебное пособие / Л. П. Лаптева. – М., 1993.

Мацек, Й. Табор в гуситском революционном движении / Й. Мацек. – М., 1956. – Т. 1–2.

Мельников, Л. Е. Социально-экономическое и политическое развитие города в Польше, Чехии и Венгрии / Л. Е. Мельников // История Европы: в 6-ти т. – М., 1992. – Т. II. Средневековая Европа. – С. 387–392.

Мельников, Л. Е. Этническое самосознание чехов во второй половине XIV в. / Л. Е. Мельников // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма. – М., 1989. –С. 94–116.

Озолин, А. И. Из истории гуситского революционного движения / А. И. Озолин. – Саратов, 1962.

Озолин, А. И. Бюргерская оппозиция в гуситском движении / А. И. Озолин. – Саратов, 1973.

Поп, И. И. Упрочение централизованного феодального государства / И. И. Поп // Краткая история Чехословакии: с древнейших времен до наших дней. – М., 1988. – С. 39–66.

Рубцов, Б. Т. Исследование по аграрной истории Чехии, XIV – начало XV в. / Б. Т. Рубцов. – М., 1963.

Ян Гус, Лютер, Кальвин, Цвингли, патриарх Никон. – М., 1995.

Методические рекомендации

Рассмотрение темы религиозных движений, религиозной политики и Реформации в славянских землях необходимо начать с анализа истоков данных процессов. Для этого следует обратиться к истории Чехии XV в., а точнее к истории гуситского движения. Интерес представляет, прежде всего личность Яна Гуса. Покажите как происходило формирование взглядов Яна Гуса. Какие идеи были заимствованы Гусом из еретических учений классического средневековья (вальденсы, альбигойцы, хилиасты)? Кто из религиозных деятелей средневековья оказал наиболее сильное влияние на чешского проповедника? Назовите причины острой критики католицизма. Какую роль сыграл в этом «кризис папства». Дайте характеристику религиозной доктрины Яна Гуса, выявите ее социальное содержание. Интерес представляет практическая деятельность Яна Гуса и его роль в подготовке гуситского движения. Очень важно обратить внимание на такие события, как собор в Констанце и смерть Гуса и начало гуситского движения. Особое внимание обратите на анализ документа – «Прения на Констанцском соборе по делу Яна Гуса…». Выясните, какие обвинения выдвигались против Яна Гуса, что вменяли ему в вину «Отцы церкви» и, напротив, какие аргументы выдвигались защитниками чешского «еретика». О каких противоречиях внутри католической церкви это свидетельствовало.

Характеристику взглядов гуситов начните с анализа «Четырех пражских статей». Отражала ли она в 1419 году общенациональные требования? Чьи интересы выражала экономическая часть программы? Опираясь на предложенные вам источники, дайте характеристику другим течениям гуситского движения. Найдите отличия и точки соприкосновения.

Подводя итоги, необходимо определится с характером гуситского движения. В отечественной историографии советского периода господствовала точка зрения на гуситское движение как на крестьянскую войну. Согласны ли вы с этим. Какие социальные группы участвовали в рассматриваемых событиях? Сформулировали ли чешские крестьяне самостоятельную программу? Вспомните, какие идеи объединяли чашников и таборитов? Какое из направлений (религиозное, национальное или социальное) преобладало в гуситском движении.

Проследите, какие конкретные религиозные и социальные идеи объединяют гуситов и деятелей Реформации XVI века? Здесь важно найти идейные связи между отдельными течениями в гуситском движении и различными трактовками Реформации в XVI в., а так же показать отличия. Какое в целом влияние на Реформацию XVI в. оказало гуситское движение.

В рамках второго вопроса необходимо обратить внимание на то, каким образом гуситское движение повлияло на религиозную имперскую политику в чешских землях, каким образом изменилось отношение к Чехии со стороны Габсбургов именно в религиозной сфере в XVI–XVII вв. Исходя из этого и следует рассматривать историю Реформации в Чехии. Здесь важно разобраться в идейном содержании движения общины «чешских братьев» (очень важно уделить внимание личности Яна Амоса Каменского), а так же изучить основные идеи и взгляды чешских протестантов. При этом необходимо учитывать, что во владениях Габсбургов, при двух ближайших преемниках Карла V, протестантизм распространялся почти беспрепятственно. Ко времени вступления на престол Рудольфа II (1576) почти все дворянство и почти все города Нижней и Верхней Австрии исповедовали протестантскую веру; протестантов много было и в Штирии, Каринтии, Крайне. Протестантизм получил чисто политическую организацию. В Чехии, в силу «грамоты величества» (1609), протестанты имели право созывать своих представителей, содержать войско и налагать подати для его содержания. Эту грамоту Рудольф II дал чехам, чтобы удержать их за собой, когда остальные его подданные от него отложились. В Габсбургских владениях, как и в других государствах, происходила тогда борьба земских чинов с королевским абсолютизмом. Вскоре после того взаимные отношения сословий и короля обострились, и в Чехии произошло восстание, бывшее началом тридцатилетней войны, во время которой чехи утратили политическую свободу и подверглись серьезной католической реакции. Следовательно, значительная часть вопроса должна быть посвящена рассмотрению истории чешской контрреформации – деятельность Габсбургов, иезуитов, история сословного восстания 1618-1620 гг.

