Преступление и наказание по ЗМ



Отличается высоким для своего времени уровн развития, что проявл в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потер­певшего и виновного к определенной варне. Законы отражают сохранение пережитков старины, о чем свидетельствует со­хранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за пре­ступление, совершенное на ее территории, если преступник неиз­вестен. Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу вра­гам царя, поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений нет. Более подробно Законы описывают преступления против собствен­ности и против личности. Среди имущественных преступлений Законы большое внимание уделяют краже, призывая царя к обузданию воров. Следует отметить, что Законы четко различают кражу как тайное похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему. Меры, применяемые к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предпи­сывали казнить не колеблясь. Воров, совершающих кражу ночью, сле­довало, отрубив обе руки, посадить на кол. При первой краже вору отрезали два пальца, при второй — руку и ноги, третья кража влекла за собой смертную казнь. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней, укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он сам украл. Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личнос­тью, и считали насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора и уда­рившего палкой. К насилию относилось и убийство, и телесные по­вреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов (необходимая оборона) не наказывалось. Довольно много статей направлено на укрепление семейных отно­шений. Законы устанавливали суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины. Законы Ману определяли наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их, предписывая применять наказание с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени осознанности его. Несправедливое наказание «лишает неба в другом мире». Нказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной варне. Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брах­мана она заменялась бритьем головы) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.; членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение — это далеко не полный перечень наказаний. Кровная месть не применялась. Законы Ману дают общее представление об уголовном процессе того времени. Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уго­ловным и гражданским процессом, и процесс носил состязательный характер. Законы называют поводы для рассмотрения исков. Всего восемнадцать поводов судебного раз­бирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя поряд­ку варн. Основным источником доказательств служили свидетельские показания. Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считались тяжким грехом. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины «вследствие непостоян­ства женского ума». При отсутствии свидетелей в качестве доказа­тельств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, ве­сами, водой и некоторые другие.

 

Правовое регулирование БС отнош по ЗМ

Для Др Инд хар-на больш патриархальная семья. Глава семьи — М. Ж. полнос­т завис от супруга и сыновей. Брак представл имущ-ую сделку, в рез-те котор М покупал себе Ж и она становилась его соб-тью. ЗМ опредл полож Ж: в детстве ей полаг б под власт отца, в молод — М, после смерти М — под власт сыновей, ибо «Ж ни­когда непригод для сам-ти». ЗМ прямо треб от Ж почитать М как бога, даже если он лишен добро­детели. Хотя ЗМ как высшую дхарму м/д М и Ж провозглаш «взаимную верность до смерти», М м иметь не­ск-ко Ж, развестись с Ж. Ж не м покинуть семью, даже если М ее продал и оставил. Ж продолж счит-ся его Ж. За измену Ж подверг страшн карам, вплоть до смерт­ной казни. Ж д б принадлеж той же варне, что и М. М разреш в исключ случ вступ в брак с Ж из более низкой варны, но Ж из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запреща­лось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брах-манке. Также всесильной б власть отца над своими детьми. Все иму-во семьи б ее общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, становившегося опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследова­ния устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало

 

Право Древнего Китая (ДК).

   Право ДК складывалось под значительным влиянием философско-этического учения конфуцианства, ставшего в ханьский период гос. Религией, и фулософско-правовой школы легистов. Противоборство этих двух учений оказало непосредственное влияние на само понимание Правв (П), на иерархию преступлений, систему наказаний.

  Согласно историч. Традиции 1-ые писанные законы (з-ны) в ДК появились в гос-ве Шань, а уже в 10-м в.до н.э. в Чжоу якобы сущ-ал уг-й кодекс, насчитывающий 3 тыс. Статей.Но! это лишь дань традиции. Появление писанных з-в в К фактически относится к 6-5 вв. До н.э. Оно б. Причины:

1.усиление сословно-классовой дифференциации К-го общества;

2.стабилизация полит-й обстановки в условиях изнурительной, непрекращающейся борьбы К-х кныжнств м/ю собой.

