Концепции и подходы к определению природы власти



Концепции и ведущий представитель Содержание
Теологическая (ученые-богословы) Власть – это божественное установление, потребность в ней обусловлена «естественной греховностью» человека
Биологическая (Ф. Ницше) Власть – это механизм обуздания биологической агрессии, заложенной в человеке
Бихевиоризм (Ч. Мерриам, Г. Лассуэл) В основе поступков человека лежит стремление к власти, это доминирующий мотив политической активности
Психоаналитическая (З. Фрейд, К. Хорни и др.) Власть – это способ господства бессознательного над человеческим сознанием
Структурно-функциональная (Т. Парсонс) Власть – это отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ролями (например, роль управляющих или управляемых)
Социальная конфликтология (потенциально-волевая) (К. Маркс и др.) Власть – это господство и подчинение, возможность или способность политического субъекта осуществлять (навязывать) свою волю
Дуалистическая (М. Дюверже) Власть двойственна: 1) является инструментом господства; 2) средство интеграции

 

Поведенческий подход Социологический подход
§ Природа власти объясняется биологическими и психическими особенностями человека § Природа власти объясняется через определенную систему социального взаимодействия

Существуют и другие трактовки власти; все существующие подходы к определению сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многозначность этого политического феномена.

 

Тесты

Укажите, какие понятия и определения соответствуют друг другу.

а) кратология; б) легальность; в) меритократия; г) геронтократия; д) власть; е) политический режим.   1) совокупность методов достижения политических целей и осуществления власти; 2) наука о власти; 3) юридическое обоснование законности политической власти; 4) принцип управления, при котором власть принадлежит старейшим; 5) способность, право или возможность одних людей оказывать решающее воздействие на других; 6) форма правления, опирающаяся на принцип индивидуальных заслуг членов правящей элиты.

Что понимается под «легитимностью власти» в политологии?

а) передача власти от одного субъекта другому;

б) навязывание взглядов, политических установок одним субъектом другому;

в) проявление готовности граждан подчиняться воле руководителей, признание значительности их власти;

г) характер политического лидерства.

Как называется наука о власти?

а) партологией;

б) кратологией;

в) политологией;

г) идеократией.

Что понимается под категорией «основание власти»?

а) иррационалистическое понимание власти;

б) характеристика власти вообще;

в) потенциальные возможности власти, т.е. средства, которые могут быть ею использованы;

г) средства, которые уже используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных целей.

Что понимается под политической властью в правовом государстве?

а) умение навязать свою волю другим;

б) использование элитой своих преимуществ;

в) управление слабыми со стороны сильных;

г) делегирование обществом государству политических полномочий.


Тема 3. Государство

Понятие и сущность государства. Теории происхождения

Государства.

Типология государственного устройства.

Правовое государство и гражданское общество

Понятие и сущность государства.

Теории происхождения государства

 

Государство – это основное средство осуществле­ния политической власти, центральный институт политической системы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значе­ниях: в узком значении – как институт господства, как носитель го­сударственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении – как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь его смысл охватыва­ет и «государство» (в узком смысле), и «общество».

В современной науке государство в узком смысле понижается как учреждение, организация, обладающая верховной властью на определенной территории. Оно су­ществует наряду с другими политическими организация­ми: партиями, профсоюзами и т.п.

Общие признаки государства.Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждо­му из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размы­ты. Это следующие общие признаки.

1. Публичная власть, отделенная от общества и не совпа­дающая с организацией всего населения, наличие слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает го­сударство от родо-племенной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчиваемая границами государства. За­коны и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровно-родственному, религиоз­ному или какому-нибудь еще признаку, а на основе тер­риториальной и обычно этнической общности людей.

3. Суверенитет, то есть верховная власть на определенной территории. В любом обществе имеется множество влас­тей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государ­ство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физическо­го уничтожения человека. Возможность лишить граж­дан высших ценностей, каковыми являются жизнь и сво­бода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у госу­дарства имеются специальные средства: оружие, тюрь­мы и т.п., а также органы: армия, полиция, службы без­опасности, суд и прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служа­щих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.