Третий вопрос посвящен особенностям Реформации в Польше. Здесь следует ответить на вопросы – как специфика социально-политического развития Польши отразилась на особенностях польской Реформации? Расскажите об основных течениях в реформационных кругах и о социальном составе участников реформационного движения Польши.

 

документы

Ян Гус о Вифлеемской часовне.

Из «Послания магистра Иоанна Гуса» к папе[20] (1410 г.)

Ян Гус защищал перед папой Иоанном XXIII Вифлеемскую часовню (основанную в 1391 г.) в Праге, которую хотели разрушить противники реформ. В Вифлеемской часовне Гус выступал с проповедями.

Ян Мюльгейм, рыцарь из Пардубице, и... купец Кржиж, пражский ме­щанин, по Божьему внушению... поняли, что, хотя в Праге и много церковных зданий сооружено для богослужения, однако ни одно из них не посвящено исключительно цели проповеди слова Божия, и священники, проповедующие на общепонятном чешском языке слово Божие, обыкновенно ходят по домам верующих: а посему подлежит для этой цели создать особое... здание, дабы тем дать возможность верным Христу [жителям] Праги собираться в определенном месте... для слушания слова Божия на родном чешском языке.

 

Из «Хроники» Пражского университета

В лето Господа 1348-е император Карл основал в Праге всеобщее обучение теологии, каноническому праву, медицине и [свободным] искусствам... Итак, этот университет был разделен на четыре национальности: чешскую (богемскую), баварскую, польскую[21] и саксонскую...

...в ректорство магистра Генинга Бальтегагена произошло разногласие между чешским землячеством и остальными тремя землячествами, именно баварским, польским и саксонским, по поводу желания короля, чтобы университет поддержал его и кардиналов в желании сложить с себя подчиненность папе... И еще в том же году (1409 г.), когда от короля Франции и от Парижского университета явилось торжественное посольство к... королю Венцеславу, пребывавшему в то время в Горах Кутных, он вызвал к себе ректора университета с докторами и магистрами, в числе которых были… Ян Гус, тогда уже магистр свободных искусств. Выслушав посольство по вопросу о сложении с себя подчиненности обоим тогдашним папам... непобедимый король римлян и Чехии Венцеслав в тот же день щедро даровал чехам три голоса, руководствуясь примером Парижского университета, по образцу которого и был основан и университет Праги. Эти его дарование были смущены другие национальности (баварское, польское и саксонское землячества), они составили между собой дьявольский заговор и поклялись лучше уйти и никогда, больше не возвращаться в Прагу, чем признать за чехами, этими мужиками короля, три голоса, в... отягощение других национальностей.

В лето Господа 1409-е, около праздника Св. Георгия, когда по настоянию короля Венцеслава чехи избрали в ректоры магистра Зденека, на это остальные национальности своего согласия не дали, и произошел великий раздор между землячествами. Итак, во исполнение своей клятвы чужие национальности удалились из Праги кто пешком, кто верхом, кто в повозках

 

Ян Гус о Кутногорском декрете.

Из «Послания магистра Иоанна Гуса» (1410 г.)

...король Вацлав... даровал жителям своего королевства в Пражском университете три голоса, чем оказал предпочтение перед чужими народностями.. Жители Чешского королевства, настоящие чехи, как светские, так и духовные лица – в силу королевского декрета... должны пользоваться особыми привилегиями в совещаниях и управлении, в занятии первых мест и должностей для успеха и чести самого короля и его королевства... Чешский народ, послушный своему королю, должен быть в чешской земле превознесенным над всеми другими народностями…Ныне же, напротив, оказывается, что иностранцы приглашают самих хозяев – чехов к этому участию, потому что захватили в свои руки некоторые важнейшие части управления...

 

Ян Гус о церкви. Из сочинений и писем Яна Гуса

...Разве можно священникам возбранять читать закон Божий по-чешски или по-немецки? Верующие должны «Отче наш», которое Христос говорил по-еврейски, а Св.Матфей написал по-еврейски, учить по-чешски, если хотим быть спасены...

...И так же как господа не могут брать меча духовного, так и духовенство не должно захватывать меча телесного, чтобы впредь епископы по-светски не господствовали, чтобы не развратничали, чтобы проповедовали...Телесный меч принадлежит господам, чтобы им веру и правду Божью защищали.

..Под именем церкви невозможно разуметь пап с кардиналами, потому что они глубже упали в беззакония, нежели другие христиане.

