Суд и судопроизводство вДр. Вавилоне.



До Хамураппи ведущее место в отправлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. Рано упоминается в источниках царс-ие суды. Усиление царс вл привело к ограничению суд-х полномочий общин и храмов. В общинах коллегиальные суды по-прежнему сост-ли из членов Совета Старейшин, но руководить ими стали РАБИАНУМЫ. Этим судам не б. Подсудны царс. Люди, они не м. Рассматривать дела, касающ-ся царск. Имущества. Царские суды при Хаммурапи б. Введены во всех больших гор-х, они рассматр-ли дела царс. Людей. Но царь не выступал ни высшей кассационной, ни апелляц. Инстанцией. Он имел право помилования, ему приносили жалобу на суд. Волокиту, на злоупотребление судей, на отказ в правосудии. Царь передавал жалобы для решение админ\ суд. Органам: общинным царским. Здесь вообще не б. Суд-х инстанций, суд. Решения б. Окончательными. Наряду с профессиональными царс. Судьями существовали особые суд. Должности ГЛАШАТАЕВ , полицейских суд-х исполнителей, суд. Гонцов и писцов. Не потеряли полностью суд-х полномочий и храмы. В Вавилоне суд. Реш-я связывались в сознании людей с представлениями о справедливости, но вавилонские суды нередко злоупотребляли своим положением.

Возникновение гос. в Др. Индии

Одна из самых др. Цивилизаций в мире сложилась более 4тыс. лет тому назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро. Еще в III тысячелетии до н.э. здесь существовали крупные города – центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение населения.

Наука, к сожалению, располагает скудными истор. сведениями по этому периоду истории Др. Индии. Полнее представлены истор. свид-ва по ведическому периоду (2 пол. II тысячелетия до н.э. – сер. I тысячелет. до н.э.), когда углубляется соц. расслоение и складывается государственность в долине Ганга, чему способствует продолжающееся ряд столетий волнообразное проникновение на территорию Индии с северо-запада индоарийских племен, консолидировавшихся где-то на рубеже III – II тысячелет. до н.э. в районах Причерноморья и Прикаспия. Долина Ганга к началу проникновения ариев была заселена этническими общностями мундов и дравидов, которые были либо оттеснены к югу, либо ассимилмрованы ариями, носителями более высокой материальной и духовной культуры.

Хараппская культура долины Инда, существовавшая несколько веков раньше индоарийской, не оказала существенного воздействия на истор. судьбы народов долины Ганга, с которыми связано возникновение одной из самобытных, сохранивших до настоящего времени свои кильтур. ценности цивилизаций Востока.

Наиболее многочислен. и разнообразн. истор. сведения относятся к магадхо-маурийскому периоду (2 пол.I тысячелет. до н.э. – до I в. н.э.), периоду складывания и существования самого крупного государственного образования - империи Маурьев (IV в. до н.э. – II в. до н.э.). Среди литер. памятников этого периода особое место занимает древнеиндийский политич. трактат Артхашастра, приписываемый Каутилье, советнику основателя империи Маурьев Чандрагупте, а также целый ряд религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций – дхармасутр и дхармашастр, в частности наиболее известная дхармашастра, получившая название “Законы Ману” (II в. до н.э. – II в. н.э.)

Правовое положение отдельных групп населения (др. Индия, Ману).

Правовые памятники дают яркую картину сословно-кастового деления древнего общества Индии, которое приобрело здесь наиболее законченные формы. Соц. расслоение в Др. Индии привело не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых сословных групп – варн: брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (правителей, воинов), вайшьев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг). В основе этой дифференциации лежало разделение труда, та глубокая социальная ступень разделения, когда труд физ. отделялся от умственного, матер. от духовного, производительный от управленческого. Здесь уже заложены основы соц.-экономич. неравенства, эксплуатации родовой аристократией простого народа.

В законах Ману указаны 7 разрядов рабов (7 источников рабства: военный плен, раб за содержание, раб по наследству, рождённый в доме, купленный, подаренный и раб в силу наказания). Все права над рабом предоставлялись хозяину. Раб – не правоспособен.

Также существовали религиозно-правовые границы между кастами, например, у каждой касты был свой божий храм, изучение священных книг – привилегия высшей касты.

Владельческие права общин в Индии были неограниченны. Право распоряжаться общинной землёй: продавать, сдавать в аренду, дарить её полностью принадлежали ей. Также правящая верхушка получала часть ренты-налога в свою пользу.

Таким образом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство, деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скреплённые правом, религией, сдержали их слияние в единую классовую общность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой соц. структуры Др. Индии.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 326; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!