Ф. и Н., их специфика, взаимосвязь и роль в обществе



Понятие науки, Н. как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры

Н. – особый вид познавательной деятельнос­ти, направленной на выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию. Познание не ограничено сферой Н., знание в той или иной своей форме существует и за пределами Н.. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания. Полная и всеобъемлющая демаркация - отделение Н. от неН. - так и не увенчалась успехом до сих пор. Каждой форме общественного сознания: науке, Ф., мифологии, политике, религии и т.д. - соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу.

Н., имея многочисленные определения, выступает в трех основных ипостасях. Она понимается либо как форма деятельности, либо как система или совокупность дисциплинарных знаний или же как социальный институт. В первом случае Н. предстает как особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности. Во втором истолковании, когда Н. выступает как система знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности, научное знание пытается обеспечить себе зону автономии и быть нейтральным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам. Третье, институциональное, понимание Н. подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания. Впрочем, с институциональным оформлением связаны и другие формы общественного сознания: религия, политика, право, идеология, искусство и т.д. Н. как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей. Но то, что она является институтом, в котором десятки и даже сотни тысяч людей нашли свою профессию, - результат недавнего развития. Только в XX в. профессия ученого становится сравнимой по значению с профессией церковника и законника. С наукой нельзя связывать только фиксацию совокупности фактов и их описание. В настоящее время Н. предстает прежде всего как социокультурный феномен. Это значит, что она зависит от многообразных сил, токов и влияний, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь. Тем самым фиксируется двоякого рода зависимость: как социокультурный феномен Н. возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Она рассматривается в качестве социокультурного феномена потому что, границы сегодняшнего понимания Н., расширяются до границ "культуры". И с другой стороны, Н. претендует на роль единственно устойчивого и "подлинного" фундамента последней в целом в ее первичном - деятельностном и технологическом - понимании. Н. выступает как фактор социальной регуляции общественных процессов. Она воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рац-ого управления. Любая инновация требует аргументированного научного обоснования. Проявление социокультурной регуляции Н. осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности и этосу Н.. По подсчетам социологов, наукой способны заниматься не более 6-8% населения. Иногда основным и эмпирически очевидным признаком Н. считается совмещение исследовательской деятельности и высшего образования. Это весьма резонно в условиях, когда Н. превращается в профессиональную деятельность. Научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно. Н. составляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного государства. Современную науку называют Большой наукой. В конце XX в. численность ученых в мире превысила 5 млн. человек. Н. включает около 15 тыс. дисциплин и несколько сот тысяч научных журналов. Новые источники энергии и информационные технологии - перспективные направления совр. Н. Возрастают тенденции интернационализации Н., а она сама становится предметом междисциплинарного комплексного ан-за. К ее изучению приступают не только науковедение, ФН., но и социология, психология, история. Исследователи указывают на "внешнюю" и "внутреннюю" социальность Н.. Зависимость от социально-экономических, идеологических и духовных условий функционирования того или иного типа общества и государства, определяющего политику по отношению к науке, способы поддержки ее развития или сдерживания ее роста, составляют "внешнюю" социальность Н.. Влияние внутренних ментальных установок, норм и ценностей научного сообщества и отдельных ученых, окрашивающих стилистические особенности мышления и их самовыражение, зависимость от особенностей эпохи и конкретного периода времени составляют представление о "внутренней" социальности. В поисках ответа на вопрос, чем же обусловлен прогресс Н., следует выделять не только отношения Н. и производства, но и множество других факторов, среди которых институциональные, собственно интеллектуальные, философские, религиозные и даже эстетические. Поэтому промышленная революция, экономический рост или упадок, политические условия стабильности или дестабилизации д.б. поняты как факторы, существенно определяющие бытие Н. в системе прочих форм общественного сознания. Н. как социальный институт включает в себя прежде всего ученых с их знаниями, квалификацией и опытом; разделение и кооперацию научного труда; четко налаженную и эффективно действующую систему научной информации; научные организации и учреждения, научные школы и сообщества; экспериментальное и лабораторное оборудование и др. В совр. условиях первостепенное значение приобретает процесс оптимальной организации управления Н. и ее развитием. Формирование сложного организма "большой Н." стимулирует развитие такого рода исследований, которые х-рны именно для совр. эпохи. Так, существование Н. в качестве специфического социального института, все более активно включающегося в жизнедеятельность общества и имеющего свою собственную разветвленную структуру, между элементами которой складываются определенные связи и отношения, оказывается в центре внимания социологии Н.. Усложнение взаимоотношений людей внутри Н. как социального организма выдвигает проблемы ее социально-психологического ан-за. Н. далее выступает как элемент культуры в целом, воплощающий определенный тип деятельности в культуре. Она питается соками всей культуры и в то же время оказывает на нее мощное воздействие. Тем самым становится необходимым культурологическое исследование Н.. Вместе с тем следует подчеркнуть, что Н. была и остается прежде всего средством формирования научного знания, научной картины мира. Само существование Н. как специфического социального института, ее все возрастающая роль в обществе в конечном счете обусловлены тем, что Н. призвана выполнять в системе общественного разделения труда функции, связанные с осуществлением деятельности по формированию и развитию научного знания, определенных норм познавательного отношения к действительности.


