К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд – расширение поля философской проблематики ФН



В постпозитивизме происходит существенное изменение проблематики философских исследований: если логический позитивизм основное внимание обращал на ан-з структуры научного познания, то постпозитивизм главной своей проблемой делает понимание роста, развития знания. Эволюция философии науки в ХХ веке в значительной степени связана с переходом от изучения деятельности ученого к изучению науки как целого, как надличностного образования.

К. Поппер. Одна из проблем, существенно определивших развитие философии науки в начале нашего века, получила название проблемы демаркации. Речь идет об определении границ между наукой и ненаукой. Наиболее распространенный ответ на этот вопрос состоял в том, что наука отличается от псевдонауки или от "метафизики" своей опорой на факты, своим эмпирическим методом. (Витгенштейн) Отсюда следовало, что любая теория, претендующая на то, чтобы быть научной, должна быть выводима из опыта. Поппер с полным основанием не принимает этого тезиса. Наблюдение, с его точки зрения, уже предполагает некоторую теоретическую установку, некоторую исходную гипотезу. Поппер: "Критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость, опровержимость, или проверяемость". Подтвердить фактами можно любую теорию, если мы специально ищем таких подтверждений, но хорошая теория должна прежде всего давать основания для ее опровержения. Любая хорошая теория, считает Поппер, является некоторым запрещением, т.е. запрещает определенные события. Чем больше теория запрещает, тем она лучше, ибо тем больше она рискует быть опровергнутой. Вся концепция Поппера имеет ярко выраженный нормативный характер. Речь идет о том, как должен работать ученый, чтобы оставаться в рамках науки, каким требованиям должны удовлетворять те теории, которые он строит. История показывает, что теории живут, развиваются и даже процветают, невзирая на противоречия с экспериментальными данными.

Поппер рассматривает знание не только как готовую, ставшую систему, но также и как систему изменяющуюся, развивающуюся. Поппер отчетливо осознает, что выдвижение на первый план изменения научного знания, его роста и прогресса может в некоторой степени противоречить распространенному идеалу н-и как систематизированной дедуктивной системы. Говоря о росте знания, он имеет в виду не накопление наблюдений, а повторяющееся ниспровержение научных теорий и их замену лучшими и более удовлетворительными теориями. Таким образом, рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и наилучших (из возможных) теорий и осуществлении их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы. Для обоснования своих логико-методологических концепций Поппер использовал идеи неодарвинизма и принцип эмерджентного развития: рост научного знания рассматривается им как частный случай общих мировых эволюционных процессов. Свою модель роста научного познания Поппер изображает схемой: Р1 - ТТ - ЕЕ - Р2, где Р1 - некоторая исходная проблема, ТТ - предположительная пробная теория, т.е. теория, с помощью которой она решается, ЕЕ - процесс устранения ошибок в теории путем критики и экспериментальных проверок, Р2 - новая, более глубокая проблема, для решения которой необходимо построить новую, более глубокую и более информативную теорию.

И. Лакатос. Очевидные недостатки фальсификационизма Поппера пытался преодолеть И.Лакатос в своей концепции исследовательских программ. При достаточной находчивости, полагает он, можно на протяжении длительного времени защищать любую теорию, даже если эта теория ложна. Универсальная конц-я развития н-и, основанная на идее конкурирующих научно-исследовательских программ (например, программы Ньютона, Эйнштейна, Бора и др.). Под научно-иссл-ой прогр. - серию сменяющих друг друга теорий, объединяемых совокупностью фундам. идей и методол. принципов. Поэтому объектом фил-методол. ан-за оказывается не отдельная гипотеза или теория, а серия сменяющих друг друга во времени теорий, т.е. некоторый тип развития. Лакатос рассматривает рост зрелой (развитой) н-и как смену ряда непрерывно связанных теорий - притом не отдельных, а серии (совокупности) теорий, за которыми стоит исследовательская программа. Иначе говоря, сравниваются и оцениваются не просто две теории, а теории и их серии, в последовательности, определяемой реализацией исследовательской программы. Согласно Лакатосу, фундаментальной единицей оценки д.б. не изолированная теория или совокупность теорий, а "исследовательская программа". Основными этапами в развитии последней, согласно Лакатосу, являются прогресс и регресс, граница этих стадий - "пункт насыщения". Новая программа должна объяснить то, что не могла старая. Смена основных научно-исследовательских программ и есть НР. Лакатос признает, что в конкретной ситуации "очень трудно решить. в какой именно момент определенная исследовательская программа безнадежно регрессировала или одна из двух конкурирующих программ получила решающее преимущество перед другой". Это в значительной степени лишает его концепцию нормативного характера. Лакатос, однако, все же пытается сформулировать некоторый набор правил в форме "кодекса научной честности". Главную роль там играют скромность и сдержанность. В концепции Лакатоса из-за деятельности ученого уже явно выступает некий глобальный надличностный процесс. Он еще не исследуется, его природа не выявлена, но он присутствует, ибо, если мы сами не способны осуществить рациональный выбор, то как же этот "выбор" все же осуществляется в истории науки?

