Особенности возникновения и развития государства и права в странах Др. Востока .



История государства и права зарубежных стран

Предмет ИГПЗС. Место науки в системе юр. наук.

Предмет-изучает Г и П отдельных (зарубежных) стран мира в процессе их возникновения и развития в определенной кон-кретно-историч. обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общеисторич-х закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех историчю эпох, кот. яв-ся важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.Место.ИГПЗС относится к числу историко-правовых наук, т.к. имеет прямое отношение как к науке истории, так и к науке о Г и П. По своему характеру ИГПЗС необходимый элемент высшего юр. образования. В отличие от общей истории историко-правовые науки не исследуют общество в целом, а имеют предметом своего изучения историч. процессы развития сложной системы гос-х и юр-х учреждений. Каждая страна, имея свое сочетание, свой набор предпосылок историч. развития, формирует неповторимый, индивидуальный образ национальной государственности. Общие закономерности развития Г и П в каждой стране проявляются неодназначно. Соответственно, "логическое", т.е. общая закономерность развития, и "историческое", т.е. проявление этой закономерности во всей сложности частных модификаций, не совпадают полностью на протяжении весьма длительного историч. времени.Сказанное во многом определяет взаимосвязь ИГПЗС с ТГП. ИГПЗС Исследует государственно-правовой процесс в его пространственно-временной определенности и выявляет конкретно-историч. закономерности, т.е. "историческое". ТГП, опираясь на научные результаты историко-юр.исследований, формулирует, открывает наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования Г и П, т.е. "логическое". Научно обоснованное раскрытие сути государственно-правового процесса предпологает тесное взаимодействие этих наук.

Существует взаимосвязь ИГПЗС с Историей политических и правовых учений. Она изучает возникновение и развитие, социальную эффективность гос-х и правовых учений в их историч-ой конкретности и хронологической последовательности. Значимость этой проблематики применительно к изучению государственно-правовой истории определяется тем, что люди, делающие гос.-прав. историю, обычно руководствуются определенными идеями, теориями, учениями, в кот. в той или иной мере воплощаются их политич. идеалы, цели. Массовое поведение основных социальных групп также во многом обусловливается духовной жизнью об-ва, включая религиозн. воззрения, традиции, предрассудки. Идейно-теоретич. установки, господствующие в той или иной стране в определен. историч. время, многообразны и относительно самостоятельны. Поэтому важно выяснить, в какой степени и как они оказали влияние на развитие гос.-прав. институтов изучаемой страны. ИГПЗС связана с ИГПР. Они различаются по предмету. ИГПЗС и ИГПР совместно с ТГП и Историей политических и правовых учений образуют группу теоретико-историч. наук, составляющих теоретическое основание отраслевых юр. наук. Они формулируют значительную часть понятийного аппарата юриспруденции.

 

Назначение курса.

Знание Всеобщей истории государства и права нужно прежде всего для того, чтобы глубже понять современную госу­дарственность и уметь прогнозировать основные тенденции ее разви­тия в ближайшем будущем.

Современная действительность не обособлена от прошлого и буду­щего. Она лишь новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции про­шлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего. Соответственно, чтобы понять современные государство и право, нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образо­вание, становление, развитие, изменение их формы и содержания.

 

Методология науки ИГПЗС

Осн. методы ИГПЗС: историч., сравнит.-историч., системно-структурный, статистич.

Историч. метод подходит к Г и П как к изменяющ. во времени, развивающ. явлением. Данный метод выявляет осн. элементы изучаемого объекта и происх. в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотнош.

Сравнит.-историч. метод основан на том, что выявленные историч. факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставление их с серией других сходных фактов. Конкретн. госуд.-прав. явления изучаются путем:

синхронного сравнения - сопоставления их отдельных качеств с показателями других однотипных и одновременных явлений;

диахронного сравнения- сопоставления самих явлений или даже одного явления с самим собой на разных временных этапах развития.

Эти методы используют следующ. научн. приемы: аналогия и экстраполяция.

Аналогия примен. в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны. Умозаключением по аналогии является вывод о сходстве нек-ых явлений в каких-либо определен­. отношениях, сделанный на основании их сходства в других отно­шениях

Экстраполяцией называется распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса), на другую его часть. В тех случаях, когда объектом исследования является историч. процесс, выводы, получ. в результ. исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть грани­цы будущего, то есть предоставляют возможность научного прогнози­рования.

Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправ­ляющихся систем, состоящих из множества взаимодейств. эле­ментов. Их анализ предусмат.: изучение структуры элементов, их внутренние и внешние связи, выявление системообразующих элемен­тов. Вышеназванными методами осуществляются исследования качествен­ных сторон историч. процесса. При исследовании его количест­венных сторон наука используетстатистический метод. Он помогает от­делить необходимое от случайного, выявить закономерность опреде­ленных процессов, связан. с массовыми явлениями. Работа с число­выми показателями позволяет выявить протяженность, распространен­ность, темпы развития и другие стороны процесса.

 

Периодизация ИГПЗС.

 В истории человеческого общества принято выделять следующие основные эпохи: древний мир(с 4 тыс. до н.э. по 5 век н.э.), средние века(5 век н.э.—17век н.э.), новое(17—19 века) и новейшее время (ХХ век). Каждая из этих эпох представляет собой историческую ступень в развитии гос-ва и права. Каждому периоду соответствует одна из формаций выделяемых Марксом. Древнему миру—рабовладение, средневековью—феодализм, новому времени—буржуазная формация, новейшему времени—социалистическая.

Но следует учитывать, что эволюция древних и средневековых обществ шла особым цивилизационным путем, отличающим его от других рабовладельческих обществ и феодальных обществ Запада. Это делает в значительной мере условными применяемые в учебнике понятия—древность и средневековье в отношении стран Востока.

При выделении периодизации следует использовать цивилизационный подход, уделять внимание влиянию религии, идеологии, ценностных ориентаций тех или иных народов на развитие гос-ва и права в древности и средневековье.

 

Особенности возникновения и развития государства и права в странах Др. Востока .

Особенности :

-длительное существование замкнутых сель. общин с нат. хар-ром произ-ва , сочетанием ремесла и земледелия , слабым развитием тов- ден отношений.

Вост. Община сдерживала развитие част. собствен-ти на землю – длит. сохранение коллектив. управления делами общины , ее определенная адм. самостоятельность. Вместе с тем здесь рано стало складываться на основе присвоения общинной земли правителями и храмами царско - храмовое хозяйство.Земли правителей и храмов перешли впоследствии в государственную собственность .

- незавершенность процессов классообразования в странах выражалась в соц. неоднородности, в пестром составе осн. классов .

Три постепенно формир. класса:

1. класс рабов;

2. класс свободных мелких производителей ;

3. господствующий класс (тесная связь с госуд. ап-м , в значит. части слияние с ним )

 Рабство определяло психологию общества , формировало общественные , семейные отношения.

Др. Вавилон – наличие развитого царско- храмового хоз-ва( сосуществовало с относительно обособленным общинно-частным ) ослабляло тяжесть налоговой эксплуатации общинников крестьян. В цар-хр широко использовался труд рабов и других подневольных лиц , ряды которых пополнялись за счет свободных крестьян )

Др. Египет – общинно – частный сектор был поглощен основанным на рабской и полурабской эксплуатации цар – храмов . , государственным хозяйством .

Др. Индия – жесткое иерархическое сословное деление на 4 варны и множество каст , с присущей ему особой общин. орг- цией , отлич. особой степенью замкнутости и автономности . Вместе с тем в Индии в 1 в до н. э . стли зарождаться элементы феодализма : арендные отношения, практика дарения земли , брахманское наследственное землевладение и др.

Др. Китай – наряду с рабовладением рано сложилась система эксплуатации управленчес. знатью общинников – крестьян путем взимания ренты – налога в форме сначала отработок на « общественных полях » , а затем присвоения части урожая с крестьянского надела .

Ранее считалось , что и древним и средевековым обще-вам Востока присуща «восточная деспотия », которая характеризовалась рядом признаков :

- монархич. форма правления .

Действит-но «вос. дес.» м отнести к централизованным империям Др. К. или царствам Др. Ег.

Китай – император – «сын неба» - высш. законодат . власть.- чиновники независимо от рангов и постов под строгий контроль императора- идеологическая функция деспотического государства

Др. Восточ. обществам- республиканские формы – Правители Др. Индии-не располагали неограниченными полномочиями 

 

Можно к 6 вопросу.

Предисловие

Понятие «Древний Восток» традиционно используется в науке для обозначения совокупности стран юго-западной, южной и восточной Азии, а также северной и северо-восточной Африки.

