Подходы к осмыслению Н. И. Канта и О. Конта



Философское творчество Канта делится на два периода: докритический (до начала 70-х годов) и критический. В первый период своей деятельности философ занимался исследованием вопросов естествознания и пытался дать их решение с материалистической позиции. Особенно большое значение для Н. и Ф. имела гипотеза Канта о возникновении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. В ней он высказал в самом общем виде диалектическую мысль об историческом возникновении и развитии Солнечной системы. И. Кант высказал предположение о замедлении вращения Земли благодаря действию приливов и отливов в океане. С 70-х годов начинается критический период деятельности Канта. Он переходит на позиции фил. дуализма и на основе критического ан-за познавательных способностей человека разрабатывает новый круг проблем. Единство системы взглядов Канта в этот период определяется той связью, которую он придает постановке и решению следующих вопросов: Что я могу знать? Что я могу делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? Ответ на первый вопрос ведет к решению проблемы границ познавательных возможностей человека. Хар-ми чертами его теории познания являются агностицизм и априоризм. По Канту (1724-1804) необходимые условия познания заложены в самом разуме и являются основой знания. В 80-е гг. он написал три работы, в кото­рых пытался решать эти проблемы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Предпосылкой этих работ составляет учение о «вещах в себе» и «явлениях». По Канту, су­ществует независимо от нас мир - мир вещей - «вещи в себе». Познание на­чинается с того, что эти вещи воздействуют на органы чувств и вызывают в них тени - явления. Но ни ощущения, ни понятия и суждения, ни разум не дают нам теоретического знания о «вещах в себе» - они не познаваемы. По­знаваемы только явления - феномены. В результате признается принципи­альная невозможность познания «вещей в себе». Кант в теории познания особое значение придает синтетическим су­ждениям, которые, в противоположность аналитическим, несут новые знания. Кант делит синтетические суждения на апостериорные (возникшие в резуль­тате опыта) и априорные (доопытные). Последним он придает первостепен­ное значение и основной вопрос об источниках знания, о видах знания и его границах формулируется им как вопрос о возможности априорных синтети­ческих суждений в математике, теоретическом естествознании и метафизике (Ф.). Решение этих вопросов Кант связывает с исследованием трех основ­ных познавательных способностей: чувственности, разума и рассудка. Чувст­венность - способность к ощущениям, рассудок - способность к суждениям и понятиям, разум - способность к умозаключениям, доходящим до идей. И. Кант разработал сложную гносеологическую конструкцию, включив в процесс познания три этапа, три ступени. 1)  этап чувственного познанияхар-ся способностью человека упорядочивать хаос ощущений при помощи их субъективных форм – пространства и времени. Таким путем образуется предмет чувственности, мир явлений. 2) область рассудка. Рассудок выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала под единство понятия. 3) разум, обладающий, по мнению И. Канта, способностью руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели. Разум в отличие от рассудка порождает «трансцендентальные» идеи, выходящие за пределы опыта. Они выражают стремление разума к постижению «вещей в себе». Но разум здесь бессилен. Как только он пытается выйти за границы опыта, вещи «бегут от него». Признавая независимое существование объективной реальности и утверждая невозможность её познания, Кант пытается в одной философской системе объединить материализм и идеализм. Ведущим в этой системе оказывается идеализм. Учение Канта преследует цель оправдать и обосновать религию. Человек, по мнению Канта, не в состоянии проникнуть в мир «вещей в себе». В этом мире находятся Бог, душа, свободная воля. И поэтому Н. не в состоянии и не имеет права судить о Боге, о душе (доказывать отсутствие Бога или смертность души), ибо всё это ей не доступно. Единственно, по Канту, что может проникнуть в мир «вещей в себе», в состоянии оторваться от наблюдаемого мира явлений и заглянуть в потусторонний мир, - это религия, соединяющая человека с Богом, предоставляющая в потустороннем мире свободную волю, освобождая его от всевозможных тягот, которые его угнетают и преследуют в чувственном мире. Ограничив область знания, он дал место вере. Заслугой И. Канта является то, что он первым в Ф. Нового времени показал сложность и противоречивость процесса познания.

О. Конт [позитивизм] (1798-1857) - основатель позитивизма, как и И. Кант, считал, что познать можно только явления. Он отрицал также понятие причинности, заменяя его представлением о постоянной последовательности явлений. В Н., по Конту, принципиально невозможно объяснение. Задача наук не объяснять, не исследовать сущность или причину явлений, а только вывести из основных явлений вторичные явления. Категории причины и сущности рассматриваются как пережитки донаучных представлений. При этом утвер­ждается, что любая научная истина относительна, неполна. Научное знание содержит в себе нечто взятое от объекта и от субъекта. Познание, по Конту, проходит три стадии развития: 1. Теологическая - где господствует в мышлении воображение. 2. Метафизическая - когда исследуется природа, как некоторая аб­страктная сущность и усиливается роль рассудка.
3. Позитивная, или научная, для которой хар-ны отказ от теоло­гии и метафизики и ориентация на положительное (конкретное) знание. Это знание обеспечивается математикой, астрономией, физикой, химией, биологией и социологией. Цель позитивной Н. и условие ее существования - выявление порядка и законов природы и общества. Все «метафизические» проблемы (о сущности бытия), объявляются, принципиально неразрешимыми. Законы понимаются как итог наблюдения постоянных отношений между изучаемыми явлениями, а познание этих от­ношений - единственный подлинно научный и «позитивный» вид знания. Прогресс знания заключается в переходе от религиозных представлений к абстрактному пониманию природы и затем - к позитивной науке. Высшей ступенью в развитии человеческого разума, Конт считал такую, на которой признается «невозможность достигнуть абсолютных знаний». Отвергая бэконовский принцип деления наук по различным способностям человеческого ума, он считал, что этот принцип должен вытекать из изучения самих классифицируемых предметов и определяться действительными, естественными связями, которые между ними существуют. Реализуя свои замыслы в отношении классификации (иерархии) наук, французский философ исходил из того, что: а) существуют н-и, относящиеся к внешнему миру, с одной стороны, и к человеку - с другой; б) философию природы (т.е. совокупность наук о природе) следует разделить на две отрасли: неорганическую и органическую (в соответствии с их предметами изучения); в) естественная Ф. последовательно охватывает "три великие отрасли знания" - астрономию, химию и биологию. Заключая свои размышления об иерархии наук, философ подчеркивает, что мы в конце концов "постепенно приходим к открытию неизменной иерархии... - одинаково научной и логической - шести основных наук - математики (включая механику. - В. К.), астрономии, физики, химии, биологии и социологии". Чтобы облегчить употребление этой своей иерархической формулы, Конт предлагал эту формулу "сжать", а именно сгруппировать н-и в виде трех пар: а) начальной, математико-астрономической; б) промежуточной, физико-химической; в) конечной, биолого-социологической. Введя в свою иерархию наук социологию, Конт, как известно, стал основоположником этой Н., которая бурно развивается в наши дни. Он был убежден, что социология должна иметь свои собственные методы, несводимые ни к каким другим как "недостаточным" для нее. Конт доказывал, что между всеми видами знаний существует глубокая внутренняя связь. Но контовская классификация наук носит в основном статический хар-р, недооценивает принцип развития. Кроме того, он не избежал физикализма, релятивизма, агностицизма, индетерминизма и некоторых других недостатков.



Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!