 

Ян Гус о реформе церкви. Из письма Яна Гуса польскому королю Владиславу II (10 июня 1412г.)[22]

... наияснейший государь, кажется же весьма нужным как для Вашего Величества, так и для... короля Сигизмунда... изгнать ересь симонии из ваших держав. Ибо невозможно надеется на искоренение ее другим способом, так как она влила свой яд всюду в такой мере, что трудно найти такое место, где бы можно было встретить духовенство и народ не пораженным ересью симонии. Кто ныне рукополагает в сан епископский бескорыстно, ради славы Божьей и ради спасения своей души и народа? ...Наше симонствующее, гордое, распутное и разнузданное духовенство обвиняет меня в ереси, дабы унизить меня в глазах народа и осудить. Но надлежит ли мне вследствие этого замолкнуть? Нет! ... Горе мне, если буду молчать! Лучше умереть, чем остановиться на пути лукавства, потому что этот путь сделал бы меня участником неправды, а затем и ада...

Магистр Иоанн Гус, недостойный священник Христов

 

Прения на Констанцском соборе по делу Яна Гуса.

Из письма итальянского гуманиста Поджо Браччолини

Автор письма – секретарь папской курии, был направлен в Прагу, чтобы передать там Гусу приглашение на Констанцский собор.

Вместе с Гусом Поджо прибыл в Констанцу, где присутствовал на заседаниях собора, был очевидцем бурных прений, которые предшествовали вынесению смертного приговора. До знакомства с Гусом Поджо был его противником, но затем превратился в горячего сторонника великого реформатора и мыслителя.

...Поднялся председатель собора, несколько раз поклонился королю (императору Сигизмунду) и собравшимся отцам церкви и прочел имена всех, имевших право голосовать... Всех имевших право голосовать, кроме короля, оказалось 88 лиц...

..председатель собора предложил Гусу отречься..., но тот чех... начал говорить следующее: «Я обращался к Богу с мольбой просветить Духом Святым смятенную душу мою, и не изменил своего намерения: не могу отречься ни от одного положения, написанного мною или же проповеданного. Но я отметаю от себя все то, что лживо высказали… против меня все эти свидетели... Впрочем я утешаюсь вместе с иными сынами правды, тоже оклеветанными лжесвидетелями и осужденными не за то, что неправо судили о таинстве причащения, не за убеждение их... но за то именно, что говорили и учили против римского епископа, утверждая ту истину, что по своему чину он совершенно равен остальным епископам...».

После того поднялся страшный крик: посыпались на Гуса проклятия и послышались требования голосования. Голосование происходило следующим порядком: сначала голосовали курфюрсты и их представители, затем князья, архиепископы, епископы, далее представители краев и городов…

Эйнбеккен (представитель курфюрста Саксонского):...Здесь... выставлено всему миру такое зрелище, которого наш брат священник должен стыдиться. Мы видели, как угрожали священники и миряне смертоносным оружием этому хранимому [Богом] человеку, который безоружным пустился в путь по чужой земле, затем, без всякого расследования дела, бесправно ввергнули его в заточение, как убийцу; молитву его о просвещении с неба осмеивали, чего не допускают и язычники... Вместо того, чтобы предоставить проповеднику свободу высказать свое учение, ему заграждали уста шумом и криком, дабы не дать возможности никому понять его желаний и стремлений…Голосую за свободу, честь и жизнь. «Да»!

Курфюрст Кельнский: Тот, кто не слушает угрозы, должен послушать метлы. Если не помогают и оба эти средства, как этому чеху, тогда он уподобляется тому несчастному, коего должна удавить петля на эшафоте. «Нет»!

Архиепископ Лондонский: Если бы у этого чеха было десять жизней, тогда я взял бы у него семь жизней за его речи о таинстве причащения. Но и остальные три жизни я не оставил бы ему: во-первых, за то, что он унижал наместника Христова; во-вторых, за то, что он обнажил духовенство, не оставив ему и клочка для того, чтобы прикрыть свою наготу, и, в-третьих, за то, что он сбил с пути много народа, предоставив народу право самому судить о делах веры; между тем народу спасительнее ничего не знать и простодушно верить. Пусть сгинет этот чех! «Нет»!

Епископ Эйхштедский: ...Спрошу я, какую пользу оказали церкви все прежние кровавые суды над еретиками, раскольниками и язычниками с самого начала лих судов? Решительно никакой! Поэтому я голосую не за смерть, а за полное сохранение Гуса... «Да»!

Епископ Лютихский: Кто коснется короны папы, чрева священника, тот – дерзок, кто же проповедует простому народу Библию – мечет бисер перед свиньями, и тем грешит против Святого Духа. Поэтому я проклинаю Гуса и... пусть он будет сожжен. «Нет»!

Епископ Нассауский: Кто гасит свет, тот желает тьмы и сна. Я считаю Гуса светом, озаряющим долгие зимние ночи в нашей церкви, и, думается мне, не должно насильно гасить этого света, потому что мы и гак уже очень долго спали. Ради своей чести я голосую за жизнь и свободу Гуса «Да»!

Епископ Констацский: ...Если завтра не сожжем Гуса, то послезавтра народ сожжет всех нас, здесь прибывающих. Пусть он умрет' «Нет»!