Страны Древнего Востока внесли большой вклад в развитие миро­вой цивилизации. Они заложили первоначальные основы многих ду­ховных и материальных ценностей, которые впоследствии были вос­приняты и творчески развиты, став достоянием всего человечества.

Важнейшим аспектом изучения их истории является проблема вза­имодействия природы и общества в условиях относительно низкого уровня развития производительных сил и соответственно высокой сте­пени зависимости человека от окружающей среды. Не менее значима проблема причинно-следственных связей, обусловивших возникнове­ние государства и права. Поэтому особое внимание уделяется ряду областей Древнего Востока и прежде всего долинам Нила, Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы, Хуанхе, оказавшимися особенно благоприятными для обитания человека. Здесь раньше, чем в других регионах, получило развитие оседлое, основанное на ишдгдционной системе земледелие с относительно устойчивыми урожаями. Появление во многом в связи с этим прибавочного продукта и присвоение значительной его части родоплеменной знатью стимулировало наиболее раннее в истории разло­жение первобытно-общинного строя, зарождение классового общества и государства.

При этом выявились важные тенденции общественного и государ­ственно-правового развития значительной части основных стран Древ­него Востока. Это прежде всего длительное сохранение сельской общи­ны, основанной на натуральном хозяйстве и потому замкнутой в себе экономически и в значительной мере политически. Совместным тру­дом крестьян-общинников в основном поддерживались и развивались оросительные системы.

Консервация общинных структур в свою очередь в немалой степени сдерживала (замедляла) развитие частной собственности на землю. При таких условиях долго преобладали полупатриархальные, но от этого не менее тяжелые формы эксплуатации, главным образом посред­ством внеэкономического принуждения, в интересах монарха, знати и жречества. Удельный вес труда рабов был относительно невелик, хотя и постоянно возрастал. Увеличивались и другие формы эксплуатации свободных (ростовщичество, наем работников и т.д.), а также эксплуа­тация покоренных племен.

Все это в конечном итоге оказывало влияние на государство. Явля­ясь инструментом классового господства, оно в ряде основных стран (но не везде) утвердилось в форме так называемой восточной деспотии. Вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежала монарху, обожествляемому и правящему посредством войска и чиновничества. Идеологической основой деспотизма стала религия, обожествлявшая личность и власть главы государства.

Имела место определенная закономерность в становлении деспоти­ческой формы правления. Первоначальные государственные структу­ры обычно возникали на основе и в территориальных границах отдель­ных племен или племенных союзов, сохраняя многие пережитки перво­бытно-общинного строя. Эти небольшие по территории, так называе­мые «номовые» государства возглавлялись правителями, нередко по­томками племенных вождей, власть которых ограничивали совет знати и народное собрание. Такие властные структуры, первоначально не всегда даже монархические, постепенно составлялись, путем союзов и особенно завоеваний, в большие относительно централизованные госу­дарства. Их образование в немалой степени обусловливалось необхо­димостью поддержания в должном порядке единой для большей части речной долины ирригационной системы. По мере усложнения классо­вых и общенациональных задач государства, и особенно сохранения политической самоизоляции сельских общин, монархия в ряде стран, не встречая серьезного противодействия в народе, постепенно приобре­тала форму деспотии.

Исторически было обусловлено и право стран Древнего Востока. Отражая тенденцию, присущую праву всех народов, находившихся на первоначальной ступени развития юридической мысли, оно долго оста­валось обычным и лишь постепенно становилось писаным. Право со­стояло в основном из записей наиболее часто повторяющихся случаев из судебной практики, т.е. было каузальным. Выражая четко классовую направленность, оно сохраняло вместе с тем и общенациональное пред­назначение. Важнейшие дошедшие до наших дней памятники права Древнего Востока — законы Хаммурапи (Вавилон) и законы Ману (Древняя Индия) — подтверждают как первое, так и второе. При этом законы Ману особенно отчетливо фиксируют один из первых в исто­рии юриспруденции подходов к проблеме совмещения права и морали, права и религии. Нарушение правовой нормы рассматривалось и как нарушение морально-религиозных предписаний.

Вместе с тем праву стран Древнего Востока была присуща высокая степень национальной обособленности и соответственно своеобразия и исключительности. Причиной тому во многом стала их относительная географическая разобщенность. Это учитывается в учебнике: государ­ство и право каждой страны рассматривается объединенно в отдельных главах.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 451; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!