6. Обязательность членства в государстве и невозможность проживания вне государств. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребыва­ние в которой добровольно и не обязательно для населе­ния, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-го­сударств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство — субъ­ект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации при­знаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современ­ном международном праве выделяются три минимальных  признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Отмеченные выше признаки отличают государство от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения и эволюции.

Причины возникновения государства.Государство появляется в результате разложения родо-племенного строя, постепенного обособления от общества слоя вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:

а) развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффек­тивности в специальную отрасль и образование для этого специального органа – государства;

б) возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации (марксизм). Не отрицая влияния этих факторов, большинство совре­менных ученых все же не связывают существование го­сударства непосредственно с возникновением частной собственности и классов. В некоторых странах его обра­зование исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе исторического развития по мере стирания классовых противополож­ностей и демократизации общества государство все более становится надклассовой, общенациональной организа­цией;

в) завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер,
Л. Гумплович и др.). Влияние завоеваний на образование и развитие государства несомненно. Однако его не следует абсолютизировать, упуская из виду другие, зачастую более важные факторы;

г) демографические факторы, изменения в воспроизводст­ве самого человека. Имеется в виду прежде всего рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а также запрет кро­восмешения и упорядочение брачных отношений между родами. Все это повышало потребность общностей в регу­лировании взаимосвязей этнически близких людей;

д) психологические (рациональные и эмоциональные) фак­торы. Одни авторы (Т.Гоббс) сильнейшим мотивом, побуж­дающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасе­ние за жизнь и имущество. Другие же (Дж.Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа — государства, способ­ного лучше обеспечить права людей, чем их традицион­ные формы общежития. Контрактные теории государст­ва подтверждаются некоторыми реальными фактами. Так, например, договорная система княжения существо­вала в Древнем Новгороде, где с приглашаемым на опре­деленный срок князем заключался договор, невыполне­ние которого могло повлечь за собой его изгнание. Под прямым влиянием теории «общественного договора» со­здавалось американское государство — США. И все же, несмотря на эти и некоторые другие исторические факты, реальное государство возникло не в результате добровольной передачи индивидами части своих прав специально созданному для защиты граждан и общества органу, а в ходе длительного естественно-исторического развития общества;

е) антропологические факторы. Они означают, что госу­дарственная форма организации коренится в самой об­щественной природе человека, ее развитии. Еще Аристо­тель утверждал, что человек как существо в высшей степени коллективное может существовать только в рам­ках определенных форм общежития. Государство, подобно семье и селению, «есть естественная форма об­щежития». Оно возникает в результате развития чело­веческой природы и с помощью права вносит в жизнь людей справедливые, нравственные начала. Идеи Арис­тотеля используются современными естественно-исто­рическими концепциями государства, которые рассмат­ривают его как органически присущую человечеству на определенной стадии развития форму общежития, без которой общество обречено на деградацию и распад. Некоторые сторонники антропологического объяснения го­сударства утверждают, что в его основе лежит не только социальная природа человека, но и его прирожденное несовершенство, проявляющееся в невозможности индивидуального существования, а также в агрессивности и конфликт-ности.

В научной литературе отмечаются не только названные выше, но и некоторые другие факторы, влияющие на обра­зование государств и их особенности: географическое поло­жение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородные земли и т.д. Много­численные исследования показали, что государство возни­кает и развивается под воздействием целого ряда факто­ров, среди которых едва ли можно выделить какой-нибудь один в качестве определяющего.

Итак, государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Функции отражают главные на­правления деятельности государства, его предназначения. К внут­ренним функциям государства можно отнести экономическую, социальную, организаторскую, правовую, политическую, образова­тельную, культурно-воспитательную и др.

Экономическая функция заключается в организации, координа­ции, регулировании экономических процессов с помощью налого­вой и кредитной политики, создания стимулов экономического рос­та или осуществления санкций, в обеспечении макроэкономиче­ской стабильности.

Социальная функция государства – забота о человеке как о чле­не социума: удовлетворение потребностей людей в жилье, работе, поддержании здоровья, образовании; поддержка незащищенных групп населения и т.д.

Организаторская функция заключается в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнении ре­шений, формировании и использовании управленцев, осуществле­нии контроля за исполнением законов, осуществлении координа­ции деятельности различных субъектов политической системы и т.д.

Правовая функция включает обеспечение правопорядка, уста­новление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан.