Т. Кун. Наука или, точнее, нормальная наука, согласно Куну, - это сообщество ученых, объединенных достаточно жесткой программой, которую Кун называет парадигмой и которая целиком определяет, с его точки зрения, деятельность каждого ученого. Именно парадигма как некое надличностное образование оказывается у Куна в центре внимания. Именно со сменой парадигм связывает он коренные изменения в развитии науки - научные революции. Нормальная наука - это исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для развития его дальнейшей практической деятельности, т.е. наука понимается как традиция. Понятие одисциплинарной матрице, в состав которой включает следующие четыре элемента: 1. Символические обобщения типа второго закона Ньютона, закона Ома и т.д. 2. Концептуальные модели, примерами которых могут служить общие утверждения такого типа: "Теплота представляет собой кинетическую энергию частей, составляюших тело" или "Все воспринимаемые нами явления существуют благодаря взаимодействию в пустоте качественно однородных атомов". 3. Ценностные установки, принятые в научном сообществе и проявляющие себя при выборе направлений исследования, при оценке полученных результатов и состояния науки в целом. 4. Образцы решений конкретных задач и проблем, с которыми неизбежно сталкивается уже студент в процессе обучения.

Не трудно видеть, что концепция Куна знаменует уже совсем иное видение науки по сравнению с нормативным подходом Венского кружка или К.Поппера. В центре внимания последних - ученый, принимающий решения и выступающий как определяющая и движущая сила в развитии науки. Наука здесь фактически рассматривается как продукт человеческой деятельности. Поэтому крайне важно ответить на вопрос: какими критериями должен руководствоваться ученый, к чему он должен стремиться? В модели Куна происходит полная смена ролей: здесь уже наука в лице парадигмы диктует ученому свою волю, выступая как некая безликая сила, а ученый - это всего лишь выразитель требований своего времени. Кун вскрывает и природу науки как надличностного явления: речь идет о традиции.

Недостатки: 1. Кун не вскрыл механизма научных революций, механизма формирования новых программ, не проанализировал соотношение таких явлений, как традиции и новации. 2. Программы, в которых работает ученый, Кун понимает слишком суммарно и недифференцированно, что создает иллюзию большой обособленности различных научных дисциплин. Однако осознание всего многообразия этих программ приводит к противоположной трудности, к утрате четких дисциплинарных границ. 3. Ученый у Куна жестко запрограммирован, и Кун всячески подчеркивает его парадигмальность. Однако, если программ достаточно много, то ученый приобретает свободу выбора, что, вероятно, должно существенно изменить картину. 4. Модель Куна неспецифична и не решает проблему демаркации, ибо очевидно, что парадигмальность присуща не только науке, но и другим сферам культуры и человеческой деятельности вообще.

