Позитивизм и его значения в развитии философии науки.



Позитивизм складывается в середине XIX в. После победы буржуазии в борьбе за политическую власть.

Основная идея позитивизма заключается в том, что источником всех человеческих знаний являются позитивные,т.е. наблюдаемые факты,показания наших чувств, которые познающий субъект классифицирует, распределяет, организует привнося в данный ему чувствами материал с помощью психологических или логических операций идею закономерности порядка.

Основоположник позитивизма Огюст Конт, французский философ, в 1817-1822 г. был секретарем А. Сен-Симона.

Позитивизм Конт рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом: ни наука, ни философия не могут и не должны ставить вопрос о причине явлений, а только о том, «как» они происходят. В соответствии с этим наука, по Конту, познает не сущности, а только феномены.

Три стадии интеллектуальной эволюции человечества (по Конту):

1.    теологическая – все объясняется на основе религиозных представлений

2.    метафизическая (философская) – заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами, знанием о всеобщем

3.    позитивная (положительная), или научная, на которой возникает наука об обществе (социология), а все науки изучают явления в их конкретно-чувственной данности человеку, не пытаясь проникнуть в сущность, познать причины.

Выделяют 4 исторические формы позитивизма: первый позитивизм (середина XIX в.: О.Конт, Д.-С. Милль, Г. Спенсер); второй позитивизм (рубеж XIX-XX в.: Э. Мах, Р. Авернариус); неопозитивизм (1920-1930-е годы.: Б.Рассел, Л. Витгенштейн, М.Шлик, Р. Карнап); постпозитивизм (вторая половина XX в.: К. Поппер, Т.Кун).

Основные постулаты позитивизма (присущи всем историческим формам):

1)    Метафизическая редукция всего познания к познанию явлений;

2)    Номинализм

3)    Индетерминизм

4)    Отрицание объективной закономерности мира.

Конт распространил данные постулаты на основанную им новую науку – социологию. Социология у Конта разделяется на социальную статистику и социальную динамику.

Второй позитивизм представлен работами Эрнста Маха, Рихарда Авернариуса.

Главная философская работа Маха- «Анализ ощущений и отношение физического к психическому». Здесь он развивает позитивистские и субъективно идеалистические взгляды. Мах называет ощущения «элементами мира». «Элементы мира подразделяются из на физические и психические. Эти элементы нечто нейтральное по отношению к материи и сознанию, и могут быть в одном отношении физическими, а в другом – психическими.

Махисты утверждают, что между физическими и психическими «элементами» существует неразрывная связь, та что не может быть физических «элементов» без психических («принципиальная координация» Авернариуса).

Неопозитивизм видел задачу философии не в систематизации научного знания, а в деятельности, направленной на анализ языковых форм сознания. Предметом философии должен быть язык-прежде всего – язык науки как способ выражения знания. Основной вариант неопозитивизма – логический позитивиз. У его истоков стояли Джорж Эдуард Мур, Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн.

Задача философии, по Расселу, заключается не в том, чтобы открывать факты или строить обобщения о фактах, а в том, чтобы подвергнуть логическому анализу высказывания науки, тем самым обеспечивая пояснениия знания.

Позитивизм провозглашаетглавной задачей изучение явлений, т.е. прежде всего того, что дано нам в ощущениях, что наблюдается, что есть, существует. Свидетельства чувств, считают философы, единственно доступны познанию. Так называемые «причины» и «сущности» - это всего лишь фиксация последовательности явлений. Всякая иная их трактовка – абстрактные, схоластические построения, не имеющие ничего общего с наукой.

Заслугой позитивистов является их попытка создать социальную науку – социологию (термин О.Конта), которая имела бы столь же строгий характер, как, например, физика.

Принцип «когерентности» Р. Карнапа и природа научных высказываний

Когерентная теория истины – концепция, сводящая проблемуистинности к критерию когерентности – т.е. самосогласованности, непротиворечивости, например, предложение истинно, если оно является элементом логически взаимосвязанной и когерентной системы.

Появления принципа когерентности связано с появления в неопозитивизме вопроса о критерии научности высказывания, вопроса о том, как различить научные высказывания от псевдонаучных. С этой целью в Венском кружке был выдвинут принцип верификации высказываний. Он долен был играть роль критерия демаркации (разделения высказываний на научные и ненаучные). В приближенном виде – высказывание можно считать научным, если оно сводимо в конечном итоге к так называемым атомарным высказываниям, фиксирующим непосредственные данные опыта.

В основании когерентной теории истины лежит восходящая к Античности философская идея о том, что только непротиворечивое и согласованное знание может быть знанием о реальности, противоречивое же знание ничего не описывает и не объясняет. Поэтому истинность каждого отдельного фрагмента знания (предложения, теории, гипотезы и т.п.) может быть удостоверена его принадлежностью к непротиворечивой и согласованной системе. В качестве методологического образца применения критерия когерентности были взяты логические и математические теории, допускающие высокую степень формализации.

Когерентная теория истины является попыткой переформулировать условия применения классической теории истины, чтобы, с одной стороны, избежать трудностей этой теории (неясности относительно того, как можно установить соответствие между некоторым фрагментом знания и фрагментом реальности, описываемой или объясняемой этим знанием), а с другой стороны, придать ей такую форму, которая допускает методологический анализ с применением точных логических методов. Схема анализа состоит в следующем: всякое предложение p, входящее в эмпирически значимое множество М, может рассматриваться как истинное только в том случае, если удается найти подмножество NM, непротиворечивостьилогическаявзаимосвязанностькоторогодоказана, иpN. Т.о., чемвбольшеечислокогерентныхподмножестввходитвысказываниеp, темсбольшейвероятностьюономожет считаться истинным. Эта схема объединяет логические и эмпирические методы анализа систем знаний с математической теорией вероятности.

Классический вариант когерентной концепции истины — теория Р. Карнапа. Р. Карнап утверждает, что объективно истинные, абсолютно достоверные знания возможны, они могут быть достигнуты в науке и выражены в протокольных предложениях. При этом протокольные предложения отображают не только формальную суть проблемы, но и позволяют увидеть субъективную сторону — чувственные переживания субъекта. Сводя истинные знания к протокольным предложениям, Р. Карнап предлагал очистить язык философии от бессмысленных псевдопредложений. Важнейшим критерием истины становится критерий верификации. Вспомнив о кантовском делении высказываний на аналитические и синтетические, априорные и апостериорные, Карнап предложил принцип «когерентности»: «Высказывание следует признать истинным, если оно внутренне логически не противоречиво и не противоречит другим высказываниям в составе данной концепции».


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1718; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!