Ф. и Н., их специфика, взаимосвязь и роль в обществе

Ф. - особая форма познания мира, существующая в рамках научной познавательной деятельности, устанавливающая общие принципы бытия и принципы отношения человека к миру. Совершенно очевидно, что никакая сфера человеческого духа, и Ф. в том числе, не может вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о мироздании. Ф. не м.б. наукой всех наук, равно как она не м.б. одной из частных наук в ряду прочих. Многолетний спор Ф. и Н. Тезисы, раскрывающих суть соотношения Ф. и Н. 1. Специальные Н. служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, искусству врачевания, искусству обучения, законодательству и др. Они изучают свой фрагмент бытия, ограничиваются отдельными частями мира. Согласно Гегелю, научное мышление погружено в конечный материал и ограничено рассудочным постижением конечного. Философию же интересует мир в целом. Она не может примириться с частностью, ибо устремлена к целостному постижению универсума. 2. Частные Н. обращены к явлениям и процессам реальности, существующим объективно, независимо ни от человека, ни от человечества. Их не интересует ценностная шкала человеческих смыслов, они безоценочны. Свои выводы Н. формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к которым может привести то или иное открытие. Мир в глазах философа - не просто статичный пласт реальности, но живое динамичное целое. Это многообразие взаимодействий, в котором переплетены причина и следствие, цикличность и спонтанность, упорядоченность и деструкция, силы добра и зла, гармонии и хаоса. Философствующий разум должен определить свое отношение к миру. Поэтому основной вопрос Ф. и формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру, сознания к материи). 3. Представители отдельных наук исходят изопределенных представлений, которые принимаются как нечто данное, не требующее обоснования. Ф. же в первую очередь стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно фил-го. Она направлена на выявление таких достоверных основ, которые могли бы служить точкой отсчета и критерием для понимания и оценки всего остального (отличия истины от мнения, эмпирии от теории, свободы от произвола, насилия от власти). Предельные, пограничные вопросы, которыми отдельная познавательная область либо начинается, либо заканчивается, - излюбленная тема философских размышлений. 4. Н. занимает свое достойное место как сфера человеческой деятельности, главнейшей функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Она есть одна из форм общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, предполагающая получение нового знания. Цель Н. всегда была связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. Ф. основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту. Она оказывает активное воздействие на социальное бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. Главные тенденции развития Ф. связаны с осмыслением таких проблем, как мир и место в нем человека, судьбы совр. Ц., единство и многообразие культур, природа человеческого познания, бытие и язык. Ф.стремится найти предельные основания и регулятивы всякого сознательного отношения к действительности. Поэтому философское знание выступает не в виде логически упорядоченной схемы, а принимает вид развернутого обсуждения, детального формулирования всех трудностей ан-за, критического сопоставления и оценки возможных путей решения поставленной проблемы. Отсюда известная сентенция: в Ф. важен не только достигнутый результат, но и путь к этому результату. Ибо путь (метод) и является специфическим способом обоснования результата. 5. Н. опирается на факты, их экспериментальную проверку. Ф. отстоит от сферы повседневности и уносится в мир интеллигибельных сущностей. Рассел утверждал, что Ф. "является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения". 6. Язык Ф. существенно отличается как от языка Н. с его четкой фиксацией термина и предмета, так и от языка поэтического, в котором реальность лишь образно намечается, а также от языка обыденного, где предметность обозначается в рамках утилитарных потребностей. Ф., предполагая разговор о мире с т. зр. всеобщего, нуждается в таких языковых средствах, в таких универсальных понятиях, которые бы смогли отразить безмерность и бесконечность мироздания. Поэтому она создает свой собственный язык - язык категорий, предельно широких понятий, обладающих статусом всеобщности и необходимости. 7. Ф.- не Н, но в ней господствуют понятийность, ориентация на объективность, идея причинности и стремление к обнаружению наиболее общих, часто повторяющихся связей и отношений, т.е. закономерностей. 8. Критерии научности: повторяемость в наблюдений; интерсубъективность знания (его всеобщность и независимость от личности ученого); воспроизводимость опыта. Они не приемлемы для Ф.. Н., претендующая на отражение мира в понятийной форме и с т.зр. закономерности, рассматривается как высший этап развития человеческого познания, свободный от предрассудков метод постижения истины, совокупность эмпирически достоверного и логически организованного знания. 9. Ф. и Н. как "звенья единой цепи" в направленности человеческого интеллекта к постижению основ бытия, в сфере натурфил-и, космологии, онтологии не отличались друг от друга. Если проводить соотношение Ф. и Н,, имея в виду структурные параметры, в частности то, что Н. включает в свою структуру субъект, объект, средства познания и прогнозируемые результаты, такая структурность не чужда и Ф.. 10. Разделение Н. и Ф. частенько проводится со ссылкой на то, что Н. обладает непосредственной практической значимостью, а Ф. нет. В то время как Н. дает методы изобретения физических и химических приспособлений, Ф. дает методы, с помощью которых можно направлять поведение людей. Таким образом, она достигает своей практической цели даже еще более прямым путем, чем собственно Н.. 11. Н. не содержит внутри себя критериев социальной значимости своих результатов. Функции контроля, упирающиеся в необходимость предотвращения негативных последствий осущ. Ф..

Философия науки развивается вместе с самой наукой. Она высту­пает своего рода самосознанием науки. Тесная связь философии и на­уки прослеживается на протяжении всей истории. В древности, когда наука только зарождалась, философия включала в свой состав отдель­ные научные знания. С отпочкованием от философии конкретных на­ук возникает новый тип их взаимоотношений. С одной стороны, фи­лософия, опираясь на достижения науки, развивает свои идеи, принципы и категориальный аппарат, а с другой — она активно влия­ет в качестве мировоззренчески-методологической основы на про­цессы фундаментальных научных открытий, их интерпретацию и включение в культуру.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!