На рубеже 5-4 вв. До н.э. появился 1-й кодекс – «Книга з-в царства Вэй», созданная Ли Куем на основе правовых положений, принятых в отдельных кн-вах. Он положил начало последую­щей практике разработки сводов з-в. В ханьском К 3-2 вв. до н.э. проводится огромная работа по описанию, переписке, комментированию и восстановлению др-х з-вÞсвод з-в гос-ва Хань в 193 г. до н.э. Но! Действовали также и нормы обычного П (многие стороны общ-х отнош-й ) + конкретные распоряжения императоров, касающиеся управления страной + одобренные имп-м судебные решения.

 

 

34.Преступления и наказания в Древнем Китае.

Уг-е П было наиболее развитой частью П-й системы ДК. Самобытная, раносложившаяся правовая культура ДК развивалась главным образом в ходе выработки общих рпинципов уг-й ответственности и системы (с/с) наказаний. На П ДК отразился спор м/у конфуцианцами легистами, что явл-ся лучшим средством управления – моральная норма (ли) или наказание (син).

Основные виды преступлений:

-гос-е – мятеж, заговор;

-религиозные – шаманство, выбрасывание золы на улицу;

-против личности – убийство, нанесение телесных повреждений;

-против собственности – кража, грабёж, убой чужого скота;

-воинские – неявка к установленному сроку на место сбора, трусость и др.                                                       

Вообще же перечень их огромен – в эпоху Чжоу > 3000. Обычай кровной мести был вытеснен с/с телесных наказаний и широкого применения см. Казни. Цель наказания – устрашение.

Виды наказаний:             

-см. Казнь в самых разнообразных видах (поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю);

-членовредительские наказания (отрезание носа, ушей, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз);

-штрафы, позволяющие откупиться от наказания;

-тюремное заключение.

Предусматривались также клеймо тушью на лице, превращение женщин в рабынь-затворниц, битьё палками, удары плетью и др.

Уг-му п ДК были известны такие понятия, как соучастие; обстоятельства, отягчающие вину (предварительный сговор, рецидив); форма вины. Правда не исключалось при этом и объективное вменение. Тяжесть наказания за телесные повреждения зависела от того, были они нанесены со «злодейским умыслом» или в драке.

35.Регулирование имущественных отнош-й в Др. Китае.

   Верховная гос-я собственность на землю сущ-ла в ДК с общинным и частным землевладением крестьян, свобода распоряжением которым утвердилась здесь очень рано:

 -период Инь – земля-собственность императора (вана),приближённые имеют лишь П пользования полученными в дар землямти;

-период Чжоу – превращение землевладений в частную собственность;

-период Цинь – с сер. 1-го в. н.э.в ряде царств совершаются сделки с землёй.

Но! Несмотря на ранний переход основной массы общинной земли, община ещё в 1-м в.н.э. могла вступать в договорные поземельные отнош-я как самостоятельная сторона, а присутствие представителя общины являлось непременным условием при совершении сделок. Договоры купли-продажи земли могли заключать женщины и гос-е рабы. Поземельная сделка (купчая крепость) заносилась красной киноварью на медную доску. Были распространены договоры аренды на условиях испольщины, заклада земли ростовщикам + долговое рабство + наёмный труд. Ростовщический процент и условия наёмного труда регулировались главным образом местным обычным П.

   В ДК издавались з-ны, которые в той или иной мере отражали требования защиты мелкой частной крестьянской собственности . Это особенно ярко проявилосьв 1-м в. н..э. в изменении гос-й политики в отношении рабовладения : императором Уди был издан рескрипт об освобождении всех обращённых при Ван Мане в гос-х раьов, «если прежними з-ми не было предусмотрено наказания за совершённые ими преступления». Запрещено клеймение рабов, а к лицам , «силой чинившим препятствия», было предписано применять наказания.

 

36.Правовое регулир. брачно-семейных отнош. в др. Китае.