П. Фейерабенд исходил из того, что существует множество равноправных типов знания, и данное обстоятельство способствует росту знания и развитию личности. Философ солидарен с теми методологами, которые считают необходимым создание такой теории Н., которая будет принимать во внимание историю. Это тот путь, по которому нужно следовать, если мы хотим преодолеть схоластичность совр. ФН. Делает вывод: нельзя упрощать науку и ее историю, делать их бедными и однообразными. Напротив, и история Н, и науч. идеи и мышление их создателей д.б. рассмотрены как нечто диалектическое - сложное, хаотичное, полное ошибок и разнообразия, а не как нечто неизмененное или однолинейный процесс. В этой связи Фейерабенд озабочен тем, чтобы и сама Н. и ее история, и ее Ф. развивались в тесном единстве и взаимодействии, ибо возрастающее их разделение приносит ущерб каждой из этих областей и их единству в целом, а потому этому негативному процессу надо положить конец. Абстрактно-рац. подход к ан-зу роста, развития знания недостаточный. Ограниченность: он по сути отрывает науку от того культурно-исторического контекста, в котором она пребывает и развивается. Чисто рациональная теория развития идей, по словам Фейерабенда, сосредоточивает внимание главным образом на тщательном изучении "понятийных структур", включая логические законы и методологические требования, лежащие в их основе, но не занимается исследованием неидеальных сил, общественных движений, т.е. социокультурных детерминант развития н-и. Односторонним социально-экономический ан-з последних – он, выявляя силы, воздействующие на наши традиции, забывает, оставляет в стороне понятийную структуру последних. За построение новой теории развития идей, которая была бы способна сделать понятными все детали этого развития. А для этого она д.б. свободной от указанных крайностей и исходить из того, что в развитии н-и в одни периоды ведущую роль играет конц-ый фактор, в другие - социальный. Вот почему всегда необходимо держать в поле зрения оба этих фактора и их взаимодействие.

 