Пап из Хлюма: ...Все [римско-католическое духовенство] представляет собой презренную толпу кутил, паскудников и глупцов... Долго мы сетовали на это перед наивысшим пастырем (Богом), но вместо исправления, дела ухудшились, а распоряжений и требований о денежных платежах в пользу Рима прибывало. Из-за неправедной войны с неаполитанским королем римский наместник прислал даже целую армию сборщиков во все христианские земли, а также и в Чехию, с таким распоряжением, что каждый, кто бы не помог ему деньгами... получил прощение грехов не только настоящих, но и будущих. Вследствие сего в разумном нашем народе возникло неудовольствие, индульгенции были сожжены, а сборщики денег прогнаны... Именем своего короля и всех чехов я клянусь в том, что чехи страшно отомстят на храмах, монастырях и попах в случае дальнейший терзаний или смерти Гуса... Кто имеет уши слышать, пусть услышит. Жизнь и свободу Гусу. «Да»!

...Когда пересчитали все голоса, то оказалось, что за смерть Гуса было 45 голосов, не считая голоса римского легата и императора Сигизмунда... и Сигизмунда спросили: «Ваше Величество, император! Каково ваше окончательное решение: за учение Гуса или против? Признаете ли его еретиком, заслуживающим смерти? ...Вопрошаемый взволнованным голосом ответил так: «Продолжаю утверждать, что Гус – еретик и по праву вполне заслуживает смерти сожжением, если не отречется...».

...По прочтению приговора поднялся крик: с одной стороны кричали о насилии, с другой – о виновности Гуса... Все были столь разгорячены, что ломали столы и бросали обломками их. Во время этого шума государь удалился. Мог бы удалиться и Гус, если бы захотел. Он, однако, возвратился в свою тюрьму. Когда в храме уже никого не было, противники Гуса хватились его. Они распорядились ударить в набат и сторожить городские ворота... Однако, войдя в тюрьму, они нашли Гуса, стоящим на коленях и усердно молящимся.

 

Ян Гус и Констанцский собор (1414–1415 гг.)

Из «Гуситской хроники» Лаврентия из Бржезовой

Лаврентий из Бржезовой (1370 – ок. 1437 гг.) – магистр Пражского университета, известный писатель и хронист, автор «Гуситской хроники» (1414-1422). Сторонник умеренного крыла гуситского лагеря, чашник.

В то же, именно 1414-е лето... начал собираться в имперском городе Констанце всеобщий собор для установления единства церкви и восстановления мира, ибо в то время церковь была разделена на несколько частей. На этом соборе...присутствовало три патриарха, 23 кардинала, 27 архиепископов, 106 епископов... 103 аббата... Присутствовало там также лично 28 королей и светских князей, 78 графов, 676 баронов, нобилей и рыцарей... 718 публичных женщин... На этот же собор прибыл лично магистр Иоанн Гус..., который постоянно нападал в своих проповедях на лицемерие, роскошь, алчность, пышность, симонию и другие грехи духовенства и обличал их... чем вызвал в духовенстве... большую к себе ненависть... в 6-ой день месяца июля, магистр Иоанн Гус... муж славной жизни и чистых нравов... Констанцским собором был приговорен к смерти. Он был... на неком лугу привязан к столбу, обложен вязанками соломы и дров; он был поглощен пучиной огня...

 

О свержении коншелов Нового города

Документ повествует о событиях в Праге 30 июля 1419 г., которые послужили сигналом к всеобщему выступлению гуситов.

Года того же, 1419, в воскресенье, в день Св. Авдона, большая процессия направилась от костела Марии Снежной к костелу Св. Стефана, однако перед ними костел... закрыли, тогда они двери костельные выломали, насильно вошли в костел и там святую мессу служили тело и кровь Господа Иисуса Христа под обоими способами простым людям раздавали. После этого, вернувшись опять к той процессии, остановились у ратуши, требуя от бургомистра и коншелов того же, и говорили, чтобы все заключенные, которые принимали под обоими способами тело и кровь Господа Иисуса Христа, были освобождены. Однако ни бургомистр, ни коншелы, ни судьи этого сделать не захотели. И в этот момент кто-то из ратуши бросил камень в священника[23], который нес дароносницу[24] с Божьим телом. Из-за этого вся процессия пришла в сильное возбуждение и, ворвавшись в ратушу, Бургомистра Яна Подвинского, Климента Шчястника, Ромашка дубильщика, коншелов Чапека Патриарха, Рехла деревщика, Яна Гумпольца... – всех этих названных господ, из них некоторые жестоко, грубо и безжалостно убили, других выбросили вниз из окон на пики, копья и мечи и, если на мечах не прокололись, их здесь же добивали ... Эти события вызвали у врагов чаши большой страх.

 

Четыре Пражских статьи

Мы, бургомистры, консулы, и скабины[25], и вся община г. Праги, столицы королевства Богемского, от своего имени и от имени всех других верных этого королевства постановляем: да будет известно всем верным во Христе, что все верующие в королевстве Богемском стоят за нижеследующие четыре статьи и с помощью Божьей будут стоять за них жизнью или смертью своей, насколько им это будет возможно.

