Основные черты средневековой философии



Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V – ХVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творения. Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I – V вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V – XIII вв. н.э., в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения.

Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160-220), Август Блаженный (354-430), Боэций (480-524), Фома Аквинский (1225-1274), Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Уильям Оккам (1285-1349), Николай из Отрекура (XIVв.)

Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творения и догмат откровения.

Согласно догмату творения:

— Бог сотворил окружающий мир из ничего;

— творение мира есть результат акта Божественной воли;

— мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;

— природа не может творить сама себя;

— единственным творческим началом во Вселенной является Бог;

— Бог вечен, постоянен и все проникающ;

— подлинным бытием является только Бог;

— сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу;

— поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен;

— нет четкой границы между Богом и Его творением.

Согласно догмату откровения:

— мир можно познать, только познав Бога;

— Бог недоступен для познания;

— несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя через откровение – Библию;

— единственный способ познания Бога и всего сущего – толкование Библии;

— Бога можно познать лишь сверхъестеств-м путем, благодаря особой способности человека – вере.

Особое место в средневековой теологической философии занимает проблема добра и зла.

Средневековая теологическая философия, в отличие от античной практически не противопоставляет материю и идею (форму), материализм и идеализм.

 

Значение средневековой теолог-ой фил-и для последующего развития философии в том, что она:

— стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени;

— сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения;

— способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология – самостоятельное учение о познании);

— способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;

положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии как результатам соответственно практики номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания (Я – концепция, рационализм);

— выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешении

 

Античная философия.

Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в V—IV вв. до н. э. Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Первых философов называли «физиками» (от греческого phisis — природа). Главным вопросом Древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу — кто родил сущее, то философы ищут субстанциальное начало — из чего все произошло. Так, родоначальник греческой философии Фалес , рассматривал все существующее многообразие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного начала — воды . Излагая учение Фалеса о воде как начале.

У Анаксимена — воздух . У Анаксимандра —апейрон («бесконечное») — неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначало.Одним из наиболее крупных философских учений является учение Гераклита Эфесского . Главное произведение Гераклита — «О природе». Гераклит в качестве начала Вселенной рассматривает огонь . В учении Гераклита он выступил как субстанция бытия, поскольку пребывает всегда равным самому себе, неизменным во всех превращениях и как первоначально, конкретная стихия. Мир по Гераклиту — упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. На основе превращений.

Все изменения мироздания у Гераклита происходят в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Необходимость — это всеобщий закон — Логос . «Логос» в дословном переводе с греческого языка означает «слово», но одновременно Логос означает разум, закон. Всегда все совершается по этому Логосу. Мир в учении Гераклита представляет собой упорядоченную систему — Космос. Образование этого Космоса происходит на основе всеобщей изменчивости явлений, общей текучести вещей. «Все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного». Истина постигается умом, который познаёт сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание начинается с чувств, но они должны обрабатываться разумом.

Школы: 1. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр и Анаксимен) – натурфилософы. Фалес называл бога универсальным интеллектом: бог есть разум мира. 2. Пифагор и его школа . Был тоже озабочен проблемой: «Из чего всё». «Всё есть число» - вот его исходная позиция. Гармония Вселенной обусловлена мерой и числом, математической пропорциональностью. Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Он считал - всё происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других.

3. Элейская школа. 1. Сократа -Платона развивала концепцию идей, на основе к-рой можно было объяснять не только природу, но и человека и общество. Сократ ставит проблему души, как источника добра. Он решает вопрос о структуре души: человеческая душа выраженная через добро состоит из 3-х начал: мудрость, храбрость, справедливость. Сократ создает и социальное учение, суть которого учение о государстве. Государство считается важнейшим завоеванием, приобретением человечества. Именно через государство возможно решение проблемы добра, поэтому государством должны управлять мудрецы или аристократы, а охранять государство должны люди мужественные. 2. Аристотель - развивал учение о форме, что позволило лучше понять сущность отдельной вещи.3. Киники, стоики, эпикурейцы, скептики были заняты поисками удела, смысла жизни чел-ка. Их общий призыв: будь мудрым.

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 284; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!