Интернализм и экстернализм в понимании механизмов научной деятельности.



Экстернализм и интернализм – течения в историографии и философии науки, возникшие в 1930-е г.

Сторонники экстернализма считают, что основной задачей изучения науки является реконструкция социокультурных условий и ориентиров научной деятельности («социальных заказов», «социоэкономических условий» и т.д.), которые выступают в качестве фактора, непосредственно определяющего динамику науки-структуру получаемого знания, его характер и направление дальнейшего развития.

Экстерналистское направление ставило своей целью выявление связей социально-экономического развития общества и развития научных знаний.

Одним из предшественников экстернализма можно считать Ф.Энгельса, утверждавшего, что «потребности техники ускоряют развитие науки больше, чем сотня университетов».

Основные идеи экстернализма представлены в работах Г.Спенсера, Дж. Бернала, Дж. Холдейна, Э.Цильзеля, и др.

Наиболее полное воплощение экстернализм нашел в концепции «социологии науки». Социология науки - область социологии, исследующая взаимоотношение науки как социального института с социальной структурой. Поиски подходов к социологическому анализу науки шли в различных направлениях. Согласно Флеку, задача социологии состоит в изучении взаимоотношений между интеллектуальным коллективом и стилем мышления. Он подчеркивал предмет социологии – осмысление механизмов признания интеллектуальным коллективом индивидуального творческого достижения и раскрытие коррелятивной связи научного сообщества с определенными стилями мысли.Другую программу социологии науки выдвинул Ф. Знанецкий, который полагал, что социология вообще не должна анализировать ни формы, ни содержания знания. Ее задача – изучение социального взаимодействия людей, ответственных за генерирование знания (анализ социальных ролей ученых, их ценностных ориентаций и предпочтений).

В работах Дж. Бернала представлен анализ науки как социального института, социальных функций науки в их динамике и сложном взаимоотношении с обществом, взаимодействия науки и промышленности на различных этапах человеческой истории, многообразия форм организации научных исследований – от университетской науки до промышленных лабораторий.

Джон БердонХолдейн развивал идею о социальном заказе как главном факторе развития научного знания. Будучи убежденным марксистом от последовательно применял взгляды Маркса к интерпретации истории развития науки.

Интернализм – сложился как оппозиция экстернализму. Представлен в трудах у К.Поппера и его ученика И. Лакатоса. Интернализм продолжает традиции «интеллектуальной истории науки», «истории идей» и рассматривает в качестве основной движущей силы развития науки внутренние, связанные с природой знания факторы: объективную логику возникновения и решения проблем, эволюцию интеллектуальных традиций и исследовательских программ. Говоря проще, наука развивается не благодаря социальному воздействию, а в результате своей внутренней эволюции, где главным является изменение способа мышления.

Примером интернализма может служить неорационализм Гастона Башляра. Исходный принцип его философии – понятие «нового научного разума», которое, по его мысли, является выражением современной ступени познания.

Т. Кун пытался преодолеть противоречия экстерналистского и интерналистского направлений, считая, что для первоначального развития какой-либо области науки необходимо знать социальные потребности общества, а для зрелой науки приемлема интерналистская историография.

Интернализм и экстернализм как метафизические противоположности сходятся в одном – в невозможности решить проблему источника, причины развития науки, раскрыть законы ее развития и, следовательно, предложить целесообразную программу активизации научных исследований.

Новый рационализм» Г. Башляра

Башляр считал, что критика науки должна быть усилена, необходим новый рационализм. Башляр отвергает теоретико-методологический догматизм: для научной философии нет ни абсолютного рационализма, ни абсолютного реализма, «невозможно исходя из какого-либо одного философского лагеря судить о научном мышлении.

Исходный принцип философии – понятие «нового научного разума», которое, по его мысли, является выражением современной ступени познания. Башляр утверждал, что объект научного познания выступает не как реальность, а как модель, явившаяся результатом предыдущей логической и экспериментальной деятельности; непосредственная данность природы играет здесь роль повода для научной мысли, а не объекта знания. Соприкоснуться с реальными элементами мира позволяет творческое воображение, оперирующее образами.

Новый рационализм, о котором говорит Башляр, это, во-первых, открытый рационализм, способный к радикальной проблематизации своих собственных оснований. И, во-вторых, это рационализм, опережающий эксперимент абстрактной мысли, оформляемой математически. «Доказательство связности конкретного ищут в сфере абстракций».

Важным понятием нового рационализма, выдвигаемого Башляром, выступает понятие «феноменотехники», характеризующее новый этап взаимоотношений разума и мира. Дело в том, что динамика этих взаимоотношений, как считает философ, проходит через момент инверсии. Это означает, что если в классической науке разум формируется под определяющим воздействием мира, то в науке неклассической он уже сам, по своей собственной мерке формирует свой мир. Поэтому на смену эпистемиологической диаде «субъект-объект» приходит триада «субъект-проект-объект». В науке, говорит Башляр «размышление суъекта об объекте всегда принимает форму проекта.

Другим фундаментальным сдвигом в науке выступает повышение онтологического статуса возможности становления по отношению к бытию: «Возможное гомогенно бытию…, реальность обнаруживается как частный случай возможного».

Аналогичным образом, считает Башляр происходит и инверсия таких категорий, как вещь и отношение. Проводником возросшей познавательной деятельности и онтологической функции отношений выступает, по мысли эпистемолога, характерный для новой науки алгебраический дух, оттесняющий геометрическе мировидение с его интуицией и воображением.

В истории эпистемологической мысли 20 в. Идеи, высказанные Башляром в этой книге, значимы, прежде всего те, что они способствовали развитию исследованию научного знания в реальном историческом контексте его возникновения и функционирования. Не прошли незамеченными и такиепонятия Башляра, как «эпистемологическое препятствия» и «эпистемологический разрыв»,способствовавшие преодолению односторонности кумулятивистского подхода к истории и эпистемологиинауки. Тем самым был открыт путь для эпистемологически углубленных исторических исследований науки,внесших свой вклад в философию науки 20 в.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 3449; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!