Во-первых, пусть слово Божье в королевстве Богемском проповедовалось священнослужителями Господними по уставу свободно и беспрепятственно, согласно словам Спасителям: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари»[26]. Ибо по словам апостола, «слово Божье не связано», не должно проповедоваться, как сказано в Писании: «...чтобы слово Господне распространялось и прославлялось повсюду»[27]. И, как сказано в первом послании к коринфянам, глава 14-я: «Никому не должно запрещать говорить в церкви на разных языках».

Во-вторых, пусть таинство святой и божественной евхаристии свободно предоставлялось всем верным христианам, не отягченным никаким смертными прегрешениями, под обоими видами, т.е. хлебом и вином, согласно словам и установлениям самого Спасителя, который сказал: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое», и «пейте из нее, ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов»[28].

В-третьих, чтобы были отняты у духовенства светское обладание богатством и частная собственность на землю, которую оно захватило вопреки заветам Христа, в осуждение своего долга и к ущербу для самой светской власти, и чтобы само духовенство вернулось к той апостольской жизни по Евангелию, какую вел сам Христос со своими апостолами, согласно слову Спасителя: «И, призвавши 12 апостолов, послал их с таким предписанием и словами: не обладайте ни золотом, ни серебром, ни деньгами в местах вашей деятельности»[29]. «Будем довольствоваться, если есть у нас пища и есть чем тело прикрыть»[30].

В-четвертых, пусть все смертные грехи, особенно вызывающие общественный соблазн и... противные закону Божию и совершенные представителями какого бы то ни было сословия, подавляются и искореняются подобающим образом теми, кому это ведать надлежит. Достойны смерти не только совершающие эти грехи, но и потакающие им, а грехи эти среди мирян следующие: блуд, чревоугодие, воровство, человекоубийство, ложь, клятвопреступление, занятие промыслами с мошенническими... целями, занятие волшебством, корыстолюбие, ростовщичество и прочие подобные [грехи].

Среди же духовенства такими грехами будут ересь, именуемая симонией, денежные поборы за совершение таинства крещения, за конфирмацию[31], за исповедь, за таинство святой евхаристии, за елеосвящение, за венчание, денежные таксы за заказные обедни, за заупокойные обедни, за молебны... за проповеди, за погребение, изгнание бесов и звон в колокола, за освящение церквей, алтарей, часовен, за получение пребенд[32] и бенефициев[33], за получение духовных званий как высших, так и низших, денежные поборы при купле-продаже индульгенций и все бесчисленные, возникающие отсюда и оскверняющие церковь Христову ереси. Нечестивые и неправедные обычаи, как-то: бесстыдные сожительства, дающие незаконнорожденных сыновей и дочерей, и другие мерзости, гнев, ссоры, пререкания, вздорное и произвольное сутяжничество с простыми людьми, терзающие и разоряющие этих последних, ненасытное взимание платежей, выспрашивание пожертвований и бесчисленные вымогательства у простых людей путем лживых обещаний. Все это вместе и по отдельности взятое пусть каждый преданный Христу раб Божий и верный сын матери своей церкви обязуется преследовать и в себе самом и в других и как самого дьявола ненавидеть и клеймить...

 

Провозглашение чашниками гуситского правительства

...после того как мы осознали... разнообразные крупные бедствия – бури, опустошения и пожары, насилия и прочие неурядицы, которые были вызваны в нашем Чешском королевстве отсутствием единства воли, разума и ревности к истинам, ясно провозглашенным Священным Писанием... наш долг требует... восстановить и поддерживать всеобщее благо этого королевства. Поэтому мы и созвали общий сейм чешской земли, на котором... обсудили и заключили настоящий договор, в силу моего мы устанавливаем и решаем следующее:

Прежде всего, мы хотим охранять и оборонять нижеуказанные Божеские истины... против всякого, кто вздумал бы препятствовать или вредить нам в их осуществлении. Содержание этих истин выражается в следующем [далее следовало сокращенное изложение четырех пражских статей].

...венгерский король Сигизмунд, который со своими пособниками больше всего причиняет нам вреда, – ведь от его несправедливости и жестокости все чешское королевство потерпело большой урон, – не должен считаться или приниматься нами, пока мы живы... разве только на то была бы Божья воля и дали бы на то свое согласие пражские магистры, чешские бароны, таборитские общины, рыцари, рядовые воины, города и прочие чешские общины, которые приняли или примут истины [указанные в четырех статьях]...

...мы сообща и единогласно наметили из нашего круга 20 мудрых, стойких и верных людей ... для управления и руководства верховными делами чешского королевства. Этим должностным лицам, правителям и директорам всем вместе... даем... полную власть и права для управления, умиротворения и для всяческого успокоения чешской земли, для прекращения споров, разногласий и непорядков всякого рода, возникших и возникающих в чешском королевстве среди общин и отдельных лиц, и обещаем исполнить с несокрушимой верностью... все то, что вышеназванные директора и правители решили бы сообща и единогласно или, по крайней мере, большинством голосов обеих сторон принять, сделать или высказать, или если бы они приказали кому-либо из нас честно и без промедления взяться за дело, вести его и выполнить до конца; в особенности обязуемся повиноваться им в том случае, когда от нас всех или от некоторых из нас потребовалось бы спешная помощь и защита отечества и других стран; при этом мы обещаем... лично за себя... выполнять все их распоряжения там, где будет приказано нам находиться.

