Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия



Понятие «мир» как мировоззренческая категория сформировалось в дофилософский период в мифологии. Это было связано с процессом выделения человека из природы. Представления о круге предметов, явлений, ценностей, о системе отношений, образующих жизненную сферу человека, воплотились в категории «мир».

В содержание «мира» входят: та часть природы, которая включается в сферу практической и познавательной деятельности, общественные связи и отношения (общество – мир человека), способы и продукты творчества предшествующих поколений (мир культуры).

Философская картина мира включает в себя в качестве важнейшего компонента представление о бытии – той универсальной точки опоры, которая связывает, объединяет мир и человека, и благодаря которой человек может рассчитывать на познание истины, достижение поставленных на ее основе целей деятельности, верить в торжество добра и справедливости, преодолеть свою осиротелость и отчуждение. Поиски бытия – это поиски предельного, фундаментального основания для мира и человека в их единстве, что гарантирует миру и человеку устойчивое существование.

Проблема бытия (и сам термин) была поставлена античным философом Парменидом в V в. до н.э. Бытие у Парменида в его философском значении стало обозначать то, что имеется за миром чувственных вещей, что едино и неизменно, в чем заключается вся полнота совершенств, среди которых главными являются Истина, Добро, Благо. Оно не возникает и не уничтожается, оно вечно, нескончаемо во времени и ни в чем не нуждается, оно постижимо лишь разумом.

Человечество в своей истории всегда стояло и стоит перед выбором: либо признать бытие, т.е. нечто истинно сущее, что не возникало, а потому вечно, нескончаемо во времени, неуничтожимо, и жить «с оглядкой» на него, либо объявить свое собственное существование самодостаточным, автономным, не нуждающемся в бытии как основе и гаранте существования человека и мира.

Одни философы считали, что бытие открывает подлинным мир сущностей и является окном, позволяющим взглянуть из мира явлений на действительность. Из них одни отождествляли бытие с тем или иным видом сущностей (огонь, вода, атомы, монады), а другие различали чистое существование (подлинное бытие) и причастные ему сущности («мир чистых идей» у Платона, Бог – Абсолют в христианстве, Абсолютная идея у Гегеля). Другая группа философов считала «бытие» пустым понятием и либо требовала его заменить позитивным содержанием наук (позитивизм, марксизм), либо отождествляла бытие с человеком (экзистенциализм: человек и только он один есть подлинное и предельное бытие).

Признание бытия делает мир серьезным и ответственным, предсказуемым и уравновешенным. Философия бытия не оставляет места для человеческого отчаяния, причиной которого является отсутствие надежды. Если философия отрицает бытие, то она тем самым говорит людям, что «все есть тщета», «суета сует» и игра, а потому ничего не следует ждать, не надо лелеять надежду на то, что есть нечто, находящееся за миром чувственных вещей, нечто, превосходящее и превышающее человеческое существование и гарантирующее порядок в мире.

 

Русская религиозная философия и бытии

Русская философия выступила с резкой критикой не только рационализации понимания бытия, но и сведения его к формам человеческого познания и шире – существования. Приговор субъективному бытию был суров: мировоззрение, в котором власть Абсолюта сменилась «властью призрачных феноменальностей» (Н. Бердяев). Неизбежно ставит на первое место вопросы земного благоденствия. Человек, перестав ощущать опеку сверхчувственного бытия, обожествил человеческий род, себя самого и свои потребности. Вера в Абсолют заменяется верой в человека и его неограниченные возможности окончательного социального переустройства, создания на земле такого общества, в котором все люди будут счастливы, а все их потребности – удовлетворены. Люди впадают в соблазн считать себя творцами мира. Подобный соблазн заведет (и уже завел) их в тупик, ибо идея земного рая – это утопия. О чем говорит и Священное Писание, и учение Отцов Восточной Церкви.

Русские философы связывали то или иное решение проблемы бытия со спецификой мировоззрения, мироощущения народа, людей определенной культуры. Они считали, что философские проблемы и их решения подпитываются духовными запросами людей. А точнее, являются их отражением и тот факт, что философия Запада, начиная с Декарта и Локка, признавала первичными. Непосредственно данным, самоочевидным сознание, знание, а не бытие, напрямую связан с мировоззрением, господствующим в западноевропейской культуре того времени. Поэтому Декартов принцип. Поставивший на место безусловного бытия реальность «я». Отождествляющий бытие с субъектом познания, воспринимался европейцами как само собой разумеющийся, понятный и бесспорный. Философия. Объявляющая первичным сознание, мышление, есть субъективный идеализм. Начиная с Декарта, мало кто сомневался в самоочевидности и достоверности названного идеализма.