6. Сущность научной рац-ти, наука в культуре современной цивилизаци

В совр. научной картине мира рац-ть рассматривается как высший и наиболее аутентичный требованиям законосообразности тип сознания и мышления, образец для всех сфер культуры. Она отождествляется с целесообразностью. Говоря об открытии рац-ти, имеют в виду способность мышления работать с идеальными объектами, способность слова отражать мир разумно-понятийно. В этом смысле открытие рац-ти приписывают античности. Рац-ый способ вписывания человека в мир опосредован работой в идеальном плане, поэтому рац-ть ответственна за те специальные процедуры трансформации реальных объектов в идеальные, существующие только в мысли. Но если деятельность по конструированию идеальных объектов может уходить в бескрайние полеты фантазии, то научная рац-ть, т.е. мысленное конструирование идеальных объектов, которое признает н-а, ограничивает данную свободу мысли. Ей нужны знания, пригодные для практического использования, а следовательно, она признает лишь те идеальные объекты и процедуры, которые непосредственно или опосредованно, актуально либо потенциально сопряжены с практической значимостью для жизнедеятельности людей. С одной стороны, научную рац-ть связывают с историей развития н-и и естествознания, с совершенствованием систем познания и с методологией. В этом отождествлении рац-ть как бы "покрывается" логико-методологическими стандартами. С другой стороны, рац-ть оказывается синонимичной разумности, истинности. И здесь на первый план выдвигаются проблемы выяснения критериев, оснований и обоснований истинного знания, совершенствования языка познания. Единого универсального понимания рац-ти отыскать невозможно. Современные методологи, фиксируя различные типы рац-ти: "закрытую", "открытую", "универсальную", "специальную", "мягкую", "сверхрац-ть" и пр., а также особенности социальной и коммуникативной, институциональной рац-ти, склонились к принятию полисемантизма, многозначности понятия "рац-ть". Ее смысл м.б. сведен к сферам природной упорядоченности, отраженной в разуме; способам концептуально-дискурсивного понимания мира; совокупности норм и методов научного исследования и деятельности. Именно последнее, как очевидно, и приводит к возможности отождествления рац-ти и методологии н-и. По мнению Н. Моисеева, "реальность (точнее – восприятие человеком окружающего, которое его сознание воспринимает как данность) порождала рациональные схемы. Они в свою очередь рождали методы, формировали методологию. Последняя становилась инструментом, позволявшим рисовать картину мира - Вселенной (универсум) рациональным образом". В. Швырев фиксирует "конц-ый кризис в интерпретации понятия рац-ть, который обнаруживается в современных дискуссиях по этой проблеме и связан с конкретной исторической формой рац-ти, а именно с тем классическим представлением о рац-ти, которое восходит к эпохе нового времени и Просвещения. Совр. кризис рац-ти - это, конечно, кризис кл-ого представления о рац-ти". Он обусловлен потерей ясных и четких идейно-концептуальных ориентиров, которыми х-ризовалось кл-ое сознание вообще. Сквозь призму кл-ой рац-ти мир представал как законосообразный, структурно-организованный, упорядоченный, саморазвивающийся. Вместе с тем кл-ий рац-м так и не нашел адекватного объяснения акту творчества. В истоках эвристичности, столь необходимой для открытия нового, рац-ого меньше, чем внерац-ого, нерац-ого и иррац-ого. Глубинные слои человеческого Я не чувствуют себя подчиненными разуму, в их клокочущей стихии бессознательного слиты и чувства, и инстинкты, и эмоции. Некл-ая научная рац-ть "берется" учитывать соотношение природы объекта со средствами и методами ее исследования. Уже не исключение всех помех, сопутствующих факторов и средств познания, а уточнение их роли и влияния становится важным условием в деле достижения истины. Этим формам рац-ого сознания присущ пафос максимального внимания к реальности. Если с т.зр. кл-ой картины мира предметность рац-ти - это прежде всего предметность объекта, данного субъекту в виде завершенной, ставшей действительности, то предметность некл-ой рац-ти - пластическое, динамическое отношение человека к реальности, в которой имеет место его активность. В первом случае мы имеем предметность Бытия, во втором - Становления. Задача - соединить их. Постнекл-ий образ рац-ти показывает, что понятие рац-ти шире понятия "рац-ти н-и", так как включает в себя не только логико-методологические стандарты, но еще и ан-з целерац-ых действий и поведение человека. В самой фил-и н-и возникшая идея плюрализма растворяет рац-ть в технологиях частных парадигм. По словам П. Гайденко, на месте одного разума возникло много типов рац-ти. По мнению ряда авторов, постнекл-ий этап развития рац-ти х-ся соотнесенностью знания не только со ср-ми познания, но и с ценностно-целевыми структурами д-ти. Новый постнекл-ий тип рац-ти активно использует новые ориентации: нелинейность, необратимость, неравновесность, хаосомность и пр., что до сих пор неуверенно признавались в качестве равноправных членов концептуального ан-за. В новый, расширенный объем понятия "рац-ть" включены интуиция, неопределенность, эвристика и другие не трад. для кл-ого рационализма прагматические х-ристики, например, польза, удобство, эффективность. В новой рац-ти расширяется объектная сфера за счет включений в нее систем типа: "искусственный интеллект", "виртуальная реальность", "киборг-отношения", которые сами являются порождениями научно-технического прогресса. Такое радикальное расширение объектной сферы идет параллельно с его радикальным "очеловечиванием". И человек входит в картину мира не просто как активный ее участник, а как системообразующий принцип. Это говорит о том, что мышление человека с его целями, ценностными ориентациями несет в себе х-ристики, которые сливаются с предметным содержанием объекта. Поэтому постнекл-ая рац-ть - это единство субъективности и объективности. Сюда же проникает и социокультурное содержание. Категории субъекта и объекта образуют систему, элементы которой приобретают смысл только во взаимной зависимости друг от друга и от системы в целом. В этой системе можно увидеть и провозглашаемый еще с древности идеал духовного единства человека и мира. Наиболее часто и наглядно идея рац-ти как рефлексивного контроля и объективирующего моделирования реализуется в режиме "закрытой рац-ти" на основе заданных целеориентиров. Поэтому нередко рац-ть сводят к успешной целесообразной или целенаправленной деятельности. Исследователи критически относятся к типу "закрытой" рац-ти. Именно абсолютизация и догматизация оснований, ф-щих в режиме "закрытой" рац-ти частных парадигм, лишают в совр. сознании идею рац-ти ее духовного измерения, ценностно-мировоззренческой перспективы, связанной с установкой на гармонизацию отношений человека и мира. Но то, что представляется рациональным в "закрытой" рац-ти, перестает быть таковым в контексте "открытой". Например, решение проблем производственных не всегда рационально в контексте экологических. Или деятельность, иррациональная с позиции н-и, м.б. вполне рациональной с других т.зр., к примеру, с т.зр. получения ученой степени. Достаточно эвристическая идея открытой рац-ти отражает очевидный факт эволюции н-и, постоянного совершенствования аппарата ан-за, способов объяснения и обоснования процесса бесконечного поиска истины.