...но эта власть должна рассматриваться всегда как исходящая от нас, как нами руководимая и получающая от нас директивы. Согласились также на то, что если бы кто-нибудь захотел уклониться от присоединения к этому договору и к благословенным, вышеназванным статьям, его должно принудить к этому решением вышеуказанных правителей... Точно так же директора во всех тяжелых случаях, которые они... не сумели бы решить ни сами, ни по предписанию закона Божия, должны пригласить к себе 2 духовных лиц: магистра Яна Пржибрама и священника Яна [Желивского]... выслушать их добрый и правильный совет и воздавать каждому по праву и справедливости. Было прибавлено далее, что правители и директора не должны вверенную им вышеуказанным порядком власть удерживать долее, чем до ближайшего праздника Св. Венцеслава, за исключением того случая, если бы мы в течение этою времени получили с Божьей помощью короля…

 

Основание Табора.

Из«Гуситской хроники» Лаврентия из Бржезовой

Гуситские проповедники в духе Евангелия от Иоанна организовали паломничество в горы. Табор стал одним из мест, где была организована одна из новых христианских общин. [1419 г.] ...Священники с примкнувшим к ним народом взошли на большую гору... и на самой вершине соорудили из полотен большой шатер наподобие часовни. В этой часовне, совершая богослужение... они усерднейше приобщали святых тайн и причастия стекавшийся... туда народ... дали той горе название Табор... Все называли себя там братьями и сестрами; богач разделял там заранее приготовленную пищу с бедняком. Не разрешалось там пить ничего такого, от чего можно было бы опьянеть... ни о чем другом они не говорили, кроме как о том, что относится к спасению душ и возвращению клира к прежнему положению, согласно преданию раннего христианства. Когда слух об указанном выше стал распространяться и по более отдаленным краям, то число приходящих со дня на день стало заметно увеличиваться...

 

Взгляды Яна Желивского (Из проповедей)

О Яне Желивском нет почти никаких биографических сведений. Известно, что он был членом монастырского совета в Жилеве (юго-восточная Чехия). Около 1418 года началась его проповедническая деятельность в храме Марии Снежной Нового города в Праге. Сохранились лишь немногие проповеди Желивского.

...священники должны убеждать верующих примером всей жизни, а не знамениями и чудесами. Какое знамение совершили Ян Гус и Иероним, когда в свой последний час остались верными своему делу, сильными и мужественными? Вот это настоящее знамение...

Они [священники] недостойны учить других и направлять их, пока сами не выучатся и исправятся. Пусть это слышат прелаты, магистры, священники, папа и все остальные... На каком основании папа римский изменяет законы, заповеди, установленные Иисусом Христом и апостолами? Откуда берется столь большая власть папы?... Магистры и прелаты обогатились вымогательством у бедноты, они прославляют царство антихристов, их вера устремлена не к солнечному лику Христа, а к лику прелюбодея и потаскухи... Богатый священник всегда лжет и лишь богатства ищет в этом мире.

...По вине господ страдает народ... Тот, кому сказано, чтобы любил ближнего своего как самого себя, вешает и истязает, но сам не хочет быть повешенным или казенным, хотя грехи его во многом раз больше... Кто держит богатства этого света, владеет им не по праву. Угнетение есть грех, в котором человек обвиняется перед Богом...

...Не являются достойными хлеба, кто не заботится об общем благополучии, будь то король или князья, присяжные судьи и придворные бездельники, которые гнушаются работой и похваляются своей роскошью, в то время как другие надрываются на них в тяжелой работе... Только тот, кто действительно работает, может говорить: «Хлеб наш насущный», все остальные едят хлеб как воры и разбойники. Это торговцы, короли, князья, рыцари, коншелы... прелаты, которые не работают вместе с народом, как сказано в Евангелии. Тех всех, здоровых и сильных, Священное Писание не предписывает кормить, а должны кормиться трудом рук своих, согласно словам апостольским: «Кто не работает, тот не ешь».

...Приходят минуты великого кровного боя за закон Божий против тиранов, и королевское войско будет разбито, как во времена пророков.

...Ибо те, кто воюет за правду Христову, ведет войну дозволенную и могут воевать ничего не опасаясь, как воевал Моисей, имея на го справедливую причину.

 

Религиозное учение ранних таборитов

(Реконструкция чешским историком Й Палацким)

Тому, о чем ясно не сказано... в Библии, христиане не должны верить... и кромеБиблии не следует никогда читать для потения и проповеди никаких сочинений святых докторов или каких-либо магистров и светских мудрецов: ведь это люди, которые могут ошибаться; поэтому кто изучает семь свободных искусств... тот подражает язычникам, является суетным человеком и впадает в смертный грех против учения Христа.

Обедню не следует петь ни по-латыни, ни на каком-либо другом языке, кроме народного языка, и следует совершать ее в обычном платье и во всякое время, выпуская все прочее, кроме благословляющих слов, так как их произнес сам Христос, так, а не иначе, должна совершаться обедня.