Специфика русского мировоззрения, базируется на ином. По сравнению с западным, мироощущении. Поэтому на русской почве не мог вырасти на Декарт, ни Кант и др. Специфику такого мироощущения С.Л. Франк описывает следующим образом: «Непосредственное чувство. Что мое бытие есть именно бытие, что оно (мое бытие) принадлежит бытию всеобщему и укореняется в нем и что совершенное жизненное содержание личности, ее мышление как род ее деятельности просуществует только на этой почве, - это чувство бытия, которое дано нам не внешне, а присутствует внутри нас (не становясь тем самым субъективным), чувство глубинного нашего бытия, которое одновременно объективно, надиндивидуально и самоочевидно, составляет суть типичного русского онтологизма». То есть для русского мироощущения существование бытия как такового, в его трансцендентности (в его независимости от всякого познания и знания о нем) является более очевидным и смысложизненным, чем существование моего «я» и сознания, которым оно обладает. В таком мироощущении не доминирует субъективизм, ориентированный на утверждение самодостаточности. Автономности, закрытости и своеобразия нашего внутреннего мира, нашей способности мыслить, сознавать, безотносительно к бытию как таковому. В этом мироощущении неустранимо чувство сопричастности человека и его внутреннего мира чему-то, что превышает способности и возможности конечного бытия людей, неустранимо ощущение того, что «мы в нашем бытии и через него непосредственно связаны с бытием как таковым, существуем в нем и обладаем им совершенно непосредственно – не через познающее сознание, а через первичное переживание.Потому-то русская религиозная философия, питающаяся соками русского мироощущения, тяготеет к онтологизму, а не к той или иной форме субъективного идеализма.

Сознание не есть нечто первичное; первично бытие, а укорененность человека в бытии делает возможным само сознание. Нельзя отождествлять содержание сознания, а тем более предметное, с бытием. Наше «я», наше сознание и познание есть проявление, выражение бытия в нас и через нас. Не бытие обязано нам своей возможностью открываться, явиться, обнаружиться, а мы обязаны ему, ибо только наша укорененность в бытии обеспечивает нам возможность постижения мира как через мышление, так и с помощью переживания. Что же касается переживания, то оно раньше и глубже, непосредственнее связывает нас с бытием, чем это делает рассудочно-разумное познание. К бытию вообще, а тем более к бытию Абсолютному (Божьему), нельзя прийти через суждения, через логическую процедуру дедукции (умозаключение от общих суждений к частным или другим общим выводам) или индукции (логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу). Нельзя доказать бытие Бога. Можно только из Него исходить, приняв его изначально до всякого познания, до суждения, до сознательного осмысления; принять нерациональным сознанием, т.е. открыть вначале Бога в сердце. Знание не есть отражение, а еще хуже – конструирование бытия; оно – самораскрытие, самооформление, самоявленность бытия (Н. Бердяев).

Спасти человека может только сам Бог по мере того, как Он завладеет человеком. Если тот стремится погрузиться в Божественное бытие. Религиозному православному чувству не понятно разделение религиозной жизни на внутреннюю (субъективно-личностную) и внешнюю (объективно-надличностную). Именно бытие в Боге – суть русской религиозности, которая определила философское решение темы бытия. Религиозный онтологизм стал основанием философского онтологизма.

Русскому мироощущению и русской религиозной философии было чуждо представление об индиивдуально-личностной сфере как подлинном бытии. Духовное творчество русских мыслителей (как светских, так и религиозных) было направлено на уяснение глубочайших онтологических, бытийственных истоков человеческой жизни. Религиозные философы осудили разрыв с Абсолютом, подвергли критике новоевропейского человека, который слишком пристрастился к себе самому, возгордился своей автономностью и возжелал быть богом на земле. Они считали такую мировоззренческую установку соблазном, грехом, ведущим в социальный, политический, нравственный тупик. Выход из него русские религиозные философы видели в укоренении такого мировоззрения. Которое признавало бы, что бытие дано изначально, до всяких форм человеческой деятельности: практической и теоретической. Нельзя, считали они, идти в познание к бытию, как к объективной и абсолютной истине. Напротив, нужно исходить из бытия как изначально данного нашему целостному сознанию, в котором нет еще деления на субъект и объект, а есть полнота слияния человека и Абсолюта. Знание – самораскрытие бытия, происходящее в недрах самого же бытия; познающий же субъект не должен брать на себя функцию главного члена в отношении субъекта – объект, не должен, следуя Канту, утверждать, что он конструирует мир явлений в опыте своего сознания: человеку необходимо смириться с тем, что его индивидуальное сознание есть лишь медиум (от лат. medius – средний), т.е. посредник между миром и Абсолютом.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 2071; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!