Политическая функция государства состоит в обеспечении по­литической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке программно-стратегических целей и задач развития общества.

Образовательная функция реализуется в деятельности государства по обеспечению демократизации образования, его непрерывности, предоставлении людям равных возможностей его получения и т.д.

Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов лю­дей, формирования высокой духовности, гражданственности.

Среди внешних функций следует выделить функцию взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами, а также функцию обороны страны.

Теории происхождения государства. Древнейшей из всех является теологическая теория, возникшая с первыми рабовла­дельческими государствами. Ее представители (в Средние века – Фома Аквинский, в наше время – Д. Эйве, Ж. Маритэн) исходят из того, что источником государственной власти яв­ляется божественная воля: государство существовало всегда, оно вечно и народ должен во всем ему повиноваться. Основанием этой теории является вера в бога, божественное нача­ло всего сущего. Однако и в других современных теориях не отрицается, что в возникно­вении государства определенную роль сыграли жрецы, храмы, религия, церковь. Государство есть некая часть универсального порядка, создателем и правителем которого является бог. Цель и оправдание государства – предоставить человеку удовлетворительные средства существования, дать основу для морального и умственного развития.

Одной из известных с древних времен является патриархальная теория. Ее родона­чальником является Аристотель, который объяснял происхождение государства разраста­нием семьи и трансформацией отеческой власти над детьми в государственную власть мо­нарха над своими подданными, обязанными ему подчиняться, а он должен проявлять о них отеческую заботу. Патриархальная теория трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Государство, согласно этой концепции, возникает в результате соединения родов в племена, племен в общности, государства. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те, в свою очередь, должны повиноваться правителю.

Договорная теория, как и другие, зародилась в глубокой древ­ности. Ее родоначальником является древнегреческий философ Эпикур, считавший, что государство покоится на общественном договоре. Люди создали государство на ос­нове добровольного соглашения для обеспечения общей справедливости. Теории «общественного договора» (XVII–XVIII вв.) (Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо) акцентируют внимание на роли психологических, рациональных и эмоциональных факторов в процессе возникновения государства. Государство рассматривается здесь как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. По мнению Т. Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, являлся страх перед агрессией других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество. Дж. Локк ставит на первый план человеческий разум, веру в то, что государство способно лучше обеспечить естественные права человека (на жизнь, свободу и частную собственность), чем традиционные, догосударственные формы общежития («естественное состояние»).

Ирригационная теория обращает особое внимание на то обстоятельство, что в неко­торых регионах земного шара земледелие было невозможно без искусственного орошения (например, в Древнем Египте), поэтому возникла необходимость в организации крупных общественных работ по строительству ирригационных сооружений (плотин, каналов и т.п.). Для этого и был создан специальный аппарат – государство.

По мнению сторонников теории насилия (Л. Гумплович,
К. Каутский), государство возникло потому, что в первобытном обществе сильные племена покоряли слабые, и что­бы управлять завоеванными территориями и обеспечивать покорность, создали специаль­ный аппарат управления и подавления. Государство есть результат прямого политического действия – внутреннего или внешнего насилия, завоевания. Следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителям государства. Оно становится органом управления побежденными. В результате завоевания возникает не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность.

Согласно марксистской тео­рии происхождения государства, на определенном этапе формирования общества вследствие развития его производительных сил (отделения скотоводства от земледелия, появления ремесел, торговли) появляются излишки продуктов сверх необходимого для личного потребления, и они накапливаются в руках отдельных лиц, т.е. возникает частная собственность, что, в свою очередь, приводит к расколу общества на классы с противоречи­выми интересами (богатые и бедные, рабы и рабовладельцы). В результате экономически господствующему классу (рабовладельцам) понадобилось государство как специальный аппарат, «машина», с помощью которой можно удерживать в повиновении угнетенный класс. Происхождение государства объясняется расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда и появления частной собственности. Государство появляется как результат непримиримости классовых интересов, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев.

Политическая теория, наряду с классовыми, выделяет и другие причины возникновения государства:

а) углубление общественного разделения труда, выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов;

б) демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека. Здесь имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории. Выделяются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства (географические, этнические и т.п.). Итак, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых различные концепции выделяют обычно одну в качестве определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1264; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!