Функции рациональности.Рациональность базируется, во-первых, на отражательнойфункции сознания. Функция (от лат. «совершение, исполнение») предполагает обобщенное, целенаправленное (создание образов, предвосхищающих практические действия), оценочное (изби­рательная ориентация на выработанные обществом и принятые субъек­том ценности) отражение действительности.

Рациональность как деятельность по конструированию мыслительных образов, схем деятельности, включает в себя преобразователь­ную функцию сознания. Ее следует рассматривать не только как внепо-ложенную, т.е. выходящую во внешнее бытие, но и как обращенную на себя, как самопреобразование. Однако сознание отличается многообра­зием степеней модальности, в нем имеет место и стихийно-спон­танный, предполагающий интуитивное смыслообразвание элемент. Ра­циональность же связана с целесообразным созиданием нового содержа­ния, преднамеренно-нормативными ориентациями, предполагающими строй мыслей и установок, соответствующих приня­тым эталонам и ценностям, навязываемыми извне целями.

Ориентационная функция рациональности включает в себя регулирование — принятие решений в едином строю норм жизнедеятель­ности, а также самоконтроль, связанный с синхронизацией внутренних и внешних оценочных критериев. Самоконтроль предполагает анализ мо­тивов собственного поведения, выбор наиболее адаптивно эффективного способа достижения поставленных целей.

В целом рациональность предстает как один из необходимых и суще­ственных адаптационных механизмов сознания, решающих великую за­дачу фильтрации многофункциональных взаимодействий окружающего мира. Рационализм обеспечил свои приоритеты, наладив вербально-по-нятийную систему трансляции культуры. Вся институциональная система образования строится с учетом требований и ограничений рационально­сти. Результаты рационального знания зафиксированы в соответствующих материальных носителях (книги, учебники, дискеты, магнитные ленты); они хранятся в человеческой памяти и транслируются из поколения в поколение, являясь в условиях современной цивилизационной парадиг­мы официально принятыми и общеобязательными.


7. Традиционные и техногенные типы цивилизации

В развитии человечества, после того как оно преодолело стадию варварства и дикости, существовало множество Ц-й. - конкретных видов общества, каждое из которых имело свою самобытную историю. Все они могут быть разделены на два больших класса соответственно типам цивилизационного прогресса - на трад. и тех. Ц..

Тех. Ц. является довольно поздним продуктом человеческой истории. XV-ХVII в Европе.

Трад. общества х-ся замедленными темпами социальных изменений, прогресс идет очень медленно Соответственно в культуре этих обществ приоритет отдается традициям, образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков, канонизированным стилям мышления. Инновационная деятельность отнюдь не воспринимается здесь как высшая ценность, напротив, она имеет ограничения и допустима лишь в рамках веками апробированных традиций. Древняя Индия и Китай, Древний Египет, государства мусульманского Востока эпохи средневековья и т.д. - все это трад. общества.

Тех. Ц - это особый тип социального развития и особый тип Ц., определяющие признаки которой в известной степени противоположны х-ристикам трад. обществ. Темп социальных изменений стал возрастать с огромной скоростью. Резервы роста черпаются уже не за счет расширения культурных зон, а за счет перестройки самих оснований прежних способов жизнедеятельности и формирования принципиально новых возможностей. Самое главное - в возникновении новой системы ценностей. Ценностью считается сама инновация, оригинальность, вообще новое. Далее, на одном из самых высоких мест в иерархии ценностей оказывается автономия личности, что традиционному обществу вообще несвойственно. Там личность реализуется только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи элементом в строго определенной системе корпоративных связей. Если человек не включен в какую-нибудь корпорацию, он не личность.

В тех. Ц. возникает особый тип автономии личности: человек может менять свои корпоративные связи, он жестко к ним не привязан, может и способен очень гибко строить свои отношения с людьми, погружается в разные социальные общности, а часто и в разные культурные традиции.

