Основные проблемы русской философии и этапы ее развития.



Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Основы предмета русской философии составляли:

· проблема человека;   

       · космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);

· проблемы морали и нравственности;

· проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);

· проблема власти;          

 · проблема государства;

· проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии);   

 · проблема будущего.

Можно выделить следующие основные этапы русской философии:

- период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;

- философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);

- философия XVIII в.; - философия XIX в.; - русская и советская философия XХ в.

Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX – XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства – Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).

Основными темами ранней русской философии были:

1) моральные и нравственные ценности;

2) объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;

3) государство; 4) право; 5) природа.

Русская философия XII – XVII вв. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и философии приходится на XIII – XVII вв. (Радонежский, Аввакум и Никон)

Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись:

1) сохранение русской духовности; 2) христианство; 3) борьба за освобождение;

4) устройство государства; 5) познание.

Русская философия XVIII в. (материализм и социально-политическая философия) включает два основных этапа в своем развитии:

-философию эпохи петровских реформ;

-материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.

К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.

Основной направленностью их философии была социально-политическая:

1) вопросы устройства монархии; 2) императорской власти, ее божественности и нерушимости;

3) прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других); 4) войны и мира.

Основными представителями материалист-го направления были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.

Основные направления русской философии XIX в.

1) декабристское; 2) монархическое; 3) западническое и славянофильское;

4) революционно-демократическое; 5) атеистическое; 6) теологическое; 7) философию космизма.

Основные направления русской философии ХХ в.

Русская (и советская) философия ХХ в. представлена, главным образом:

1) философией марксизма-ленинизма; 2) философией космизма;

3) естественно-научной философией; 4) философией «русского зарубежья».

 

 

Общая характеристика философии 19 – 20 вв.

Философская мысль ХХ в. находилась под непосредственным воздействием противоречивого, драматичного развития человеческой цивилизации.

ХХ в. – это эпоха:

– социальных катастроф;   – антигуманных политических режимов;

– многочисленных локальных и мировых войн; – разрушения природной среды;

– кризиса гуманистических ценностей; – научно-технической революции;

– расцвета знаний и образования и др.

Другими словами, ХХ в. – это век конфликтов разумного и неразумного в жизни и деятельности человека, их очевидного и крупномасштабного противостояния.

Основными фил-ми течениями эпохи были: иррационализм; рационализм; гуманизм; персонализм.

1. Иррационализм – направление в философии, определяющее инстинкт, внутреннее чувство, интуицию, любовь как главные источники, которые предшествуют рациональному познанию.

Он образовался как реакция на негативные проявления человеческого разума в общественной жизни. Иррационализм интересуют бессознательные эмоционально-волевые процессы, такие как интуиция, инстинкты, воля.

Культ разума вытесняется резкой критикой иррационализма, знание – верой, исторический оптимизм – пессимизмом, а идея прогресса – неверием в него.

Иррационализм выступил с критикой против гордого и высокомерного разума. Согласно иррационализму мир неразумен и неупорядочен, он противостоит человеку как нечто внешнее и абсурдное, стихийное и неподвластное.

2. Рационализм – совокупность философских направлений, которые центральным пунктом своего анализа считают разум, рассудок, мышление с субъективной стороны и разумность, логический порядок вещей – с объективной.

Рационализм образовался как выражение прогресса знания, науки и техники, их огромных успехов в Новое время.

В ХХ в. рационализм развивался под непосредственным воздействием научно-технической революции и перехода ряда стран в стадию постиндустриальной цивилизации. Для рационализма ХХ в. характерен сциентизм – преувеличение роли науки в общественной жизни. Это направление представляет собой культ научно-технического разума, его защиту и оправдание.

К рационализму ХХ в. относятся:

– неопозитивизм; – структурализм; – неорационализм; – критический рационализм.

Философский рационализм ХХ в. представляет собой уверенность в способности знания быть социальной силой и пружиной дальнейшего восходящего развития цивилизации.

3. Гуманизм – философское направление, представляющее собой рефлектированный антропоцентризм, исходящий из человеческого сознания и имеющий своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам или используя его для целей, не достойных человека.

Основной мыслью гуманизма в ХХ в. была проблема бытия человека в современном мире, поиск путей гуманизации общественных отношений.

4. Персонализм – направление в философии, для которого человек является действующей и мыслящей личностью, которая занимает определенную позицию.

Формой проявления персонализма является философская антропология.

Персонализм ХХ в. отстаивает свои позиции в противовес неореализму и логистике.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 5473; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!