Каждая церковь, каждая часовня и каждый алтарь, выстроенные не во имя Бога, а во имя какого-либо святого, должны быть разрушены или сожжены как место идолослужения. Никто не должен ни изготовлять, ни иметь, ни почитать изображений небесных или земных предметов или какую-либо картину, ведь это было бы идолопоклонством[34]. Никто не должен молить и пристать святых на небе о помощи или заступничестве у Бога, ведь это было бы идолослужением. Мощи и останки святых не следует ни хранить в церквях их имени, ни почитать их, как священную память об этих святых...

Бесполезно и неразумно молиться, поститься и подавать милостыню за упокой душ умерших, и таким образом не должно быть никаких заупокойных обеден и всенощных. Сорокадневный пост, посты в равноденствие, всенощные по пятницам и другие всенощные бдения не должны соблюдаться, как установления антихриста, но в эти дни всякому надлежит есть мясо или что ему заблагорассудится.

Священники, не возведенные в епископский сан, могут, если того пожелают, выбрать... священника своим епископом, а этот последний может посвящать в священники дьяконов или мирян. Ни один священник, который впал бы в смертный грех или какую-либо ересь не имеет права благословлять тело и кровь Иисуса Христа или крестить или отпускать грехи.

 

О деятельности таборитов из анонимной хроники

В течение этого же 1419 г и двух последующих лет табориты выступали во многих местах, опустошая города и местечки, монастыри, обители, странноприимные дома, разрушая церкви и алтари, а некоторые из них и сжигая и беспощадно убивая застигнутых там верных сынов католической церкви. Они разрушили до основания все богато обеспеченные королями и князьями обители и монастыри, расположенные как в сельских местностях, так и в городах Чехии... Я прохожу молчанием разрушение монастырей, расположенных в сельских местностях маркграфства Моравии.

 

Учение о конце света таборитов и пикартов[35]

Из«Гуситской хроники» Лаврентия из Бржезовой

В 1419 году большинство таборитов, особенно выходцев из крестьянской и плебейской среды, в соответствии с хилиастическими[36] проповедями части гуситских священников ожидали Второго пришествия Христа. Эти представления объединяли их со сторонниками секты пикартов (хилиастов). Однако не дождавшись «явления Иисуса Христа» табориты стали отходить от сектантских идей, в то время как пикарты продолжали воплощать мечты о «царстве Божьем на земле».

…Наше время будет концом света, го есть уничтожением всего злого на этом свете. Это время – не время жалости, милосердия и прощения злым людям, сопротивляющимся закону Божьему все противники закона Божьего должны быть уничтожены мечом и огнем... Светские и церковные люди должны обагрить свои руки кровью злых. Все имущество врагов Божьих должно быть отнято, сожжено или уничтожено. В это время каждый, кто ждет и услышит слова Христа, убегайте на горы, а кто не уйдет из городов, деревень и местечек на горы или на Табор, тот грешит смертельно.

Также братья таборитские в это время мести являются божьими ангелами, посланными на горы вывести добрых из городов, деревень и местечек... являются божьими защитниками, посланными, чтобы изгнать все злое из царства Христова... В это время мести останутся только пять городов[37], в которых спасутся люди, если в них убегут, а все другие города, деревни и местечки со всеми, кто в них пребывает, должны быть уничтожены или сожжены. Супруги один без разрешения другого могут уходить на горы или убегать в те пять городов, а также дети и все другие.

Не следует избирать на земле никакого короля, ибо будет царствовать сам Христос. Священники не должны иметь никаких вознаграждений, наследственных владении, скота, коней, дворов, домов... ничего другого, кроме того, что им было дано из милосердия и чтобы они не желали пользоваться светским правом во владении этим имуществом.

 

Описание социально-политических взглядов радикальных таборитов и пикартов Яном Пржибрамой

Ян Пржибрам — магистр Пражского университета, являлся видным деятелем партии чашников и активным политическим противником таборитов.

В это время[38] не будет на земле ни королей, ни властителей, ни подданных, исчезнут все подати и налоги, никто никого не будет принуждать к чему-либо, ведь все одинаково будут братьями и сестрами.

Как в городе Таборе нет «моего» и «твоего», но все общее, так и всегда должно все быть общим для всех и никто не должен иметь отдельной собственности, а кто таковую имеет, повинен в смертном грехе.

Сообразно с этим они находят нужным учить, что не подобает впредь ни иметь короля, ни выбирать себе такового, но что теперь сам Бог хочет быть королем над людьми, и правление должно быть передано в руки народа; что всех господ, дворян и рыцарей следует ниспровергнуть и уничтожить, как неправильно растущие деревья в лесу; что должны теперь подати, налоги и платежи вместе со всякой княжеской властью и светским владычеством... что даже прежний закон Божий... в разделах о терпении, о повиновении королям и господам, а также о податях и т.д., должен быть признан недействительным, гак как каждый будет иметь закон Божий написанным в своем сердце.