1. античной культуры, прежде всего культуры полисной - демократию и теоретическую науку. 2. средневековье человека, созданного по образу и подобию Бога. 3. Ренессанса, закладывается культурная матрица тех. Ц., которая начинает свое собственное развитие в XVII в. Она проходит три стадии: сначала - предындустриальную, потом - индустриальную, и, наконец, - постындустриальную. Важнейшей основой ее жизнедеятельности становится прежде всего развитие техники, технологии, причем не только путем стихийно протекающих инноваций в сфере самого производства, но и за счет генерации все новых научных знаний и их внедрения в технико-технологические процессы. Так возникает тип развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, предметного мира, в котором живет человек. Изменение этого мира приводит к активным трансформациям социальных связей людей. В тех. Ц. научно-технический прогресс постоянно меняет типы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни. В результате возникает отчетливо выраженная направленность прогресса с ориентацией на будущее. Тех. Ц. существует чуть более 300 лет, но она оказалась очень динамичной, подвижной и очень агрессивной: она подавляет, подчиняет себе, переворачивает, буквально поглощает трад. общества и их культуры - это мы видим повсеместно, и сегодня этот процесс идет по всему миру. Такое активное взаимодействие тех. Ц. и трад. обществ, как правило, оказывается столкновением, которое приводит к гибели последних, к уничтожению многих культурных традиций, по существу, к гибели этих культур как самобытных целостностей. Трад. культуры не только оттесняются на периферию, но и радикально трансформируются при вступлении трад. обществ на путь модернизации и техногенного развития. Чаще всего эти культуры сохраняются только обрывками, в качестве исторических рудиментов. Так произошло и происходит с трад.и культурами восточных стран, осуществивших индустриальное развитие; то же можно сказать и о народах Южной Америки, Африки, вставших на путь модернизации, - везде культурная матрица тех. Ц. трансформирует трад. культуры, преобразуя их смысложизненные установки, заменяя их новыми мировоззренческими доминантами.

Человек понимался как активное существо, которое находится в деятельностном отношении к миру. Деятельность человека д.б. направлена вовне, на преобразование и переделку внешнего мира, в первую очередь природы, которую человек должен подчинить себе. Тех. Ц. в самом своем бытии определена как общество, постоянно изменяющее свои основания. Поэтому в ее культуре активно поддерживается и ценится постоянная генерация новых образцов, идей, концепций, лишь некоторые из которых могут реализовываться в сегодняшней действительности, а остальные предстают как возможные программы будущей жизнедеятельности, адресованные грядущим поколениям. Что же касается трад. обществ, то здесь деятельностное отношение к миру, которое выступает родовым признаком человека, понималось и оценивалось с принципиально иных позиций. Активность человека как ориентированная вовнутрь человека, на самосозерцание и самоконтроль, которые обеспечивают следование традиции. Деятельностно-активный идеал отношения человека к природе распространяется затем и на сферу социальных отношений. С этим связан культ борьбы, революций как локомотивов истории. Культуры техногенного мира, - понимание природы, как упорядоченного, закономерно устроенного поля, в котором разумное существо, познавшее законы природы способно осуществить свою власть над внешними процессами и объектами, поставить их под свой контроль. Что же касается трад. культур, то в них мы не встретим подобных представлений о природе. Природа понимается здесь как живой организм, в который органично встроен человек, но не как обезличенное предметное поле, управляемое объективными законами. Само понятие закона природы, отличного от законов, которые регулируют социальную жизнь, было чуждо трад. культурам.

Х-рный для тех. Ц. пафос покорения природы и преобразования мира порождал особое отношение к идеям господства силы и власти. В трад. культурах они понимались прежде всего как непосредственная власть одного человека над другим. Трад. культуры не знали автономии личности и идеи прав человека. В техногенном мире также можно обнаружить немало ситуаций, в которых господство осуществляется как сила непосредственного принуждения и власти одного человека над другим. Но отношения личной зависимости перестают здесь доминировать и подчиняются новым социальным связям. Их сущность определена всеобщим обменом результатами деятельности, приобретающими форму товара.

С этим связан особый статус научной рац-ти в системе ценностей тех. Ц., особая значимость научно-технического взгляда на мир, ибо познание мира является условием для его преобразования. Оно создает уверенность в том, что человек способен, раскрыв законы природы и социальной жизни, регулировать природные и социальные процессы в соответствии со своими целями.