  В раннеклассовом шаньско-иньском Китае в семейном праве сохранился ряд пережитков родового строя, допускались браки м/у родственниками, многожёнство. Семья носила патриархальный хар-р. Большесемейные отнош-я отличались прочностью, что было хар-но и для чжоусского гос-ва. Во главе большой семьи как как хоз-й единицы стоял старший в сембе мужчина, как правило дед, которому подчинялись все члены семьи: жёны и наложницы, сыновья и внуки, их жёны и дети, рабы и слуги. Он распоряжался семейным имуществом, а вглубокой древности имел право жизни и смерти над детьми. Большесемейные связи начали ослабевать вместе с развитием частной собственности на землю. Этот процесс был ускорен политикой легистов. Борясь против сепаратизма влиятпеельных больших семейных кланов, явл-ся препятствием на пути создания мощной центральной власти, Шан Ян в 356—350гг. До н.э. санкционировал принудительный раздел больших семей, но большая семья как социально-хозяйственная единица не исчезла и в последующие века. Право наследования большесемейной собственности имели все члены семьи: сыновья, вдовы, незамужние дочери. Члены семьи, связанные обязанностью ношения траура, несли ответственность за целый ряд «семейных преступлений» (напр., несоблюдение сроков ношения траура). Наказывались сыновья за раздел имущества при жизни отца, за самовольное распоряжение семейным имуществом и пр. Родственные отнош-я, положение старших и младших в семье влияли на тяжесть наказания как за «семейные», так и за др. преступления. Напр., смягчалось наказание отцу, убившему сына за неповиновение. Кража отца у сына не считалась преступлением, но донос на старшего всемье, даже при наличии преступления, строго наказывался.

36.Правовое регулирование брачно-семейных отношений в Др. Китае. Для Древнего Китая характерна большая патриархальная семья с абсолютной властью отца, с много­женством, культом предков. Женщина полностью зависела от власти мужа, личного имущества не имела, права женщин в наследовании были ограничены. Брак заключали родители.

 

37. Уголовное право и процесс. Перечень преступлений, называемых источниками, огромен. В эпоху Чжоу насчитывалось 3000 различных преступлений. Среди них государственные (мятеж, заговор), религиоз­ные (шаманство, выбрасывание золы на улицу), против личности (убийство, нанесение телесных повреждений), против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота), воинские (неявка к установленно­му сроку на место сбора, непроявление мужества воином). Как пре­ступления рассматривались отказ от уплаты налога, пьянство, которое влекло за собой смертную казнь.

Длительное время существовала кровная месть. В условиях обо­стрения классовой борьбы этот обычай вытесняют система телесных наказаний и широкое применение смертной казни, осуществляемой непосредственно органами государственной власти.

Виды наказаний в различные периоды незначительно отличались друг от друга. В Иньском государстве применялось битье палками, отрезание носа, поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз. В Уложении Му-вана (период Чжоу) выделены пять основных наказаний: «мосин» (клеймо тушью на лице) применя­лось за 1000 различного рода провинностей; «исин» (отрезание носа) — также за 1000 различных провинностей; «фэйсин» (отрезание ног) — за 500 провинностей; «чужин» (кастрация для мужчин и превращение в рабынь-затворниц женщин) — за 300 провинностей; «данисин» (отрубание головы) — за 200 провинностей. Кроме перечисленных, в кодексе наказаний указаны битье палками, удары плетью, отрезание ушей и др. От наказания можно было откупиться.

Во времена Цинь устрашение окончательно становится основной целью наказания. Широко применяется смертная казнь в самых разно­образных видах.

Суд не был отделен от администрации, судебные функции выпол-йяли многочисленные представители государственного аппарата. Вер­ховным судьей являлся император. На местах судили представители диетной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, лица, приводившие в исполнение судебные решения. В периоды Инь и Западного Чжоу процесс носил обвинительно-состязательный характер. В случаях совершения преступлений рабами Имели место элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса применяется все шире, вытесняя состязательный.

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 854; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!