 

Ученик пикартов о хлебе и вине

из «Гуситской хроники» Лаврентия из Бржезовой

Но в это время не дремал и дьявол и... пустил в народ новое, еще более вредное и раньше державшееся в скрытом виде заблуждение, словно прикрытую плащом ересь... именно, что хлеб и вино, пресуществленные при положенном священнослужении пресвитера, не суть истинное тело и кровь [Христовы], но являются после священнодействия пресвитера только освященным хлебом и вином, которые верующие христиане должны вкушать и пить в память страданий Христа... И вот этим невежественным, еретическим, негоднейшим и противным всему Писанию учением заразилось весьма много мужчин и женщин особенно в округах Жатца, Пльзня и Праги и даже тех, которые раньше с большим усердием и благословением, проливали слезы, почти ежедневно причащались тайн святой евхаристии... И не хотели они больше делать коленопреклонения и произносить молитвы и хвалы, как они обыкновенно раньше делали перед святыми дарами и Христом, и истинным Богом, истинно содержащемся в этом таинстве... Среди таких был Сигизмунд, вассал из поместья Ржепан близ Градца, и много других вассалов и простых крестьян того и другого пола.

 

Умеренная программа 12 статей,

предложенная таборитами чашникам и общине г. Прага

Из«Гуситской хроники» Лаврентия из Бржезовой

Мы, община таборитов и вся община пришельцев, предлагаем вам, общине пражской, нижеследующие статьи:

Во-первых, чтобы принятые взаимно между нами положения и предписания соблюдались и выполнялись с той и другой стороны во всей своей неприкосновенной чистоте.

И еще, чтобы не терпеть и не оставлять без наказания ни одного явного грешника, как-то: прелюбодеев и прелюбодеек, распутников и распутниц, соблазнителей и соблазнительниц, блудников и блудниц, как явных, так и тайных, бездельников и бездельниц, разбойников и всех противников Бога, какого бы они ни были общественного положения и сословия. И еще, чтобы не допускалось под страхом установленных наказаний распитий в кормчих, каких бы то ни было напитков, а также внесение их, как только согласно разрешению. И еще, чтобы не носили роскошных одежд и не допускали бы ношение другими слишком против Господа Бога драгоценных, как-то: пурпурных, расшитых, тканных серебром или тисненных, вырезных, серебренных поясов, застежек и всяких украшений и драгоценностей, располагающих к гордости.

И еще, чтобы заботились о том, чтобы под страхом соответствующих наказаний ни в ремеслах, ни на рынке не было обманов, утайки материалов, чрезмерной наживы... хитрости, надувательств

И еще, чтобы устранены были не согласные с законом Божьим права народов и неверных и тевтонских и чтобы все управление, суд и все распоряжения производились сообразно с божественным правом.

И еще, чтобы священники, которые должны служить примером, соблюдали порядок, установленный Богом, и подражали апостолами и пророкам...

И еще, чтобы все платежи священникам были обращены на общее благо и чтобы уничтожены были ростовщические сделки на дома, на лавки и на что-либо другое, где бы это не оказалось и чтобы упразднены были всякие лихоимные записи, чтобы священники содержались по усердию верующих.

И еще, чтобы изгнали от себя всех противников истины Божьей и беглецов и изгнанников к себе не принимали...

…чтобы упразднили и разрушили все еретические монастыри, ненужные церкви и алтари, иконы, сохраненные явно и тайно, драгоценные украшения и золотые; и серебряные чаши, и все антихристово насаждение, идолопоклонство и симонические заблуждения, не исходящие от Господа нашего...

 

Призывы умеренных таборитов

Из«Гуситской хроники» Лаврентия из Бржезовой

...Всякий господин, вассал, горожанин или крестьянин, который, будучи наставлен[39]... по примеру их самих [таборитов], не примкнет к ним всем своим существом, всякий такой пусть будет уничтожен или убит... и имущество его пусть будет разграблено. Исчезнут все... власти, и прекратятся подати, и окончится всякое господство князей и светская власть… Верным следует придерживаться лишь и верить только в то, что ясно и отчетливо сказано в Писании… Все человеческие предания и церковные установления... должны быть отменены… Не следует соблюдать никаких постановления вселенской церкви…ибо следует довольствоваться только соблюдением святого Евангелия.

 

В таборитском лагере.

Из«Гуситской хроники» Лаврентия из Бржезовой

Вожди... таборитские... начали отбрасывать всякую обрядность церковную и постановления святых отцов церкви, касающиеся совершения богослужения... избегая установления церкви, совершали священное богослужение... выступая в серых одеждах... совершали таинства не на освященных алтарях, но под открытым небом иди и домах за простым столом, накрытым полотняным платком... [Они]... насильно стали отменять напутствия умирающим, отбирать... книги церковных песнопений вместе с церковными чашами и дарохранительницами... Чаши же, дарохранительницы и другие церковные серебряные сосуды они продавали ремесленникам-ювелирам... избегая совершать таинства в храмах и на освященных алтарях, утверждая, что храмы принадлежат не Богу, а скорее, дьяволу или идолам... где только могли, они храмы разрушали и сжигали .

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 710; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!