Поэтому в новоевропейской культуре и в последующем развитии техногенных обществ категория научности обретает своеобразный символический смысл. Она воспринимается как необходимое условие процветания и прогресса. Ценность научной рац-ти и ее активное влияние на другие сферы культуры становится х-рным признаком жизни техногенных обществ.


8. Особенности научного познания

Н-а - творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности: совокупность знаний (преимущественно в понятийной форме), приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их воспроизводства. Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание. Как и другие формы познания, н-а есть социокультурная деятельность, а не только "чистое знание". Таким образом, основные стороны бытия н-и - это, во-первых, сложный, противоречивый процесс получения нового знания; во-вторых, результат этого процесса, т.е. объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся органическую систему (а не простое их суммирование); в-третьих - социальный институт со всей своей инфраструктурой: организация н-и, научные учреждения и т.п.; этос (нравственность) н-и, профессиональные объединения ученых, ресурсы, финансы, научное оборудование, система научной информации, различного рода коммуникации ученых и т.п.; в-четвертых, особая область человеческой деятельности и важнейший элемент (сторона) культуры. Рассмотрим основные особенности научного познания, или критерии научности.

1. Его основная задача - обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые х-ристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и н-и, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Это основной признак н-и, основная ее особенность.

2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов н-а осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Предвидение будущего - это, во-первых, такая категория, которая объединяет любые способы получения и использования информации о будущем, в отличие от прошлого и настоящего, и которая конкретизируется в понятиях "прогноз", "план", "программа", "проект" и др. Во-вторых, под будущим понимается главным образом то, что должно еще произойти, появиться, а не только то, что уже реально существует, но еще не открыто, не стало известным. Предвидение будущего - третье звено в цепи логической операции, два предшествующих звена которой составляют ан-з настоящего и исследование прошлого. Точность и достоверность предвидения и определяются прежде всего тем, насколько глубоко и всесторонне изучены как предшествующее и совр.е состояния предмета исследования, так и закономерности его изменения

3. Существенным признаком научного познания является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов, их описание и обобщение доводится до уровня их включения в систему понятий, в состав теории.

4. Для н-и х-а постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается - в той или иной мере - осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. При этом следует иметь в виду, что хотя н-а в сущности своей рациональна, но в ней всегда присутствует иррациональная компонента, в том числе и в ее методологии (что особенно х-о для гуманитарных наук).

5. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда х-ая черта научного познания - объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации "чистоты" его рассмотрения. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта - важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее неосуществимо без конструктивно-критического и самокритичного отношения субъекта к действительности и к самому себе, исключающего косность, догматизм, апологетику, субъективизм. Постоянная ориентация на истину, признание ее самоценности, непрерывные ее поиски в трудных и сложных условиях - существенная х-ристика научного познания, отличающая его от других форм познавательной деятельности.

6. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства, воспроизводства новых знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке - естественном или (что более х-о) искусственном: математическая символика, химические формулы и т.п. Научное знание не просто фиксирует свои элементы в языке, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала - важный показатель (критерий) научности.

7. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое "научное оборудование", зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т.д.). Кроме того, для н-и в большей мере, чем для других форм познания, х-о использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как совр. логика, математические методы, диалектика, системный, кибернетический, синергетический и другие приемы и методы.

8. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т.п. Вот почему тут важнейшее значение имеют логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

В совр.й методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним - кроме названных - такие, как формальная непротиворечивость знания, его опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т.д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.

Итак, при выяснении природы научного познания можно выделить систему отличительных признаков н-и, среди которых главными являются: а) установка на исследование законов преобразования объектов и реализующая эту установку предметность и объективность научного знания; б) выход н-и за рамки предметных структур производства и обыденного опыта и изучение ею объектов относительно независимо от сегодняшних возможностей их производственного освоения (научные знания всегда относятся к широкому классу практических ситуаций настоящего и будущего, который никогда заранее не задан). Все остальные необходимые признаки, отличающие науку от других форм познавательной деятельности, могут быть представлены как зависящие от указанных главных х-ристик и обусловленные ими.

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1403; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!